Вокруг шестикратного лауреата Сталинской премии Ивана Пиреева ходит столько легенд и слухов, что, если верить им, его можно назвать «русским Вайнштейном». При его жизни большинство актеров молчали — режиссер в то время был очень влиятельным.
История «советского Вайнштейна»: как глава «Мосфильма» Иван Пырьев зажигал и гасил звезды
Пока в Голливуде кипит секс-скандал вокруг влиятельного продюсера Харви Вайнштейна, а в Европе судят, насколько податливым был тенор Пласидо Доминго в молодости, нам тоже есть что вспомнить. Как и на Востоке, отношения между кинобоссами и актерами — дело тонкое. Там, где есть шантаж и принуждение, и там, где есть взаимовыгодное соглашение. Одной из жертв таких скандалов после его смерти стал Иван Пирев, советский режиссер и глава «Мосфильма».
Жена не стерпела измен
Режиссер Иван Пырьев. Фото.
«Кубанские казаки», «Трактористы», «Свинарка и пастух» — своими фильмами Иван Пырьев сделал себе имя на граните советского кино. За это он был удостоен шести Сталинских премий и назначен руководителем «Мосфильма». Власть, признание, безусловная власть и красивые актрисы из соседнего дома — а в послевоенные 50-е, когда вокруг валяются руины, как можно устоять перед соблазном? Соблазнительница, искусительница, карательница, составительница черных списков!
Все началось с Фроси Бурлаковой, прекрасной актрисы Екатерины Савиновой, будущей звезды «Приходите завтра». Она якобы только Пырьев заприметил студентку ВГИКа и позвал наивную, но замужнюю 22-летнюю девушку с Алтая на роль в «Кубанских казаках». И у Савиновой все складывалось прекрасно: дебют в «Пырьеве», одновременно приглашение во МХАТ, все дороги открыты. Но внезапно связь прервалась. 13 лет без главной роли, крошечные эпизоды без упоминания в титрах.
Актриса Екатерина Савинова. Кадр из фильма «Приходите завтра».
Жена режиссера Савинова, Евгения Ташкова, снявшего «Приходите завтра», уверена: все дело в том, что она отказала Пырьеву. Да, даже ударили по лицу на съемках фильма «Казаки Кубани», играя в то время жену эпатажной Марины Ладыниной. Именно это в свою очередь вышло за ворота и якобы стало роковым. Недоброжелательность погубила Екатерину — в 43 года она покончила жизнь самоубийством.
Пырьев познакомился с блондинкой Мариной Ладыниной, снимавшейся вместе с Екатериной Савиновой в фильме «Кубанские казаки», в 1936 году, когда он был женат на другой актрисе, 20-30-летней звезде Аде Войзик. Их отношения держались в тайне от общественности, а когда Ландинина родила режиссеру сына Андрея, он развелся с ней и создал с ней новую семью. Актриса блистала во всех фильмах Пырьева — «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и шести других — стала народной артисткой СССР и получила пять Сталинских премий. Но чем ближе Ладынина узнавала своего мужа, тем больше слухов о красоте режиссера распространялось. В 1953 году, во время съемок фильма «Испытание веры», в Госкино придумали запрет на снятие сериала с участием собственных женщин — на главную роль утвердили Ладынину Пырьев смог отбиться, но провалил испытание веры. Это была шутка: только в 1955 году Ладынина и Пырьев официально поженились, через год отпраздновали 20-летие отношений и вскоре развелись в суде.
Марина Ладынина. Кадр из фильма «Казаки Кубани».
Документов, подтверждающих, что Пырьев попал в черный список, не сохранилось, но с Ладыниной все было как с предыдущими женами директора «Мосфильма»: ее больше не снимали. Хотя сама актриса объяснила, что возраст не позволяет ей это сделать и что она не хочет играть старуху. Говорят, что она любила его до самого конца.
«Любую прачку мог сделать звездой»
Нет лучшего места, чем пустой участок. В 1959 году 58-летний режиссер взял 18-летнюю актрису Людмилу Марченко — русскую Одри Хепберн, как ее называли впоследствии, — без кинопроб. Прослушивания не было, потому что у них якобы был роман (!). Пырьев снял для девушки квартиру и очень настойчиво ухаживал за ней, заваливая подарками. Вся Москва знала об этом романе, Людмилу называли «Пырченко». Но свадьба так и не состоялась. По иронии судьбы, молодая актриса нашла будущего мужа именно на съемках «Белых ночей» Пырьева — избранника Олега Стриженова («Звезда пленительного счастья»). Как только Пырьев узнал об интрижке, с ним случился инсульт. Кстати, Стриженов в то время был женат.
Актриса Людмила Марченко. Кадр из фильма «Белые ночи».
Даже после разрыва с Пириевым Марченко каждый год выпускала по фильму, но Галина Дорожкина, сестра актрисы, до сих пор уверена, что именно глава «Мосфильма» похоронил карьеру Людмилы: «Отрицание самого Ивана Пириева — мощного режиссера, основателя Союза кинематографистов. Он мог сделать кинозвезду из любой прачки! И он может уничтожить любимую актрису нации, затмить ее, что он уже не раз делал. Его долгие поиски, очень похожие на поиски его безумной жертвы, принесли актрисе сначала большое счастье, затем несчастье и, наконец, даже потерю здоровья.
Судьбу для фильма Пырьева «Испытание веры» схватила другая судьба — Клара Румянова, главный анимационный голос СССР (она озвучивала зайчика в «Ну, погоди!», Чебурашку в «Крокодиле Женьке», исполняла песню Мамонтенка и так далее).
Актриса Клара Румянова. Фото.
Актриса якобы закончила работу над сценарием фильма «Испытание», после чего якобы получила «запрет на торговую марку» от Пырьева. Если посмотреть на фильмографию актрисы, то перерыв в ней начался сразу после смерти режиссера в феврале 1968 года, когда патологоанатомы обнаружили шесть сердечных приступов, перенесенных режиссером в ногах во время работы.
Официальная биография
Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в Томской губернии. После гибели отца в сражении он с трех лет рос в семье деда. С 1915 года он воевал на фронте и был награжден различными наградами. Заболев брюшным тифом, он уехал в Екатеринбург и поступил в театральную студию. В 1921 году он переехал в Москву, где снимался в различных ролях в постановках Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.
Окончив актерско-режиссерский факультет Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГИКТЕМАС), Пырьев начал свою карьеру в качестве режиссера. Его первый фильм, «Партийный билет» о врагах народа, вышел в 1936 году, но настоящую известность он получил как комедийный режиссер. Он снял музыкальные комедии «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Казаки Кубанского», романтический фильм «В шесть часов вечера после войны», а также экранизации романов Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы».
В 1954-1957 годах он руководил киностудией «Мосфильм», а затем основал и возглавил Ассоциацию кинематографистов. Иван Пырьев умер во сне от очередного сердечного приступа 7 февраля 1968 года.
Марина Ладынина
Биография Пырьева была бы вполне обычной, если бы не его «любовь» к слабому полу. Он в полной мере воспользовался своей властью и положением и буквально не упустил ни одной актрисы.
Пырьев был женат трижды. Его первой женой была актриса Ада Войчик — удача для того времени, когда власть ее мужа еще не была столь велика. Она снялась в его фильме «Партийный билет» (1936), а затем продолжила свою карьеру актрисы в других фильмах без участия Пурьева. Когда эта пленка была выпущена, Иван уже был влюблен в свою будущую вторую жену, Марину Ладинину. Они встретились на выходе из киностудии «Мосфильм», и вскоре он попросил ее руки и сердца. В 1938 году Марина родила сына Андрея, после чего Пирев окончательно развелся с Адой и женился на ней.
Ладынина сыграла важные роли во всех его фильмах того периода («Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и др.) и до определенного момента покорно терпела интриги мужа (возможно, закрывая глаза на то, что отвергнутые им актрисы разрушали его кинокарьеру). Последним фильмом Пырьева с Ладыниной в главной роли было «Испытание веры» (1954). Они жестоко ссорились на съемочной площадке и позже развелись.
После этого Марина Ладынина снялась только в одном фильме, который так и не вышел в прокат. Официальная причина отсутствия ролей заключалась в том, что она хотела остаться в памяти юных зрителей. Но это, вероятно, не было главной причиной.
Екатерина Савинова
Актриса прославилась ролью Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). Иван Пырьев хотел подарить ей еще несколько лет внимания, но Савинова упорствовала. Когда он пригласил ее в гости с определенными намерениями, она не удержалась и ударила его по лицу. Тогда Пырьев использовал все свое влияние, чтобы ее не пригласили ни на одну роль. Так получилось, что Савинова пришла на пробы, успешно прошла, но была отвергнута. Играть в театре она не хотела, учитывая уклон в кино. После нескольких эпизодических ролей она сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра». » (1963), но и это удалось только потому, что фильм снимался на Балтийском море.
Известная актриса, голос многих советских мультфильмов, по упорным слухам, должна была сыграть важную роль в «Испытании покорности» вместо Ладининой. Это уже свидетельствовало о том, что уверенность во втором браке Пырьева от дела: только роли в фильмах ей не предлагали. Румянова, однако, не согласилась: Ей не понравился сценарий, а претензии режиссера вышли за профессиональные рамки. В то время она еще не была знаменита, но Пырьев сделал все возможное, чтобы предлагать ей роли как можно реже. Ее карьера взлетела в середине 1960-х годов.