5 неприятных фактов о Фаине Раневской, от которых будет не по себе. Фаина раневская биография.

Ее отец спокойно воспринял увлечение дочери театром. Но когда Фаина объявила семье, что стремится к жизни актрисы, родители восстали против нее, что привело к скандалу и разрыву отношений.

Фаина Раневская

Актриса Фаина Раневская покорила старую Россию и весь Советский Союз. Она была известна как озорная, саркастичная дама с искрометным чувством юмора и философ с сигаретой между зубами. Ее одновременно боялись и почитали, ее желали одни и сторонились другие. Такой все запомнили художницу, которая скрывалась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой.

Фаина Раневская (на самом деле Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в конце августа 1896 года под знаком Девы в богатой еврейской семье. В то время семья Фельдман жила в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины, в семье было еще четверо детей: сестра Изабелла Фельдман и три брата (один умер в младенчестве). Мать Фаины была домохозяйкой — воспитывала наследников. Ее отец был влиятельным промышленником, владевшим фабрикой, бизнесом, домами и пароходом.

Фаина не чувствовала себя комфортно в доме отца и страдала от одиночества. В детстве она была застенчивой и неуверенной в себе, отчасти из-за заикания. Это случалось и во взрослом возрасте иногда в моменты волнения, но только в обычной жизни — никогда на сцене.

Девочка мало общалась со сверстниками и даже умоляла родителей забрать ее из выбранной женской гимназии, где она чувствовала себя неловко и не любила учиться. С тех пор учителя посещали Фельдманов на дому, и Фанни получила достойное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, хорошо знала иностранные языки и увлеченно читала.

После десяти лет Фанни увлеклась кино и театром. В 13 лет ее очень впечатлила театральная постановка «Вишневого сада». Оно было настолько велико, что девочка сдала экзамен в школе и стала посещать театральную студию. Вскоре дочь объявила, что будет учиться на профессиональную актрису. Это и стало причиной разрыва Фаины с родителями. Отец долгие годы не общался с дочерью. В 1915 году Фани Фельдман уехала в Москву.

Театр

Фанни приехала в столицу с пустыми руками: отец не дал дочери ни копейки на жизнь, считая ее желание стать художницей глупым капризом. Немного денег ей тайком дала мать. Девушка переехала в крохотную комнатку Большой Никитской и сразу почувствовала себя счастливой и свободной. В эти годы будущая актриса познакомилась с легендарными личностями, очень популярными в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой и Владимиром Маяковским. Также он познакомилась и даже влюбилась в актера Василия Кахалова.

Фаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в московские театральные училища, и ей пришлось искать казенную школу. Денег на оплату учебы не хватало. Знаменитая актриса Екатерина Гельцер не дала девочке пропасть. Она подала заявление с просьбой взять Фельдмана в один из подмосковных театров. Но когда сезон летних спектаклей закончился, молодой актрисе пришлось искать другую работу. Постепенно ей удалось поработать в театрах Керчи, Кисловодска, Феодосии, Баку, Ростова, Смоленска.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с семьей — семья Фельдман эмигрировала. Но был и счастливый момент — девушку приняли в Театр актеров. Наконец-то молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», в котором она сыграла роль Маргариты.

Затем последовали постановки, в которых актриса воплощала более ярких героинь. В «Вишневом саде» она предстала в роли Шарлотты Ивановны. Фаина Григорьевна работала в этом театре до 1931 года, после чего перешла в более известный Каммертеатр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

В начале 1950-х годов Фаина Раневская стала актрисой Театра имени Моссовета, пребывание в котором сопровождалось частыми скандалами. Талант актрисы часто превосходил дарование режиссера. У Раневской было свое представление о пьесе, которое иногда не совпадало с режиссерским.

Например, сыграв эпизодическую роль в спектакле «Гроза», она полностью переписала пьесу и придала ей свой оттенок. При этом Фаина Георгиевна даже затмевала актеров в главных ролях, что не было запланировано ни актерами, ни постановщиками спектакля. Ссоры и конфликты с Юрием Заванским впоследствии нашли отражение в анекдотах и афоризмах, переданных острым языком Раневской. Тем не менее, актриса выступала на этой сцене в течение четверти века.

Здесь он сыграл замечательные роли. Зрители были в восторге от миссис Сэвидж в исполнении Раневской и аплодировали стоя Люси Купер в «Следующей вещи — тишина». Телевизионная версия спектакля вышла в 1978 году. Вместе с Раневской роль Барклая Купера сыграл Ростислав Плятт.

  Женская лига»: как сложились судьбы участниц популярного шоу на ТНТ. Женская сборная игра тнт.

Он завершил театральную биографию Фаины Георгиевны в 1963 году в театре имени А.С. Пушкина, бывшем ТЮЗе.

В детстве заикалась и была нелюдимой

Трудно поверить, но смелая и уверенная в себе Фаина Раневская в детстве была очень застенчивым ребенком, который к тому же заикался. По этой причине она не смогла учиться в элитной женской гимназии, куда ее отправили родители. Асоциальная девочка чувствовала себя очень неуютно среди сверстников, поэтому в итоге она оказалась на домашнем обучении.

Вплоть до зрелого возраста Фаина иногда заикалась. Это случалось в моменты волнения, но на сцене она держала себя в руках. Кстати, об актрисе-заике очень интересно пишет Элла Вашкевич в своей книге «Фаина Раневская. Психоанализ эпатажной домохозяйки»:

«Фаина Раневская никогда не заикалась. Заикалась Фаина Фельдман. Маленькая девочка, которая была убеждена, что родители ее не любят, и считала, что она лишний ребенок в семье. Она заикалась, пока не придумала Фаину Раневскую. Это классический способ справиться с заиканием!».

Осознанно отказывалась рожать

Фаина Раневская всю жизнь оставалась одинокой. Но это не значит, что она оставалась целомудренной до самой смерти. Судьба актрисы была отмечена долгими романами, и не раз ей удавалось стать матерью. Но все свои беременности женщина прерывала. Возможно, это было связано с тем, что она сама была как ребенок — капризная и непредсказуемая. Анна Ахматова, с которой актриса близко дружила, заметила:

«Фаина, вам 11 лет, и вы никогда не будете 12!».

Тем не менее, Раневская впоследствии глубоко сожалела, что так и не родила ребенка. Она пыталась заглушить его шутки о боли, но горечь по этому поводу никуда не делась. Неудивительно, что однажды актриса приютила бездомную беспородную собаку, которую она назвала Мальчик и в которую была беззаветно влюблена в детстве.

«Я все поняла»

Фаина Раневская. Тайна одиночества

Отрывок из нее отражается на всей судьбе Ранеф-скаи. Из ее записок узнается исповедь актрисы. Когда юная Фая узнала о смерти Чехова из газетной статьи, она сразу же прочитала его рассказы, которых до этого не знала, и была потрясена: «Это был конец моего детства. Я поняла все о человеческом одиночестве». Горькие записи из детства будут часто находить и после смерти актрисы. Ни один исследователь не осмелится сказать, что заставляло ребенка из полной, счастливой и благополучной семьи чувствовать себя как-то отчужденно, ностальгировать и тревожиться каждый день. Ее собственный отец любил подшучивать над дочерью: «Фаека некрасивая и к тому же заикается», — говорил он. Мог ли жестокий юмор отца заронить в душу маленькой Фейки мысль о том, что неприятие или ощущение себя не таким, как все, делает человека с таким талантом одиноким — мы никогда не узнаем.

Фаина Раневская в молодости: побег

Фаина Раневская. Тайна одиночества

19-летняя Фаина Раневская сбежала из любящего дома, потому что у нее была роковая любовь. К театру. Это случилось после второго посещения спектакля «Вишневый сад». В то время Фаина гуляла по родному городу Таганрогу с молодым кавалером. Открыв по какой-то причине свою сумку, девушка не смогла удержать содержимое, и часть купюр рассыпалась по улице. Под впечатлением от недавнего посещения театра Фаина резко рассмеялась и заметила: «Как красиво они летают!». Тогда слуга посмотрел на очарованную будущую актрису и впервые назвал ее по имени героини чеховской пьесы — Раневская. Это был еще один камень, который склонил чашу весов в ее решении сделать карьеру в театре. Этот псевдоним, органично вписавшийся в мировоззрение девушки, впоследствии стал ее настоящим именем и в документах. Узнав, что частная театральная школа, в которой училась Фаина, была для нее не просто увлечением, отец расстроился. А Фая — и без того настырная и независимая, просто уехала из столичного дома. Через два года, предчувствуя революцию, родители Раневской навсегда покинули страну.

Фильмография: фильмы с участием Фаины Раневской в главной роли

Кинематограф девушки постоянно пополнялся работами в фильмах «Подкидыш», «Ошибка инженера Кочина», «Подкидыш», «Новые приключения Швейка», «Свадьба», «Весна», «Небесный кошмар», «Легкая жизнь», «Девушка с гитарой», «Встреча на Эльбе».

При этом Фаина Раневская часто публиковала цитаты и афоризмы для мужчин и женщин, которые даже выходили отдельными сборниками. Некоторые из них были упомянуты великой актрисой в ее книге «Дневники в лохмотьях», ее сестрой Изабеллой в книге «Моя сестра Фаина Раневская».

Личная жизнь Фаины Раневской

Личная жизнь Фаины Раневской всегда была бурной, хотя женщина часто разочаровывалась в своих партнерах. В то же время она часто говорила, что ненавидит мужчин и считает их законченными негодяями. Все это произошло из-за мужчины, в которого Фаина впервые влюбилась, на что он ответил взаимностью и пригласил ее к себе.

  Форт Боярд. Форт боярд с бузовой.

Ранефская порхала от счастья, приготовила вкусный ужин из дефицитных продуктов, красиво оделась, а ее кавалер пришел пьяный да еще с юной красавицей на руках. Бабник предложил девушке погулять, а сам удалился со своей спутницей.

По слухам, девушка также встречалась с Толбухиным и известными режиссерами Таировым и Михоэлсом, но сама актриса говорила, что это была лишь близкая дружба с мужчинами, но не более того.

Кстати, многие прогрессивные люди считали Фаину женщиной с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но она только смеялась над этими нелепыми слухами.

Фото Фаины Раневской в молодости является доказательством того, что женщина была несчастлива в любви, ведь у нее были невероятно грустные глаза, выдающие одиночество.

Театр

Фаина ценила настроение Павлы Вульф, мудрая актриса давала начинающей актрисе советы и делилась своим опытом.

Благодаря Павле Леонтьевне Раневская стала не участницей массовых сцен, а театральной актрисой. Однако в театре ей еще предстояло многое изменить:

  • с 1918 по 1924 годы она работала в Первом советском передвижном театре;
  • с 1925 по 1931 годы Раневская была актрисой рабочего театра в Баку, драматических театров в Сталинграде, Архангельске, Смоленске.

В 1924 году ей довелось немного поработать в столичном театре Министерства просвещения Москвы. А с 1931 года Фаина Раневская стала востребованной актрисой московского театра, больше, чем ей позволяла столица.

Фаина Раневская

До Второй мировой войны Фаина Григорьевна работала в Камерном театре и Центральном театре Красной Армии.

В годы войны Фаина Григорьевна вместе с семьей Павлы Вольф-Раневской была эвакуирована в Ташкент. Там он особенно сблизился с поэтом Анной Ахматовой. Когда Аню увезли больной из Ленинграда, Паина практически сопровождала ее. Их дружба потом продолжалась до конца жизни. Приезжая в Москву, Ахматова часто останавливалась у Раневской. Или они встречались в гостиничном номере, как писала Фаина: «В маленькой комнате, за столом, покрытым потертым бархатным покрывалом, за двумя стаканами бледного и давно остывшего чая — две великие старухи нашего века».

После возвращения из эвакуации Раневская работала в Московском драматическом театре (ныне Театр имени Маяковского), Театре имени Пушкина и Театре имени Москвова, где выходила на сцену до самой смерти.

Фаина Раневская

У нее было всего несколько важных ролей, в основном она играла второстепенных персонажей, но играла так, что зрители шли на спектакль только из-за Раневской.

Она играла почти во всех пьесах А.П. Чехова, любимого автора ее матери.

Роль Фаины Раневской

гувернантки Шарлотты Ивановны

Личная жизнь

В личной жизни великая актриса Фаина Раневская была глубоко несчастна. Она так и не вышла замуж, а однажды ошпарила одного из своих коллег. Фаина влюбилась в него, и он тоже ответил ей взаимностью. Однажды она решила пригласить его к себе домой. Мужчина согласился, но пришел не один, а в сопровождении своей девушки, и предложил Фаине пойти погулять и оставить их наедине. С того дня Фаина больше никогда не влюблялась и не доверяла мужчинам.

Фаина Раневская - личная жизнь

В 1960-х годах она переехала к своей овдовевшей сестре Изабелле, которая решила встретить старость с единственной дочерью. К 1964 году Изабеллы не стало. Раневская была предоставлена самой себе. В последние годы жизни, кроме актрисы, с ней оставался только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После ее смерти на ее надгробии была установлена фигурка этого пса.

Смерть

Фаина Раневская умерла 19.07.1984 года в Кунцевской больнице. Причиной смерти стал сердечный приступ и пневмония. Великую актрису похоронили за месяц до ее 88-летия на Ново-Донском кладбище, недалеко от ее сестры Беллы.

Могила Фаины Раневской

Ее могила постоянно усыпана живыми цветами, которые в течение всего года приносят благодарные зрители и почитатели ее таланта.

Муля, не нервируй меня

Раневская не получила широкого театрального образования. Тем не менее, она создала такие яркие и запоминающиеся образы второго призыва, затмив романтических красавиц — главных героинь. С 1915 года выходит на сцену провинциальных театров в Керчи, Феодосии, Смоленске, Архангельске, позже переезжает в Подмосковье. Затем актрису приглашают в столичный Театр имени Моссовета, где она продолжит работать долгие годы. Выбор псевдонима «Раневская» не случаен. Фаина всегда считала, что она похожа на героиню пьесы «Вишневый сад», потому что постоянно что-то падает, теряется, страдает от собственной рассеянности. На самом деле она была совершенно беспомощна в бытовых вопросах. Именно поэтому она нанимала домработниц для ведения хозяйства. Все вокруг знали о непростом характере актрисы. Она была резкой, вспыльчивой, не терпела лжи и неожиданно осаждала режиссера, что приводило к смене театра. Дольше всего Раневская проработала в Московском театре имени Моссовета, хотя часто конфликтовала с режиссером Юрием Савадским и критиковала его методы работы. Именно в этом театре она сыграла самую важную и запоминающуюся роль. Позже Фаина Георгиевна скажет: «Я спала со многими театрами, но удовольствие не приходило». В кино актриса пришла в 1934 году, когда сыграла мадам Луазо в фильме Ромма «Пышка». Но слава всех ассоциаций обрушилась на нее после съемок в комедии «Подкидыш». Строчка «Муля, не нервируй меня» была придумана Раневской.

  Сельма Лагерлеф. Сельма лагерлеф биография.

В фильме «Подкидыш» Фаина Раневская придумала реплику «Муля, не нервируй меня».

Впоследствии Фаина всегда жалела о своей импровизации, ведь она сопровождала ее всю жизнь. Мало кто знает, что даже генсек Л.И. Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, не мог не пошутить над Мулей. Фаина Ивановна с гордостью ответила, что эта фраза вызвала у нее дорожный гнев. Леонид Ильич устыдился и попросил прощения у любимой артистки. За свою карьеру Ранефская снялась в 25 фильмах, подарила свой голос многим мультфильмам и сыграла множество ролей в театре. Но актриса считала, что ее лучшей ролью была мачеха из фильма-сказки «Золушка». Секрет ее популярности кроется не только в артистизме, но и в ее уникальной манере поведения и свободе суждений, благодаря которой многие высказывания королевы эпизода стали крылатыми выражениями. Обладая уникальным чувством юмора и сарказма, Фаина Георгиева превратила собственную жизнь в трагикомическое зрелище. Однажды пожилая актриса упала на обледеневший тротуар и неустанно требовала, чтобы прохожие ее подняли, заслужив от окружающих фразу: «Народные артисты на улице не валяются».

Личная жизнь

Личная жизнь блистательной актрисы не сложилась, у нее не было ни мужа, ни детей. Возможно, причиной тому была ее недостойная внешность, неустойчивый характер или печальный опыт. Ее первая любовь не была взаимной, затем пришло разочарование в понравившемся молодом человеке. Наконец, Раневская перестала доверять мужчинам. В последние годы жизни она была очень одинока. Некоторое время рядом с ней был журналист Глеб Скороходов. Он оставался единственным связующим звеном между художницей и внешним миром. Фаина Георгиевна считала его своим сыном и со свойственным ей юмором говорила: «Я его усыновила, а он меня бьет!». Но их дружба закончилась внезапно — Раневской не понравилась рукопись книги, которую Скороходов написал по ее воспоминаниям о детстве, юности и раннем творческом периоде. В последние годы жизни рядом с ней оставался только ее верный пес Мальчик. Фаина Георгиевна подобрала дворнягу на улице, выходила и отдала этому существу всю свою любовь и нерастраченную нежность. Маленький пес очень скучал, когда актрисы не было дома, поэтому она часто брала его с собой на репетиции. В память о верном друге на надгробии великой актрисы была установлена статуэтка ее любимой собаки.

— О нежной дружбе Любови Орловой и Раневской ходило много сплетен. Были даже домыслы о нетрадиционной сексуальной ориентации Фаины Георгиевны. Слухам способствовали и его близкие отношения с подругой Павлой Вульф. Раневская жила в ее доме несколько лет — Фаина Георгиевна сыграла особую роль в судьбе Владимира Высоцкого. Они познакомились в 1960 году в театре имени Пушкина. Именно там началась карьера будущего барда. Случилось так, что у молодого артиста случился большой запой. Раневская встала на его защиту, помогла предотвратить увольнение и убедила руководство дать ему еще один шанс. Однажды актриса получила предложение работать в КГБ. Посоветовавшись с близким другом, она сумела отказаться от предложения, не навлекая на себя гнев могущественного Комитета государственной безопасности. Она невинно заявила, что не может стать агентом, потому что разговаривает во сне и может выдать врагам государственные секреты. Тогда актрису оставили в покое. Это же оправдание помогло ей в щекотливой ситуации, когда руководство настоятельно рекомендовало ей вступить в ряды коммунистической партии. Раневская умерла через год после ухода из театра. Причиной смерти стала пневмония, развившаяся из сердечного приступа. Похоронили гениальную актрису на Новом Донском кладбище рядом с ее сестрой Изабеллой. В 1992 году популярная английская энциклопедия «Who is Who» включила Фаину Раневскую в десятку выдающихся актрис мира.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий