В советское время литература, как и многие другие области культуры, находилась под абсолютным контролем партийного руководства. Произведения, не соответствующие пропагандируемой идеологии, были запрещены, их можно было прочитать только в самиздате или в экземпляре, купленном за границей и тайно ввезенном в Советский Союз.
Беспощадная цензура: 5 фильмов, которые запретили в СССР
В Советском Союзе перед выходом на экраны кинотеатров фильм должен был пройти цензуру. Некоторые фильмы попали в прокат, а другие так и остались пылиться на полке. Взгляды художников не всегда совпадали со взглядами политического руководства, поэтому от окончания съемок до выхода фильма на экраны часто проходили десятилетия. Более того, некоторые шедевры были уничтожены.
- Режиссер: Павел Коломойцев
- В главных ролях: Игорь Ильинский, Мария Миронова, Марк Бернес
26-минутный короткометражный фильм режиссера Павла Коломойцева по пьесе Михаила Зощенко был отклонен цензорами на том основании, что «сюжет фильма основан на переживаниях присвоителя государственной собственности». Однако это не помешало истории иметь успех на театральной сцене. Авторы безуспешно пытались провести фильм через бюрократическую машину. Только в 1989 году зрители смогли познакомиться с короткометражкой, которая не утратила своего значения спустя полвека.
«Строгий Юноша» (1936)
- Режиссер: Абрам Роом
- В главных ролях: Дмитрий Дорлиак, Юрий Юрьев, Ольга Жизнева
В 1935 году режиссер Абрам Ром снял фантастический фильм «Строго молод» (с очень интересными рабочими названиями «Комиссар жизни», «Дискобол», «Волшебный комсомолец») по сценарию Юрия Олеши. На первый взгляд, это безобидный любовный треугольник. Их мир, полный эстетики, хочет жить. Молодые комсомольцы обоих полов прекрасны, как античные боги, ездят на колесницах, читают стихи, выполняют сложные атлетические упражнения и часто появляются на экране полуобнаженными. Руководство партии было в недоумении и заблокировало премьеру, обвинив режиссера в отступлении от правил социалистического реализма. Таким образом, «Строгий юноша» стал одним из первых советских фильмов на полке. Только в 1994 году директору Музея кино Науму Клейману удалось впервые показать фильм по телевидению.
«Первороссияне» (1967)
- Режиссер: Александр Иванов, Евгений Шифферс
- В главных ролях: Владимир Честноков, Владимир Заманский, Лариса Данилина, Геннадий Нилов, Инна Кондратьева, Владимир Смирнов
Первороссийск представлял собой настоящее буйство красок. Фильм должен был стать праздничным тортом к годовщине революции. Но это обернулось трагедией. Очень красивый и необычный, но совершенно неуместный в Ленинграде 1967 года. Фильм состоит из нескольких историй, каждая из которых рассказана в разных цветах и сопровождается собственной музыкой. Именно новаторская эстетика так напугала советские власти, что они не только запретили фильм, но и уничтожили все тридцать две копии. Первороссия» предстала перед зрителями лишь много лет спустя, когда технологический прогресс позволил перенести чудом сохранившийся и отреставрированный негатив в цифровой формат. Таким образом, фильм, снятый в 1967 году, дошел до зрителя только в 2009 году, 42 года спустя!
Смотреть нельзя запретить: топ фильмов культовых советских режиссеров, которые не прошли цензуру в СССР
Когда-то эти фильмы были отложены на потом и увидели свет лишь спустя десятилетия. Мы информируем вас о фильмах, которые были запрещены в СССР.
Последний фильм великого режиссера, основанный на сценарии, одобренном лично Сталиным, был запрещен почти сразу после выхода на экраны. Предполагалось, что будут выпущены все три серии, а за первую серию режиссер и съемочная группа даже получили Сталинскую премию I степени, но продолжение фильма глава СССР не одобрил. Сейчас эксперты утверждают, что Сталин увидел в этой истории параллели с собственной личностью и поэтому запретил показ «Ивана Грозного» и изъял из обращения первую серию. Центральный комитет ВКП(б) позже объяснил это тем, что Сергей Эйзенштейн «обнаружил невежество в изображении исторических событий, изобразив прогрессивную арьергардную армию Ивана Грозного бандой дегенератов вроде американского Ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека сильной воли и характера, слабым и бесхребетным, похожим на Гамлета». Работу над проектом, конечно, пришлось прервать, так что от третьей части фильма, например, остались только фрагменты, а вторая часть вышла только в 1958 году, после смерти Сталина.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», Андрей Кончаловский (1966)
Второй фильм снимался в селе Кадницы Горьковской области, и большинство ролей в нем сыграли актеры-любители — жители села. Это была попытка вернуться к теме русской деревни, заново введенной в советское кино в 1960-х годах, и результатом стала история любви между кроткой и гордой Асей из Хромово и незадачливым шофером Степаном, на фоне судьбы солдат и бывших заключенных в лагерях. Их жизнь не была приукрашена идеологией, и оказалось, что даже советский человек может быть несчастлив. А этого, конечно, нельзя было допустить в рядах советского руководства, поэтому «Асю Клятчину» пришлось отложить до 1987 года. Кстати, Андрей Кончаловский позже снял продолжение фильма — картину «Курочка Ряба» (1994), события которой происходили 25 лет спустя.
Тема Второй мировой войны всегда была особенной для советской, а затем и российской культуры, и уровень цензуры на все, что с ней связано, был соответствующим. И «Проверка на дорогах», первый фильм Алексея Германа по роману его отца Юрия Германа, не укладывался в рамки дозволенного. Это история напарника Лазарева, который добровольно воевал на стороне Германии, но теперь хочет искупить свое предательство в повстанческом отряде — Алексей Герман буквально показал бывшего предателя, который может оказаться настоящим героем. Более того, руководство Госкино обвинило режиссера в депопуляции советской армии и искажении достижений народа. Поэтому фильм вышел на экраны спустя 15 лет, в 1986 году, и был признан в годы перестройки одним из шедевров советского кино.
«Долгие проводы», Кира Муратова (1971)
«Долгие проводы» должны были завершить дилогию о советском пейзаже и его обитателях, которая началась с дебютного фильма Киры Муратовой «Короткие встречи», но так и не увидела свет. Как и в случае с «Асей Клятшиной» Андрея Кончаловского, причиной тому стала пустота, а местами и бессмысленность жизни простого советского человека. Герои романа «Долгое испытание» не находятся на моральном перепутье, далеки от каких-либо мыслей о высшем; они просто существуют как персонажи отдельной истории о взрослом сыне, который созрел для того, чтобы уйти из дома, и его матери, которая его не отпускает. Фильм вышел на экраны только в 1987 году.
Дебют Александра Сокурова, снятый им в учебной мастерской ВГИКа, был почти полностью уничтожен — руководству института он не очень понравился. Благодаря оператору Сергею Юриздицкому фильм удалось спасти: Он обменялся кассетами и тайно достал оригинал из пленочного хранилища, чтобы спасти его. «Одинокий голос человека» основан на произведениях Андрея Платонова и сохраняет уникальный художественный мир автора — фильм рассказывает историю Никиты, красноармейца, который возвращается в глубокую провинцию после гражданской войны и теперь кропотливо пытается заново построить свою жизнь. Однако советское руководство не оценило эту историю, обвинило режиссера в подражании Андрею Тарковскому (который сам называл Сокурова гением) и запретило фильм, который в итоге вышел на экраны только в 1987 году.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966)
Режим еще как-то терпел новаторство и новаторский характер Андрея Кончаловского, но когда дело дошло до изображения деревни, простой народ уже не мог этого терпеть. Мастер обошелся без привычного для больших фильмов тех лет актерского ансамбля и снял полудокументальный фильм, рассказывающий о судьбах и историях реальных сельских жителей. Неожиданно выяснилось, что жизнь в колхозах — это не только танцы и собрания коммуны, но и недовольство, грязь и нищета. Фильм настолько резко контрастировал с другими работами того времени, в которых деревня изображалась как рай на земле, что его критиковали сами жители деревни. Кончаловский отказался переделывать фильм, и режиссеру даже не пришлось особо стараться, чтобы «Ася Клякшина» попала на полки магазинов до 1987 года.
«Человек ниоткуда» (1961)
Эльдар Рязанов извлек из этого фильма жизненный урок и больше никогда не использовал свой сатирический талант для решения социально проблемных вопросов. История о снежном человеке, обнаруженном в Центральной Азии, и его встрече с советской жизнью была представлена в неудачное время. В мировоззрении тогдашнего правительства СССР был воплощением коммунизма, и шутки о глупости и ошибках людей, отправивших человека в космос, были неприемлемы. После нескольких показов поток критики в основных средствах массовой информации едва не стоил режиссеру карьеры, и фильм в итоге был отложен до 1988 года. Ко второму выпуску она представляла интерес только для преданных поклонников Рязанова.
«Проверка на дорогах»
Алексей Герман приобрел международную известность в основном как скрупулезный исполнитель исторических контекстов. Забавно, что его первый фильм был отложен на 17 лет из-за «недостаточного обращения к военной теме». Режиссер взял за основу роман своего отца, журналиста и писателя-фронтовика Юрия Германа. В фильме «Проверка дорог» рассказывается о беглом заключенном, который присоединяется к отряду повстанцев, и поднимается вопрос о возмещении ущерба и втором шансе. Но даже спустя почти двадцать лет после смерти Сталина государство категорически отказывалось считать военнопленных кем-то иным, кроме как предателями. Высокопоставленные друзья спасли карьеру Германа, но ни один из фильмов, снятых им в СССР, не был впоследствии своевременно выпущен на экраны.