Иван Кожедуб. Иван кожедуб биография.

Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, советский военачальник, участник Великой Отечественной войны. Летчик сбил десятки вражеских самолетов.

«Стреляю – не падает»: как Иван Кожедуб сражался с фашистами в небесах

Иван Никитович Кожедуб, самый успешный летчик Великой Отечественной войны, стал легендой советской и мировой истребительной авиации еще до войны. Он совершил 330 боевых вылетов, провел 120 догфайтов и сбил 64 самолета противника. Все его полеты представляли собой нагромождение всевозможных маневров: поворотов, подъемов и пикирований. Тем, кому пришлось лететь с Кожедубом в качестве помощника, было трудно держаться в воздухе позади своего командира. Знаменитый ас всегда старался найти врага первым, не подвергая опасности ни себя, ни свои боевые машины. В 120 воздушных боях он ни разу не был сбит.

Как Иван Кожедуб чуть не погиб в первом же бою? Почему он придумал свой рискованный трюк?

Детство и юность

Будущий трижды герой Советского Союза родился 8 июня 1920 года в украинском селе Обрашивка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области). Иван Козендуб был младшим, пятым ребенком в большой крестьянской семье. Его отец работал на земле и на фабрике, но находил время для книг и сам писал стихи. Он бережливо воспитывал своих детей и старался привить им такие добродетели, как настойчивость и трудолюбие.

В возрасте 14 лет Иван окончил неполную среднюю школу и поступил в колледж на химическое машиностроение. Как и многие его сверстники, он был очарован небом, поэтому в 1938 году он вступил в аэроклуб и через год совершил свой первый полет. В 1940 году Кожедуб был призван в Красную Армию, и навыки, полученные им в аэроклубе, определили его будущую военную специальность.

Новобранец был направлен в Чугуевское военное авиационное училище. После окончания учебы он получил звание пилота-инструктора за успехи в тактическом планировании и пилотировании.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом летного училища молодой человек появился в Чимкенте (ныне Симкент). Этот город находится на территории Казахстана. Вскоре Ивана повысили до старшего сержанта, а через несколько месяцев Козендуб был направлен в 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии, которая дислоцировалась в Иваново. Через год летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетел, но первый блин оказался трудным. Ла-5, на борту которого находился Кожедуб, был поврежден. Только спина из непробиваемого материала позволила пилоту спасти свою жизнь. Самолет был полностью разрушен, но благодаря мастерству пилота он смог приземлиться на взлетно-посадочную полосу. Одномоторный истребитель не удалось восстановить.

  Ночные ведьмы», или «Дунькин полк»: единственный женский полк Второй мировой. Ночные ведьмы великой отечественной.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за отсутствия авиационных двигателей Кожедуб попытался пробиться к предупредительной заставе, но его непосредственный командир защитил солдата. Летом 1943 года Иван получил еще одну звезду и был произведен в лейтенанты. Благодаря этим изменениям летчик поднялся в своей карьере до должности заместителя командира эскадрильи.

Преданность Родине ежедневно демонстрирует Иван, который поднимается в небо, чтобы защитить русскую землю. 6 июля 1943 года началась Курская битва. На этот раз Кожедуб поднялся в небо в 40-й раз. На годовщину был доставлен истребитель, сбивший немецкий бомбардировщик. Через день пилот объявил, что сбил еще один самолет. 9 июля были сбиты два вражеских истребителя.

Самолет Ивана Кожедуба

За эти достижения Иван получил звание лейтенанта и героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб перешел на уникальный самолет Ла-5ФН. Самолет был построен на основе пожертвования пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. Конев. В то же время летчику присвоили звание капитана и назначили заместителем командира 176-го полка гарнизона. Отныне он летал по небу на новом истребителе Ла-7. Кожедуб совершил 330 вылетов и сбил 62 самолета.

Для Ивана Великая Отечественная война закончилась 17 апреля 1945 г. Летчик уже добился победы в Берлине. Там он был награжден еще одной медалью — «Золотая звезда». Награда присуждалась людям, проявившим мужество, храбрость и высокие военные навыки. Одним из важнейших качеств Кожедуба была его готовность идти на риск. Пилот предпочел открыть огонь с близкого расстояния.

Позже Иван Никитович написал автобиографию, в которой рассказал, что в 1945 году, незадолго до окончания боевых действий, в хвосте самолета находились два «американца». Американские солдаты посчитали Кожедуба врагом и начали стрелять по советским самолетам. Иван не собирался умирать, но он хотел снова ходить по земле. В итоге американцы были убиты.

Нельзя недооценивать заслуги Ивана Никитовича в военные годы. Не раз Кожедуб попадал в неприятные ситуации, из которых не мог спастись ни один пилот. Но каждый раз пилот выходил победителем из этих ситуаций. Он приземлился с почти уничтоженными истребителями и выжил.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая жена Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. Солдат предпочел не говорить о том, как молодые люди познакомились и как начались романтические отношения между ними.

Иван Кожедуб и его жена Вероника

В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую звали Наталья. Позже девушка подарила родителям внука, Василия Витальевича. Сегодня он работает в медицинском учреждении в Москве.

  Как советская танкистка Александра Ращупкина 3 года успешно выдавала себя за мужчину. Женщины танкисты великой отечественной войны.

В 1952 году Кожедубы получили еще одно пополнение. На этот раз родился сын. Мальчика назвали Никитой. Молодой человек пошел по стопам отца, но не в летное, а в военно-морское училище. Находясь на службе, Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году родилась Анна. В 2002 году стало известно о смерти капитана 3-го ранга ВМФ СССР.

Служба

В 1941 году преподавательский состав и все курсанты училища были переведены в Казахстан, в город Чимкент. В 1942 году Кожедуб совершил учебный полет, в котором едва не погиб. После взлета отказал двигатель, и только настойчивость пилота, его способность быстро оценивать ситуацию и молниеносно принимать решения спасли и самолет, и пилота. Ему удалось приземлиться на поле. Кожедуб не смог пройти огневую подготовку, но после упорных тренировок он опережал других пилотов во всех видах стрельбы.

Иван Никитович Кожедуб

23 февраля 1942 года он получил очередное звание — первый сержант. В ноябре того же года его перевели в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й стрелковой дивизии. Через год Ивана Кожедуба перевели на Воронежский фронт.

Иван получил Ла-5 с маркировкой «За Валерия Чкалова» и бортовым номером 75. В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки был сбит не только немецкими бомбардировщиками, но и зенитной артиллерией Красной Армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но пилот смог посадить его. Пилот выжил только благодаря спине из прочного материала, но двигатель восстановить не удалось. Некоторое время Ивану приходилось летать на свободных самолетах эскадрильи, своего самолета у него не было. Командование решило перевести Кожедуба на пост предупреждения, но благодаря заступничеству командира полка он остался в эскадрилье.

Иван Никитович Кожедуб

Летом 1943 года Кожедуб был повышен в звании и стал лейтенантом. Он был назначен командиром эскадрильи. 6 июля 1943 года Иван сбил свой первый вражеский самолет — бомбардировщик Юнкерс Ju-87. 7 июля он сбил еще один самолет, а 9 июля уничтожил два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года лейтенант Иван Кожедуб получил первую в Советском Союзе Звезду Героя. К тому времени он совершил 146 вылетов и сбил 20 самолетов противника.

В мае 1944 года Кожедуба пересадили на самолет Ла-5ФН с бортовым номером 14. Средства на постройку самолета предоставил простой пчеловод и жандарм Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944 года Иван получил звание капитана и стал заместителем командира 176 иап. В это же время он принял новый истребитель Ла-7.

  Жены Валерия Золотухина. Валерий золотухин биография.

19 августа 1944 года летчику было присвоено звание Героя Советского Союза во второй раз. К этому времени он совершил 256 вылетов и уничтожил 48 нацистских самолетов.

Иван Никитович Кожедуб

В конце войны гвардии майор Иван Козендуб провел 120 воздушных боев и уничтожил 64 самолета противника, в том числе пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже истребитель. За эти годы летчик был в воздухе 330 раз, был отличным стрелком, предпочитая не подходить слишком близко к противнику и стреляя с расстояния двух-трехсот метров до вражеского самолета.

Свой последний бой прославленный летчик провел 17 апреля 1945 года в небе над столицей нацистской Германии. В этом бою он сбил два истребителя FW-190. В конце Великой Отечественной войны Кожедуб был признан самым результативным летчиком-истребителем.

Личная жизнь

Знаменитый летчик познакомился со своей будущей женой в ноябре 1945 года. Он возвращался на поезде из Москвы в свою часть в Монино. Перед ним стояла симпатичная девушка, которая сразу же приглянулась бравому майору, но он не решался с ней познакомиться. Позже он стал искать ее во всех электропоездах, которые ходили в том направлении. Однажды Ивану повезло, он снова встретил девушку. На этот раз он не растерялся и пригласил красавицу на танец в дом культуры при доме охраны. Вероника заметила, что все офицеры, проходившие перед ними, первыми приветствовали своих кавалеров, даже высшие чины. После того как Иван снял верхнюю одежду, девушка увидела на его груди три золотые звезды героя и только тогда вспомнила, где видела этого юношу. Конечно же, в газетных статьях, описывающих подвиги Кожедуба во время войны. Они поженились сразу после Нового года, 2 января 1946 года.

Иван Никитович Кожедуб

В 1947 году Вероника подарила мужу их единственную дочь Наталью. В 1970 году Кожедуб стал дедушкой — у Натальи родился сын Василий. Затем он стал врачом, живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он пошел по стопам отца и стал военным, только он был не летчиком, а моряком. Он женился и в 1982 году осчастливил Ивана Никича внучкой Анной. Сын знаменитого летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожеуб, умер в 2002 году.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий