Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Однако он отказался от вызова, когда узнал из слухов, что Дантес «на самом деле» влюблен в сестру Натальи, Екатерину Гончарову. Они поженились 10 января 1837 года, но Пушкин отказался присутствовать на свадьбе и принять молодоженов в своем доме.
Наталья Гончарова
Наталья Николаевна Гончарова была женой и музой великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Она была одной из самых красивых женщин в Санкт-Петербурге. Об этом свидетельствуют портреты, которые художники писали с нее при жизни дивы. По слухам, в нее был влюблен сам император Николай I. По сей день ее личность является предметом дискуссий и споров.
Наталья Гончарова родилась 8 сентября 1812 года (знак Девы) в имении Кариан в Тамбовской губернии, куда семья девочки была вынуждена переехать из-за Отечественной войны 1812 года. Ее отец, Николай Афанасьевич, происходил из семьи купцов и промышленников, возведенных в дворянское достоинство во время правления императрицы Елизаветы Петровны.
Он был образован, знал иностранные языки, играл на скрипке и виолончели, был секретарем губернатора Москвы. Мать Натальи Ивановны происходила из старинного дворянского рода Загряжских. Наташа была обязана ей своей красотой.
Позже вся семья переехала в Калужскую губернию, где дед дочери, Афанасий Николаевич, жил в деревне Полотняный Завод. Он был авторитарным и расточительным человеком, что не нравилось ее отцу. Но в 1815 году он был отстранен от управления бизнесом своим дедом. Родители Натальи решили вернуться в Москву. К этому времени у них на руках было пятеро детей, и Афанасий Николаевич попросил оставить в имении его любимую Натали.
Именно в это время отец Гончаровой начал душевно болеть. Некоторые объясняли это травмой головы после падения с лошади. Однако биографы, изучившие записи, убеждены, что он страдал от алкоголизма. Когда он был пьян, он был груб, издевался и оскорблял свою жену и детей.
Когда Наташа жила у дедушки в деревне, он баловал ее, как мог: Он покупал ей дорогую одежду и шляпы, дарил игрушки и сладости. В то же время он уделял большое внимание образованию своей внучки. В детстве она научилась письму и арифметике и освоила французский язык.
Позже, переехав в Москву, девочка получила хорошее домашнее образование. Ей преподавали русскую и всемирную историю, русский язык и литературу, географию, немецкий и английский языки. К этому времени она свободно владела французским языком и даже говорила, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски.
В 1861 году дива заболела и каждую весну страдала от ужасных приступов кашля, которые не давали ей спать. Врачи посоветовали ей на время сменить настроение. Лански взял отпуск и вместе с дочерьми отправился за границу.
Семья посетила множество немецких санаториев, но здоровье Пушкиной-Ланской не пострадало. Всю осень семья жила в Женеве, а зимой переехала в Ниццу. Вскоре женщина снова выздоровела.
Однако врачи предупредили ее, что «любая простуда свалит ее, как осенний лист». В ноябре 1863 года женщина присутствовала на крестинах своего внука в Москве и простудилась. После возвращения ее состояние ухудшилось. Она умерла на 52-м году жизни 26 ноября 1863 года, причиной смерти стала пневмония. Ее муж Петр Лански пережил ее на 14 лет.
Могила музы русского поэта находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Память
Марина Цветаева также ссылается на свою мать в эссе «Наталья Гончарова», посвященном дочери житейского деятеля:
«В Наталье Гончаровой не было ничего плохого, ничего злобного, ничего такого, чего не было бы в тысячах таких людей, как она — и это не тысячи. Она была прежде всего красива. Только — красота, только — красота, без исправления духа, души, сердца, дара. Обнаженная красота, поражающая как меч. И — удар. Просто — красота. Просто гениально».
Музе классицизма поэт также посвятил такие стихи, как «Счастье или печаль» и «Душа».
В 1927 году Владимир Гардин и Евгений Червяков сняли биографическую драму «Поэт и царь». Позже фильм подвергся резкой критике современников, поскольку в трагических обстоятельствах смерти поэта, по мнению создателей, был виноват Николай I, влюбившийся в Гончарова.
Советский фильм «Последний путь», снятый Леонидом Менакером, рассказывает о последних часах жизни писателя. Фильм основан на пьесе Михаила Булгакова «Александр Пушкин». Роль поэта сыграл Юрий Хомутянский, а его любимую жену изобразила Елена Караджова.
В Москве перед домом, где жила семья Пушкина, был установлен памятник поэту и его второй половинке. Скульпторы Александр и Игорь Бургановы скопировали сцену после свадьбы жениха и невесты.
В 2006 году состоялась премьера фильма «Пушкин. Последняя дуэль». Режиссером и сценаристом выступила Наталья Бондарчук, дочь советского режиссера Сергея Бондарчука. На главные роли были приглашены Сергей Безруков и Анна Снаткина. В фильме также снялись Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин и Борис Плотников.
Спектакль Дениса Банникова «Дуэль. Пушкин — Лермонтов». Пьеса примечательна тем, что в ней представлена альтернативная история Российской империи. Так, Александр Пушкин и Михаил Лермонтов после дуэли остались живы, но в тот момент на дворе — 1857 г. Главными героями были Александр Карпов и Геннадий Яковлев. Во время съемок компанию им составили Евгений Лазарев, Арнис Лицитис и Елена Соловьева.
История знакомства и женитьбы
Александр Сергеевич был сослан в 1820 году за открытое противостояние властям, и только в 1826 году новый император Николай I разрешил Пушкину вернуться в Москву после того, как поэт открыто отказался от своих революционных настроений.
Однако деятельность автора была тщательно расследована, и император лично подверг цензуре все его произведения и участие в литературной жизни Петербурга.
Пушкин, который до этого момента вел беззаботную жизнь, решил жениться и отправился на поиски подходящей кандидатуры. В 1829 году он нашел себе невесту в лице Натальи Гончаровой. Она не сразу ответила на предложения поэта, но в конце концов согласилась выйти за него замуж при условии, что его двусмысленная позиция по отношению к правительству будет прояснена.
Наталья Пушкина, более известная под девичьей фамилией Гончарова, была признана царским двором самой красивой женщиной России. Она прославилась тем, что разбила сердца всех окружающих, от школьников до российского императора, которому она совсем не нравилась. Ее муж, великий поэт Александр Пушкин, называл ее «моя Дева Мария».
В качестве свадебного подарка Пушкин получил разрешение на публикацию «Бориса Годунова» после четырехлетнего ожидания разрешения.
Александр и Наталья официально обручились 6 мая 1830 года, но из-за эпидемии холеры они обменялись клятвами (по старому стилю) 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения в Москве.
Гончарова и Император Николай I
Красота Натальи сразу же вызвала ажиотаж в высшем обществе, и среди ее поклонников был сам император. Из-за ее популярности Пушкин был вынужден проводить в столице больше времени, чем ему хотелось.
30 декабря 1833 года Николай I повысил Пушкина до звания куратора — низкого придворного чина, который обычно давался молодым людям из высокородных дворянских семей. Пушкин был глубоко оскорблен и еще более убежден, что этот чин не только бесполезен в карьерном отношении, но и служит лишь предлогом для посещения его женой частых придворных танцев.
Наталья Гончарова, жена Пушкина, стала постоянным покровителем придворного общества вместе с поэтом. Император присвоил Пушкину звание камергера — низший придворный титул.
Автор считает, что этот титул был дан ему для того, чтобы его жена, у которой было много поклонников, включая самого императора, могла регулярно посещать придворные танцы. Пушкин был скромен. Слухи о скандальном романе распространялись все больше и больше, и хотя информация не подтверждалась, поэт не мог открыто бросить вызов властям.
Пушкин влез в долги из-за жены
Пушкин, который был женат на Гончаровой, едва мог позволить себе расходы на платья Натальи для придворных танцев, которые были необходимы для исполнения придворных обязанностей. Его финансовые проблемы усугубились, когда осенью 1834 года две его незамужние сестры переехали.
Кроме того, весной 1834 года он взял на себя управление имуществом отца и согласился выплатить долги своего нерадивого брата. Его финансовое положение ухудшилось настолько, что он обратился за крупным займом для покрытия самых срочных долгов и за разрешением на издание журнала.
Он принял заем и вскоре после этого, в 1836 году, получил разрешение на издание ежеквартального литературного журнала «Современник». Журнал не имел финансового успеха; он также втянул Пушкина в бесконечные редакционные и финансовые споры и проблемы с цензорами.
Таша из Полотняного завода
Наталья Николаевна Гончарова родилась в 1812 году в селе Кариан Тамбовской области. Она была пятым ребенком. Ее семья владела гончарным заводом в Калуге, а позже основала льняную и бумажную промышленность. В 1789 году дед Натальи Афанасий получил дворянский титул по указу царицы Екатерины II. Наталья стала потомственной дворянкой в третьем поколении.
Раннее детство Таши (так называли ее родственники) прошло в Полотняном Заводе, имении семьи Гончаровых в Калужской области. Она каталась на пони, любила собак и дружила с девочками с фермы. Благодаря отцу и деду, Гончарова получила хорошее домашнее образование. Она изучала французский и немецкий языки, русскую грамматику и музыку. Сохранились учебные тетради Гончаровой по истории, античной мифологии и географии. По словам пушкиниста Ларисы Черкашиной, юная Наташа писала стихи и понимала тонкости поэзии. Одна из ее работ хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
(Почти) шесть лет брака с русским поэтом
Подростковые годы Наталья Гончарова провела с семьей в Москве. Девочка появилась на свет в юном возрасте. Она быстро стала первой красавицей города. Александр Пушкин впервые увидел Наталью, когда ей было 16 лет. Они познакомились в 1828 году на рождественском балу, организованном танцовщицей Йогель. Поэт был поражен красотой девушки и вскоре обручился с ней. Мать Гончаровой долго колебалась, прежде чем ответить — она боялась за репутацию Пушкина. Сама Наташа написала дедушке, что решение жениться на ней было «согласно ее чувствам и желаниям» и что слухи о Пушкине были «жалкой клеветой». Пара поженилась в феврале 1831 года.
За годы совместной жизни Пушкины сменили семь квартир и три дома отдыха и пережили девять разлук. Пушкинс отсутствовал дома по финансовым причинам, а затем уехал, чтобы собрать материал для другой книги. Исследователи оценивают отношения пары на расстоянии по их переписке. Сохранились лишь немногие письма Натальи к мужу, но его собственные письма многое о ней рассказывают.
Пушкин считал свою жену красавицей. Из стиля и содержания его писем ясно, что его привлекала не только ее внешность. Своему близкому другу — критику Петру Плетневу — поэт писал: «Моя жена не только красавица внешне.
В письме к Гончарову поэт признавался: «А вашу душу, ваше лицо я люблю еще больше.
Во время разлуки супруги говорили о здоровье своих детей и обменивались новостями. Наталья выполняла работу мужа, отправляла ему почту и рассказывала о домашних делах. Пушкин делился своими путевыми впечатлениями, расспрашивал о танцах и сплетнях высшего общества.
Брак Натальи Гончаровой и Пушкина продлился пять лет, 11 месяцев и восемь дней. По словам российского писателя Вадима Старка, их отношения в целом характеризовались доверием. Пушкин, например, знал имена бывших ухажеров своей жены (видимо, от нее самой). Однако сам он не говорил так открыто о прошлом — боялся вызвать ревность жены.
Гончарова глазами друзей и завистников
Наталью Гончарову обсуждали до и после свадьбы. Как только она начала выходить в свет, друзья семьи, друзья ее мужа и случайные знакомые начали говорить о ней. По мнению пушкиниста Николая Раевского, многие из этих рецензий предвзяты и неубедительны. Успех Натальи был завидным, некоторые девушки даже завидовали их Пушкину. Сам поэт чувствовал, что его жена стала «мишенью ненависти всего мира».
Завистники и друзья сходились во мнении: она была необыкновенно красива. Надежда Еропкина (с ней дружили Гончаровы) описывала ее как изящную девушку с веселыми глазами и «безмятежным светом» во взгляде. Друг Пушкина, графиня Дарья Фикельмон, сказала, что Наталья была «очень красивой, стройной и высокой личностью с лицом Мадонны».
Поэт Василий Туманский, посетивший квартиру Пушкина в Москве, назвал его жену «чистой девушкой с озорными глазами, как всякая сероглазая девушка» (молодая гражданская женщина с развязными манерами). Он также отметил, что одежда Натальи была уродливой и безвкусной и что она вела себя неловко. Другой друг Пушкина, полковник в отставке Сергей Киселев, назвал Гончарову «бездушной красавицей».
О характере Гончаровой-Пушкиной сохранилось меньше рассказов, чем наблюдений о ее внешности. Современники называли скромность, молчаливость и сдержанность самыми важными качествами жены поэта. На первой встрече с Пушкиным Наталья «робко реагировала на восторженные фразы» и вообще была «скромна до болезненности». Друг Пушкина, граф Владимир Сологуб, вспоминал, что она всегда говорила мало и вела себя холодно.
В первые месяцы после замужества социальные контакты тяготили Наталью, и она всеми силами старалась их избегать. По словам Надежды Еропкиной, Наталья вовсе не была претенциозной: «Большинство людей считали ее кокетливой, но это несправедливое обвинение.