Затем девушка была вынуждена покинуть концертный зал, так как духовые мешали ей работать. По словам самой женщины, фокусник якобы подошел к ее матери и попросил вывести ребенка из зала культуры.
Ольга Мигунова
Ольга Мигунова стала известной после выхода сериала «Ученик Мессинга» на волне интереса к подробностям жизни великого гипнотизера. Она давала многочисленные интервью, а ее центр альтернативной медицины приобрел новых клиентов.
Ольга Петровна Воропаева родилась 23 февраля 1950 года на железнодорожной станции Средняя Белая Амурской области, а детство провела в Благовещенске. Ее мать была учительницей, а отец — главой Амуршруи. Бабушка Ольги была талантливым ботаником, а дед — костоправом.
Еще в юности Ольга открыла в себе талант к рисованию и начала переносить образы из своих снов на холст. В школьные годы девочка продолжала развивать дар ясновидения — она предсказывала судьбу своих друзей и одноклассников, но не все воспринимали рассказы школьницы всерьез.
После восьмого класса она пошла в детский сад, где изучала искусство и графику. Позже она брала уроки у Леонида Маслюкова во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.
Знакомство с Вольфом Мессингом
По словам психотерапевта, она познакомилась с Мессингом во время поездки на отдых в Геленджик. Будучи подростком, она с интересом слушала рассказы о заезжем фокуснике, но не ожидала, что однажды встретится с ним лично. Вскоре девушка отправилась на концерт медиума, который сразу показался ей знакомым. Она вспомнила, что видела его раньше среди людей на пляже, которые говорили о художнике.
Ольга была ошеломлена, когда мужчина вдруг повернулся к ней и попросил выйти из комнаты и подождать снаружи, потому что ей мешает их сборище. Воропаева до этого сидела в 18-м ряду и пыталась убедить художника, что ничего не получится.
После концерта Мессинг подошел к матери девочки и предложил ей сделать ее дочь своей ученицей. Он сказал, что у Ольги удивительный дар, который нужно развивать. Родители не сразу поверили в потенциал будущей художницы, и вскоре девушка вернулась в родной Благовещенск.
Знакомство с психологом на этом не закончилось. Они снова встретились на концерте, где мужчина напомнил ей о своем желании взять Воропаеву в ученицы. Через два месяца родители отправили дочь в Москву. Только позже девушка узнала, что Мессинг загипнотизировал ее, а в тот момент она была просто в восторге от возможности учиться у гипнотизера.
Ольга позвонила в квартиру художника, как только сошла с поезда, в 6 часов утра. Девушка не смогла сразу узнать секреты выступления мастера, так как уехала в турне по Соединенным Штатам. Воропаева осталась дома, в квартире мужчины, где с нетерпением ждала его возвращения. В подарок Вольф Григорьевич принес своему гостю фарфоровую куклу, которую тот бережно хранил следующие несколько лет.
Затем последовали долгие дни напряженной учебы. Брасс не жалел свою наследницу, завязывал ей глаза, заставлял искать спрятанные предметы, учил гипнозу и ругал за каждую ошибку. Кроме того, на ее хрупкие плечи легла нагрузка по дому и работа помощницы, за которую Ольга получала солидную по тем временам зарплату.
По мере того как Воропаева начала делать успехи, Вольф Григорьевич давал ей все новые и новые указания во время выступлений. Ее первая попытка исполнить трюк перед аудиторией едва не закончилась неудачей — она забыла произнести нужные слова, но вовремя опомнилась и исправила ситуацию. За это ее похвалил тренер, и вскоре она дала свой первый концерт.
Мессинг не только обучал свою преемницу трюкам, но и прививал ей чувство стиля, справедливости и равенства, давал советы по кулинарии и поведению в обществе. Вольф учил Ольгу гордиться собой, напоминая ей, что она была единственной женщиной-гипнотизером на сцене и что она была единственной, кого он взял в ученицы.
По словам женщины, ее хозяин не спускал с нее глаз и предупреждал об опасности. Именно он предсказал смерть родственников Ольги и велел ей бояться числа 6. Даже после его смерти Мессинг защищал Мигунову, которая продолжала жить, несмотря на перенесенные инсульты и автомобильные аварии.
Экстрасенс
Ольга Петровна утверждает, что необходимость ухаживать за престарелой матерью заставила ее развестись с Мессингом после пяти лет совместной жизни. Мигунова работала в Благовещенской филармонии, а затем по ее приглашению переехала в Магадан.
Во время работы в Магаданской филармонии она получила прозвище Белый шаман. Во время своего турне звезда посетила различные города бывшего СССР, в том числе проблемные и опасные зоны. Благодаря ее артистическому таланту и чувству изящества, ее концерты привлекали множество зрителей.
Когда актриса заметила, что на ее выступления приходят люди с различными недомоганиями, она прошла медицинское обучение и открыла центр альтернативной медицины, специализирующийся в основном на расстройствах нервной системы.
«ЧУКЧИ НАЗЫВАЛИ МЕНЯ БЕЛЫМ ШАМАНОМ»
— Ольга, шесть лет назад мы брали у вас интервью, и тогда вы сказали, что хотите снять фильм. У вас было предчувствие?
— По какой-то причине я знал, что такой фильм будет. Не для меня, но в основном для латуни. Но я подумал, что моя дочь Светлана могла бы сыграть меня в таком фильме. Она выросла на сцене, знает все о моей профессиональной жизни и сама является актрисой в процессе обучения. К сожалению, к началу проекта Светлана уже вышла из того возраста, с которого начинается вся история — ей было 16 лет.
— Но ведь серия «Ученик Мессинга» появилась благодаря Светлане, не так ли?
— Да, моя дочь сейчас очень успешный кинопродюсер. Например, она спродюсировала фильм «Легенда № 17″… И эта серия первоначально называлась «Белый шаман». Незадолго до премьеры я узнал, что название фильма было изменено на «Ученик Мессинга».
Почему именно «Белый дождевик»? Поскольку я 12 лет работал в Магаданской филармонии, я объездил всю Чукотку, и чукчи называли меня Белым шаманом. Это также название, которое я дал своей автобиографической книге, которую я начал писать в 2013 году. Света, конечно, знала об этом и просочилась в мир кино.
Они заинтересовались, пришли на мой концерт, потом на сеанс терапии — им все понравилось, и они сказали: давайте снимем фильм. Но сценарий должен был быть основан на моей книге, которую я в то время только начинал писать. Света сказала мне: «Мама, пиши!». И я писал, даже ночью, в спешке. Моя дочь редактировала и печатала все, что я писал. А потом она стала одним из продюсеров нашего сериала.
— Все ли в фильме точно так же, как в книге?
— Кое-что изменилось: мой родной город Благовещенск стал Владивостоком, а Мессинга я посетил не в Ленинграде, а в Москве. Наша первая встреча с ним произошла на берегу Черного моря, а не Балтийского. И, конечно, они добавили немного мистики.
«ВОЛЬФ БОЯЛСЯ КОШЕК»
— Вы сказали, что эта серия в основном посвящена Вольфу Мессингу. Почему вы так сказали?
— Потому что моей главной задачей было показать, каким на самом деле был Мессинг. Он был жестким, решительным и последовательным. По нему можно было ставить часы!
Он не был бедным, у него даже были бриллианты. На выставке я нашел балет с деньгами. И это реальная история, я не знал, куда себя деть с этим балетом! С другой стороны, однажды я вышел на улицу и заглянул в урну. Я спрашиваю: «Вольф Григорьевич, что вы делаете?». Он сказал: «О, мои копейки попали туда».
Он курил, хотел выбросить окурок и случайно выбросил мелочь — пошел за ней в мусорный бак. Но я его понимал: человек прошел войну и почти голодал.
И его фобии! Например, он боялся кошек. В одном из эпизодов я взял кошку в отель, где были крысы. Жаль, что эпизод такой короткий.
Это было в Мурманске. В том отеле я возмущенно сказал: «Как можно поселить такого известного гипнотизера, артиста, в месте, где есть крысы?». Они говорили мне: «Дорогая, это портовый город, здесь повсюду крысы!».
Помню, Мессинг сидел, читал газету, а я говорю: «Вольф Григорьевич, вот средство от крыс!». Так что он не просто выкинул меня вместе с этой кошкой, он был готов разорвать меня на куски!
Однако при всей сложности своего характера Мессинг был очень мягким человеком. Доброта ощущалась в каждом его действии. Когда я заболел пневмонией, он потратил все свои деньги на лекарства, которые в то время никто не мог достать. Я был в беспамятстве четырнадцать дней, а когда снова очнулся, Вольф был рядом. Как оказалось, все эти дни он сидел рядом со мной на стуле и не отпускал меня.
— Однако, если верить телесериалу, Мессинг вмешивался в личную жизнь своего ученика!
— Он пытался запретить мне даже думать о браке. Но только в самом начале. Он сказал: «У тебя будет много детей, муж запретит тебе, ты потеряешь весь свой дар! Но тогда он не препятствовал моим порывам (смеется). В этом тоже была его доброта.
Я помню один такой эпизод. Мы работали в Липецке. Там гастролировала группа «Новый электрон». У меня был роман с одним из их музыкантов. Это была скорее взаимная симпатия. Ну, я был молод и красив.
Однажды я пошел в ресторан с Мессингом. Мы поднимаемся по лестнице, и тут спускаются ребята из «Нового Электрона». Мы с этим человеком остановились, чтобы обменяться несколькими словами. Я даже не заметил, как оказался на ступеньку ниже его. Когда мы пришли в ресторан, Вульф даже не дал мне доесть еду — давай, сказал он. Я спросил: «Волк (так я его иногда называл), что случилось?». А он такой сердитый: «Зачем ты спустился вниз! Он — тот, кто должен прийти к вам! Помните, вы — девушка и вы — уникальный художник! Не позволяйте мужчине стоять над вами!».
Это было его убеждение: мужчина всегда должен проявлять уважение к женщине, особенно к женщине с редким даром. Кстати, как писал Вульф на плакатах, я и по сей день являюсь единственной женщиной-гипнотизером на планете.
«Я ТАНЮ ПРЕДУПРЕЖДАЛА…»
— Что вы думаете о Юрии Беляеве как о брассе?
— Мне понравилось, как он передал образ. В предыдущем фильме о Вольфе эту роль исполнил Евгений Князев (2009 Вольф Мессинг: Он видел сквозь время — прим. ред.). Я не могу сказать, что он сыграл ее плохо, все-таки он народный артист. Думаю, зрители остались довольны его выступлением. Если бы я не знал, что на самом деле представляет собой латунь, я бы, наверное, сказал «молодец». Но я знал Вульфа!
Могли ли мои родители отпустить меня, 16-летнюю девушку, с таким духовым оркестром, на котором играл Князев? Они никогда бы меня не отпустили. Вульф был очень волевым. И в его глазах было такое выражение, что не поверить ему было невозможно. Когда он брал маму или папу за руку, он мысленно приказывал им поверить ему, понимаете? И родители послушались этого повеления.
В целом, я считаю, что Беляев хорошо сыграл на брассе. Конечно, вы можете надеть на него другой парик и сделать его волосы кудрявыми. Но даже я, смотря спектакль Беляева, забываю, что Вульф должен быть кудрявым, что нет большого внешнего сходства. И это потому, что само изображение отображается правильно.
— Вас играет Татьяна Чердынцева. У меня сложилось впечатление, что внешне вы похожи.
— В глазах — у нее тоже голубые глаза. Должен сказать, что создатели сериала не советовались со мной при выборе актеров. Но я помог актерам в главных ролях, так сказать, вжиться в образы. С Юрием Беляевым мы познакомились на съемках (иногда я присутствовал на съемках, для этого ездил в Санкт-Петербург), а потом он приехал ко мне домой, мы вместе пообедали, поговорили.
Юрий долго сидел над бронзовой головой Мессинга, а я показывал ему свои старые концертные записи. Он впитывал все это. Затем он сказал: «Если бы я встретил вас до съемок, я бы, возможно, сыграл Мессинга лучше».
— А как вы помогли Татьяне?
— Танечку прислали ко мне только на два дня. Мы также встречались у меня дома. В одном из интервью она сказала: «Ольга Петровна кормила меня борщом». (Смех.)
Я только что вернулся из тура с воспалением легких — я просидел в аэропорту Астаны 15 часов, мой рейс задержали, и я был простужен. Мне пришлось лечь в больницу, а тут — Татьяна. Но, конечно, я не отменил встречу. И тут вошла она — такая маленькая девочка, на вид полная противоположность мне. Но когда я поговорил с ней, я понял, что эта девушка может сыграть эту роль. Я показывал Тане, как располагать руки, как делать то-то и то-то.
И вдруг я увидел автомобильную аварию, я знал, когда она произойдет. Я говорю: «Таня, осторожнее на съемках тринадцатого эпизода!». Она ответила: «Я не верю в мистику». Я говорю: «Танечка, как ты можешь играть со мной, не веря в мистику? У меня было два инсульта и много автомобильных аварий. Совсем недавно — 11 сентября — со мной произошел еще один ужасный несчастный случай. Меня всегда спасал Вольф Мессинг. Как он и обещал когда-то. Он сказал мне: «Даже из могилы я буду защищать тебя». И по сей день. Разве это не мистика?»
Таня ушла. Стрельба продолжалась. И однажды я проснулся в холодном поту: Мне приснилось, что я попала в автомобильную аварию. Моя внучка разбудила меня, потому что я кричала во сне. Я сразу же открыл социальные сети и увидел фотографии Тани, на которых она больше не была похожа на себя. Я закричала: «Таня, как ты? Что случилось?» Она говорит: «Я попала в автомобильную аварию. Откуда ты знаешь?!» И все это произошло прямо на съемках тринадцатого эпизода. У Тани была вывихнута глазница, в нее вбили железные гвозди. В результате съемки пришлось отложить на три с половиной месяца, а Таня тем временем заново училась говорить.
Портрет жены
Долгое время я звонил в дверь его квартиры. Наконец он открыл дверь и заснул. Мой звонок разбудил его. Но, несмотря на ранний визит, он пригласил меня домой. В гостиной я заметил большой портрет его жены Аиды, которая умерла за несколько лет до того, как я познакомился с Мессингом. Ее образ преследовал меня еще долгое время.
В доме знаменитого художника не было и следа роскоши в советском понимании. Я не видел записей ни Майи Кристалинской, ни Муслима Магомаева, популярных в то время эстрадных певцов. Но книг было много.
Мессинг накормил меня гречкой Мессинг накормил меня гречкой. Мое первое впечатление, которое останется со мной на всю жизнь, — это его теплый прием, без «звездочек» в его манерах, как мы бы сказали сегодня. Он был невероятно сложным человеком, но в то же время очень простым. В тот день Вольф Григорьевич был на гастролях.
Первые шаги
Когда Мессинг вернулся в столицу, он начал посвящать меня в секреты этого искусства. Мы занимались каждый день, с утра до вечера. Каждое утро я шел к его дому на Новопесчаной. Это были изнурительные уроки. Тогда я еще ничего не знал, но Мессинг почувствовал, увидел во мне дар, необычные способности. Я унаследовала его от своей бабушки, которая была ботаником и целителем и дожила до 103 лет.
В течение многих часов она заставляла меня работать в качестве его представителя. Скажем так, мне было что скрывать. Мессинг не знал, что и где. Он взял меня за руку, закрыл мне глаза, и я мысленно рассказала ему, что и где я прячу. Вольф Григорьевич считывал мои мышечные импульсы и таким образом получал от меня информацию.
Однажды Мессинг пригласил меня на свой концерт. Это был первый раз, когда я увидел, как он положил человека на каталептический мост. В то время он выбрал слабого молодого человека. Вольф Григорьевич сначала ввел его в транс, потом положил его голову на спинку стула, а другую под пятки. Его тело оставалось прямым как струна. На нем сидел 120-килограммовый мужчина. Я застыла в шоке. Но тело этого худого мальчика даже не шелохнулось под таким невероятным весом. Этот спектакль, который я видел впервые, произвел на меня большое впечатление.
Мой учитель
Вольф Григорьевич научил меня многому, и не только в моей профессии. Например, как правильно одеваться, как красиво двигаться на сцене, и он научил меня основам театрального мастерства. В конце концов, я была простой деревенской девушкой. Моя первая поездка за границу с брассом была в Болгарию. Помню, у меня было всего несколько часов на походы по магазинам. В одном из них я увидела очень красивое платье, расшитое серебряными пайетками и с необычным кроем — хвост русалки. Я рассказал об этом Вольфу Григорьевичу, и он запретил мне его покупать, но я не послушался. На первом концерте кто-то наступил на конец моей униформы и порвал ее.
В другой раз мне очень понравились черные чулки в сеточку. На мне было красное бархатное платье, носки и туфли. Когда Мессинг увидел меня, он замахал руками и сказал: «Немедленно переоденься, куда ты в таком виде идешь?
Я зарабатывала 400 рублей в месяц, по 3 рубля за концерт (у нас было от 90 до 100 концертов в месяц) и суточные 2 рубля 50 девочкам.
Помимо работы на концертах, я стирала одежду Вольфа Григорьевича и гладила его концертные рубашки. Я убирала его квартиру и готовила, когда мы не были на гастролях. Когда у Мессинга были гости, я мыла за ними посуду. Мне ужасно не хватало сна, и я была физически истощена. Но это была школа мужества, о которой я ни разу не пожалел.
Семья и дети
Что касается ее личной жизни, то у гипнотерапевта всегда было много поклонников. Женщине не нужно было применять полученные знания; она и по сей день прекрасно справляется и с тем, и с другим. В своей автобиографической книге Ольга Мигунова, ученица Мессинга, упоминает только двух поклонников:
- Молодого летчика-испытателя по имени Владимир, погибшего при выполнении важного задания. По словам женщины, такая потеря привела к долгому одиночеству. Много лет Мигунова даже не пыталась выстроить новые отношения.
- Вторым и единственным избранником Заслуженной артистки СССР стал Валерий Мигунов, кадровый военный. В браке они прожили 30 лет, пока разногласия не достигли своего пика. Супруги решили расстаться и официально оформили развод. Но долгие годы совместной жизни не сделали мужчину и женщину чужими людьми. В итоге пара снова вместе, хотя вторично регистрировать свои отношения Мигуновы не стали.
Важное место в личной жизни Ольги занимает ее дочь, Светлана Мигунова-Дали. Откуда молодая женщина взяла свою двойную фамилию, выяснить не удалось. Известно лишь, что она замужем за музыкантом Кириллом Фурманчуком, основателем и лидером группы Tiger Cave.
Светлана изучала режиссуру в Америке и снялась в нескольких фильмах в качестве эпизодической актрисы.
В личной жизни Ольги Мигуновой, единственной ученицы Мессинга, есть еще один человек, который занимает главное место в биографии гипнотерапевта. Это внучка Эмми.
Последние события 2020 года
С момента публикации эпопеи о жизни и биографии Ольги Мигуновой, великой ученицы Мессинга, судьба главной героини кардинально изменилась. Она основала свой собственный центр для нуждающихся, активно развивает свое духовное чадо и регулярно делится своими успехами в социальных сетях.
Ее деятельность в качестве целителя широко ставится под сомнение. В рекламе ее центра говорится, что Мигунова может легко избавить своих пациентов от диабета, что невозможно.
Даже высококвалифицированные специалисты могут лишь облегчить симптомы заболевания и замедлить его разрушительное воздействие на организм человека. Кроме того, для проведения таких манипуляций на человеке требуется разрешение Министерства здравоохранения.
Как ни старались журналисты найти такой документ, им это не удалось. Сама художница во многих интервью избегала прямого ответа на этот вопрос и отказывалась предъявить какое-либо официальное подтверждение своих способностей.
Кстати, скандальный фильм был снят дочерью гипнотерапевта. А основой для сценария послужили мемуары Ольги Петровны. В результате большинство зрителей усомнились в достоверности событий, показанных в фильме.
В любом случае, достоверность информации о делах давно минувших дней никто не может доказать. Только время покажет, насколько эффективно лечение экстрасенса.
Для многих Ольга Мигунова, ученица Вольфа Мессинга, остается обычной женщиной — у нее есть семья, ребенок и счастливая личная жизнь, о чем свидетельствуют их совместные фотографии.
Подведем итог
- Ученица Мессинга Ольга Мигунова продолжает дело своего наставника.
- Многолетняя практика дала гипнотерапевту обширный материал для написания книги и создания фильма.
- Таланты Мигуновой подвергаются сомнениям, ее критикуют за надуманность фактов, не имеющих подтверждения.
Оцените автора материала. Статью уже оценили 6 человек.
Пути отходов
По словам Алексея Филановича, начальника отдела водопроводно-канализационного хозяйства и благоустройства Министерства жилищно-коммунального хозяйства, в Беларуси ежегодно образуется около 4 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Большую часть этих отходов, 73 %, составляют отходы, производимые домашними хозяйствами.
Система управления муниципальными отходами была разработана и продолжает совершенствоваться. Разработана национальная стратегия; государственная программа «Комфортная жизнь и благоприятная окружающая среда» устанавливает цели и ключевые меры. И результаты впечатляют: В прошлом году в стране было собрано 790 тысяч тонн вторичного сырья, что почти в два раза больше, чем десять лет назад. Между тем, почти каждая третья тонна муниципальных отходов перерабатывается, тогда как, например, в 2011 году это была лишь каждая десятая тонна. Цель — достичь уровня переработки 64 % к 2025 году, что более чем в два раза превышает нынешний уровень, и 90 % к 2035 году.
В то же время, как отмечает Вадим Китиков, директор Института жилищно-коммунального хозяйства Национальной академии наук, мы производим гораздо больше отходов, чем раньше: 10 лет назад на одного человека в день приходилось 0,485 кг бытовых отходов, сегодня — 1,1 кг. Каждый год мы производим на 3-5% больше отходов.
Как мы можем справиться с этим? Отвечает Максим Тарасов, заместитель начальника отдела управления отходами, биологического и местного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:
— Основное направление — улучшение логистики и раздельного сбора отходов: модернизация автопарка, контейнерных перевозок и инфраструктуры сбора. За последние пять лет на это было потрачено около 30 миллионов евро.
Беларусь была первой страной СНГ, запретившей захоронение вторсырья на свалках, напомнил эксперт. В 2012 году мы ввели принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков — они обязаны участвовать в сборе, переработке и утилизации продукции и упаковки после утраты ими потребительских свойств. Была разработана комплексная система, которая позволяет нам финансировать множество полезных проектов и значительно увеличить сбор вторсырья.
Еще одним многообещающим шагом является переход от регионального к местному управлению отходами. Страна планирует построить 30 крупных интегрированных комплексов по сортировке и переработке отходов для трех-шести регионов каждый. Такие объекты будут построены в Барановичах, Орше и Бобруйске, а к 2025 году в Минске будет введен в эксплуатацию мощный региональный комплекс.
Одним из способов интеграции ТБО в цикл переработки является использование их в качестве альтернативного топлива RDF в цементной промышленности, что не только снижает нагрузку на свалки (и окружающую среду), но и помогает уменьшить потребление газа и угля цементными заводами. Технологическая линия по использованию этого топлива уже действует в ОАО «Красносельскстройматериалы», а в дальнейшем планируется его использование на цементных заводах в Кричеве и Костюковичах. Технология компостирования органических материалов — пищевых отходов и растительных остатков, образующихся, например, при уборке зеленых насаждений — также имеет хорошие перспективы.
В результате этих и других мер ожидается, что к 2035 году поток отходов на свалку сократится на 38%.
Разделяй и пластвуй
Беларусь производит около 280 000 тонн пластиковых отходов в год: почти 30 кг пластиковых отходов на душу населения. Каждый год мы производим на 5-6% больше таких отходов.
M. Тарасов объясняет:
— С 2020 года будет реализован план по постепенному сокращению использования полимерной упаковки и замене ее на экологически чистую. Он включает в себя 19 мер. Будут проведены работы по строительству новых и модернизации существующих заводов по производству бумаги, картона, стекла и упаковки для одноразовой посуды.
Расширяется ассортимент продукции. Освоено производство крафт-бумаги из отбеленной целлюлозы, которую можно использовать для изготовления мешков и упаковки для таких продуктов, как мука и сахар. В прошлом году был введен в эксплуатацию завод по переработке отходов упаковки тетрапак для производства картона.
Не менее важная работа ведется и на другом уровне. Страны-члены ЕКЦА продолжают процесс принятия проекта поправок к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасной упаковке», которые совершенствуют систему требований к хранению, транспортировке и утилизации упаковки, в том числе полимерной. Ключевые нововведения включают ограничения на использование этикеток из ПВХ на упаковке из полиэтилентерефталата, что должно стимулировать переработку ПЭТ-бутылок. Кроме того, Стороны обязуются рассмотреть вопрос о введении постепенного запрета на импорт и производство одноразовой пластмассы, включая пакеты. По инициативе белорусской стороны активно продвигается возможность введения единой нетарифной меры регулирования пластиковых отходов в ЭВС.
Как чувствуют себя пластмассы в наших магазинах? Республиканский союз потребительских обществ, одна из крупнейших розничных сетей в стране, старается идти в ногу со временем. Татьяна Косякова, заместитель начальника управления промышленности, качества и стандартизации Белкоопсоюза, отмечает:
— ‘Работа по снижению использования полимерной упаковки в организациях Белкоопсоюза в первый год не проводилась. Разработан план действий на период 2020-2025 гг. В торговых сетях и предприятиях общественного питания потребительской кооперации мы реализуем одноразовую посуду из натуральных и биоразлагаемых материалов. К концу этого года мы ожидаем увеличить долю продаж этой посуды до 40%, а к концу 2025 года — до 70%; — К концу этого года мы ожидаем, что доля этой продукции достигнет 40%, а к концу 2025 года — 70%.
Для производства и торговли это изменение не проходит без проблем: та же вода, продаваемая в стеклянной бутылке, имеет значительно меньший оборот, чем аналогичная вода, продаваемая в ПЭТ-бутылках. Вес играет важную роль — вода в стекле просто тяжелее. Поэтому важно, чтобы производители контейнеров работали над снижением их веса. Многое также зависит от совести потребителя: Например, готов ли он платить больше за продукт с экологичной упаковкой?
— В промышленном секторе потребительские кооперативы также делают многое для сокращения использования пластмасс», — добавляет Т. Косякова. Наши колбасы предлагаются в основном в натуральной или тканевой упаковке. В виноделии мы используем как возвратную, так и новую стеклянную тару, а также организовали розлив вина в современную упаковку pur-pack объемом 0,5 л и 1 л. Партнеры планируют увеличить объем производства, используя экологическую упаковку.
Лаборатория в помощь
По мнению экспертов, переход на компостируемую упаковку позволит сократить объем пластиковых отходов на 10-11%. Это изменение также важно в связи с постоянно растущими ценами на полимерное сырье, нефть и газ.
Национальная система оценки биоразлагаемых материалов и упаковки в соответствии с международными правилами и нормами будет способствовать более широкому использованию биоразлагаемых материалов и упаковки. Важным шагом в его развитии станет создание специализированной лаборатории, сказал Китиков:
— В мире существует всего восемь таких лабораторий. В мире насчитывается всего восемь десятков подобных объектов. В Беларуси таких объектов всего восемь. Наш будет создан на базе Института жилищно-коммунального хозяйства Национальной академии наук Беларуси и будет единственным в Евразийском экономическом союзе. Это будет специализированная база для исследований в области биоразлагаемых компонентов для производства упаковки и другой продукции, разрабатываемой в стране и импортируемой из-за рубежа.
Полимерные отходы содержат химические соединения, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Для разложения таких полимеров может потребоваться 500 или 1 000 лет.
Говорят, что пластмассы можно сжигать для получения энергии — тепла и электричества. Однако это создает другую проблему — необходимость очистки выхлопных газов. Другой вариант — преобразование полимеров в новые материалы, сырье и заменители топлива. С точки зрения ответственного потребителя, вероятно, хорошей идеей будет просто снизить спрос на пластик. И, чтобы стать еще более эффективным, снизить спрос на все, что в него упаковано.