Эта огромная картина Рафаэля является примером искусства эпохи Возрождения высочайшего качества. Работа была заказана папой Юлием II и размещена в монастыре Пиагенца. Некоторые искусствоведы считают, что шедевр был написан для похорон Папы Римского.
В этих картинах художники зашифровали тайные послания: 10 самых загадочных полотен в истории
В прошлом людям не разрешалось открыто выражать свои мысли, наблюдения и мнения. Часто скульптура или картина были единственным средством, с помощью которого художник мог поведать миру страшные тайны своего времени. Конечно, это можно было сделать только в скрытой форме.
Часто послания касались политических событий, заговоров или моральных правил и были основаны на политических аллегориях. На протяжении всей истории известные художники вставляли в свои произведения закодированные послания. Перед вами одни из самых загадочных картин в мире живописи.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1498
Эта картина — одна из самых обсуждаемых его работ, особенно среди теоретиков заговора, которые регулярно находят в ней скрытые коды. Считается, что Тайная вечеря была полна секретных кодов и сообщений. И речь идет не о криптограммах, которые, по мнению Дэна Брауна, автора «Кода да Винчи», содержат секреты о будущей жизни Иисуса, и не об утверждениях, что математический и астрологический код, скрытый в картине, раскрывает день конца света (который, кстати, произойдет 21 марта 4006 года).
В этой картине Леонардо зашифровал…. Музыка! Несколько лет назад итальянский компьютерный инженер Джованни Мария Пала изучил таблицу и пришел к такому выводу.
Куски хлеба, разбросанные на столе, вместе с руками апостолов могли быть записками! Если на столе Тайной вечери нарисовать пять музыкальных линий, то каждый кусок хлеба в сочетании с руками апостолов будет соответствовать определенной музыкальной ноте! Если играть справа налево (как писал да Винчи), комбинация нот превращается в 40-секундную композицию, которая звучит как реквием. Конечно, вполне возможно, что это чистое совпадение, но удивительно, насколько гармонично звучит композиция! А если учесть, что да Винчи был не только художником, но и прекрасным музыкантом и изобретателем, это уже не кажется таким невозможным.
Микеланджело «Отделение света от тьмы», фреска в Сикстинской капелле
Еще одно тайное послание можно найти в работах другого художника эпохи Возрождения, знаменитого современника да Винчи, Микеланджело. Среди его самых известных произведений искусства — массивная роспись потолка Сикстинской капеллы. Этот огромный шедевр разделен на девять частей, каждая из которых рассказывает историю из Книги Бытия.
Микеланджело был гением и настоящим человеком эпохи Возрождения: живописцем, скульптором, архитектором и, прежде всего, экспертом в области анатомии человека. Это прекрасно выражено в его скульптурах. Но ему также удалось скрыть в своих картинах несколько анатомических элементов. Микеланджело неоднократно занимался вскрытием трупов на кладбище, что в то время очень не одобрялось. Но Микеланджело хотел осветить внутренности человеческого тела, потому что знал, что это знание может спасти не одну жизнь.
Он зашифровал некоторые из своих знаний в определенных участках картин в Сикстинской капелле. Например, если мы внимательно посмотрим на раздел «Разделение света и тьмы», то увидим, что шея и подбородок Бога напоминают человеческий мозг. Решение зашифровать анатомию человека в церковных росписях было очень смелым и дерзким, поскольку в то время церковь была главным противником научных открытий.
Портрет четы Арнольфини / Ян ван Эйк (1434)
Этот портрет стал первым в истории Европы, на котором была изображена пара. Он является прекрасным примером раннего Возрождения. Историки до сих пор спорят о том, кто изображен на полотне и что там происходит. Многие уверены, что это брак, о чем свидетельствуют некоторые следы на картине.
Но самый странный фрагмент почти скрыт — в отражении зеркала на стене можно увидеть очертания четырех человек. Можно смутно разобрать, что это мужчина и женщина, а надпись гласит: «Здесь был Ян ван Эйк». Искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою жену.
Тайная вечеря / Леонардо да Винчи (1495-1498)
Эта фреска является одной из самых известных работ Леонардо да Винчи, а также хранит множество секретов. Самая интересная тайна скрыта на поверхности — в образах Иисуса и Иуды.
Другие картины художник написал с легкостью, но эти два лица оказались самыми сложными. В лице Иисуса он искал воплощение доброты, и ему повезло — он встретил молодую певицу в церковном хоре. Но последним ненаписанным персонажем был Иуда, и да Винчи часами просиживал в ресторанах, пытаясь найти идеальное воплощение зла. И наконец ему повезло — в канаве он нашел пьяного, который едва стоял на ногах. С него он срисовал образ Иуды, но в итоге был удивлен.
Мужчина подошел к нему и сказал, что они уже встречались. За несколько лет до этого он стал хористом и уже был моделью для Леонардо для этой картины. Таким образом, человек стал олицетворением добра и зла.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)
Возможно, самой загадочной картиной из когда-либо написанных является «Мона Лиза». На протяжении столетий она волновала историков и искусствоведов и порождала все более безумные и интересные идеи о ее создании.
Кто эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно считается, что это жена купца Франческо Джокондо. Но есть и другие теории, которые являются обоснованными. Например, что «Мона Лиза» — это автопортрет самого Леонардо. Существует также вероятность того, что эта картина была написана для него да Винчи, а настоящая картина была обнаружена 100 лет назад в Айзерлуте. Эта «Джоконда» наиболее точно соответствует описанию картины современниками Леонардо.
А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне объясняется тем, что у нее нет зубов. Рентген, кстати, показал, что у нее действительно были брови, только они были значительно повреждены реставрацией.
Загадочный шедевр: какие тайны скрываются в знаменитых картинах?
Замечали ли вы когда-нибудь, что иногда невозможно оторвать взгляд от картины, настолько вы поглощены шедевром, который создал художник? Возможно, это связано с таинственной и мистической атмосферой, в которой были созданы многие картины?
«Крик», Эдвард Мунк
Одним из самых впечатляющих примеров воздействия живописи на людей является «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. Каждый, кто хотя бы раз видел эту картину, никогда не забудет «первобытного» человека, издающего душераздирающий крик на фоне пылающего заката. По одной из версий, Мунк действительно стал свидетелем огненного извержения вулкана Кракатау. А настроение художник позаимствовал у пациентов психиатрической больницы, где лечилась его сестра. Плач был впервые представлен под названием «Отчаяние», и именно в этой ситуации была создана знаменитая картина.
Эта картина знаменита тем, что это одно из первых произведений западного искусства, на котором изображена раздетая женщина — и при этом это не мифологическая фигура. Считается, что художник заказал эту работу Мануэлю Годою, первому министру Испании.
В 1808 году картина была обнаружена испанской инквизицией. Годой предстал перед судом и был вынужден раскрыть имена создателей изъятых картин, которые были охарактеризованы как «крайне непристойные и опасные для общественных интересов». Гойю обвинили в безнравственности, но художник избежал наказания — инквизиция уже не имела такой власти. В 19 веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва, герцогиня Альба.
Возмущенная этой версией, семья Альба в 1945 году вскрыла гробницу, чтобы доказать, что пропорции их предка не были пропорциями Махи. Однако, поскольку гробница была вскрыта ранее, а тело было выброшено наполеоновскими солдатами, измерения провести не удалось.
В настоящее время большинство искусствоведов склоняются к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя.
«Чёрный супрематический квадрат», Казимир Малевич
Первый черный квадрат был создан Малевичем как контрапункт к солнечному циклу: Художник работал над декорациями оперы «Победа над солнцем», представляющей победу сознательного творчества над пассивной природой. Сама знаменитая картина написана в двух цветах и является частью триптиха вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом», двумя другими формирующими элементами системы супрематизма.
Художник повторил картину не менее четырех раз, каждый раз слегка изменяя пропорции фигуры, чтобы оригинал отличался от копий.
«Сотворение Адама» (Микеланджело)
«Сотворение Адама» — фреска, написанная Микеланджело около 1511 года. Это одна из девяти композиций, расположенных в центре потолка Сикстинской капеллы.
На картине изображен библейский эпизод сотворения Богом человека (Бытие 1:27). Композиция основана на жестах двух рук. Рука Бога Отца протянулась к Адаму и почти коснулась его. Рука Адама похожа на руку, которая только начинает двигаться. Таким образом, художник представляет процесс творчества: Божественная рука дает Адаму импульс, который дает ему жизнь, и его тело отвечает на него.
Некоторые ученые отмечают поразительное сходство между Божьей средой и структурой человеческого мозга. Хорошо известно, что Микеланджело обладал глубокими познаниями в анатомии. При ближайшем рассмотрении картины создается впечатление, что художник воплотил человеческий мозг в своем изображении Бога. Таким образом он мог подчеркнуть, что самый важный дар Бога — это разум.
На картине можно увидеть идеализированный процесс рождения человека, а также ребро Адама, из которого впоследствии была создана Ева.
«Ночная терраса кафе» (Винсент ван Гог)
Кафе «Нахттеррас» — картина голландского художника Винсента Ван Гога 1888 г. Картина выполнена маслом на холсте. Примечательно, что художник не использовал для оформления черную краску.
На первый взгляд, картина не имеет скрытого подтекста. Однако при ближайшем рассмотрении сцена на террасе кафе обнаруживает сходство с «Тайной вечерей» да Винчи.
В центре комнаты стоит официант в белой тунике, напоминающий Иисуса Христа. Вокруг него 12 гостей, и один из них стоит как бы в стороне, готовясь уйти. Это рассматривается как намек на 12 апостолов и Иуду. Оконная рама за спиной официанта похожа на крест.
«Тайная вечеря» (Леонардо да Винчи)
«Тайная вечеря» — монументальная картина Леонардо да Винчи. Она была написана между 1495 и 1498 годами в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Размеры картины составляют 4,6 x 8,8 метра. Картина украшает столовую монастыря.
На ней изображен библейский эпизод Тайной вечери — Тайная вечеря Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. На картине изображен момент, когда Иисус сказал, что один из его учеников предаст его. Да Винчи мастерски изобразил реакцию апостолов, а также использовал свет таким образом, что у присутствующих в монастырской столовой возникло ощущение присутствия.
И по сей день люди пытаются найти тайные символы в жестах, позе и одежде апостолов. Также продолжаются споры об образе Джона, который на фотографии выглядит как девушка. Современные ученые согласны с тем, что да Винчи написал картину со скрытыми символами, но в гораздо меньшем количестве, чем описал Дэн Браун в своей книге «Код да Винчи».
Как недостаток превратился в талант
Рембрандт Харменс ван Рейн, Автопортрет в возрасте 63 лет, 1669.
Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на картинах его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на других портретах мастера. Это нарушение означало, что художник мог воспринимать реальность в двух измерениях лучше, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется «стереоскопической слепотой» — неспособностью воспринимать мир в 3D. Но поскольку художнику приходится работать с двухмерным изображением, этот недостаток Рембрандта мог бы стать объяснением его беспримерного таланта.
Безгрешная Венера
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486 гг.
До «Рождения Венеры» изображение обнаженного женского тела в живописи символизировало лишь идею первородного греха. Сандро Боттичелли был первым европейским художником, который не нашел в этом ничего греховного. Искусствоведы также уверены, что языческая богиня любви символизирует христианский образ фрески: Ее появление — это аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.
Лютнист или лютнистка?
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Люттист», 1596 г.
Картина долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютеист». Только в начале XX века искусствоведы пришли к единому мнению, что на картине изображен молодой человек (возможно, Караваджо попросил своего друга художника Марио Миннити позировать ему). Запись баса мадригала Якоба Аркаделта «Thou knowest that I love thee» можно увидеть в нотах перед музыкантом. Женщина вряд ли смогла бы сделать такой выбор — это просто тяжело для шеи. Ведь лютня, как и скрипка на краю картины, во времена Караваджо считалась мужским инструментом.
См. также: