Исторический процесс: ведьмы Салема. Салемские ведьмы история.

В документах о Салемской охоте на ведьм сообщается, что под подозрение попали в общей сложности не менее двухсот человек. Из них двадцать человек были приговорены к смертной казни, а пять заключенных умерли за решеткой.

Салемские ведьмы: идёт охота

Охота на ведьм» — эти слова мы обычно используем в метафорическом смысле. Но несколько веков назад люди действительно охотились на них. И не без успеха.

Сегодня, когда мы ищем причины различных несчастий, будь то эпидемия птичьего гриппа или стихийное бедствие, мы обращаемся к науке. Обычно мы находим очень разумные ответы. Но 400 лет назад в таком сложном процессе не было необходимости: дьявол часто был причиной наших несчастий. Если верить нашим предкам, проникновение в мир людей почти ничего не стоило, но борьба с ним требовала упорства и решимости. Так же поступали и жители Салема, Америка, в конце XVII века.

Тихий городок Салем

Если вы наберете в поисковой системе слово «Салем», первое, что появится, — это одноименный телесериал, «историческая фантастика», основанная на событиях в городе Салем. И действительно, с точки зрения современного человека, ситуацию можно описать только как «фантастическую». Но охота на ведьм в Салеме велась со всей серьезностью.

Салем (Салем, Салем) — небольшой город в США в штате Массачусетс. Он был основан в 1626 году, через шесть лет после того, как английский торговый корабль «Мэйфлауэр» причалил к Плимутской скале с примерно 100 людьми на борту. Пуритане, придерживавшиеся радикальных протестантских взглядов, прибыли из Англии и основали здесь колонию: На родине их преследовали за религиозные убеждения, но в Америке они обрели второй дом.

«Мэйфлауэр в гавани Плимута». Полотно Уильяма Холсалла.

Салем рос довольно быстро, отчасти благодаря пуританской традиции больших семей, а отчасти потому, что сюда прибывало все больше и больше поселенцев. Город был, можно сказать, чрезмерно религиозным. Именно по этой причине охота на дьявола началась здесь.

1692 год, Салем

Новая Англия. Город Салем был основан рыбаками около 1626 года и отличался строгими пуританскими обычаями своих жителей. На этом основании он стал центром охоты на ведьм. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Новая Англия была населена в основном религиозными беженцами; они легко поддавались влиянию суеверий. Пуритане особенно любили верить в то, что женщины, в частности, подвержены всевозможным порокам. В результате пострадали именно они. 78% убитых и заключенных в тюрьму были женщины. Некоторым женщинам «посчастливилось» быть приговоренными к казни, но из-за беременности казнь откладывалась.

Все началось с болезни двух девочек — Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, которые были родственницами местного священника. Они жаловались, как будто кто-то колол их иглами и ножами. Сами дети обвиняли предполагаемую ведьму — девушку-рабыню Титубу, которая прислуживала в их доме. Так начался самый печально известный эпизод охоты на ведьм. Многие молодые девушки в городе стали копировать поведение жертв: корчиться, свистеть во время молитвы и так далее. Чтобы быть осужденным, нужно было быть этнически другим или недостаточно пуританским, носить другую одежду и т.д.

Чтобы доказать, что женщина была ведьмой, требовались различные тесты и испытания. Если обвиняемая прикасалась к человеку в припадке, и он выздоравливал, это было доказательством ведьминской природы. Были проведены эксперименты с выпечкой, которую якобы готовили ведьмы: Пирожные скармливали собакам и наблюдали за их реакцией.

Судьи для этого процесса были назначены самим губернатором Уильямом Фиппсом, а председательствующим судьей был Уильям Стоутон, который не имел юридического образования, но играл важную роль в администрации. Бриджет Бишоп была первой повешенной, казнь состоялась 10 июня того же года. В общей сложности 19 человек были повешены, еще один фермер был забит камнями до смерти (он не признался), а некоторые умерли в тюрьме. Охота на ведьм закончилась только тогда, когда глава Гарвардского колледжа Инкриз Мазер заявил, что суд не может использовать в качестве доказательств по делу только поведение жертв. После этого «охота» стала сходить на нет. В том же году был создан Верховный судебный суд Массачусетса, где процесс продолжился, а весной 1693 года губернатор помиловал оставшихся обвиняемых.

Реабилитация

С этого момента все судебное разбирательство рассыпалось как карточный домик: Многие свидетели, прямо обвинявшие горожан в колдовстве, заявили, что были обмануты дьяволом, и дали показания против невиновных.

В 1711 году все жертвы были признаны невиновными, а их родственникам даже предложили компенсацию, но не все из них согласились, потому что боялись или стыдились того, что их родственников подозревали в колдовстве. Список «салемских ведьм» составлялся долгое время. В 2001 году, спустя 300 лет после суда, правительство штата Массачусетс подписало закон о Хэллоуине, официально объявив жертв репрессий невиновными. Сам закон также был одобрен законодательным органом штата.

Салем покорил многих исследователей: в 2016 году группа археологов обнаружила точное место, где были казнены жертвы Салема: Это оказался лесной массив за городской аптекой. Они утверждали, что виселицы там никогда не было: Палачи просто перекинули веревку через дерево.

При подготовке материала были использованы книги Юлии Игиной «Юридический дискурс: Колдовство в английских государственных и правовых представлениях», The Guardian «Исследователи подтвердили, что место повешения на Салемском суде над ведьмами находилось за Walgreens», The New York Times «Massachusetts Clears 5 From Salem Witch Trials» и другие открытые источники.

Начало охоты на ведьм в Салеме

На дворе январь 1692 года, и семья пастора Пэрриша оказывается в нестандартной ситуации. Дочь приходского священника, 9-летняя Элизабет, и его племянница, 11-летняя Эбигейл, заболели. Особенность заключалась в симптомах. Девушки падают на пол, их тела извиваются и принимают странные позы. Молитвы пугали детей, которые закрывали уши и прятались.

  Реальная ученица Мессинга Ольга Мигунова: «Он запрещал мне даже думать о замужестве». Ольга мигунова биография.

Врач, Уильям Григгс, пришел осмотреть девочек. Доктор основывал свой диагноз на трудах Коттона Мазера, проповедника, который был авторитетом в Новой Англии. Григгс пришел к выводу, что дети находились под влиянием дьявола.

Соседка Пэррисов, Мэри Сибли, пришла на помощь и испекла «ведьмин торт». Особенностью было смешать муку с мочой больных девочек и скормить лепешку собаке. Сибли отметил, что ведьма, которая наложила заклятие на детей, потом заболеет.

Когда пастор услышал это, он рассердился. Лидер общины отметил, что эти методы являются борьбой с нечистой силой с помощью дьявола. Дочь и племянница Самуэля продолжали болеть, и вскоре после этого у многих других девочек в городе появились похожие симптомы. Элизабет и Эбигейл сказали, что заболели, когда кто-то уколол их иглой, пока они спали. Город был взбудоражен, и на подозреваемых был объявлен розыск.

Ход процесса над Салемскими ведьмами

Подозрение пало на женщину по имени Титуба, рабыню священника, которая приехала с острова Барбадос. О происхождении горничной известно немного, считается, что она родилась либо в Южной Америке, либо в Африке. Затем девочки добавили, что Титуба рассказывала им истории о колдовстве и учила гаданиям.

Титуба и дети

Рабыня была арестована. Еще две женщины — Сара Гуд и Сара Осборн — оказались за решеткой. Худ была дочерью богатого трактирщика, который внезапно покончил жизнь самоубийством, когда Саре было 16 лет. Большая часть ее наследства досталась другим родственникам, а та небольшая доля, на которую девушка могла претендовать, была впоследствии конфискована за долги ее покойного мужа. Гуд оказалась на улице, и за годы попрошайничества она приобрела репутацию грубой и ворчливой женщины. На момент ареста ей было 38 лет.

До своего ареста Осборн была вовлечена в судебный спор о наследстве своего покойного мужа. Женщина нарушила правила: Земля и имущество должны были перейти в собственность ее сыновей, но Сара переписала все на себя и своего нового мужа, что вызвало споры в то время.

Под давлением следователей Титуба заговорила. Она призналась, что научила девочек гаданию, которому научила ее барбадосская хозяйка. Затем рабыня назвала Худа и Осборна своими сообщниками. Женщина хотела смягчить или избежать наказания, поэтому она говорила то, что хотели услышать следователи. Титуба смогла привести план в действие: После суда она была освобождена из тюрьмы за выкуп неизвестным мужчиной. Предполагается, что это сделал сам Сэмюэль Пэрриш, который затем продал раба дальше.

Когда рабыня предала своих сообщников, в Салеме началось неописуемое. Девочкам, страдающим от неизвестной болезни, достаточно было указать на женщин, которые якобы воздействовали на них магией, и обвиняемые были отправлены в тюрьму.

Следователи были не очень строги к заключенным: Они преследовали и пытали их, чтобы они оклеветали себя и других. Ситуация дошла до абсурда. Например, жительница Салема публично выразила сомнения в правдивости показаний девушек, после чего была обвинена в колдовстве и пополнила ряды заключенных. 4-летняя дочь одного из арестованных оговорила себя, чтобы добраться до своей матери. Девушка была выписана как инвалид.

Дом, где проходил судебный процесс

Были и другие способы опознать ведьму. Обвиняемому завязали глаза и подвели к девушкам. Если дети начинали дергаться перед ней, то она была ведьмой. Ведьмой была и та женщина, от прикосновения которой у девочек начинались припадки. Девушки были настолько увлечены процессом, что в какой-то момент проболтались о том, что дьявол одержим, но быстро повернули его в свою сторону, и темнота продолжилась.

Расследование показало, что пастор Джордж Берроуз был главой «Салемских ведьм». Стоя перед виселицей, священнослужитель был осмотрен. Пастор произнес поминальную молитву и не колебался. Считалось, что одержимые сатаной не могут делать это без заикания. Но палачи были полны решимости осуществить казнь и объясняли успех испытания помощью темных сил.

Не менее типичным был случай с 80-летним Жилем Кори. Старик не был совершенным пуританином. Дед был женат три раза и был осужден за убийство слуги, укравшего у него яблоко. Когда следователи пришли за его женой Мартой, он не предпринял никаких попыток защитить женщину.

Суды и казни

Судебный процесс начался в мае 1692 года, и к этому времени процесс приобрел самостоятельную жизнь — любого, кто упоминал о больных девочках, сажали за решетку. Они должны были видеть их как призраков в своих снах. Всех подозреваемых контролировали, просто подводя их к детям во время припадка, и если удавалось прикоснуться к ним, чтобы остановить их, женщину объявляли ведьмой.

Вердикты были вынесены присяжными, в состав которых вошли три друга преподобного Пэрриса и заместитель губернатора. Суд проходил под председательством Уильяма Стоутона, который не имел юридического образования. За судебным процессом наблюдал сам Коттон Мазер, чьи труды создали прецедент казни в 1688 году девушки-ведьмы, околдовавшей детей своего хозяина.

Первая казнь состоялась 10 июня — была повешена старая Бриджет Бишоп. 19 июля та же участь постигла и других женщин. Через месяц состоялись новые казни, и среди жертв оказался бывший пастор Салема — не помогло даже заступничество десятков горожан, и он не прочитал молитву у виселицы. Считалось, что колдун не может молиться без заикания. Священник мог, но его тут же нашел палач — он сказал, что сам дьявол в облике черного человека стоял за спиной обвиняемого и шептал слова.

Самая впечатляющая история произошла с 80-летним фермером по имени Жиль Кори. Согласно законам того времени, все имущество людей, осужденных за колдовство, конфисковывалось, а старик был зажиточным фермером. Ни один суд не мог быть проведен без свидетельских показаний, и тогда Кори был подвергнут специальной процедуре пыток: На его грудь клали доски, поверх которых помещали тяжелые камни. Если бы фермер признал свою вину под принуждением, он был бы лишен своей земли. Но старик молчал и только просил еще камней, чтобы скорее умереть. Он не хотел отпускать свою семью на тот свет и умер после двух дней пыток. Вскоре после смерти Кори его жена и еще семь человек были повешены.

  Форт Боярд. Форт боярд с бузовой.

Властная рука

Охота на ведьм стала выходить за пределы Салема, больных девочек увозили в другие города, чтобы и там искать одержимых. На высоком уровне обсуждалось, что только видения жертв не должны считаться вескими доказательствами для суда. Появились также мнения, близкие к современному взгляду на смертную казнь — что лучше оставить в живых несколько ведьм, чем казнить невиновного человека. Одна из девочек, которая участвовала в шествии ведьм, призналась своей матери, что она просто пошутила. Но потом она испугалась и снова начала говорить о колдовстве.

Дебаты о морали дошли до губернатора штата, который издал указ, запрещающий судам принимать видения в качестве доказательств. Аресты прекратились, и большинство заключенных были освобождены. Всего в рамках кампании по борьбе с колдовством за решетку попали около 200 человек. Тридцать один из них был осужден, 19 были повешены, пятеро умерли в своих камерах, а старика Кори забили камнями до смерти. Охота продолжалась более года.

В 1697 году судьям сообщили об ошибке, а через пять лет их решения были признаны незаконными. В 1706 году одна из дружинниц призналась, что называла невинных людей ведьмами и колдунами. Только одна из этих девушек смогла выйти замуж, что привело ее соседей к тюрьме и смерти.

Спустя 300 лет Массачусетс решил вновь увековечить память об этой истории, и в 1992 году в Салеме был установлен памятник жертвам массовых убийств, совершенных религиозными фанатиками. В 2001 году губернатор подтвердил, что все обвиняемые невиновны.

Администрация города умело использовала трагическую историю, чтобы сделать Салем интересным местом для туристов. Здесь сохранился дом ведьмы, построенный в 1670 году. Здесь же проходило судебное разбирательство. Мистическая аура, окружающая Салем, поддерживается различными литературными произведениями и экранизациями этой истории.

Исторические факты

Есть свидетельства того, что за несколько месяцев до начала охоты на ведьм в Салеме разразилась сильная эпидемия оспы. Эта болезнь была еще одной причиной, по которой отдельных невинных жителей города обвиняли в колдовстве. Такие основания для лишения свободы были предъявлены, в частности, Марте Кори.

Ребекка Нерс, чье дело рассматривалось дважды, в конце концов была объявлена ведьмой из-за ряда странных обстоятельств. Она вступила в жаркий спор с жительницей Салема, чья свинья уничтожила ее огород. Через несколько дней мужчина умер при невыясненных обстоятельствах. Судьи считали, что его смерть была результатом черного заклятия и проклятия, наложенного на него медсестрой.

ребекка нерс

Перед оглашением смертных приговоров некоторые «одержимые» дети и другие свидетели, осознавая ужасные последствия своих слов, пытались отказаться от своих заявлений. Они раскаялись и попытались убедить следствие, что в Салеме не было ни ведьм, ни колдунов. Но остановить «лихорадку», охватившую американский город, было невозможно.

Титуба, служанка в доме Пэрриса, не была среди тех, кто пошел на эшафот. Вероятно, это было связано с тем, что в XVII веке рабы высоко ценились, поэтому расследование их дела всегда откладывалось. Титуба была выкуплена из тюрьмы незнакомцем, который позже похитил ее из Салема. Ее судьба больше не известна.

В конце 1600-х годов судебное разбирательство доказало ошибку, допущенную ранее при расследовании. В 1702 году было официально объявлено, что все приговоры недействительны; казненные были посмертно оправданы. Спустя девять лет семьи невинных жертв получили компенсацию от государства.

Почти через пятнадцать лет после массовых казней Анна Путнам, свидетельница против бывшего салемского священника Джорджа Барроуза, написала публичное заявление. В нем она сожалела о содеянном, говорила, что все ее слова были клеветой и что она искренне не понимает, почему она это сделала.

По сей день ученые и историки спорят о том, что побудило Лиззи и Эбигейл начать охоту на ведьм. Высказывались различные предположения:

  1. Дети, впечатленные и напуганные страшными сказками Титубы, решили разыграть взрослых, но их игра и ложь зашли слишком далеко;
  2. Массовый и целенаправленный сговор детей, что объясняет, почему постепенно к Лиззи и Эбигейл примкнули их друзья и товарищи;
  3. Отравление спорами спорыньи – ядовитого грибка, поражающего зерновые культуры; попадая в организм человека, он вызывает рвоту, судороги, галлюцинации, провоцирует неадекватное поведение и повышенную температуру тела;
  4. Последствия эпидемии оспы;
  5. Развитие истерического невроза;
  6. Поражения головного мозга – «летаргический» энцефалит;
  7. Отравление ядовитыми веществами;
  8. Генетическое заболевание.

Неизвестно, где были захоронены тела повешенных. В их честь в городе в двадцатом веке был установлен памятник, визуально напоминающий мозаику из надгробий.

В начале 1750-х годов Салем был переименован в Денвер, но это никак не улучшило репутацию города. Только в 2016 году исследователи смогли обнаружить знаменитый курган палача, так как ранее его местоположение было засекречено.

Детей, лжесвидетельствовавших во время следствия и суда, ждала незавидная участь в будущем. Их, особенно Эбигейл и Лиззи, сторонились в городе, и после суда с ними почти не общались. Большинство из них умерли в одиночестве.

Процесс

В течение весны в тюрьме Салема одновременно оказались несколько женщин, помимо трех первоначальных обвиняемых. Четырехлетняя Дороти Гуд называла себя ведьмой, чтобы быть ближе к своей матери Саре. Ее собственных слов было достаточно. Марч был удален из Кори за демонстративное проявление «неуважения к суду», неоднократно указывая на нелепость доказательств. Появились также новые «обвинители», указывающие на других подозреваемых. По всей видимости, многие жители Салема, города, раздираемого внутренним конфликтом, увидели в этой ситуации благоприятную возможность разрешить конфликт в свою пользу.

  Сельма Лагерлеф. Сельма лагерлеф биография.

Также были арестованы несколько мужчин, в основном мужья женщин, подозреваемых в колдовстве. Однако среди задержанных оказался бывший пастор местной церкви Берроуз, который покинул свой пост из-за конфликта с влиятельными членами общины.

В городе был создан специальный суд для рассмотрения дела «салемских ведьм». Задача, конечно, должна была решаться серьезно и в течение длительного времени. Разбирательство превратилось в теологическую дискуссию о природе дьявола, не ставя под сомнение факт его причастности к совершению «преступления». Дебаты были сосредоточены на том, давал ли обвиняемый личное согласие на использование его личности (его тела) силой дьявола. От этого зависела их вина. Это было «доказано», и в июле 1692 года начались первые казни. «Ведьм» больше не сжигали, а выбрали более «милосердный» способ — повешение.

Летом были повешены первые люди, в том числе Сара Гуд и пастор Барроуз. В сентябре к ним добавились еще восемь, включая смелую Марту Кори. Но никто не собирался прекращать охоту. Все больше и больше людей попадали в тюрьмы. 80-летний Жиль Кори, муж повешенной Марты, умер под пытками «peine forte et dure». За этим французским термином («тяжелая и долгая пытка») скрывалось следующее упражнение: на грудь подозреваемых клали все более тяжелые гири, чтобы буквально выбить из них показания. Те, кто отказывался давать показания, технически не могли быть осуждены и оставались невиновными в случае смерти. Кори предпочел этот выход. Имущество невиновного человека не могло быть конфисковано, и ферма досталась детям тех, кого пытали в тюрьме.

В конце концов, охота стала выходить из-под контроля и распространилась из Салема в соседние города. Когда число обвиняемых приблизилось к двумстам, власти штата и местная интеллектуальная элита заинтересовались тем, что происходит в Массачусетсе. Был положен конец господствующей тьме. По инициативе президента Гарвардского колледжа (который в то время еще не был университетом), самого важного местного учебного заведения, в списке улик были оставлены только вещественные доказательства. Состав зала суда только менялся, и — неожиданно — выяснилось, что без «видений» и других свидетельств «из уст обвиняемых» следствие не может предъявить «ведьмам» никаких обвинений.

Весной 1693 года все те, кто все еще находился в заключении за колдовство, были освобождены, а те, кого ранее обвиняли в повешении, были оправданы. Всего было казнено 19 человек, из них только пять мужчин. Еще один умер в тюрьме под пытками.

Четыре года спустя суд официально постановил, что решения по этим процессам были ошибочными, и в 1702 году они были объявлены незаконными. Через несколько лет одна из прокурорш официально раскаялась и признала, что уличала невиновных людей. В 20 веке жертвы Салемской охоты на ведьм были несколько раз оправданы, им был посвящен памятник, а вся история стала туристическим брендом города. Как и любая мистика, эта очень популярна среди широких туристических масс.

Окончание суда

Когда 19 человек уже были повешены и даже жена губернатора Фиппса предстала перед судом, он отдал приказ остановить казни. Судьи были уволены, процесс был приостановлен, и было учтено достаточно мнений.

Несколько священников сказали, что людей нельзя казнить, потому что дьявол принимает их облик, и они становятся другими людьми. И чиновники решили не использовать сны и видения в качестве обвинения.

салемские ведьмы

В 1693 году был создан новый Верховный суд для расследования этих дел. Уже первые пять дел закончились оправданием, а затем из ряда обвинений только три были признаны виновными. Их снова приговорили к казни, но губернатор Фиппс помиловал их.

Расследование продолжалось, и к 1697 году все обвинения были признаны ложными. Но только в 1957 году все участники Салемского процесса были оправданы. В 1992 году в Салеме был воздвигнут мемориал жертвам дикой охоты.

Анна, Елизавета и Эбигейл, которые были инициаторами судебных процессов, не извинились ни перед теми, кто был оправдан, ни перед родственниками жертв. Это правда, что Анна признала, что была одурманена дьяволом, когда давала показания против жертв судебных процессов. Обвинения были основаны на жутких доказательствах, но пока не ясно, каким образом сотни людей были одурманены какими-то детьми.

Многие современные ученые считают Салемские процессы над ведьмами ярким примером того, как массовая истерия одержала победу над государством и правовой системой.

Объяснения и память

До сих пор выдвигаются теории о том, что стало причиной массовой истерии среди жителей Салема.

Есть подозрение, что девушки были отравлены грибом, страдали энцефалитом или хореей Хантингтона, или просто сговорились. Однако остается загадкой, как десятки взрослых и образованных людей пришли к такому мнению.

салемские ведьмы

Признание служанки Титубы, утверждавшей, что она одержима, сыграло важную роль. Здесь, однако, у историков нет сомнений — бедную женщину пытали.

Салемские процессы над ведьмами являются примером ужасающей массовой истерии, которая привела к стольким смертям.

К сожалению, это не единственная ужасная сторона истории, которую люди хотели бы забыть. Однако изменения названия города и возведения памятника жертвам недостаточно, чтобы отменить все, что произошло в Салеме в 1692 году.

Понравилась ли вам статья? Поддержите наш проект и поделитесь им со своими друзьями!

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий