Яблочный Спас – 2022: история и традиции праздника. Яблочный спас краткое содержание.

Традиция разбрасывать яблоки зародилась в России с введением греческого праздничного календаря. Греки благословляли «новые плоды лозы», то есть виноград, в праздник Преображения. Но в России самые известные фрукты — яблоки, поэтому возникло и другое название праздника в честь Спаса — Яблочный.

Яблочный Спас – 2022: история и традиции праздника

Праздник Преображения Господня, называемый также праздником яблок, — самый известный из всех великих праздников, когда верующие освящают плоды нового урожая. В 2022 году в России этот день будет отмечаться 19 августа. РЕН ТВ рассказывает о том, что можно и чего нельзя делать в этот день, о посте, истории и сути праздника, а также о событиях в Москве.

Какого числа Яблочный Спас

Ежегодно 19 августа отмечается сбор урожая яблок. В этот день люди собирали яблоки. Перед праздником нельзя было есть их плоды, потому что Русская церковь использует Иерусалимскую таблицу, согласно которой нельзя есть виноград до Преображения, но в большинстве регионов России виноград не растет, поэтому его заменили яблоками. Эта традиция сохранилась до наших дней. В день праздника яблоки освящают в церквях, используют в приготовлении праздничных блюд и запасают на зиму.

В Пасху яблок постарайтесь совершить внутреннюю трансформацию и что-то изменить. Праздник — это возможность начать новую жизнь, которая будет свободна от забот, ошибок и вредных привычек. Но почему праздник называется Яблочным фестивалем? В древности греки в праздник Преображения Спасителя освящали в основном виноград, а русские верующие — яблоки, отсюда и народное название праздника.

Праздник Преображения Господня

Согласно Библии, в этот день Иисус явил людям свою божественность. Иисус взошел на гору Фавор вместе со своими тремя учениками и начал молиться. Вдруг его лицо стало святым, а одежда стала белой, как снег. С неба раздался голос Бога Отца, говорящий: «Се Сын Мой возлюбленный, Его слушайте!». С тех пор верующие празднуют в этот день Преображение Господа и Бога. В народе его называют Праздником яблони, Вторым Спасом или Спасом на горе, имея в виду события на горе Фавор.

Что можно делать в Яблочный Спас

Вечером накануне Преображения проводятся многочисленные службы, а утром — служба с крестным ходом. Церкви украшены свечами, а священники носят белые одеяния. Традиционно верующие приносят корзины с яблоками, виноградом и другими плодами дерева, а также колосья кукурузы.

В этот день верующие просят Бога благословить их урожай. Самым важным символом Преображения является яблоко, которое нельзя есть до освящения. Во время праздника соблюдается Успенский пост, поэтому важно соблюдать дополнительные ограничения в приеме пищи.

История праздника

Яблочный Спас празднуется 19 августа, когда летний урожай в самом разгаре. В это время плоды становятся спелыми и сочными. Праздник совпадает с Преображением Иисуса Христа, которое описано в Евангелии. В Библии написано, что в этот день Иисус Христос взошел на гору Фавор с тремя апостолами и начал молиться. Вдруг его лицо начало сиять ярким светом, а одежда стала белой «как снег». Затем они увидели прекрасное, преображенное лицо Христа, и голос с неба сказал им, что перед ними стоит Сын Божий. Из-за этого события праздник Яблочного Спаса также называют Спасом на горе.

Для православных христиан это важное событие. Верующие стремятся к внутренним изменениям. Этот день — возможность начать новую жизнь, свободную от недостатков и вредных привычек. Этот праздник является одним из трех праздников Спаса в августе — Медовый Спас (14 августа), Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый Спас (29 августа).

  Чем пахнет бытовой газ при утечке в квартире. Как пахнет газ при утечке в квартире.

Традиции праздника

Славяне верили, что запах яблок похож на запах плодов в Эдемском саду, и поэтому благословляли их перед тем, как поставить на стол. Откусывая яблоко, славяне загадывали желание и верили, что оно сбудется.

В утро Яблочного Спаса женщины варили яблочное варенье и пекли яблочный пирог. В то же время они прошептали слова: «Что пожелаешь, то и пожелаешь». Все, что придумано, обязательно сбудется. Все, что сбывается, не пропадет.

В полдень семьи собирались во фруктовых садах, а вечером за столом поздравляли друг друга с праздником. Кстати, на всех приемах пищи были яблоки. Славяне прогоняли солнце песнями и танцами.

Накануне праздника проводится большая церковная служба, утром — месса и крестный ход. Церкви украшены свечами, а священники носят белые одеяния. Прихожане освящают колосья пшеницы, корзины с яблоками, виноградом и другими фруктами.

Мы подумали, что в день «Яблока» нужно раздать как можно больше освященных плодов бедным, больным и нуждающимся. Но если кто-то был скуп и ни с кем не делился, он мог стать изгоем.

Яблочный Спас 2022: история и обычаи праздника

Что можно и нельзя делать в этот день?

Праздник совпадает с Успенским постом, поэтому в этот день запрещается тяжелая работа, стирка, шитье, уборка, шумные сборища, распитие спиртных напитков, ссоры и критика других.

Также запрещается убивать или отгонять насекомых. Они считаются талисманами, приносящими удачу. Кроме того, в Яблоко запрещено употреблять жирную пищу и мясо.

Напротив, разрешается навести порядок в доме за один-два дня до праздника. Еще один хороший обычай — гадание: по вкусу первого яблока, съеденного в день Свечи, судят о будущем. Если он кислый, то будущее сулит неприятности; если сладкий — счастье и радость. Свадьба в Яблоке считается хорошим предзнаменованием и не противоречит правилам церкви.

В праздник яблони можно есть рыбу и пить очень мало красного вина. Остальные продукты должны быть приготовлены во время Великого поста, а яблочный пирог должен быть из постного теста.

Православная иконография Преображения Господня в основном основана на евангельском повествовании. Канонические иконы этого типа обычно похожи на него.

В центре композиции — гора, на вершине которой стоит Господь Иисус Христос. Одной рукой он благословляет, в другой держит свиток, символизирующий Евангельское послание и Книгу Жизни. Вокруг Христа — облако славы. Обычно он круглый или эллиптический, в некоторых иконах — звездообразный (количество лучей варьируется в разных версиях икон). Внутри круглого облака славы находятся концентрические круги, и обычно чем больше радиус, тем светлее эти кольца внутри (внешнее кольцо иногда изображается более темным цветом). Такое иконографическое решение соединяется с библейским свидетельством о том, что Бог обитает в недоступном свете (1 Тимофею 6:16), а также со священным представлением, основанным на практическом христианском опыте: Чем больше мы знаем о Боге, тем больше понимаем, что, строго говоря, Он непознаваем (Он может быть познан лишь частично, в той мере, в какой Он открывает Себя миру и в той мере, в какой различные существа могут получить Его откровение).

Символизм благословляющего жеста Христа можно интерпретировать по-разному, например, как благословение апостолов, присутствовавших на Преображении, или как благословение на добрые дела (хотя исторически Преображение произошло две тысячи лет назад, паломник молится с Христом «здесь и сейчас» перед иконой), но его можно понимать и как приглашение следовать по стопам Христа и благословение идти этим путем.

  Как вырастить микрозелень: 6 способов, которые может попробовать каждый. Микрозелень на подоконнике.

Справа и слева от Христа находятся праведники Ветхого Завета: Моисей, законодатель, и Илия, пророк. Это соответствует повествованию в Евангелии (Мф. 17:3). Обратите внимание, что в то время как облако славы обрамляет всю фигуру Христа, Илия и Моисей имеют только часть его — знак того, что Сын Божий является сиянием Божественной славы (славы Отца) (Евр. 1 :3) и что в Его человеческой природе «вся полнота Божества обитает в Нем телесно» (Кол. 2 :9); Илия и Моисей являются причастниками Божественной благодати.

В нижней части картины изображены три апостола, которые были очевидцами этого события. Особое положение их тел, мимика, жесты показывают их необычное внутреннее состояние, их интуитивное восприятие, их эмоции, пережитые во время преображения Христа.

На изображениях часто изображены три луча, исходящие от Христа и заканчивающиеся апостолами. Это подчеркивает тот факт, что они смогли взирать на Фаворский свет благодаря особому действию Бога (Божественной благодати).

В образах Преображения апостолы часто изображаются трижды: один раз на горе под Христом, другой раз восходящими на гору и третий раз спускающимися с горы. Подъем на гору (помимо буквального объяснения) напоминает об их духовном восхождении, а спуск с горы — о том, что, став свидетелями преображения Господа, они спустились вниз духовно преображенными.

Богослужебные (литургические) особенности

Отмечается бдение праздника (по версии Служебника); если праздник выпадает на воскресенье, воскресная служба опускается; совершается только праздничная служба. Смотрите Минстер на 6 августа / 19 августа.

На Великой Вечерне «Благословен Человек» не поется, но читаются три прошения. На вечерне звучат два канона праздника — Иоанна Дамаскина и Космы Майского. В 9-м гимне вместо «Благословенного Таинства» поется припев праздника: «Хвали, душа моя, на Фаворе Господь обратился».

Литургия имеет праздничный характер. Поется Трисвятое. Вместо «Достойно» поется припев «Δοξάστε την Γέννησή σου» и пурпур «Η Γένσή σου αιωνίως εφάνη». В начале проповеди, согласно традиции, благословляется виноград и фрукты.

Интересная особенность. На Востоке зерно и виноград — самые важные съедобные плоды, предлагаемые для благословения из благодарности Богу, но также из-за их прямой связи с таинством Евхаристии, которое упоминается в молитве о «винограде». В Русской православной церкви в местах, где виноград не растет или не созревает в это время, освящаются яблоки, но освящаются они другой молитвой, только как «начатки овощей», тогда как, как ясно из названия молитвы («Молитва о приносящих начатки овощей») и из ее текста, освящается тот, кто приносит плод.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В определенной степени, хотя и не стоит преувеличивать, праздник Преображения ассоциируется и сравнивается с праздником Кущей в Ветхом Завете. Эта взаимность также подтверждается традицией освящения плодов в оба праздника.

На Востоке в начале августа созревают зерновые культуры и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дар этих плодов. В первые века христиане жертвовали часть своего урожая Церкви для таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в праздник Преображения имело особое символическое значение. Преображение Христа указывает на новое, преображенное и благодатное состояние, которого достигнет человек и мир и которое осуществится с воскресением Христа. И вся природа, которая была в беспорядке с тех пор, как грех вошел в мир через человека, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому следует сказать несколько слов об обряде освящения плодов, который был разработан в Русской православной церкви и очень любим православными. Со временем праздник даже получил название «Яблочный Спас», поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный в России фрукт.

  Комнату – в студию! Эксперты рассказали, что ждет владельцев самодельных мини-квартир в питерских коммуналках. Стоит ли покупать комнату в коммуналке спб.

После евхаристической молитвы, во время тропаря и кондак праздника, священник сжигает плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву «о сообществе плода»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Господи, Господи, Боже наш». После тропаря следует окропление плодов святой водой. Затем следует «Се имя Господне» и празднование Праздника Покоя.

Иконография праздника

Иконография праздника Преображения Господня основана на евангельском повествовании.

На иконах, фресках и миниатюрных рукописях Спаситель изображается на горе в центре композиции, пророки — по бокам, а павшие апостолы — у подножия горы.

Одним из древнейших изображений Преображения является мозаика в апсиде церкви Святого Аполлинария в Риме (середина VI века): Фигура Христа в центре была заменена изображением огромного четырехугольного креста на медальоне с правой рукой Господа над ним. По обе стороны от облаков расположены полуфигуры Моисея и Илии; внизу, в центре деревьев, три ягненка, которые, по-видимому, представляют трех учеников Спасителя. Такая иконография типична для раннехристианского искусства, полного сложных символов. Однако широкого распространения она не нашла.

Другой иконографический тип встречается в мозаиках монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Они изображают явление Господа во славе перед апостолами, новозаветное событие, на котором присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне в белых одеждах. Благословенный Спаситель, стоящий в центре композиции, окружен сиянием овальной голубой мандорлы с исходящими от нее лучами света. Такие композиции широко распространены в византийском и древнерусском искусстве4.

Примерно с XII века она дополняется изображениями апостолов, поднимающихся и спускающихся с горы во главе с Христом: церковь Благовещения в Грачанице (1321 год), Богоматерь Периблету в Мистре (третья четверть XIV века).

Преображение Господне. О празднике

В более поздних памятниках появляются некоторые иконографические детали, более подробно изображающие историю Преображения. Так, на некоторых иконах XVI-XVII веков рядом с Христом изображены не только пророки Моисей и Илия, но и Моисей, восставший из гроба и возносящий Илию на облаке на гору Фавор. Двух ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI века).

Преображение Господне. Иисус - Пастырь добрый

Роль сцены Преображения в композиции росписей Храма и ее положение в Храме очень важны. Поскольку Преображение рассматривалось как предвестник грядущих Страстей Христовых, что было отражено в комментариях святых и в литургических текстах, эта сцена была частью Страстного цикла, вопреки хронологическому повествованию (церковь Спаса на Неретице, 1199 год, Новгород Великий). Более того, в русских иконостасах XVI и XVII веков Преображение часто становится частью Страстного цикла, располагаясь в праздничной последовательности между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

У нас есть небольшая просьба. Эта история может быть рассказана благодаря поддержке читателей. Даже самое маленькое ежемесячное пожертвование помогает редакции работать и выпускать важные для людей материалы.

Наши читатели поддерживают «Правмир» уже 18 лет. Благодаря этому история, которую вы видите перед собой, была опубликована.

И пока вы здесь, мы хотели бы, чтобы вы рассмотрели возможность сделать небольшое регулярное пожертвование. Даже небольшой вклад — это возможность поговорить о том, что важно для каждого.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий