Фильм был отмечен премией «Лучший фильм года» в 1978 году, и за этот год его посмотрели 58 миллионов зрителей. Композиции и инструментальные произведения из романа «Служебный роман» были изданы на альбоме, что свидетельствует о его огромной популярности и значимости в культурной жизни страны.
Людмила Иванова
Людмила Иванова была выдающейся актрисой советского и российского театра и кино, а также талантливым педагогом и режиссером. Её карьера была наполнена характерными и возрастными ролями, благодаря которым она стала настоящей королевой эпизодов. Людмила запомнилась зрителям не меньше, чем актеры главных ролей, и её судьба была полна испытаний, но она всегда оставалась верной своему призванию, радуя публику своим неповторимым талантом.
Людмила Ивановна родилась в интеллектуальной семье в Москве 22 июня 1933 года. Её отец, Иван Маркелович Иванов, происходит из крестьянского происхождения, но стал одним из пионеров советской северной экспедиции. Мать, Фаина Митрофановна, имела экономическое образование и в молодости работала стенографисткой у известного геолога Отто Шмидта. После замужества и рождения дочери она оставила трудовую деятельность, чтобы полностью посвятить себя воспитанию ребенка. Фаина Митрофановна была великолепной поклонницей театра, и эта любовь к искусству была уверенно передана её единственной дочери.
В детском возрасте Людмила не только училась в гимназии, где достигала высоких результатов, но также принимала участие в уроках танцев и рисования, посещая музыкальную школу. Поскольку она имела большую страсть к пению, её родители направили её в хор. Во время Великой Отечественной войны семейство, имея полярного исследователя в своем составе, было вынуждено эвакуироваться на южный Урал и обосновалось в Миассе, где отец работал в оружейной отрасли, в то время как Фаине пришлось освоить профессию доярки и научиться печь хлеб, чтобы помочь семье выжить в тяжелые времена.
В середине 1940-х годов, перед окончанием войны, Ивановы вернулись в Москву, и жизнь постепенно стала налаживаться. В это время отца Людмилы пригласили преподавать в педагогическом институте, где он занял должность заведующего кафедрой географии.
Подрастая, Людмила часто посещала театры, и, знает репертуар многих известных театров столицы, таких как МХАТ, театр Ленинского комсомола и театр Советской Армии, она приняла решение стать актрисой, окончив школу с золотой медалью в 16 лет. Однако поступить в театральный институт сразу не удалось.
Во время своей первой попытки поступления, не имея ясного представления о персонаже, она прочитала драматический монолог, но не смогла вжиться в роль. После того как она подготовила комический номер на второй раз, её приняли на курс Александра Михайловича Карева в Школу-студию МХАТ, где учились будущие звёзды советского театра.
Сразу после поступления её радостная жизнь омрачилась первой утратой: в 1952 году умер её отец. Для Фаины Митрофановны это стало настоящим невыносимым испытанием, которое вызвало серьезную болезнь, из-за которой она провела год в больнице. Вскоре после этого её бабушка тоже ушла из жизни после сложной болезни. Эти горечи повлияли на юную Людмилу, сделав её более зрелой и ответственной, несмотря на её молодые года.
Театр
После завершения учёбы в 1955 году, Людмила была принята в труппу Московского драматического театра на гастроли по Советскому Союзу, которым тогда управляла Наталья Мудрая. Первой ролью актрисы стал образ деревенского парня Вани. Работая с талантливым режиссёром, Людмила взялась за создание своего музыкального театра для детей, в который влюбилась на всю жизнь.
В 1957 году Людмила Иванова получила приглашение от Олега Ефремова в театр «Современник». Всё началось с репетиций спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Актриса была принята в постановку, премьеру которой с энтузиазмом встретила зрительская аудитория. В 1956 году спектакль произвёл настоящий фурор и сделал театр «Современник» лицом московской интеллигенции 1960-х годов.
Людмиле Ивановне удавалось создавать динамичные и выразительные характерные образы героев, которые запоминались зрителям своей объемностью и естественностью. Список таких персонажей пополнили сестра Анфиса из «Трех сестер» А.П. Чехова и первая фрейлина из «Голого короля» Е. Шварта. За 59 лет работы в «Современнике» Людмила сыграла удивительные 45 ролей, каждая из которых оставила след в театральной истории.
Детство беззаботное
Актриса обычно неохотно делится подробностями своей жизни, поэтому о ней известно не так много. Она родилась в семье с невысоким доходом. Рано потеряв мать, Людмила испытала горечь утраты, которая оставила глубокий след в её душе. Утешение девушка нашла в книгах, что заставляло её каждый день посещать читальный зал библиотеки, так как покупка книг не входила в финансовые возможности её семьи.
Однажды ей стало известно, что знакомый студент поступил в театральную школу имени Щепкина. Это вдохновило её на тот же шаг, но было ещё слишком рано, и она сначала пришла в драмкружок при Дворце культуры «Правда».
«Щепка» и первая роль
Людмила Ивановна вспоминает, что словно кто-то невидимый вел её по жизни: она увидела афишу студии «Современник», пошла на спектакль и влюбилась в Олега Табакова. Прошло несколько лет, прежде чем они познакомились лично. Людмила окончила школу и поступила в театральное училище имени Шепкина в один год с тем, когда режиссёр Вениамин Цыганков искал молодых талантов для Малого театра. В этом году она поступила на курс «Щепка», и благодаря помощи Цыганкова она смогла легко сдать экзамены, ведь он следил за её выступлением, чтобы она не провалилась.
Актерская карьера Людмилы Ивановой
В 1955 году, закончив школу, она приступила к работе в театральном коллективе, однако её мать оставалась в тяжелом состоянии и нуждалась в постоянном уходе. Сложность заключалась в том, что Людмила не могла совмещать заботу о матери с работой. Ей на помощь пришла Наталья Сац, директор Московского гастрольного театра, которая выдала ей смелое предложение. Хотя оно не было слишком для неё выгодным, Людмила, оказавшись в безвыходном положении, согласилась. Всего две минуты — и актриса оказалась в гастрольной труппе, мечтая только о том, чтобы вернуться в родные пенаты.
Судьба этой актрисы изменилась в 1957 году, когда она пришла в молодое театральное сообщество «Современник», основанное выпускниками МХАТа: Игорем Квашой, Олегом Ефремовым, Евгением Евстигнеевым, Галиной Волчек и Олегом Табаковым. После успешной премьеры спектакля «Вечно живые» её женская работа стала неотъемлемой частью театрального творческого процесса.
Первый выход Леониды на сцену «Современника» запомнился зрителям в спектакле «Вечно живые». С тех пор она стала центральной фигурой в труппе, приняв участие в таких постановках как «Обыкновенная история», «Три сестры», «Четыре капли», «Корни», «Голый король», «Народоволец», «Провинциальные анекдоты», «Обратная связь», «Старшая сестра» и многих других.
Не только в театре, но и в кино, Людмила демонстрировала свой талант, впервые появившись на съемочной площадке в 1958 году в роли комсомолки в фильме «Добровольцы». В 1963 году она взяла на себя главную роль матери, которая пытается справиться с исчезнувшим ребенком, в драме «Большой и маленький».
После этого актриса снялась в мюзикле «Учитель пения», военной драме «Помни имя свое» и комедии «Шаг навстречу». Однако настоящую волну популярности ей принесла роль в знаменитой комедийной мелодраме «Служебный роман», вышедшей в 1977 году. Она вновь исполнила роль Шурочки, активной общественной деятельницы. Этот фильм, где играли Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова, вошёл в историю отечественного кино и принес незабвенную славу актерам, принимающим участие в этом проекте.
В 1978 году Людмила сыграла в приключенческой мелодраме «Последние двое» и драме «Истцы и обвиняемые», а в следующем году её престижная работа продолжилась в комедии «Тщеславие тщеславия». В 1980 году актрисе была предоставлена главная роль в драме «Свет в окне». Всю свою жизнь Иванова продолжала работать над своим мастерством, поэтому ей удавалось ежегодно участвовать в нескольких фильмах, в том числе в 1984 году, когда она сыграла значимую роль в научно-фантастической комедии «Шанс», повествующей о чудодейственном эликсире, превращающем стариков в молодых людей.
Самая известная роль Людмилы Ивановой осталась в памяти публики благодаря фильму «Служебный роман».
В 1985 году на экраны вышла мелодрама «Самая обаятельная и привлекательная», в которой Людмила Иванова исполнила роль наряду с такими звездами, как Ирина Муравьева и Александр Абдулов. Два года спустя актриса вновь вернулась на экраны в драме «Любить или не любить».
Личная жизнь Людмилы Ивановой
Первым и единственным мужчиной, которого выбрала знаменательная актриса, стал бард Валерий Миляев. Их судьбы пересеклись в 1960-х годах, когда он, находясь на пике своей популярности, был приглашен на концерт в Академию наук. Без лишних слов, он пригласил молодую Людмилу на лыжи, а затем спел ей песню. Так и начались их отношения, развитые в гармоничную и прочную семью.
За почти полвека супружеской жизни у пары родились два сына: первенец Ваня и через семь лет — Саша. Мальчики выросли, стали достойными людьми и продолжили семейные традиции.
Людмила Иванова со своей семьей: мужем, сыновьями и внуками.
Валерий Миляев ушёл из жизни в 2011 году, оставив свою супругу вдовой. Спустя некоторое время, Людмила столкнулась с новой утратой — её младший сын Александр также ушёл из жизни, что стало для неё тяжёлым испытанием. Врачи сообщили, что причиной его смерти стало несоблюдение поста, который он соблюдал с большой строгостью. Старший сын Иан старался поддержать мать в трудные времена, помогая ей справиться с горем.
«Современник»
Людмила Иванова была одной из основоположниц известного театра «Современник», где учились такие знаменитости, как Игорь Кваша, Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. Её учителем был Олег Ефремов. Когда в первый раз она вышла на сцену МХАТа, ей стало ясно, что она хочет актёрского счастья именно здесь. Её первая роль была в спектакле «Вечно живые». Отсутствие главных ролей не умаляло её таланта, ведь она могла создавать яркие образы.
Людмила Иванова имела внешний вид и темперамент, что позволяло ей создавать обаятельные, яркие образы целеустремленных женщин как на сцене, так и в кино. Эти героини, хотя и не всегда имели отношение к центральным персонажам классической или военной драмы, были любимы зрителями за свои необычные качества. Сам актёр не раз признавался, что смогла по-настоящему полюбить каждую из своих героинь.
Знаменитая героиня
Телезрители вспомнят Людмилу Иванову по роли Шуры в культовом фильме «Служебный роман». Она исполнила эту роль так блестяще и искренне, что её сын часто шутил: «Неужели твоя мама такая глупая?». Людмила Ивановна была образованной и интеллигентной женщиной, и, казалось бы, ничто не предвещало её подобия с активисткой из «Служебного романа», которая постоянно стремилась к помощи окружающим. Однако, как и её персонаж, Людмила старалась быть полезной и делать добрые дела.
Необходимо отметить, что приглашение от Эльдара Рязанова пришло к актрисе легко. Однако, её расстраивало, что за работу в фильме платили довольно скромно. Но её муж, прочитав сценарий, уверил её, что этот проект приносит зрительскую любовь и славу. И предсказания мужа сбылись.
Личная жизнь
Первый раз Людмила Иванова вышла замуж ещё будучи студенткой, выбрав Леонида Эрмана, который в дальнейшем стал директором театра «Современник». Однако их брак не продлился долго. Вторым мужем Людмилы стал физик, математик и бард Валерий Миляев. Молодожены встретились в начале 1960-х в одном из научных учреждений, куда Людмилу пригласили проводить театральные занятия. Вскоре они поняли, что у них много общего — они оба обожают музыку и пишет песни.
В результате возникла новая семья, и в 1963 году на свет появился их первенец Иван. Иван Валевич получил образование в Институте искусств и работал в детском театре «Экспромт», позже стал директором Школы искусств и заведывающим режиссуры в Гуманитарном институте. В 2004 году ему присвоили звание «Заслуженный артист России». У Ивана есть двое детей — Елизавета и Трифон.
Людмила Иванова в последние годы своей жизни.
Младший сын Людмилы, Александр, родился в 1970 году. Он долгое время увлекался выращиванием редких растений и был глубоко верующим человеком. К большому горю родителей, в 40 лет он скоропостижно скончался от сердечного приступа в родительском доме. Утрата младшего сына стала тяжелейшим ударом для Людмилы и её семьи. В 2011 году ушёл из жизни и её супруг, Валерий. В это время Людмила лежала в больнице с воспалением легких. После этого актриса пережила два инсульта и была вынуждена прекратить карьеру: она отложила несколько ролей в «Современнике» и в 1990 году полностью сосредоточилась на своей новой работе, основанной на детском музыкальном театре «Экспромт».
Биография
Людмила Иванова родилась 22 июня 1933 года в Москве в семье известного полярника. В 1955 году она успешно окончила Школу-студию МХАТ, где училась в классе А.М. Карева, и поступила в труппу Московского театра.
В 1957 году актриса присоединилась к театру «Современник», основанному в том же году, и сыграла более 40 ролей, включая легендарные спектакли «Жить вечно», «Голый король», «Очень обычная история».
С начала 1960-х годов Людмила активно работала в кино, дебютировав в 1958 году в роли в фильме Юрия Егорова «Добровольцы». Наиболее запоминающейся стала её роль Шуры в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Педагогическая деятельность занимала важное место в её жизни: в 1990 году она основала детский музыкальный театр «Экспромт» и руководила детской студией актерского мастерства. Она работала преподавателем в Славянской гуманитарной академии и возглавляла кафедру актерского мастерства в институте им. Гавриила Державина.
Людмила Иванова также является автором множества бардовских песен, включая известную «Мне только кажется, почему-то все кажется…», которая была написана её мужем Валерием Миляевым. Она выступала с концертами и дружила с такими известными исполнителями, как Анна Герман, Сергей и Татьяна Никитины. В соавторстве с мужем она написала либретто к пьесе А.Н. Островского «Доходное место» и детской сказке «Крошечка-Хаврошечка».
18 марта 2014 года она была принята в члены Союза писателей Российской Федерации. Является автором мемуаров «Я люблю тебя», «Я помню», «Мой Современник», «Грустное и смешное», «Когда я снова буду молодой» и множества сборников детских стихов и песен.
Людмила Иванова проживала в Москве на Чистопрудном проспекте с 19 лет, а затем в 21 год.
Смерть
Людмила Иванова скончалась 7 октября 2021 года в 14:00 в возрасте 83 лет в реанимации одной из московских больниц после продолжительной болезни. 11 октября она была похоронена на Пятницком кладбище в Москве после церемонии прощания в театре «Современник».
Карьера актрисы
Людмила окончила школу с медалью и сразу же попыталась поступить в театральное училище, но из-за большого конкурса и неподходящего репертуара ей не удалось успешно сдать экзамены. Она помнит, как в те минуты, когда не сумела пройти на курс, залилась слезами, и это вызывало смех окружающих.
Своевременный совет от одного из профессоров сыграл решающую роль: «Готовьте другой репертуар», — и осенью Людмилу приняли в Школу-студию МХАТ. Этот успех радости омрачился ещё одной утратой: сразу после начала учёбы трагически умер её отец, которому было всего 46 лет. Мать Людмилы, тяжело пережившая эти события, стала больна, а вскоре у бабушки диагностировали рак.
Людмила училась и ухаживала за матерью, и когда завершила институт, устроилась работать в труппу Московского театра, желая всегда быть рядом с ней. Эта работа сопряжена была с постоянными гастролями, которые позволили избежать постоянного расстояния от родных.
«На протяжении двух лет я гастролировала по всему Советскому Союзу. Это была отличная школа. И часто я ловила себя на том, что даже в мелких ролях глубоко погружалась в образ», — делилась она воспоминаниями.
Однажды она попала на спектакль молодого театра «Современник» под названием «Вечно живые». Там её пригласили присоединиться к их труппе, и на начало её карьеры была маленькая роль, после чего последовали новые предложения, и её жизнь ещё ярче засияла театральными огнями.
Работа в кино
В этот же период Людмила начала сниматься в кино. Её первая значительная роль была в фильме «Поющий учитель», где съёмки проходили на «Ленфильме». Она работала в театре всю неделю, а в воскресенье уезжала в Ленинград, возвращаясь во вторник.
У меня не было разницы, какая роль — маленькая или большая. Иногда я всё же выбирала маленькие, так как у меня уже была семья — двое детей, и мне хотелось быть ближе к ним.
В фильме «Новенькая» Людмила исполнила главную роль с Василием Шукшиным, который сыграл мужчину, влюбленного в её персонаж, медсестру. Она не только сыграла свою роль, но и исполнила песню, написанную ею самой. К сожалению, многие сцены, включая её песню, не вошли в финальный монтаж, однако сцены с Юрием Никулиным остались в фильме.
Когда начались съёмки «Служебного романа», Людмила работала в театре, что сделало её персонажа Анатолий Бубликовым более близким, ведь она знала все радости и сложности, связанные с трудом помощи людям.
«Сцена с Бубликовым из фильма была вырезана. Но тем не менее сцена, где я пыталась оправдаться, когда мою сура искали в Институте, стала абсолютно импровизацией. И Рязанов разрешил: «Вы сделайте свою сцену, и мы вернемся к ней позже», — вспомнила актриса об этой непростой ситуации.
Несмотря на то, что Людмила Иванова сыграла множество прекрасных ролей после «Служебного романа», её Шурочка осталась в сердцах зрителей наиболее запоминающейся.
Сюжет
Москва, 1935 год. Идёт укрепление первой линии Московского метрополитена, для чего набираются добровольцы. Трое из них — Николай Кайтанов, Слава Уфимцев и Лёша Акишин — проходят медицинскую комиссию. Слабое здоровье ставит под вопрос Акишина, но его заступничество за него заставляет комиссии обратить на него внимание.
Трое друзей становятся частью бригады Лёли Теплова и быстро осваивают основы строительства. Кайтанов влюбляется в Лёлю, и они часто проводят время в Сокольниках. Уфимцев мечтает летать и посещает аэроклуб.
На шахте происходит несчастный случай: Александр и Слава оказываются травмированными и поступают в больницу. Из-за этого Слава пропускает возможность прыгнуть с парашютом, что и заканчивается трагедией — его любовь, Маша, погибает во время прыжка.
Проходит некоторое время: Кайтанов уже занимает должность бригадира на шахте, он женат на Лёле, у них рождается сын. Внезапно его обвиняют в саботаже, что ведёт к осложнениям в его профессиональной жизни.
Дело Кайтанова уходит на общее комсомольское собрание. Но вскоре выясняется, что его товарищи Уфимцев и Макс воюют в интернациональной бригаде в Испании. Слава является героем бойни, но получает ранение и сбрасывает парашютом с самолёта.
Макс, оказавшийся в горячей точке, помогает Уфимцеву спастись от обстрела франкистов. Тем временем ситуацию Кайтанова обсуждают на собрании шахтёров. Лёля и их сын ждут его возвращения, но на дверь стучит возвращившийся ещё один солдат с пажом Уфимцевым и передаёт ему письмо из Испании.
После долгих испытаний, Кайтанов и Уфимцев вновь встречаются на фронте. Их дружеская связь становится лишь сильнее, когда они пьют вино и вспоминают несущее тяжесть войны.
ПРИ силу Заводская группа подарила не одну победу — как в боевых столкновениях, так и в мирной жизни, когда они вернулись. Каждый раз они сталкивались с трудностями ни раз, но сила их не покорилась!
Добровольцы (1958) — отзывы и рецензии — Кинопоиск
Этот фильм стал знаковым произведением, рассказывающим о трудной судьбе трёх друзей, их чувствах, испытаниях, преданности и любви. Я счастлива, что, наконец, посмотрела этот замечательный фильм, который стал обязательным для многих, кто ценит настоящую киноискусство. Подобные произведения становятся гимном целого поколения. Заранее прошу прощения за свою большую эмоциональность, ведь именно такие фильмы оживляют нашу историю и наши души.
Сюжет кажется непримечательным, однако он глубоко затрагивает судьбы людей, которые пережили все ужасные испытания — от строительства метро до сражений в гражданской и мировой войнах. Это фильм о романтиках 1930-х, комсомольцах — о тех, благодаря кому была взлетающей целой страны. Однажды, шагая по бережью, я почувствовала, как всем известная песня и их судьбы переросли в нечто большее, чем просто кино.
В фильме показана настоящая любовь, которая, несмотря на годы разлуки, только укрепляется. Этот смысл подробно отобразил режиссер, который смог создать атмосферу дружбы и верности.
Что касается актерского состава, каждый из них сыграл свою роль на злобу дня, воплощая в себе мужество и силу, что придавало фильму дополнительные впечатления. Особенно впечатляла роль Лёли, которую сыграла Элина Быстрицкая, — сильной и волевой женщины, и дядя Серёжка, сыгранный Сергеем Плотниковым, был очень памятен и вдохновлял молодежь.
Песня «Комсомольцы-добровольцы» стала настоящей визитной карточкой фильма, легко запоминается благодаря простому тексту и яркой мелодии.
Что касается главных героев, то яркую роль Кайтанова, исполняемого Михаилом Ульяновым, можно отнести к знаковым для актёра и всех зрителей. Он является классическим представителем рабочего класса, что создает интимную связь с зрителем и проявляет характера.