Сын актера вспоминал, как его отца доставили в реанимационное отделение института переливания крови. В этот момент он был в сознании, однако родственников к нему не допустили. К сожалению, актер ушел из жизни всего через несколько минут — это случилось 28 апреля 1994 года, в Великий четверг.
Олег Борисов
Олег Борисов — весьма известный народный артист Советского Союза, почетный лауреат множества премий, и по праву считается актёром своего времени, обладающим сложным характером. Такой его запомнили как коллеги, так и поклонники. Он родился 8 ноября 1929 года в Приволжске, находящемся в Ивановской области. Судьба, казалось, играла с ним еще с момента рождения: в роддоме произошла путаница, и вместо мальчика его родителям отдали девочку. После долгих разбирательств выяснилось, что матери Олега пришлось пройти через множество нервных переживаний, чтобы исправить эту ошибку.
Интересно, что на самом деле его имя — Альберт. Это редкое имя для отечественного человека, ведь Борисов был назван в честь бельгийского принца, который произвел глубокое впечатление на его мать своим визитом в Москву. Родственники и друзья, с которым он провел детство, называли его Аликом, в то время как в учебе он стал известен как Олег, при этом в паспорте он оставался Альбертом.
Семья Борисова не имела никакого отношения к искусству: его отец был руководителем сельскохозяйственной школы, а мать — агрономом. В подростковом возрасте Олег решил посвятить себя актерской профессии, и эту любовь к театру ему привил его родитель, сопровождая его в любительский театральный кружок.
Вскоре он начал выступать на сцене, что окончательно привнело любовь к этому искусству в его сердце. По его стопам пошел младший брат Лев Борисов, который также стал известным актером и приобрел всесоюзную популярность благодаря своему таланту.
Олег сквозь тяжелые военные и послевоенные годы, еще в юном возрасте, начал трудиться на тракторе, чтобы поддержать свою семью. В 1947 году он поступил в Московское училище театрального искусства, где без особых трудностей сдал вступительные экзамены и стал студентом. В 1951 году он успешно окончил это театральное училище.
Театр
Начав свою актерскую карьеру в Киевском драматическом театре имени Леси Украинки, Олег Борисов оставался верным этому театру целых двенадцать лет. В первый же год работы он участвовал в трех спектаклях: «Прогулка в ад», «Учитель танцев» и «Враги». В дальнейшие годы Борисов принимал участие в двух-трех новых спектаклях, однако большинство его ролей оказывались в основном второго плана, что, возможно, не удовлетворяло его амбиций.
Проблемы в театре начались после выхода комедии «Для двух влюбленных», где Олег сыграл главную мужскую роль в 1961 году. Коллеги начали завидовать ему, а руководство театра находило повод для постоянных придирок. В конечном итоге, в 1963 году он был уволен по формальному основанию: якобы Борисов разочаровал театр, когда без разрешения выехал в Польшу в составе творческой делегации (на самом деле он выполнял задание Министерства культуры).
После этого Олег Борисов перешел в Московский театр имени Пушкина, но менее чем через год вновь сменил место работы на ЛБТ, куда его пригласил тогдашний директор Георгий Товстоногов. Как талантливый театральный мастер, Товстоногов помог Борисову раскрыть и развить его глубокий талант. Актер занимал пост в ЛБТ почти два десятилетия, и в этом театре он принял участие во множестве культовых спектаклей, таких как «Идиот», «Тихий Дон», «Мещане» и многих других. Здесь он смог выработать свой собственный стиль.
В 1983 году Олег Ефремов предложил актёру сделать переход в МХАТ и пообещал ему множество ярких ролей — Борисов с радостью согласился. В этом театре он работал до 1990 года, выходя на сцену даже в моменты ухудшения здоровья. Апофеозом его творческой карьеры стал спектакль «Джентльмен», в котором, по мнению как критиков, так и зрителей, он «перерезает главную артерию». В 1991 году Олег основал свой собственный театр «Антреприза Олега Борисова» и посвятил этому проекту последние годы своей жизни.
Благородный человек
В конце 1970-х годов Олег Борисов должен был сыграть важную роль в фильме Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Он прошел пробы, снялся в нескольких сценах, но в итоге возникли серьезные споры с режиссером о том, каким должен быть образ его персонажа.
Когда только начиналось их взаимодействие, у Борисова возникли разногласия с Зархи. Актер приступил к работе над ролью великого писателя, но впоследствии решил отказаться от участия. Он не хотел оставить негативное впечатление и представить зрителям примитивного, театрального Достоевского. Как последствие, возникла ситуация, в которой руководство «Мосфильма» приняло решение о запрете Борисову показаться в фильмах этой студии на протяжении двух лет.
Борисов пошел на этот конфликт, потому что Достоевский был одним из его любимых писателей наряду с Пушкиным, Гоголем и Чеховым. Он ежедневно читал его произведения и стремился понять каждую фразу. Однако лишь раз он снялся в фильме по Достоевскому: в «Подростке» (фильм 1983 года) он исполнил роль Версилова.
Интересно, что после ухода Борисова из проекта Зархи, последовали предложения о роли Достоевского от нескольких актеров, однако все они отказались. Лишь Анатолий Солоницын согласился, но лишь по каким-то затруднительным обстоятельствам в его жизни: ему срочно нужно было трудоустройство. Прежде чем дать согласие, он позвонил Олегу Ивановичу и попросил его совета. Борисов, осознавая проблемы своего коллеги, естественно, не стал его отговаривать. Даже если бы ситуация была иная, он себя так бы не повел.
Скоро Борисов и Солоницын объединились в фильме Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». Нельзя сказать, что они стали близкими друзьями, но два актера отлично поладили, и у них были хорошие отношения, между ними не возникало никаких недоразумений, и Борисов не испытывал чувства обиды. Когда фильм «Остановился поезд» получил Государственную премию, Солоницын, на тот момент уже ушедший из жизни, не получил её по странным правилам, однако по инициативе Борисова, Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе была выделена финансовая помощь семье Солоницына из призового фонда.
Два предательства
После завершения учебы в Школе-студии МХАТ Олег Борисов работал в Театре имени Леси Украинки, а затем в БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Он оставался в этих театрах достаточно долго: в Киеве — более десяти лет, в Ленинграде — почти двадцать. Только к середине 1980-х годов он перешел в МХАТ к Олегу Ефремову.
Рано пережив предательство, Борисов осознал, насколько этот опыт сильно влияет на его восприятие жизни. В начале 1950-х годов, будучи одним из лучших студентов школы-студии МХАТ, он не получил обещанную работу в театре, потому что она срочно понадобилась сыну одного из преподавателей, и ему пришлось покинуть Москву и переехать в Киев.
Одиннадцать лет Борисов работал в Киеве, исполнив несколько заметных ролей, которые вскоре привлекли внимание к его таланту. Однако настоящая слава пришла к нему после выхода комедии «За двумя зайцами» на экраны страны в начале 1960-х годов, после чего он мгновенно стал معروفым, а фактически — звездой «номер один». Когда Министерство культуры отправило этот фильм на кинофестиваль в Польшу, главный герой, естественно, должен был отправиться с делегацией. Однако руководство театра имени Леси Украинки попыталось запретить ему выезд за границу. Это, конечно, им не удалось, и вскоре в газете «Советская культура» появилось письмо с характеристикой «высокомерного актера Олега Борисова». Это письмо подписала вся труппа, включая даже тех молодых актеров, с которыми Борисов дружил и играл футбол, за исключением лишь актрисы Ады Роговцевой. По словам супруги Олега, Аллы Романовны, этот инцидент коренным образом изменил его отношение к людям и окружающему миру.
Олег Борисов считал, что самое ужасное в людях — это зависть. Этот случай лишь усилил его недоверие к окружающим. В результате он принял решение оставить театр в Киеве и поступить в театральную академию в Ленинграде. Хотя Георгий Товстоногов никогда не произнес ни одной критики в адрес Борисова, он делал много для его карьеры, в том числе присвоил ему звание народного артиста СССР, хотя срок предыдущего звания еще не истек. Однако, по моему мнению, Борисов крайне редко выступал в МХАТ. За девятнадцать лет ему удалось достичь лишь нескольких значимых ролей, таких как Принц Гарри в спектакле «Король Генрих IV», Кистерев в «Трех мешках пшеницы», Григорий Мелеков в «Тихом Дне», Шуслов в «Летних людях» и ростовщик в «Кроткой» под руководством Льва Додина.
Прощай, Киев
После выхода фильма «Для двух влюбленных» Олег Борисов был назначен в Польшу как один из эмиссаров. Хотя руководство театра предпринимало усилия, чтобы помешать его поездке, Министерство культуры уверяло актера, что сможет решить этот вопрос. Однако как только Борисов уехал, театр решил исключить его из своего состава актеров. Придя к осознанию произошедшего, Олег с женой и сыном уехал в Москву, где начал трудиться в Театре имени Пушкина.
Непростой характер
Борисов имел репутацию человека со сложным характером. Он всегда стремился глубоко освоить свою роль и выступал с желанием учиться и развиваться, даже если это требовало споров с продюсерами о своем видении персонажа. Тем не менее, он также умел прислушиваться к замечаниям режиссера, если чувствовал, что его подход к роли может требовать изменений.
Алла всегда поддерживала Олега и была для него теплом и пониманием. Она не испытывала трудностей в отношениях с ним.
Внезапное появление болезни актера посложило их мирную жизнь, ведь 16 лет Борисов боролся с лейкемией, сообщая об этом лишь своему ближайшему окружению. Несмотря на свое состояние, он продолжал сниматься и никогда не жаловался на здоровье.
Актер ушел из жизни весной 1994 года, оставив после себя 40 лет совместного счастья с женой.
«Голос Америки» и белое платье
— Сынок, она не твоя пара, — под любыми предлогами завлекала Олега в кухню мама, шепча ему очевидные вещи: он работал экскурсоводом на ВДНХ, подрабатывал портным и латинским. «Нет, это бессмысленно. — Подумай об этом, сынок, ты только испортишь свою жизнь.»
Но перед гостями из Киева женщина старательно скрывала свое волнение и изображала себя гостеприимной хозяйкой. Лишь однажды, когда не выдержала, сделала замечание отцу невесты: «Вчера вечером вы слушали ‘Голос Америки’. Что это такое? Это нехорошая станция!» Но вскоре всё успокоилось. Красивая, улыбающаяся девушка всё больше нравилась будущей свекрови с каждой встречей, и даже сама сшила Алле красивое свадебное платье.
Сложный человек
Кирилл Лавров в роли Петра Мелихова и Олег Борисов в роли Григория Мелихова в спектакле «Тихий Дон» в Большом драматическом театре имени Горького.
Они прожили вместе всю жизнь, сначала в Киеве, потом после главной роли Олега в «За двумя зайцами», в Москве, Ленинграде и снова в Москве. В ярком и беззаботном мире актерства верность Олега своей жене казалась необычной. Его называли «семьяниным Борисова». В то время как другие актеры были вовлечены в сложные романы и нуждались в мучительном выборе между любовью и карьерой, у Борисова всё было упорядочено, почти как при генеральной уборке: жена, сын Юрий, театр, кино, радиопередачи и любимая собака Кеза. Люди считали его неспособным к компромиссам и обвиняли в высокомерии, но сам Борисов удивлялся: «О каких компромиссах идет речь, зачем они нужны? Всё просто: любишь свою жену, работаешь честно и с полной отдачей, уважаешь себя и не изменяешь.» Тем не менее, с ним было сложно, так как он точно знал, что хорошо, а что плохо, что приемлемо, а что нет.
Однажды, когда Кирилл Лавров, с которым Олег работал в одном театре, попал в больницу, Борисова попросили заменить его в спектакле. Олег забрал своего сына из школы на два дня, и вместе они быстро согласовали его замену, посылая копии для партнера. Борисов исполнил свою роль впечатляюще и продолжал выступать до выздоровления Лаврова. В будущем, когда снова понадобилась замена, его попросили вновь сыграть в спектакле, однако он вежливо отказался, объяснив, что помощь требуется только тогда, когда человек заболел, а сидеть без дела для него было неприемлемо. «Мне говорили, что я высокомерный. И это меня преследовало всю жизнь» — с ноткой иронии вспоминал потом актер.
«Прививка» искусством
Олег Борисов, родившийся 8 ноября 1929 года в селе Яковлевском (в наши дни это город Приволжск, Ивановская область), оставил после себя значительное наследие. Не многие знают, что Олег Борисов — это псевдоним; в реальности, при рождении сына директора сельскохозяйственной школы и агронома назвали Альбертом, предположительно в честь бельгийского принца, который однажды побывал в Москве.
Борисов впервые соприкоснулся с «духом театра» в юности благодаря своей матери. Надежда Андреевна была человеком творческим, активно участвовала в любительских театрах, и её сыновья, Олег и Лев, часто сопровождали её на репетиции.
Лев Борисов, выбравший ту же профессию, что и его брат, также стал известным — его работы известны благодаря фильмам, таким как «Визит к Минотавру», «Ширли-Мырли» и, безусловно, роли криминального авторитета «Антибиотика» в сериале «Бандитский Петербург», который пришелся по вкусу многим зрителям.
Тем не менее, в 1940-х годах талантливые братья находились далеки от известных успехов. Годы их юности выпали на Великую Отечественную войну. Папа Борисова ушел добровольцем на фронт, а Олег, его брат и мама были эвакуированы в Казахстан. Там 12-летний мальчик научился управлять трактором и работал на лесопилке, как настоящий мужчина. В школе будущая звезда не особенно проявлял себя в точных науках, но с охотой участвовал в школьных постановках.
После войны семья Борисовых переехала в Подмосковье, и перед Олегом встала задача определения своего будущего. Он поехал в столицу учиться в университете. Поступив в Институт востоковедения, он понял, что «прививка искусства», полученная в детском возрасте, оказала на него значительное влияние. Во время учебы, он выбрал себе псевдоним — Олег Борисов, который в будущем станет всем известным.
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу» (1965 год).
Испытание славой и предательство
Свою карьеру Борисов начал как актер в Русском драматическом театре имени Леси Украинки в Киеве, где проработал более десяти лет. В это время его стали приглашать сниматься в кино, а в какой-то момент он смог совместить сценическую работу с кинотеатром. Однако из-за разногласий с руководством театра, касающихся его популярности, ему пришлось покинуть сцену.
Это произошло после того, как Борисов исполнил судьбоносную для себя роль в комедии «За двумя зайцами». Главный герой фильма Свирид Петрович Голохвостый принес ему славу далеко за пределами Киева, и когда фильм имел успех, Борисова отправили на международные кинофестивали в Польшу.
Не спешив радоваться его триумфу, коллеги по театру составили коллективное письмо с критикой «принципиального актера» и его якобы совершенного нарушения — отсутствием на спектакле.
Стоит заметить, что поездка была согласована, но руководство театра нужно было выбрать козла отпущения, и Борисову предложили уволиться. Актер, не объясняясь, решил покинуть театр. Позже ему вновь предложили вернуться, но он отказался.
В последующем Олегу неоднократно приходилось подтверждать свою принципиальность и нежелание идти на компромисс. Например, он отказался сниматься в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», поскольку его видение образа знаменитого писателя не совпадало с мнением режиссера Александра Зархи. В результате, по решению руководства «Мосфильма», Борисову запретили участвовать в проектах студии на два года, однако он оставался верен себе и своим убеждениям.
К счастью для зрителей, Олег Иванович сыграл множество запоминающихся ролей в таких фильмах, как «Рабочий поселок», «Парад планет», «Крах инженера Гарина». Его многогранный талант, как в драматических, так и в комедийных ролях, предлагал ему разнообразные возможности, и успех пришел к нему как в театре, так и в кино. Его постановка в роли Ростова в спектакле «Джентльмен» Льва Додина была признана одной из лучших в его карьере. Борисов также excelled в радиоформатах благодаря своему профессионализму в качестве чтеца и участию в радиоспектаклях.
В 1990-е годы, как и у многих отечественных актеров, карьера Борисова столкнулась с проблемами, но, оставаясь верным театральному искусству, он основал свой полуподпольный театр, продолжая выступления, пусть и в небольших, но заметных и интересных ролях.
Кадр из фильма «Крах инженера Гарина» (1973 год).
Олег Борисов и Алла Латынская: 40 лет легкого счастья с тяжелым человеком
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Олег Борисов был выдающимся актером и глубокой личностью, его отличала способность к самоанализу. Многие считали Борисова сложной личностью. Но лишь Алла Латынская понимала его подлинную природу: мудрого, заботливого и терпимого человека. Они прожили вместе 40 лет, преодолев славу и предательство, а также 16 лет стойко борясь с тяжелой болезнью мужа.
Девушка на фото
После окончания Школы-студии МХАТ, Олег Борисов начал свою карьеру в Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки. Однажды, зайдя в гримерку к Марии Сторошевой, он увидел фотографию девушки с большим беретом на голове. Она так искренне и привлекательно улыбалась, что Олег обратил на неё внимание. Однако сама Мария не спешила соглашаться; у молодого актера не было шансов.
Алла Латинская — это была именно она на фотографии, только начинающая свою учебу на факультете журналистики в университете. Её отец, известный в театральных кругах как «Беретик», ожидал от дочери наличия красного диплома. Когда Алла пришла в театр, Мария всё же решила дать шанс актёру и познакомила их друг с другом.
На протяжении трех лет Олег Борисов ухаживал за Аллой. Он не был одержим ею, просто встречался с юной журналисткой и виделся с ней довольно часто. В какой-то момент актёр стал незаменимым человеком в её жизни.
Первые трудности, первые радости
Роман Степанов и Лариса Гавриловна Латынские — родители Аллы. / Фото: www.borisovborisov.ru
Когда их отношения стали более серьезными, Алла решила представить Олега своим родителям. Знакомство стало волнительным для всех. Мама, увидев худенького парня, сразу же начала его угощать. Отец, давно проработавший в театре, понимал, что жизнь дочери с актером может оказаться непростой, однако считался с мнением Аллы, которая была уверена в своем выборе. Вся семья отправилась в Москву, чтобы познакомиться с матерью Олега.
Надежда Андреевна Борисова — мать Олега Борисова. / Фото: www.borisovborisov.ru
Однако будущая свекровь не была в восторге от перспективы будущего сотрудничества с одной из самых влиятельных личностей в киевской театре. Она не считала Аллу подходящей невестой для своего сына. После возвращения в Киев Олег неожиданно исчез на несколько дней, решив без предупреждения навестить мать и убедить её в правильности своего выбора. Это внезапное отсутствие стало причиной единственной серьезной ссоры между будущими супругами.
Ошибка
Дополнительная информация >>
Если у вас есть дополнения или интересная информация о предмете статьи, пожалуйста, напишите нам по этому адресу или оставьте сообщение в гостевой книге на сайте. Мы будем очень признательны вам за вашу помощь.
Самые интересные материалы
Почти знаменитости: как выглядят дети Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет и Кэтрин Зета-Джонс.
«Ольга». Пятый сезон: по ком тикают часики.
На канале состоится премьера новых сезонов «Таежного детектива» и новых сериалов «Следаки» и «Игра в убийство».
«У неё были сложные отношения с семьёй»: Александр Васильев о Майе Плисецкой. Телеведущий рассказал о своей дружбе с балериной и знакомстве с Людмилой Гурченко.
Кино-Театр.РУ рекомендует
Андрей Борисович Моргунов 8.11.2022 — 14:02
Время бежит… Не верится… Сегодня, 8 ноября, уже 93 года с момента рождения замечательного артиста Олега Ивановича Борисова. Для меня он — гениальный актер, его роли навсегда останутся в моей памяти и оставили глубокий след. читать далее>>
quote№420 dostoevsky Здравствуйте. У меня есть полезная информация для владельцев кино-театра.ру. Спасибо огромнейшее вашему коллективу! читать далее>>
Здравствуйте! Я нашел полезную информацию для владельцев кино-театра.ру. Недавно я некоторое время искал фильм «Единственный свидетель», в котором главную роль исполнил Олег Борисов. читать далее>>
Олег Борисов — актер Достоевского. Часть I. Конфликт с Зархи и Сизовым Скоро будет представлена полная история создания фильма «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», включающая ранее неизвестные факты.