Анатолий Папанов всегда оставался преданным своим принципам: одна любовь, одна жена и один театр. Он встретил свою единственную любовь и жену, Надежду Каратаеву, во время учёбы в ГИТИСе. Оба они пришли на занятия в военной форме, что и стало началом их знакомства.
Анатолий Папанов
Полное имя: Анатолий Дмитриевич Папанов. Он был известным советским актёром, народным артистом, родился 31 октября 1922 года в Вязьме, Смоленской области, и скончался 5 августа 1987 года в возрасте 64 лет от сердечного приступа. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Рост Анатолия составил 184 см.
Анатолий Папанов — это не просто имя, это символ советского кинематографа. Он снялся примерно в ста фильмах, многие из которых стали классикой советского искусства. Кроме этого, он также озвучивал множество персонажей в мультфильмах, наиболее запоминающимся из которых является, конечно же, волк из знаменитого мультфильма «Ну, погоди!».
Культовыми стали его роли, такие как комбриг Серпилин в «Живых и мертвых», Николай Дубинский в «Белорусском вокзале», Киса Воробьянинов в «Двенадцати стульях» и Копалыч в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Это последняя его работа, за которую он был посмертно удостоен Государственной премии СССР. Анатолий Папанов ушел из жизни летом 1987 года, но его наследие останется в сердцах народа навсегда.
Детство и юность: Вязьма – Москва
Анатолий появился на свет осенью 1922 года в семье Дмитрия Папанова, который был офицером, и Елены Росковской, модельера из Вязьмы. Его отец работал в военизированной охране на железной дороге, а мать шила платья и шляпы в портновской мастерской. Их жизнь была наполнена творчеством и заботой о семье.
Любовь Елены к своему мужу была настолько велика, что, будучи полькой-католичкой, она приняла православие, чтобы выйти замуж за Дмитрия Филиповича. Они сохранили православные традиции и воспитали двух детей — старшего Анатолия (позже известного как Толя) и младшую Нину. С детства мальчик восхищался своими родителями, стараясь взять с них пример.
Анатолий увлёкся театром с юных лет. Вместе с родителями он участвовал в любительских спектаклях. Мальчик и его сестра тоже принимали участие в подобных мероприятиях, что способствовало их культурному развитию и привило любовь к сцене.
Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра (1928 год).
В начале 1930-х семья Папановых переехала в Москву. Отец стал заведующим складом, а мать работала модельером в ателье, и они поселились в районе Малые Кочки (ныне улица Доватора).
Толя не любил учёбу и предпочитал проводить время в кино и театре. Когда в клубе «Каучук» открылась театральная студия, он стал её постоянным посетителем. В силу финансовых трудностей он перевёлся в вечернюю школу и начал работать литейщиком на заводе, чтобы помочь семье.
В пятнадцать лет он снялся в фильме Михаила Рома «Ленин в Октябре», получив свою первую эпизодическую роль. В самодеятельной студии он ставил спектакли, включая «Укрощение строптивой» и «Васса Железнова».
В театральной студии актёр Василий Куса, ведущий педагог, обучал учащихся азам актёрского мастерства, включая публичные выступления, танцы и фехтование. В это время Анатолий испытывал стыд из-за своих пробелов в образовании — он почти не знал литературных произведений, и это тревожило его. Чтобы преодолеть свои комплексы, он взялся за активное чтение и посещение библиотеки.
Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Находка» (1939).
Он активно занимался в художественной мастерской при клубе и даже начал осваивать игру на барабанах. Однако его жизнь изменилась, когда он едва не стал жертвой случая — его арестовали по ложному обвинению в краже деталей завода, и он провёл девять дней в Бутырском следственном изоляторе. Этот опыт оставил неизгладимый след в его сознании, и он никогда не забывал об этом.
На съёмках «Холодного лета…» Анатолий делился с коллегами:
…Ощущение рабства и бесправия осталось в моей памяти. Мне было страшно думать о том, что чувствовали люди, оказавшиеся в плену на гораздо более продолжительное время.
Случай на работе
Происхождение Анатолия Папанова прекрасно иллюстрирует его детство и организацию его семьи. Его отец был солдатом, защищавшим важные стратегические объекты, тогда как мать, чья любовь к супругу была так велика, что она изменила свою веру, посвятила себя созданию комфортного быта для детей.
В подростковом возрасте Анатолий начал работать литейщиком на заводе и записался в театральную студию. Однако именно на этом этапе произошёл роковой случай, который изменил его жизнь.
Кто-то из рабочих завода украл детали, и Анатолия необоснованно арестовали. Он провёл девять дней в Бутырке, пока следственные органы не выяснили, что он непричастен к преступлению. Возвращение домой не стало для него радостным событием — его отец, не знавший о подробностях ситуации, сильно разгневался и избил его.
«Да ну этого Волка! Он перегрыз всю мою биографию»
В августе 1941 года, когда Анатолию было 19 лет, его призвали в армию. Он оказался на фронте, и вскоре стал командиром взвода зенитной артиллерии. Однажды, во время атаки, знание своего дела дало о себе знать: во время обстрела ему осколком вьетнамской бомбы сильно повредило ногу, из-за чего ему сделали операцию и ампутировали два пальца.
После ранений Анатолий пришёл учиться в ГИТИС, опираясь на свою военную стойкость и уверенность в себе: «Даю вам слово — вы не заметите моей хромоты», — заявил он на приёмной комиссии, успешно сдержав своё обещание.
Послевоенные годы были сложны — мальчикам не хватало места в учебных заведениях, но Анатолия приняли, несмотря на его физические недостатки. Дефект речи также создал определённые трудности, однако он упорно работал над собой.
Интересно, что его первое появление в кино произошло ещё до войны в 1930-х годах, однако настоящую известность он понял только в 1962 году, когда снялся в фильме «Приходите завтра», который принёс известность всем своим участникам.
Всего в его фильмографии свыше 80 фильмов, включая такие шедевры, как «Внимание, машина!», «Два товарища начальника», «Белорусский вокзал» и многие другие.
Также Анатолий Папанов озвучил множество персонажей анимационных лент. Волк, изображённый в «Ну, погоди!», стал символом его карьеры, хотя сам Папанов не особо любил этот персонаж. Он часто шутил по этому поводу: «Смотри, волк идет!». «Да что там волк! Он съел всю мою биографию», — с иронией добавлял Анатолий Дмитриевич.
Фронтовик
Когда началась Великая Отечественная война, Анатолий Папанов лишь начал взрослеть. Он не только повзрослел как личность, но и существенно изменился внутренне, став полностью готовым к жизни на фронте. Во время боев под Харьковом он был поразил снарядом, и его нога требовала медицинского вмешательства. В результате врачи решили ампутировать два пальца, после чего Анатолий больше не вернулся на фронт.
Затем он поступил в ГИТИС, где ему пообещали помочь избавиться от хромоты, что и стало его целью. В своих тренировках он проявил невероятную силу воли и стремление, добившись в конечном счёте нормальной ходьбы.
Свадьба после Дня Победы
В ГИТИСе Анатолий встретил любовь всей своей жизни — Надю Каратаеву. Ухаживал за ней Николай Щербаков, племянник маршала Ворошилова. Их первый секрет был в том, что оба носили военную форму, общались на темы, важные для каждого из них. Анатолий, поняв, что Надежда тоже вернулась с фронта, завёл с ним разговор, который положил начало их романтическим отношениям. В конечном счёте, она выбрала Папанова, и они поженились в 1945 году сразу после Дня Победы.
Молодожены начали совместную жизнь в однокомнатной квартире матери Надежды. Первоначально им пришлось работать в Клайпеде, но вскоре Анатолий вернулся в Москву, где начал работать в сатирическом театре. Надежда последовала за ним, но вскоре была шокирована, увидев, что её муж пристрастился к алкоголю. В итоге она однажды села в тюрьму за хулиганство, и это привело к необходимости отбыть ей наказание.
Фильмы
Несмотря на свои исключительные таланты, Анатолий Папанов долгое время не мог наладить полноценные отношения с киноиндустрией. Его коллеги отмечали, что он был заворожён камерой и долгое время не мог полностью проявить свои способности на съёмочной площадке, что сказывалось на его ролях. Сначала он снимался исключительно в эпизодах и ролях второго плана.
В 1963 году он получил предложение от Александра Столпера, который начал работу над фильмом «Живые и мертвые». Анатолию, первоначально не верившему в свои силы, предлагали роль генерала, но он несколько раз отказывал. Однако после премьеры стал знаменит, и зрители оценили его работу, а фильм был просмотрен 41 миллионом зрителей. Портрет Папанова в роли генерала попал на обложку многих журналов, а также на почтовую марку.
Его комические роли стали особенно популярными, особенно в дуэте с Андреем Мироновым. Эти персонажи не отличались высокой моралью и были изображены комично, однако они запомнились зрителям. В картине «Внимание, машина!» Анатолий играл Семена Васильевича, тестя Димы Семицветова, который имел представление о неправомерной деятельности своего зятя.
На съёмочной площадке Анатолий часто шутил и импровизировал, например, его фраза: «Тебя посадят, но ты не должен воровать!» Импровизация продолжилась и в фильме «Бриллиантовая рука», где Миронов также стал важным персонажем.
Дуэт актёров также снялся в фильме «Двенадцать стульев», где комбинация их актёрских талантов привлекла внимание зрителей. В телеспектакле «Генеральный инспектор» они еще раз удивили зрителей своими комедийными образами.
Не менее важные места в фильмографии Папанова занимали и драматические работы, лучшими среди которых стал фильм «Железнодорожный вокзал Беларуси», который великолепно передавал атмосферу того времени и вызвал большой отклик у зрителей.
На киностудии Анатолий проявил свой драматический талант и в последнем фильме «Холодное лето пятьдесят третьего”, где сыграл политического ссыльного — интеллигента с научным мышлением.
Озвучивание
Также важную роль в карьере Анатолия Папанова сыграло его озвучивание мультфильмов. Он стал голосом многих персонажей, среди которых особенно выделяется волк из «Ну, погоди!», созданного Вячеславом Котеночкиным. Его сотрудничество с актрисой Кларой Румяновой стало культовым и стало частью советской анимации.
После выхода мультфильма Папанов получил множество писем от любителей мультипликации. В интервью он отмечал, что не считает волка злым или коварным персонажем. Всего актёр озвучил 16 серий, а после его смерти Котеночкин отметил, что заменить такого актёра в дубляже будет невозможно, и для новых серий будут использованы старые записи его голоса.
Фильмы
Анатолий Папанов подошел к своей работе с полной отдачей, но путь к успеху не был для него простым. Так же, как и в театре, успех в кино приходил к нему постепенно. Первоначально, когда он выходил на съёмочную площадку, был совсем не уверен в себе и не мог ни двигаться, ни эмоционально раскрыться. Он находился в состоянии гипноза от камеры, поэтому лишь после многолетней практики смог занять достойное место в кино.
Его кинодебютом стал фильм «Ленин в Октябре», который вышел на экраны перед началом войны. В 1939 году он уже сыграл в комедии «Подкидыш». Авторское мышление раскрылось в полной мере лишь в эпоху 1960-х годов, когда он стал принимать участие в картинах «Приходите завтра», «Человек, идущий за солнцем» и «Яблоко раздора».
В 1963 году Анатолию позвонил режиссёр Александр Столпер с предложением сыграть в военной драме «Живые и мертвые». Анатолий сомневался в своих силах, думая, что не подходит для этой роли.
Со временем упорство режиссера дало свои плоды, и после премьеры стало ясно, что он не ошибался. Фильм стал настоящим хитом, его посмотрели более 41 миллиона зрителей. Изображение Папанова в роли генерала украсило обложки многих журналов и даже получило признание на почтовой марке, выпущенной в 1966 году. Это работа была отмечена призом за лучшую мужскую роль на I Всесоюзном кинофестивале.
После этого к Папанову устремились режиссёры, стремясь предложить ему роли в своих картинах. Важно отметить, что он часто отказывался, ссылаясь на свою занятость в театре, но тем не менее соглашался на множество проектов, что вывело его на новый уровень популярности. Он снялся в таких фильмах, как «Дети Дон Кихота», «Стежки-дорожки. Кровь туземцев» и «Дайте жалобную книгу». Он также исполнител главных ролей в фильмах «Возмездие» и «Наш дом».
Легендарный Эльдар Рязанов пригласил его сняться в комедии «Берегись автомобиля», где Папанова окружали звезды советского кино.
Аналогичным образом он проявил себя в таких фильмах, как «Белорусский вокзал», «Двенадцать стульев» и «Джентльмены удачи», где были представлены как комедийные, так и драматические роли.
Среди популярных картин Анатолия Папанова выделяются две. Первая — Это «Бриллиантовая рука», в которой он сыграл контрабандиста Лёлика. Несмотря на то что художественный совет СССР отклонил этот фильм, он получил восторженные отзывы от зрителей. Фразы Папанова из фильма стали частью русского языка, став крылатыми. Папанов стал настолько узнаваемым, что его начали узнавать на улицах.
Вторая выдающаяся работа — это «Холодное лето пятьдесят третьего», в которой он исполнал роль политического ссыльного Копалыча. Это была не только одна из лучших его ролей, но и одна из самых запоминающихся, способствовавшая его признанию и уважению как актёра.
Личная жизнь
Анатолий Папанов был счастлив в личной жизни. 20 мая 1945 года он женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой познакомился в ГИТИСе. Надежда была фронтовичкой, она прошла через многочисленные трудности войны как медсестра. Их брак продлился более сорока лет, и они редко ссорились. Их отношения были основаны на взаимном уважении и любви.
В 1954 году они стали родителями, у них родилась единственная дочь Елена. Елена продолжила семейную династию и в 1976 году присоединилась к театру Ермоловой, где работает до сих пор. У нее две дочери, Мария и Надежда, которые уже стали матерями. Таким образом, у Анатолия Папанова теперь трое правнуков, продолживших традиции актёрского рода.
Волк и Чехов
Анатолий Папанов, посвятивший свою жизнь сатирическому театру, иногда высказывался по поводу нехватки в репертуаре лирических и романтических ролей, что объяснялось спецификой театра. Работа с Чеховым также не обошла его стороной: Анатолий исполнил роль четырёхлетнего Дмитрия Ионовича Старцева в фильме «В городе С.», основанном на рассказе Ионыча. На сцене он неоднократно играл доктора Астрова в пьесе «Человек в поисках смысла», а также Гаева в «Вишневом саде». Несмотря на это, он понимал, что сатирические постановки не представляют ему героев, которых он мечтал сыграть — образов Достоевского и Тургенева.
Анатолий Папанов (слева) в роли Копалыча и Валерий Прияхов (справа) в роли Лузги в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего».
Кроме того, Папанов не страдал от высокомерия и не чувствовал себя ненужным актёром. В зрелом возрасте он проявил себя как многогранный артист, одинаково способный исполнять как трагические, так и комедийные роли. Если бы не преждевременно оборвавшаяся жизнь в 1987 году, он, возможно, продолжил бы развивать свои таланты и достигал бы новых высот в карьере, работая с открытыми и талантливыми режиссёрами, такими как Александр Проскин.
Среди воспоминаний о Анатолии Папанове и его жизни богатая палитра историй. Например, глава цирка на Цветном бульваре Максим Никулин вспоминал, как его отец описывал период дефицита, рассказывая, как приходилось ему скрываться за «чёрным входом» ради того, чтобы защитить свои плоды труда.
В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» Анатолий исполнил свою последнюю роль — политического ссыльного Копалыча, человека, имя которого обращалось к остроте и тяжелым условиям его жизни. Последняя сцена, в которой Анатолий появляется, применяется словно прощание с великим актёром. Слова его героя, «Так хочется жить по-человечески и работать», приобретают особое значение, особенно учитывая, что 64-летний Анатолий Папанов более не занимал позиции неудачника; он показывал все сложности, с которыми сталкивались ссылки того времени.
Анатолий Папанов никогда не опаздывал
Анатолий Папанов всегда проявлял пунктуальность. Люди, которые имели привычку опаздывать, вызывали у него недовольство. На репетициях он считал любое опоздание неприемлемым и выражал свое недовольство, если кто-то из коллег оказывался в подобной ситуации.
Анатолий Папанов был человеком упрямым
Когда Анатолий был уверен в чем-то, его было трудно переубедить. Он легко мог противостоять мнениям, даже своих руководителей. Например, когда художественный руководитель театра, Валентин Плужек, пытался убедить его в чем-то, Анатолий оставался непреклонным и уверенным в своем мнении.