«Танцы в Кремле» — это поистине удивительная история. Я понимал, что потеряю возможность отправляться за границу и навсегда прощусь со званием солиста. Я бы просто исчез в небытии. В тот момент я желал только одного — прекратить свою жизнь».
Рудольф Нуреев: от бунтующего «невозвращенца» до культовой фигуры балета
Рудольф Нуреев, несравненный гений и наиболее известный танцовщик XX века, стал настоящим «королем балета» для всего мира, но для своей родины он оставался «предателем». Эта личность навсегда изменила эстетику классического танца и стала кумиром публики; его имя достигло культового статуса еще при его жизни. Величественное наследие Нуреева включает его достижения как выдающегося танцовщика, талантливого хореографа и успешного бизнесмена, а также его статус как одного из самых известных деятелей искусства, который родился 85 лет назад.
В начале 1960-х годов имя Нуреева стало мировым событием, когда, будучи молодым танцовщиком в составе русской балетной труппы, он запрашивал у французской полиции политическое убежище в парижском аэропорту. Этот поступок вызвал скандал международного масштаба, в результате чего Нурееву навсегда был запрещен въезд в СССР, а его карьера за пределами родины стремительно развивалась, становясь богатой на успешные события и достижения.
В результате своих международных выступлений Нуреев завоевал признание на лучших сценах Европы, выступил с великими прима-балеринами, а также стал одним из самых обеспеченных людей в своем профессиональном круге. Однако жизнеописание Рудольфа начинается с того, что он был обычным, бедным и голодным мальчиком из Уфы, который не мог даже мечтать о подобном успехе.
Детство в условиях нищеты
Феноменальный талант Нуреева родился в весьма неожиданных обстоятельствах. Он появился на свет в поезде, когда его мать, Фарида Нуреева, вместе с тремя дочерями ехала навестить своего мужа Хамета, служившего на Дальнем Востоке. В то время, когда она находилась на последних неделях беременности, у нее начались роды. Рудольф появился на свет 17 марта 1938 года под стук колес металлических вагонов. Позже Нуреев в своей автобиографии описывал это событие как романтичное:
«Я, как танцовщик с лирическим и романтическим характером, приятно осознавать, что мое рождение уже стало предзнаменованием. Я всегда считал свое появление на свет самым романтичным событием в моей жизни».
Несмотря на это «романтическое» окружение, семья Нуреевых была крайне бедной. Пока его отец находился на фронте, мать и четверо детей были эвакуированы в маленькую комнату в пригороде Уфы, где проживали вместе с двумя другими семьями. Им не хватало денег на еду и одежду. Мальчику приходилось носить одежду, оставшуюся от его братьев, а иногда, когда у него не было обуви, его мать носила его на спине в школу.
Старинный радиоприемник стал единственным источником радости в его бедном детстве и открыл для него мир искусства. Рудик, как называли его близкие, полюбил музыку, но еще больше его завораживали танцы. Однажды, случайно попав на балетный спектакль в местном театре, он осознал, что это именно то, чем он хочет заниматься. Несмотря на недовольство отца и насмешки со стороны одноклассников, мальчик без ума от хореографии и вскоре записался в детскую народную танцевальную группу.
Жизнь в движении
Непревзойденный талант Нуреева и его стремление получать от жизни все возможное привели к тому, что он начал выступать во множестве стран по всему миру. Парадоксально, но потребность в постоянном движении была с ним с самого начала. Он родился в дороге, в транссибирском экспрессе, который в ту весну 1938 года доставлял семью военного Хамета во Владивосток.
Отец мечтал о сыне — у него уже было трое дочерей, и младшую из них, 10-летнюю Розу, пришлось рожать также в поезде, когда состав остановился на станции Раздольное под Иркутском.
Нуреев подчеркивал этот момент в своем автобиографическом рассказе, отметив, что «в качестве танцора с лирическим и романтическим настроем мне приятно считать, что мое рождение предвосхитило все, что последовало потом. Я всегда воспринил свой приход в этот мир как одно из самых романтичных событий в моей судьбе», вспомнил артист.
Гнев отца
Семья Нуреевых переехала из Раздольного в Москву перед началом Великой Отечественной войны. В столице их внезапно застала новость о нападении фашистских войск на Советский Союз. Отец был отправлен на фронт, а матери будущего танцора, Фариде, пришлось бежать с четверыми детьми в маленькую деревню на Урале, а затем к родственникам мужа на окраину Уфы, сносившим голод и лишения. В этих условиях Рудольф впервые ощутил желание танцевать и активно стал участвовать в хореографических кружках.
Хамит вернулся с войны в звании майора и стал заместителем командира батальона. Однако он был суров и редко проявлял теплые чувства, что в то время считалось нормой. Отец был полон желания остановить увлечение Рудольфа танцами и музыкой, полагая, что балет — не профессия для настоящего мужчины. Он пытался привить сыну любовь к охоте и рыбалке, но это лишь усугубляло ситуацию: юноша ненавидел эти занятия и часто с горечью вспоминал о времени, проведенном с отцом.
«Отец, начиная с момента его возвращения и по сей день, в моем сознании остается строгим, сильным человеком с могучим подбородком и суровыми чертами лица, незнакомцем, который редко улыбался, говорил немного и даже пугал меня. Я до сих пор даже в мыслях не решаюсь смотреть на него прямо», – говорил Нуреев.
Фильмы и музыка
После возвращения в Советский Союз Нуреев стал первым, кто появился в документальном фильме «Душевный полет», который был посвящен Всероссийскому смотру хореографических школ. Позже он снялся в нескольких фильмах о балете, таких как «Ромео и Джульетта» и «Я — танцовщик».
Кроме того, в его биографии есть роли в художественных фильмах. В биографической драме «Валентино» (1977) Нуреев сыграл роль Рудольфа Валентино, а его любимую, Аллу Назимову, воплотила на экране Лесли Карон.
В 1983 году в фильмографии танцора появился проект — мелодрама режиссера Джеймса Тобака, где его коллегой по съемочной площадке была молодая Настасья Кински. Фильм оказался кассовым неудачником, собрав всего 10% от своего бюджета в 18 миллионов долларов.
Embed from Getty Images Рудольф Нуреев и Ален Делон
Рудольф всегда находил возможность продемонстрировать свое чувство юмора. Он стал героем одного эпизода «Маппет-шоу», где выступил с Мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».
Когда Нуреев руководил парижской Гранд-Оперой в 1980-х годах, он активно начал поддерживать молодых артистов, зачастую игнорируя привычные иерархии, что оказалось новаторским подходом. В свои последние годы, когда он уже не мог танцевать, он не отказался от театра и стал дирижировать оркестром. Он даже был приглашен в Россию, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» в Татарском оперном театре в Казани.
Личная жизнь
Личная жизнь Рудольфа Нуреева была связана с мужчиной: артист балета открыто признал свою гомосексуальность. Тем не менее, некоторые знакомые утверждали, что в юности у него были отношения с девушками. Сам Нуреев сообщал, что мог бы стать отцом дважды, но его партнерши по разным причинам прерывали беременности.
Существовали также слухи о том, что у Рудольфа были романтические связи с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше его на 15 лет. Однако сами танцоры описывали свои отношения как чисто духовные и дружеские.
Embed from Getty Images Эрик Брун и Рудольф Нуреев
Когда Марго заболела раком, Нуреев оплачивал все ее медицинские расходы и однажды заметил, что если у него когда-нибудь будет возможность сделать Марго своей женой, у них действительно будет лучшая жизнь. Эти слова, хотя и звучали романтично, были скорее отражением его желания не терять ее — Рудольф понимал, что она близка к смерти.
В редких случаях, по слухам, у Нуреев были романтические отношения со знаменитыми личностями, такими как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, известный модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Однако величайшей любовью в жизни Рудольфа стал датский танцовщик Эрик Брун. Они были вместе на протяжении 25 лет, до смерти Эрика в 1986 году. Их отношения были сложными, так как темпераменты татарина и датчанина порой сильно отличались. Официальной причиной смерти Эрика стал рак легких, хотя, по некоторым данным, причина была связана с СПИДом.
Мировая звезда
Талант, сильный характер и неимоверная трудовая этика сделали Нуреева звездой мировой сцены. К началу 1962 года он уже выступал в Королевском балете в Лондоне и на протяжении 15 лет считался его главной звездой. Его одержимость работой проявлялась в графике, насчитывающем до 300 выступлений в год. Партнерша и подруга Нуреева, Марго Фонтейн, сыграла ключевую роль в его достижении славы в Англии.
Отношения между ними были разнообразными: одни считали их платоническими, другие утверждали, что это были страстные романсы, в которых возможность появления ребенка также не исключалась, но, как считается, такое событие не произошло. В любых обстоятельствах это была не просто дружба, это было сложное партнёрство.
Нуреев достиг величайших успехов как в классических, так и в современных танцевальных постановках. Он сумел перейти на новую ступень в роли партнера: в советском балете балерина обычно была в центре внимания, а партнер лишь помогал ей. И еще: до Нуреева советские танцовщики выступали в трико, которое накладывали на нижнее белье; Рудольф первым осмелился выйти на сцену лишь в трико, показывая не только силу танца, но и прекрасный облик танцора.
Любовь
Неудивительно, что Нуреев, родившийся в поезде, всю жизнь провел в путешествиях: с утра он мог быть в Париже, а уже в обед — в Лондоне, затем направиться в Токио, а через неделю оказаться в Америке. Выросший в условиях крайней бедности, Нуреев остро ценил красоту. Его дом был насыщен художественными произведениями, антикварными предметами и книгами. Он заказывал костюмы у первых модельеров и собирал коллекции скульптур и картин. При любой возможности он делился своим успехом, щедро одаривая свою мать и сестер деньгами и изысканными нарядами. Он всегда осознавал ценность своей свободы и ни разу не сожалел о том «прыжке к свободе».
Вокруг Нуреева всегда окружала толпа поклоннеков. У него были отношения с известными личностями, как Фредди Меркьюри и Элтон Джон, но величайшей любовью всей его жизни оставался именно датчанин Эрик Брун. Они находились в отношениях вплоть до 1986 года, когда Эрик скончался от СПИДа. Эрик был единственной истинной и искренней любовью Нуреева. Как однажды заметил его близкий друг:
«Все остальные связи были лишь мимолетными увлечениями».
«Невозвращенец», вернувшийся спустя 26 лет
В 1961 году Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова находился на гастролях в Париже. Рудольф Нуреев был одним из солистов, которым выпала честь выехать за границу. Выступления советского балета произвели фурор, но вскоре КГБ вмешалось и потребовало, чтобы Нуреев был снят с выступлений и отправлен назад в СССР, поскольку он якобы «нарушал режим, находясь за пределами родины». Когда эта новость достигла Нуреева, он незамедлительно запросил политическое убежище во Франции. Этот внезапный поворот событий стал грандиозным шумом: французские СМИ охарактеризовали поступок Нуреева как «прыжок к свободе», а он сам стал одним из самых известных «невозвращенцев» из СССР.
Такой поступок не мог остаться без последствий. В СССР Нуреев был осужден за измену родине и на основании этого заочно приговорен к семи годам тюремного заключения, что оторало его на долгие годы от родных и близких.
Рудольф приложил много усилий, чтобы уговорить мать эвакуироваться из страны. В 1976 году был создан специальный комитет при поддержке знаменитых личностей мира искусства, который подписал петицию, собравшую около 10 000 подписей. За выезд матери Нуреева за пределы страны выступали даже сенаторы США и представители ООН. Однако руководство Советского Союза отклонило эту просьбу.
Нуреева снова допустили увидеть свою мать лишь в ноябре 1987 года. Ему разрешили время в 72 часа для прощания с умирающей Фаридой. К сожалению, мать уже не узнавала сына, что стало большой для него трагедией. Фарида ушла из жизни 5 февраля 1988 года в возрасте 80 лет.
В 1989 году Нуреев получил приглашение вновь выступить в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова в постановке «Сильфида». Партнершей Рудольфа в этом концерте стала молодая балерина Зана Аюпова. К тому времени Нуреев уже серьезно болел и с трудом танцевал, но его возвращение стало значительным событием в культурной жизни страны.
Театральный рекорд
Скоро Нуреев завоевал популярность за границей и стал настоящей звездой на балетной сцене. Его совместные выступления с британской балериной Марго Фонтейн пользовались огромным успехом среди зрителей. Этот дуэт стал одним из самых ярких творческих союзов 1960-х. После исполнения «Лебединого озера» в 1964 году в Венской государственной опере публика так долго аплодировала, что занавес пришлось поднимать более 80 раз — это до сих пор считается театральным рекордом. Востребованность Нуреeva была такова, что он часто выступал более 200 раз в год, а в 1975 году побил собственный рекорд, приняв участие в около 300 спектаклей.
В 1980-х годах Нурееву было предложено дирижировать парижской Гранд-Оперой, где он начал действовать согласно своему собственному видению. Именно тогда он кардинально изменил ситуацию, ориентируясь не на театральную иерархию, а на выявление таланта среди молодых исполнителей, которые стали получать ведущие роли.
Работа на Западе
Жизнь в Европе для этого блестящего танцовщика была наполнена выдающейся артистической деятельностью. Сначала он вступил в балет Маркеса де Куэваса, после чего отправился в Данию, где встретил влиятельного педагога Королевской датской балетной школы, эмигрантку Веру Волкову, и знаменитый танцовщик Эрик Брун, который стал его близким другом и главной любовью его жизни.
Вскоре в жизни Рудольфа появилась Марго Фонтейн. Знаменитая британская прима-балерина позвонила ему и пригласила танцевать на своем благотворительном вечере в Лондоне. В результате Королевский театр Ковент-Гарден предложил им совместное выступление в «Жизели». Первоначально 42-летняя звезда колебалась, чувствуя страх выглядеть неуместно рядом с 24-летним танцовщиком, но все же согласилась. Их выступление было триумфальным — зрители стоя аплодировали 23 раза.
В 1962 году Рудольф подписал контракт с театром Реджио и к 1970 году основал свою карьеру как сольный артист, выступая с Фонтейн на великих сценах мира. Его выступления были полны чувственности и динамики, благодаря чему он завоевывал сердца зрителей, являя притягательность, сексуальность, а также эффектное присутствие на сцене — его исполнение стало настоящим волшебством для публики. Люди были готовы ожидать в очередях по три дня, чтобы не упустить возможность попасть на его выступление в Метрополитен-опере в США.
В 1963 году Нуреев дебютировал в кино вместе с незабвенной Марго в фильме «Вечер с Королевским балетом», где он исполнил роль раба в па-де-де из балета «Le Corsaire». На следующее после этого выступление дуэт снова поразил зрителей, показав «Лебединое озеро» в Венской государственной опере. Наконец, Нуреев стал ведущим солистом этого театра и получил австрийское гражданство.
В 1966 году поклонники Нуреева могли увидеть его в киноверсии балета «Юноша и смерть». В то же время он начал заниматься хореографией, поставив «Танкред» по пьесе Шекспира. Нейтрально, он продолжал создавать постановки в Королевском шведском балете, Венской опере, Ла Скала и Американском балете, а также делал собственные версии «Жизели», «Раймонды» и «Спящей красавицы».
В 1972 году Нуреев снялся в шоу «Я — танцор» и стал его продюсером. В 1973 году он представил публике балет «Дон Кихот», где вышел в роли Базилио, совместно работая как сопродюсер и режиссер. Данная интерпретация произведения Мигеля де Сервантеса была признана одной из самых удачных.
Следующий год стал стартовой площадкой для проекта «Нуреев и друзья», в рамках которого этот неутомимый талант демонстрировал свои мощные выступления, принимая участие в трёхстах спектаклях в год. В 1976 году в лондонском театре «Колизей» стартовал Нуреевский фестиваль. Каждый вечер на протяжении полутора месяцев он радовал зрителей новой программой. В том же году он исполнил главную роль в драме «Валентино», режиссёр которой — британец Кен Рассел. Спустя год, в рамках лондонского Колизея, состоялась премьера «Ромео и Джульетта», а позже, во Дворце спорта в Париже, — «Манфред».
Личная жизнь Рудольфа Нуриева
Эрик Брун стал не только другом, но и любовью Нуреева. Их связь продолжалась на протяжении четверти века, пока датчанин не покинул этот мир в 1986 году после долгой борьбы с раком легких.
Говорят, у Нуреева были связи и с другими известными личностями, такими как Фредди Меркьюри, Элтон Джон, Жан Море и Ив Сен-Лоран. Однако истинная природа этих связей остается неясной.
Рудольф Нуреев владел множеством престижных объектов недвижимости в Европе и США, ему принадлежали острова в Средиземном море. Состояние танцора оценивалось в 80 миллионов долларов. Он заработал эти деньги не только благодаря танцам, что было невозможно, принимая во внимание его величие. Нуреев имел особый дар инвестирования и вкладывал свои внушительные гонорары в бизнес, время от времени прибегая к налоговым схемам. Тем не менее, даже став миллионером, он продолжал заниматься танцами с прежними записями.
Несмотря на его огромный талант, Нуреев не имел лучшего характера и часто проявлял трудности в общении. Он, как правило, критиковал своих коллег, грубил журналистам и конфликтовал с администрацией театров. Имел привычку не носить с собой наличные деньги, поэтому в различных ситуациях ему приходилось рассчитываться за него его друзья.
С другой стороны, он был известен своей работоспособностью и выдающейся дисциплиной: часами репетировал, танцевал даже через боль и не обращал внимания на травмы. Его жизнь проходила в безумном темпе: за два дня он мог посетить пять стран, и каждую ночь спал всего 4-5 часов.
Смерть
Осенью 1984 года Нуреев стал жаловаться врачу на общее плохое состояние. Проведённые медицинские обследования не выявили каких-либо ненормальностей, тем не менее это вполне объяснимо: тогда только открыли существование СПИДа, который на тот момент прозвали «раком геев». Врач, обеспокоенный его состоянием, отправил Нуреева к специалисту для проверки на ВИЧ. Новый тест подтвердил, что он был заражён вирусом, и врачи высказали предположение, что Нуреев заразился ВИЧ в конце 1970-х годов. На последние годы своей жизни один из самых великолепных танцоров мира был вынужден отказаться от сценического выступления, но нашел новую форму самовыражения через режиссуру, поражая всех своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными навыками.
Могила Рудольфа Нуреева
В 1992 году в честь премьеры балета «Баядерка», который он поставил в Парижской опере, Нуреев был награжден высшей наградой страны — орденом Почетного легиона. Эта церемония стала прощанием великого артиста с театром и жизнью, которая для него была целым. Он скончался в январе следующего года.
Примечания
- Споры по поводу написания его фамилии нередко привели к путанице. На могиле артиста на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа его имя указано по-русски как Рудольф Нуреев.
- www.rol.ru/news/art/music/03/03/18_008.htm Рудольф Нуреев: бог танца и порока
- Хәбирова Р. Н. www.xn--80ab4e.xn—-7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/index.php/8-statya/8872-nuriev-rudolf-kh-mit-uly Нуриев Рудольф Хәмит улы // Башҡорт энциклопедияһы. — Өфө: НИК «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-143-9.
- Из «Записки об измене Родине артиста балета Р. Х. Нуриева». См.: www.kp.ru/daily/26045.3/2958790/?cp=1 КГБ проворонил побег Нуриева
- posredi.ru/about_RNureev.html Синенко С. Г. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы. Художественно-документальное повествование. — Уфа: Китап, 2008. — 192 с.
- www.rudolfnureyev.org/reminiscences/bikchurin.html Сайт Рудольф Нуреев
- Зарубежные гастроли известных советских коллективов начали проводиться лишь с 1956 года.
- Жорж де Куэвас умер 21 февраля 1961 года, и его труппа распалась сразу после выполнения обязательств.
- kazan-opera.ru/festivals/1656/ Рудольф Нуриев в Казани.
- Дольфюс Ариан. www.rudolfnureyev.ru/rudolf-nureyev-books/Nureyev-insoumis-ariane-dolffus Непокоренный Нуреев — Дольфюс Ариан.
- ↑ 1 2 Kavanagh, Julie Nureyev: The Life (2007) ISBN 978-0-375-40513-6
- The Canadian Press. www.cbc.ca/news/arts/theatre/story/2009/11/30/archambeault-nureyev-role.html Победитель конкурса танцев выбрал Нуриева — Искусство и развлечение — CBC News, Cbc.ca (30 ноября 2009). Проверено 3 мая 2012.
- John Ezard and Carolyn Soutar. www.guardian.co.uk/stage/2003/jan/30/dance.artsfeatures Нуриев и я | Сцена, The Guardian (30 января 2003). Проверено 3 мая 2012.
- www.literaryreview.co.uk/sennett_10_07.html Литературный обзор. Проверено 13 марта 2009. www.webcitation.org/6FdNgu9MN Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- www.nureyev.org/rudolf-nureyev-biography-defects-to-the-west-1961/ Официальный сайт Фонда Рудольфа Нуреева. Проверено 19 марта 2009. www.webcitation.org/6FdNhWMcs Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
- www.kazan-opera.ru/festivals/129/ Нуриевский фестиваль на сайте Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля
- nureevacademy.ru/ Башкирское хореографическое училище
- www.ufa.kp.ru/online/news/2168504/ Владимир Спиваков привез в Уфу редкие видеозаписи Рудольфа Нуреева (19 сентября 2015). Проверено 9 января 2020.
- tass.ru/kultura/2274848 Спиваков подарил уфимскому музею редкие видеозаписи выступлений Рудольфа Нуреева (18 сентября 2015). Проверено 9 января 2020.
- Первый выход Нуреева / Г. Гайда; Интервью вела О. Соболева // Иркутск,- 2001.- 30 нояб.- .7
Имя выдающегося соотечественника в Уфе носит Академия хореографии, ежегодно проходит фестиваль, и одна из улиц города названа в его честь. В 2020 году в Казани был установлен памятник Нурееву, а также в этом же году в России состоялась премьера фильма Ральфа Файнса «Рудольф Нуреев: Белая ворона». Эта лента раскрыла историю его знаменитого «Прыжка к свободе», а образ Нуреева на экране воплотил его соотечественник Олег Иванько.
Рудольф Нуреев и Олег Иванько (справа)