Руал Энгельбрегг Гравнинг Амундсен появился на свет 16 июля 1872 года в норвежском Борге. История его семьи полна занимательных фактов, касающихся их происхождения и имений, принадлежавших предкам исследователя.
Руаль Амундсен — безумец, покоривший Южный полюс
Руала Амундсена можно смело назвать последним из великих исследователей. К началу 20 века на планете оставалось мало незаселённых территорий, однако полюса по-прежнему оставались недоступны для человечества, главным образом из-за сурового холода, который создавал невыносимые температурные условия, представляющие собой смертельную угрозу.
Многие бесстрашные натуры, пытались преодолеть эти условия для достижения Северного полюса, но многие из них прекращали свое существование в процессе, так и не осуществив своей мечты. Одним из наиболее запоминающихся примеров авантюризма было намерение покорить Северный полюс на воздушном шаре — такое безрассудство не имело шансов на успех.
Выживание в суровых условиях ледяной пустыни требует от человека:
- изобретательности,
- упрямства,
- умения сохранять спокойствие в любой ситуации.
У Амундсена, который часто описывается как человек сдержанный, лишённый эмоций и сосредоточенный исключительно на достижении поставленных целей, имел все эти качества. Именно такие черты, как показывает история, необходимы человеку, чтобы совершить подвиг, недоступный другим.
Руаль стал первым человеком, достигшим Южного полюса. Изначально его целью был Северный полюс, но когда появилось понимание, что стать первым в этом направлении не получается, он стал направлять своё внимание на завоевание Южного полюса. Он не остался единственным в этом стремлении, поскольку британский исследователь капитан Роберт Скотт также пытался достичь этой же цели. Однако в отличие от Руала, Скотт был человеком науки и искусства, придерживался строгих норм вежливости и ставил честь выше всего, что, конечно, предопределило его неудачу.
Скотт пытался использовать все достижения современности для своей экспедиции; Амундсен, напротив, полагался на опыт коренных народов Крайнего Севера, что помогло ему выжить в крайних холода. Экипаж Скотта давал предпочтение одежде из синтетических тканей, тогда как спутники Амундсена были облачены исключительно в меха. Скотт разрабатывал детальные планы своей экспедиции, основываясь на использовании механизированных гусеничных саней, пони и ездовых собак. Амундсен же, принимая во внимание опыт эскимосов, решил полагаться исключительно на собачьи упряжки для достижения своей цели. Эта зависимость от четвероногих спутников обеспечила ему значительное преимущество.
Гусеничные сани Скотта не выдерживали морозов, часто ломаясь, а пони погружались в снежные слои и оказывались совершенно непригодными для передвижения по Антарктиде. У Скотта было недостаточно собак, и в итоге его команде пришлось встать на лыжи и тащить сани с весом более ста фунтов, в большинстве своём состоящими из провизии. Однако в этом вопросе также ошибся Скотт, выбрав пшеничные бисквиты в качестве основного источника пищи, которые не обеспечивали его людей необходимыми элементами питания и стали причиной скорого появления цинги среди его команды. Амундсен же привёз сплошное разнообразие примесей, включая печенье из непросеянной муки, и добавил к рациону другие источники пищи, что позволило членам его команды избежать цинги и восполнить свои силы.
Свежее мясо
Обдуманный и предусмотрительный Руал заранее предвидел, что большинство его хаски пригодятся как пища для других собак и людей. Остальные участники экспедиции тоже были осведомлены о его намерениях. Свежее мясо, каким бы оно ни было, помогло команде Амундсена избежать многих проблем со здоровьем. Кроме того, в экспедиции Руала было менее еды, что позволило уменьшить вес их саней, что способствовало успеху. Собаки стали практически основным источником пищи для Амундсена. Они успешно охотились и строили временные лагеря в снегу и льду. К началу решающего похода на полюс у Амундсена было 52 собаки, из которых вернулись только 11. Один из дней, который даже члены команды Руала называли «днем резни», потерпели 24 собаки. Скотт же, рискуя жизнью, пытался спасти своих собак, оказавшихся в расщелине. Вся эта ситуация, а также письмо, которое Амундсен оставил Скотту на южном полюсе, позже послужило основанием, чтобы обвинять Руала в нечеловечности и стремлении победить любой ценой. Письмо восприняли почти как насмешку над Скоттом, хотя из текста и тона письма неясно, какие чувства испытывал Руал при его написании. Напротив, невозможно отрицать, что отношение Амундсена к собакам было жестоким. Для любого, кто хоть раз имел собаку, представление о том, чтобы причинить страдания верному и преданному другу, кажется совершенно абсурдным. Мысль о том, чтобы убить и съесть то существо, которое ты вырастил, кормил и заботился о нём, выглядит крайне жестокой. Амундсена обвиняли в варварстве и отсутствии человечности, тогда как Роберт Скотт, полагавшийся на силу своего тела и разума, и на технологии своего времени, воспринимался как истинный джентльмен и благородный исследователь. Амундсен же выглядел излишне расчетливым и холодным, его разум, хладнокровный как антарктический лед, затмевал все человеческое в нём.
Несмотря на то что Амундсен был рациональным человеком во всех других аспектах, нельзя отрицать, что он осуществил нечто безумное ради достижения своей цели. Его нечеловеческая изобретательность и сила воли позволили ему достичь поставленной цели. Эрнест Шеклтон пытался достичь полюса, но отступил, совершая немыслимое ради спасения своих товарищей по экспедиции; Скотт же, стремясь к полюсу, погиб, но его будут помнить как, возможно, недальновидного, однако гуманного и благородного исследователя. Амундсен же, несмотря на свою победу, подходил к своим собакам с ножом в руках, его образ предстаёт как неприятный и бесчеловечный. Не случайно многие и в наше время считают величайшим героем Шеклтона, который, хотя и не достиг полюса, совершил настоящий подвиг ради спасения всех членов своей экспедиции, за которых он чувствовал ответственность.
Увы, многие достижения человечества сопровождаются чувством полного или частичного отрицания человечности — это своего рода безумие, позволяющее игнорировать свою сущность. Амундсен — один из таких примеров. После того как он в своей автобиографии подверг строгой критике своих бывших спутников, включая Умберто Нобиле, выставляя их в неблагоприятном свете, норвежский посол в Лондоне написал знаменитому полярному исследователю Фритьофу Нансену о том, что, по его мнению, Амундсен, возможно, сошел с ума. На это Нансен ответил, что, возможно, Роальд когда-то перенёс какое-то психическое расстройство.
С детства занимался спортом
Руал Амундсен родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец, Йенс Амундсен, заработал приличное состояние во время войн на Кавказе в 1853-1856 годах, организовывая поставки продуктов. Мать Роальда, Ханна Хенрик Густав Сальквист, была дочерью местного таможенника, который занимался сельским хозяйством и воспитанием детей.
С раннего возраста Роальд и его братья активно занимались гимнастикой и бегом на лыжах. После смерти отца в 1886 году его мать убедила его переехать в столицу и поступить на медицинский факультет в Университете Кристиании. Однако он ограничился лишь подготовительными курсами и, в конечном итоге, в 1893 году отказался от медицинской карьеры. На тот момент его мать уже умерла, и никто не принуждал Руала.
Путешествия
Жажда свободы пробудила в нём неуёмную любовь к путешествиям. Получив разрешение военно-медицинской комиссии, он отправился кататься на лыжах по плато Хардангервидда, а затем устроился на рыболовецкое судно, намереваясь стать штурманом в Северном флоте. Прослушав лекцию полярного исследователя Эйвина Аструпа, Руал окончательно решил, что хочет связать свою жизнь с путешествиями и изучением неизведанных восточных земель.
Амундсен занял позицию штурмана и отправился в своë первое длительное путешествие в 1896 году под руководством исследователя Адриена де Жерлаша. План группы заключался в том, чтобы достичь Антарктиды, оставить там четыре человека для сбора и изучения данных, а затем вернуться в Рио-де-Жанейро. После пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым человеком, который на лыжах прошёл вдоль побережья острова Ту-Хаммок. Он и его товарищи провели более года зимовки в западной части Южного океана. За это время Руал начал шить тёплую одежду и организовывать питание.
После этой экспедиции Руаль переехал в Германию и начал подготовку к новому походу, изучая геофизические и исторические материалы о Северо-Западном проходе. Там он встретил директора обсерватории Георга фон Ноймайера, основоположника метеорологии Хенрика Мона и полярного исследователя Фритьофа Нансена. Именно они повлияли на решение Амундсена в 1901 году купить большое рыболовное судно «Йоа».
Руаль подготовил судно к новому плаванию и в 1903 году отправился завоевывать Северный Ледовитый океан. Вскоре команда достигла острова в Канадском Арктическом архипелаге. В течение последующих двух лет экипаж установил хорошие отношения с местными эскимосами и произвёл два плавания к Северному магнитному полюсу Земли.
После остановки на острове Гершель в 1906 году Руаль стал широко известным как покоритель Северо-Западного прохода. Он получил в награду Большой крест ордена Святого Олафа и почётное членство в Географическом обществе России за свой отчёт об этом путешествии.
Спустя годы Руаль запланировал осуществление путешествия к другой стороне планеты. 14 декабря 1911 года его команда, с третьей попытки, достигла южного магнитного полюса Земли. Стоит упомянуть, что сам Амундсен не был уверен в своём открытии до 1912 года, несмотря на признание мирового сообщества его достижения и неоценимого вклада в науку. В последующие годы он организовал плавание к Берингову проливу и предоставил Европе ценную информацию по географии, метеорологии, зоологии и другим научным направлениям, одновременно исследуя планы насчет покорения полюсов с воздуха.
Экспедиция Нобиле была обнаружена
Пилот вспоминал, что, увидев его самолёт, люди на земле начали громко кричать и радоваться, они прыгали по льду и махали руками. Однако досада возникла, когда они поняли, что самолет не может приземлиться. Они были весьма благодарны за сброшенные запасы. У экспедиции Нобиле не было ни оружия, ни боеприпасов, поэтому помощь сверху пришла как раз к месту.
Теперь мужчины уже не боялись белых медведей, а тёплая одежда спасала их от обморожения и мороза. Запасы позволили выжившим оттянуть время до прибытия спасательной команды. Теперь, зная их местоположение, можно было организовать связь с ними из воздуха и найти удачное место для посадки большого самолёта.
Одновременно большие корабли «Хобби» и «Браганца» пытались пробиться сквозь лёд. С советской стороны на спасение полярников вышли ледоколы «Красин» и «Малыгин». Единственной страной, чье правительство не было готово к спасению своих граждан, была Италия.
Самолет Амундсена бесследно исчез
Как только все необходимое было сделано для экипажа «Нобиле», майор Маделен вылетел на поиски капитана Амундсена. Он облетел огромные территории на своём самолёте, но не смог обнаружить никаких следов исследователя. На Шпицбергене напряжение по поводу судьбы генерала Нобиле несколько ослабло. Люди там уверенно полагали, что опасность миновала: они не замёрзнут, не погибнут от голода и не станут жертвами белых медведей. Их спасение было лишь вопросом времени.
Тем не менее, судьба Роальда Амундсена и его пилота Гильбо вызывала большую тревогу. Французский самолёт был отлично подготовлен для своего времени. Он имел беспроводной радиоприёмник, позволяющий отправлять и принимать сообщения.
Связь между самолётом и Тромсё продолжалась несколько часов, но прервалась в 18:00. Весьма настораживало отсутствие каких-либо известий от Амундсена и Гильбо. Это давало основания полагать, что с ними случилось что-то неладное. Возможно, они совершили вынужденную посадку на льду или потерпели крушение. Самолёту предстояло преодолеть более тысячи миль до точки Нобиле. Хотя у него были запасы топлива для полёта протяжённостью в 2500 миль.
Для поиска экипажа самолёта были организованы масштабные операции. Однако тела Амундсена и его спутников так и не были найдены. Поисковики обнаружили лишь небольшие обломки самолёта и поплавок. Зачем именно погиб знаменитый исследователь, остаётся загадкой. Предполагается, что Амундсен не дожил до своих спасителей где-то в Баренцевом море. Возможно, крушение произошло из-за плохой видимости и густого тумана.
Еда
Рацион обеих экспедиций был сходным, состоящим из 4500 калорий в день, включая пеммикан (сушёное мясо с жиром), сухое молоко, шоколад и печенье.
Амундсен использовал немного больше свежего мяса — тюленей (заранее добытых на побережье) и мяса собак.
Амундсен также внедрил новшество: пеммикан, дополненный сушеными овощами и овсянкой (поддержанный норвежской армией). Благодаря этому норвежцы страдали от нехватки витамина В12 в гораздо меньшей степени.
Так как их путь к полюсу и обратно был довольно быстрым, они тоже не страдали от цинги. Амундсен тщательно подсчитывал запасы продовольствия, и на обратном пути им даже подвезли дополнительную еду.
Дневной рацион участников экспедиции Скотта состоял из какао, пеммикана, сахара, печенья и масла.
Как-то норвежцы встретили императорского пингвина прямо возле своей палатки. Они убили его и съели (что вполне соответствует действительности).
Скотт почти всё просчитал по поводу количества еды (если оставить в стороне дополнительную пищу во время последнего перехода к полюсу), но основная проблема заключалась в количестве потребляемых калорий. Британская команда употребляла в среднем 5500 калорий — на 1000 калорий больше, чем норвежцы, так как они несли все запасы с собой. А теперь представьте, что это происходит с ними каждый день. Люди стремительно теряли вес, и организм компенсировал недостаток калорий за счет мышечной массы.
Промежуточные склады
Каждая из экспедиций создавалала склады продовольствия и топлива вдоль своего маршрута.
У Скотта всё обстояло довольно просто: вот палатка с едой, а сверху флаг.
Сложно ли это? Теоретически — да, но попробуйте найти это на обратном пути, когда путь перекрыт и за окном метёт метель.
А вот Амундсен пометил каждую промежуточную точку цепочкой флажков:
Таким образом, британцам пришлось приложить больше усилий, чтобы найти собственные запасы.
Самое трагическое инцидент произошло на складе, ближайшем к базе Скотта, который назвали «One Ton». В момент транспортировки запасов все оказались сильно уставшими. Скотт, сочтя своих людей перегруженными, разрешил построить склад не на 80-й параллели, как и планировалось, а на несколько десятков миль дальше от полюса.
На обратном пути эти несколько миль стали критическими; люди погибли недалеко от спасения.
Экспедиции и исследования
В 1896 году Амундсен, будучи штурманом, совершил своё первое путешествие к Южному полюсу вместе с международной экспедицией под руководством бельгийского исследователя Адриена де Жерлаша. Штурманы хотели достичь Антарктиды и вернуться в Рио-де-Жанейро с четырьмя членами экипажа, которые должны были провести зиму, собирая данные.
После пересечения Магелланова пролива Руаль стал первым человеком, который на лыжах пересек побережье острова Ту-Хаммок и вместе с другими членами команды провёл 13 месяцев в непредсказуемой зиме в западной части Южного океана.
В дни, проведённые во льдах, Руал начал шить тёплую одежду из корабельных одеял и организовал питание команды, вылавливая из воды туши тюленей и пингвинов. При поддержке судового врача Фредерика А. Кука, Амундсен пытался избежать уныния и психической деградации во время экспедиции, но Герлаш не оценил усилий своего подчинённого, и между членами экипажа появились разногласия.
Согласно правилам Национального географического общества, возглавить плавание мог лишь человек бельгийской национальности, но норвежец доверил полностью руководство антарктической экспедицией в 1897 году. Поскольку спасение людей имело первостепенное значение, Руаль помог капитану вывести корабль из ледяной зоны, и 5 ноября 1899 года команда благополучно высадилась в Антверпене.
После этого бельгиец переехал в Германию, где начал изучать геофизику и исторические материалы о Северо-Западном проходе. В Гамбурге Руаль встретил директора обсерватории Георга фон Ноймайера, основателя метеорологии Хенриха Мона и полярного исследователя Фритьофа Нансена.
Под их влиянием норвежец купил в 1901 году большое рыболовное судно «Йоа» и, переоборудовав его, начал подготовку к покорению Северного Ледовитого океана. Судно отправилось в плавание в июне 1903 года и в сентябре достигло острова в Канадском Арктическом архипелаге. Во время двухлетней зимовки члены экипажа завели дружеские отношения с местными эскимосами и совершили два плавания к Северному магнитному полюсу.
После остановки на острове Гершель Амундсен вернулся в цивилизацию в 1906 году и стал всенародно известен как покоритель Северо-Западного прохода. Его отчёт о путешествии был с восторгом принят Европой и принес ему Большой крест ордена Святого Олафа и почетное членство в Географическом обществе России.
Как будто этого было недостаточно, Руаль активно участвовал в борьбе за полярные регионы, однако потерпел поражение от своих соперников Роберта Пири и Фредерика Кука, которые объявили о своём прибытии на Северный полюс, пока норвежская экспедиция только готовилась.
После этого Амундсен решил выбрать новое направление и запланировал экспедицию на другой конец планеты. Капитан британского королевского флота, исследователь Роберт Скотт также имел аналогичный проект и пустился в путь с опозданием на несколько недель.
Личная жизнь
Официальные отчеты указывают, что у Амундсена, который полностью посвятил себя экспедициям и открытиям, не было жены и детей. Тем не менее, в дневнике, опубликованном в 1990 году, содержатся некоторые данные о личной жизни покорителя Северо-Западного прохода и Южного полюса Земли. В этом дневнике путешественник упоминает о своих отношениях с тремя замужними женщинами: Сигрид Кастберг, Кристиной Элизабет Беннет и Бесс Магидс.
Первую возлюбленную он встретил в 1909 году, и во время четырёхлетнего романа он неоднократно просил её оставить мужа и вступить в законный брак. Женщина колебалась и не принимала окончательного решения, в итоге влюблённые разошлись в 1913 году.
Второю любовью Амундсена стала молодая жена английского бизнесмена, который часто приезжал в Норвегию с 1912 по 1925 годы. Амундсен предложил ей выйти за него замуж и даже завещал усадьбу в Шварцкуге перед своей следующей экспедицией.
Своя последняя возлюбленная Амундсен встретил во время плавания к Берингову проливу в 1922 году. Канадка, имеющая украинские корни, очарованная смелым внешним видом норвежца, согласилась выйти замуж, однако из-за смерти полярного исследователя в 1928 году это не произошло.
Существует также фотопортрет Руала с чукотскими девочками Каконитой и Камиллой, которых он усыновил и которые впоследствии поселились в доме его брата Леона.
Южный полюс
Исследователь обрел признание в виде государственной награды, лекционного тура и публикации своей книги. Следующая цель Амундсена заключалась в покорении Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для достижения этой цели ему предстояло пересечь Северный Ледовитый океан, следуя полярным течениям. На тот момент в мире существовал лишь один корабль, способный на эту рискованную экспедицию — «Фрам», находившийся в распоряжении Нансена. Амундсен начал уговаривать своего первого помощника организовать совместную экспедицию. Однако Нансен, переживавший семейные проблемы, передал свой корабль Руалу в 1907 году.
Следующий этап вновь начался с длительной подготовки, в ходе которой хороший знакомый Амундсена Фредерик Кук смог достичь Северного полюса в 1908 году. Из-за этого экспедиция Амундсена потеряла значимость, и вместо этого была выбрана противоположная точка на земном шаре. К тому же слухи о предстоящих экспедициях к Южному полюсу усилили его решимость.
«Фрам» начал своё путешествие 7 июня 1910 года. Амундсен опасался, что его могут опередить, так как все, кто готовились к покорению Южного полюса, скрывали свои планы. Только через три месяца, во время остановки на Мадейре, яны объявили экипажу об изменении маршрута. В тот же момент были отправлены письма норвежскому королю, Нансену и народу Норвегии.
Высадка на антарктический шельфовый лед произошла 15 января 1911 года. Норвежцы устроили в этом районе зимовку, к ним присоединилась экспедиция Роберта Скотта, которая покинула Кардифф 15 июля 1910 года, движимая политическими мотивами — они хотели установить Южный полюс как трофей для своей короны.
Полярная зима предоставила все условия для активной подготовки к предстоящему походу. Антарктическая весна дала возможность начать путь лишь 20 октября 1911 года. Амундсен спешил, опасаясь, что Скотт может его обойти — британец взял с собой лошадей и снегоходы в качестве тягловой силы, а у норвежцев для этой цели были собаки. В экспедиции находились пять человек на четырех тральщиках и 52 собаки. С животными не работали в перчатках, так как большинство из них использовались в качестве корма.
Замечательное событие произошло 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы раскурили сигару, пересчитались, установили палатку с флагом и оставили Скотту сообщение с просьбой догнать их. Британская экспедиция прибывала сюда через 34 дня, но погибла при возвращении на свой корабль.
Северо-западный проход
В 1903 году Амундсен купил старый моторный парусник «Йоа» с целью осуществить свою давнюю мечту — покорение Северного Ледовитого океана. Его экипаж состоял всего из семи человек, и оборудование было очень скромным, но это не остановило решительного исследователя.
Продолжение истории можно читать здесь.
Маршрут экспедиции проходил вдоль побережья Северной Америки от Гренландии до Аляски, который впоследствии вошел в историю как Северо-Западный проход.
Экспедиция стала настоящим испытанием на выносливость, однако Амундсен не оставлял научной работы, что помогло ему определить точное местоположение магнитного полюса Земли.
Покорение Южного полюса
В 1910 году Руал Амундсен начал активно готовиться к новой экспедиции. Однако после сообщения о покорении Северного полюса Робертом Пири, его планы изменились.
Амбициозный исследователь отказался терять время, решившись направиться к Южному полюсу с группой единомышленников. Всего за несколько недель они преодолели свыше 16 000 миль. При прибытии на шельфовый ледник Росса путешественники были вынуждены высадиться и перейти на собачьи упряжки.
14 декабря 1911 года Роальд Амундсен достиг Южного полюса, пройдя более 1500 миль по ледяной пустыне. Он стал первым человеком, ступившим на эту суровую полярную землю, и, в честь этого события, поднял норвежский флаг на Южном полюсе.
В своих смелых путешествиях Амундсен использовал все возможные средства передвижения своего времени: различные типы судов, лыжи, собачьи упряжки, а также самолёты и гидросамолёты. Руал Амундсен был одним из пионеров полярной авиации.
Безстрашный исследователь трагически погиб на Северном полюсе. В 1928 году он отправился на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, однако вскоре потерял связь. Точные обстоятельства его трагической гибели до сих пор остаются неизученными.