По мнению Домостроя, воспитание должно проводиться в христианском духе, а не с помощью палки. Книга призвана воспитать гуманное отношение к детям и молодой собаке. Автор «Домостроя» объясняет, что ни хозяин, ни его жена, ни его дети.
Домострой – советы из глубины веков
Литературный памятник времен Ивана Грозного был настольной книгой для подданных русского царства на протяжении полутора веков.
«Утром, когда я пробуждаюсь от сна, встаю перед зеркалом и надеваю галстук, тихо и величаво входят теща, жена и свояченица. Они встают в ряд и с уважительной улыбкой желают мне доброго утра. Я качаю головой и зачитываю речь, в которой объясняю, что я — глава семьи. Так начинается знаменитый рассказ Антона Чехова «Мой дом», в котором главный герой описывает свою типичную жизнь под руководством первосвященника Сильвестра.
«Домострой», каким мы его знаем, был создан в середине XVI века для воспитания молодого царя Ивана Васильевича, будущего Грозного. Он был создан в середине XVI века для воспитания молодого царя Ивана Васильевича, будущего Грозного. Однако духовник царя, протопресвитер Сильвестр, не был автором этого произведения, а лишь переписал более ранний вариант и немного дополнил его. Исследователи прослеживают корни этого русского бестселлера в Новгороде, где традиция религиозно-нравственных сочинений сложилась задолго до Московского государства.
Протопоп Сильвестр. Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород. (ru.wikipedia.org).
Это произведение не появилось из ниоткуда. С древнейших времен на Руси создавались всевозможные «поучения», в которых писатели пытались передать потомкам свой опыт государственного строительства и взаимоотношений с другими народами. Самым известным примером такого произведения, несомненно, является «Поселение Владимира Мономаха». Однако «Домострой» был первой книгой, в которой практические вопросы рассматривались в понятной для читателя форме: Автор использовал обычный язык, а не только церковнославянский.
Для современных людей «жить по Домострою» означает руководствоваться принципами глубокой древности. Часто это выражение имеет негативный оттенок — особенно когда речь идет о гендерных ролях в обществе и отношениях в семье. Так какие же принципы и правила описал Сильвестр для своих современников и потомков?
Домашнее насилие: версия XVI века
Одной из самых острых проблем в России сегодня является насилие в семье. Когда речь заходит об отношениях в неблагополучных семьях, стороны часто ссылаются на домострой — мол, именно он является источником тех норм поведения в семье, с которыми сегодня борется все прогрессивное человечество. Как на самом деле Сильвестр видел отношения между мужем и женой.
Многие активисты, выступающие против домашнего насилия, могут удивиться — но в средневековой русской пьесе не так много места уделяется урокам о том, как правильно наказывать своих сожителей. Вместо этого Сильвестр стремился умиротворить слишком агрессивных мужей, которые пытались навязать свою волю невестам с помощью кулаков. Автор призывал мужей любить друг друга и не злиться.
Если жена или дети вышли из-под контроля и не желают слушать указания хозяина дома — тогда нет необходимости в физическом насилии. Но опять же, Сильвестр делает несколько важных замечаний, чтобы насилие не переросло в убийство: «… Не бей ухом ни за какое преступление, не бей глазом, не бей кулаком или палкой под сердце, не бей железом или деревянной палкой, у которых сердце и горе, так бей многими пословицами, которые вызывают слепоту и глухоту и вывих рук и ног и пальцев, А когда женщина и дитя ее рождаются, то они мучаются в утробе, и плеть с наказанием назначается осторожно, тщательно, болезненно, страшно и основательно, но вина великая и тяжкая, и за великое и ужасное непослушание и небрежение. .. «.
Очевидно, что Сильвестр пытался серьезно смягчить нравы тех, кто обращался к его книге, чтобы найти свой путь в жизни. На самом деле в средневековой Руси (да и во всей Европе) насилие было повсеместным.
«Домострой» — за домашнее насилие?
Сегодня нередко говорят о жестокости рекомендаций Домоставроса по отношению к женщинам и детям. Один из самых печально известных отрывков книги посвящен телесным наказаниям: Если слуги, дети или жена сделали что-то не так, а слова не могли призвать их к ответу, Домоставрос советует домохозяину «бить их плетьми, глядя на их вину». К сожалению, реальность XVI — XVII веков была гораздо суровее, чем в книге. Автор «Домостроя» не изобретает правила, а, напротив, пытается смягчить ситуацию, создавая идиллическую картину идеального дома.
В книге подчеркивается, что телесные наказания — это крайняя мера, которая применяется только «в случаях великого и ужасного непослушания и пренебрежения». Далее перечисляется, чего никогда не следует делать:
«За всякую провинность ни в ухо, ни в глаз, ни под сердце кулаком, ни ногой, ни палкой, ни чем-либо железным или деревянным».
Один этот список говорит о том, что домашние побои — гораздо более жестокие, чем рекомендовал «Домострой», — были реальностью.
По словам историка Нэнси Коллманн, на это указывают и свидетельства более поздних судебных процессов. Например, в 1692 году крестьянин из Белозерского уезда так жестоко избил свою жену, что она болела четырнадцать дней, а затем умерла. На дознании крестьянин заявил, что наказал жену, потому что она его ослушалась, и не ожидал, что она умрет от побоев. Он также подтвердил это под пытками. Убийство было квалифицировано как непреднамеренное, виновный был выпорот и освобожден условно после уплаты штрафа. Коллманн пишет, что подобные преступления обычно наказывались относительно мягко.
Насилие поощрялось строгой иерархической структурой семьи. Историк приводит еще один пример: в 1679 году жена Михаила Семенова из того же района ушла из дома к матери и деверю, заявив, что не только муж, но и свекровь, деверь и золовка постоянно избивают ее. По словам женщины, именно свекровь подстрекала ее. Те, кто стоял выше в семейной иерархии, могли безнаказанно совершать насилие, и значение имел не столько пол, сколько положение. Колльманн отмечает, что о положении женщины в этой семье говорит тот факт, что жалоба была подана не на жестокое обращение с ней, а на оскорбления и побои ее матери, вдовы Барбары, которая пришла к свекрови, чтобы обсудить ситуацию. В то же время преступления, совершенные «низшими» членами семейной иерархии, наказывались гораздо строже.
Соборное уложение 1649 года предписывало за убийство родителей карать смертью, а за убийство сына или дочери — годом в тюрьме .
«Домострой» возник в то время, когда и домашнее насилие, и телесные наказания были нормой. Вопрос о том, разрешено ли хозяину бить членов семьи, вообще не поднимался — автор книги мог лишь настоятельно требовать, чтобы наказание было как можно более мягким.
Однако, говоря о связи «Домостроя» с исторической действительностью, следует учитывать и то, что в нем много заимствований из авторитетных текстов, особенно из Священного Писания. Это общий принцип русской литературы того времени, унаследованный от Средневековья: Слова писателя имеют ценность только тогда, когда они подтверждены опытом мудрецов прошлого. Подобные заимствования встречаются и там, где «Домострой» говорит о наказании детей. Главы книги, посвященные этому вопросу, содержат много отрывков «из Притчей», то есть из Книги Притчей Соломона и Книги Премудрости Иисуса Навина сына Сирахова. Из последней, например, дословно взята знаменитая рекомендация Домоставроса
Кто придумал «домостройную Русь»?
Внимательное изучение текста Домострата покажет, что многие наши представления об этой книге не соответствуют действительности. Но с каких пор Домострат стал символом косвенного и жестокого прошлого?
Большая часть стереотипов о книге возникла вскоре после того, как текст впервые напечатали, — в середине XIX века. Памятник обсуждали не только ученые, он быстро нашел и более широкую аудиторию .
Писатели и журналисты использовали его образы для выражения своих собственных идей. Вот как позднее описывал эту атмосферу журналист и литературный критик Николай Сельгунов:
«Нас очень возмущал этот утомительный глухонемой мир безграничного высокомерия. Догматизм царил везде, во всех понятиях, во всех слоях общества, от деревенской избы до помещичьего дома. Везде висел «жезл» Домостроя, везде в той или иной форме сдавливали ребра или вежливо хлестали женщин и детей (совет Домостроя) — везде человек с первых шагов жизни чувствовал, как его заставляют и принуждают ко всему…».
Интересно, что и западники, и славянофилы критически относились к Домострою.
Ситуация не изменилась и в ХХ веке. Это видно, например, по словарям: Если словарь Даля еще сохраняет традиционное толкование слова «домострой» как «хозяйство, домашняя работа, поддержание порядка в доме», то словарь Д.Н. Ушакова 1934 года определяет слово «домострой» как «патриархально-умный, скромный, грубый (для семейного уклада жизни)». Ученые продолжали исследовать памятник, но стереотипы о нем укоренились и с тех пор мало изменились.
Может быть интересно
Сегодня мы знаем о Домострое и жизни в Москве Роз гораздо больше, чем ученые и журналисты в XIX в. Его уже нельзя считать объективным и беспристрастным «зеркалом» всей допетровской эпохи, как считалось раньше. Эта книга была написана для высших слоев общества, и ее авторы выражали прежде всего свои представления об идеальном доме, которые они подкрепляли библейскими отрывками.
«Домострой» — прекрасный, богато детализированный исторический источник для всех, кого интересует, как люди того времени видели мир, какими идеалами руководствовались и какие правила нарушали. Однако важно помнить, что эта книга была написана в обществе, сильно отличающемся от нашего, и содержит выдержки из еще более ранних текстов. Клише, которые распространяются о ней, также были созданы в конкретной исторической ситуации. Следует также помнить, что современники Домостроя вряд ли следовали его правилам. Поэтому читать и изучать его стоит, но копировать его правила сегодня, в изменившемся мире, вряд ли получится.
Семейная жизнь в «Домострое»
По мнению Домостроя, в семейной жизни должна была соблюдаться строгая иерархия. Сегодня эта позиция подвергается критике. Каждый член семьи, говорится в книге, должен был знать свое место и свои обязанности. Муж был кормильцем, жена — хозяйкой дома, дети должны были беспрекословно подчиняться старшим.
Если ребенок не слушался родителей и все увещевания не помогали, не возбранялись телесные наказания, что совершенно неприемлемо с сегодняшней точки зрения. Бить разрешалось только мальчиков, а девочек строго отчитывали.
Согласно «Домострою», жена должна была быть «целомудренной и послушной». Это касалось и ее обязанностей:
Порядочная жена была молчалива, трудолюбива и добра; во всем она советовалась с мужем. В «Домострое» говорилось, что главная обязанность жены — «угождать Богу и мужу». Домохозяйка всегда должна быть занята работой и не предаваться пустой болтовне. Если женщина плохо себя вела, муж мог «отчитать» ее, причем не только словесно. Это не должно было делаться публично. После нотаций он должен был жалеть и лелеять женщину.
Сегодня «Домострой» вряд ли можно назвать компетентным руководством для супружеских пар по семейным отношениям. Поэтому книга остается лишь литературным памятником того времени.
Довольно жестокие инструкции давались и в отношении слуг.
Воспитание детей по «Домострою»
Детей воспитывали в строгости, и за их воспитание отвечали оба родителя. Сыновей и дочерей учили «благочестию», мастерству, знаниям и правилам вежливости. Дети начинали помогать по хозяйству в раннем возрасте, а к 7-8 годам овладевали ремеслом или профессией. Взрослые дети должны были заботиться о своих престарелых родителях. Оскорбление отца или матери могло привести к проклятию в глазах Бога.
Кто ударит отца или мать, тот будет отлучен от Церкви и святых мест; он умрет жестокой смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Проклятие отца иссякнет, а проклятие матери отнимется». Сын или дочь, ослушавшиеся отца или матери, будут истреблены и не доживут до конца дней своих, если оскорбят отца или рассердят мать.
Домоставриты уделяли большое внимание полезным советам по мудрому ведению домашнего хозяйства. Например, можно почерпнуть из книги:
- как скроить платье из обрезков ткани;
- сварить хорошее пиво;
- сделать запасы на зиму.
«Домострой», которая появилась в 16 веке и уже сотни лет используется как практическое руководство по семейной жизни. Сегодня большинство советов из этой книги уже не актуальны, мир изменился, и отношения между людьми, в том числе и в семье, строятся на принципах взаимного уважения, а не на страхе «наказания».
Читайте также:
Домострой: Почему книга о русском быте заработала негативную репутацию, и что на самом деле в ней написано
Получайте одну из наших самых читаемых статей на свой почтовый ящик раз в день. Следите за нами на Facebook и ВКонтакте.
Домострой — памятник ранней русской литературы.
Домострой — памятник ранней русской литературе, которая в разное время по-разному воспринималась обществом. В одно время Домострой почитался как полезный свод правил, следуя которым люди достигали богатства, престижа и семейного счастья. В XVI веке этот средневековый трактат обвинили в жестокости и неразумной грубости. После этого он был полностью забыт, а иногда в нем упоминались лишь самые неприятные аспекты наказания слуг и невнимательных жен. Интересно, была ли жизнь в «Домострое» такой жестокой и унылой, как принято считать, и почему эту великую книгу оклеветали?
Домострой — книга о русских идеалах
Книга под названием «Домострой» была опубликована во время правления Ивана Грозного в начале XVI века. Она представляла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все сферы — религию, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, отношения между женами. В основе Домостроя лежала идея одностороннего управления: государством управлял царь, семьей — мужчина. Тексты были призваны структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого российского центрального государства.
Автор книги — священнослужитель Сильвестр, наставник Ивана Грозного, происходивший из богатых купцов Великого Новгорода, — использовал существующие русские и европейские труды для создания полного свода правил. К ним относились «Исмарагд», «Златоуст», «Учение и слова духовных отцов», «Книга христианского учения» и «Парижский устав».
Правила для каждой отдельной семьи и для общества в целом.
Подводя итог основному, мы имеем следующую максиму: глава семьи отвечает за себя и своих домочадцев перед правителем и перед Богом. И одним из предлагаемых средств является «спасение через страх». Поэтому глава семьи строго запрещает непунктуальность, сплетни, а также требует соблюдения важного условия — принимать все решения с его ведома и согласия. Но автор правила настаивает на том, что учить нужно с любовью и «примерным наставлением» («Не бей в ухо или в глаз, не бей кулаком, палкой или жезлом, не бей ничем железным или деревянным. «). Из 67 глав только одна посвящена теме наказания.
Большая часть книги состоит из подробных советов о том, как сшить платье из лоскутков ткани, хранить провизию, вести учет содержимого камеры, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, речь идет о том, как вести домашнее хозяйство так, чтобы получать прибыль и не влезать в долги.
Конфликт с западной идеологией
В то время как в России набирал популярность «Домострой», в Европе процветали идеи Ренессанса. Русские женщины неустанно трудились, постоянно улучшая повседневную жизнь, стирали одежду и подметали свои шкафы. А западные женщины наслаждались своей чувственностью, красотой и богатством. В европейских семьях с достаточным финансовым достатком женщины заботились не о работе по дому, а о благоустройстве.
Тяжбы разрешались поединками
В те времена люди остерегались выходить ночью на улицу без оружия. В то время из-за неразвитости следственной и судебной системы закон позволял решать споры с помощью драк. Иногда это были драки между сторонниками отдельных боевиков. Как можно было объяснить этим людям, что нельзя бить маленького ребенка, потому что это негуманно?
А тут — пособие, написанное на языке, понятном нашим предкам почти полтысячелетия назад. Одним словом, о Домострое можно сказать: таковы обычаи того времени, таковы правила.
Она учит нас любить своих жен и детей и соблюдать заповеди, иначе нам придется отвечать перед Богом, который видит каждый шаг и знает каждую мысль каждого человека. Но кто позволит себе стать демоном и в гневе ударить свою семью, тому придется ответить за это в Судный день. Кто ведет праведную жизнь, тому Всевышний, Божья Матерь и великие чудотворцы даруют благословение.
Призыв любить Господа
В одной из первых глав «Домостроя» автор призывает любить Господа всей душой и носить в сердце страх Божий. Он говорит, что нужно быть праведным и добродетельным, жить в смирении, не смотреть на землю и устремлять свой ум к небу. Нужно быть добрым к людям и смиренным перед Богом.
Другими словами, люди, поставленные историей и географией в трудное положение, напоминают нам, что они могут оставаться людьми, только если будут помнить о Боге, любить Его и бояться Его гнева одновременно.
И это наставление сработало, Домострой был почитаем. До наших дней дошли десятки рукописных копий. Но это очень объемное произведение. Он был переписан в XVIII веке и считался полезным по крайней мере два столетия. Эта книга принесла много пользы русской культуре.
Легендарные христианские книги: «Домострой»
Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, дающие ответы на главные вопросы людей своего времени. Книги, ставшие частью христианской культуры. Мы представляем их нашим читателям в литературной программе «Фома» — «Легендарные христианские книги».
Когда и кем была написана знаменитая история о Домосе? Действительно ли эта книга «проповедовала» тиранию в семейных отношениях? Если нет, то о чем она была?
Время написания:
В книге изложены основы православного устройства семейной и хозяйственной жизни. «Домострой» — это своего рода пособие по ведению домашнего хозяйства, этикету, семейной этике, воспитанию детей, бытовой и социальной ортодоксии.
Одна из страниц современного издания гласит: «Когда муж не учит себя добру».
Слово «домострой» появилось в русском языке как производное от греческого «экономика». Haus означает дом, nomos — закон, следовательно, экономика или хозяйство.
Первый домострой был написан в Новгороде в конце XV века. До знаменитого «Домостроя» Сильвестрова были известны сборники наставлений для домохозяина. Его издание было широко распространено в России в середине XVI века и использовалось в качестве практического руководства по семейной жизни в течение почти 200 лет.
Когда Бог дает человеку хорошую жену, она ценнее драгоценного камня. Хорошая жена — хорошая награда для благочестивых, потому что она делает своего мужа более добродетельным: во-первых, она благословляется Богом, потому что исполняет Божью заповедь, а во-вторых, ее хвалят люди.<. >В хорошей жене муж получает похвалу и честь.
«Послание и наказание от отца к сыну» — это 64-я глава «Досье», написанная самим Сильвестром в назидание своему единственному сыну Анфиму. Она написана мягким, нежным языком. Это лучшее место для начала знакомства с «Домостроем».
«Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI века.
Вера, закон и любовь — это три фундамента, на которых стоит истинный дом. Закон обеспечивает порядок, любовь обогащает порядок милосердием, без которого он вырождается в деспотизм. Вера придает смысл всему зданию.
Я, грешник, благословляю, наставляю и увещеваю моего сына и его жену, их детей и их дом: соблюдать все христианские законы, жить с чистой совестью и в истине, исполнять волю Божию верою и соблюдать заповеди Его, и поселиться в страхе Божием, в праведной жизни, и учить жену свою, и дом свой, не насилием, не побоями, не жестоким рабством, но как детей, чтобы они всегда были отдохнувшие, и сытые, и одетые, и в теплом доме, и всегда в порядке. ..
Сильвестр постоянно ссылается на свой собственный опыт. Он побуждает сына вспомнить, сколько сирот они взяли к себе на службу и скольким из них впоследствии помогли устроиться. Одни стали купцами, у других появились собственные фермы, а скольких его мать удачно выдала замуж и собрала за всеми приданое.
Ученый Д. С. Лихачев писал: «Домострой» дает читателю прекрасную картину семейной жизни и идеального поведения хозяев и слуг. Идеал «Домостроя» — это идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, и в то же время гостеприимства, взаимного уважения, и в то же время семейной бережливости — скопидомства и скупости».
Роль женщины и мужчины
Книга содержала ряд требований, которые должны были выполнять женщины:
- Покорность и послушание, воля главы семьи должна была быть исполнена беспрекословно.
- Духовная чистота.
- Обязанность воспитывать детей, прежде всего — дочерей, поскольку свой опыт сыновьям передавали мужчины.
- Ведение домашнего хозяйства.
Домострой регулирует правила поведения в семье. Последняя представляет собой общество в миниатюре, поэтому общий смысл пьесы становится гораздо более весомым. Канонам и советам должны следовать не только отцы и матери, но и все жители России, независимо от их социального и семейного положения.
У каждого государства есть глава — царь, так же как во главе каждой семьи стоит мужчина, ответственный и справедливый отец и муж, который должен не унижать своих свекров, а вести их по правильному пути, помогать им принимать верные решения и становиться достойными людьми. В свете этой аналогии законы и правила, приведенные в тексте, уже не кажутся чрезмерно строгими и необоснованными.
Согласно правилам книги, глава семьи, отец, обладал неограниченной властью, но в то же время на его плечах лежала величайшая ответственность. Важно было использовать власть с умом, не злоупотребляя ею. Домострой допускал применение телесных наказаний, но рекомендовал использовать их «без злого умысла» и только в случае необходимости. Цель кнута должна быть благожелательной — воспитать потомство или супруга и ни в коем случае не унизить человеческое достоинство. Наказание публично осуждалось, а наказанного рекомендовалось пожалеть.
Обязанностью главы семьи было своевременно обеспечить дочь приданым. Книга рекомендовала заранее откладывать на эти цели часть своего дохода, чтобы повзрослевшая дочь стала завидной невестой и получила достойного избранника, который, в свою очередь, станет надежным главой новой молодой семьи.
«Домоставрос» предписывал, что каждое дело должно сопровождаться молитвой. Перед началом работы следует молиться Богу и просить Его о помощи, а после — благодарить. Наконец, отец должен воспитывать в своих детях положительные качества и учить их избегать пороков, не воровать, не возбуждать зависть, не совершать блуд и не клеветать.
Значение произведения
Учебник имел огромное значение для организации повседневной жизни и культуры того времени, даже если его основным адресатом были состоятельные жители города. Поэтому в книге в первую очередь рекомендовалось уважать церковь и царя.
Однако в последующих главах текста содержатся самые важные для людей того времени правила: забота о домашнем хозяйстве, воздержание от греховных поступков и понимающее отношение к членам семьи. Мужчина-отец обязан был следить за работой слуг (так называемых домашних слуг), а также за образованием и воспитанием детей. Отношения со слугами были регламентированы; они должны были платить им зарплату, проявлять к ним милосердие и не имели права злоупотреблять своей властью. В обязанности главы семьи входило также воспитание слуг.
Произведение советует купцам не быть жадными, вести свои дела честно и «по совести», отказаться от недостойной мелочности и жадности к быстрой наживе. Таким образом, «Поучение» описывает довольно строгий образ жизни, но в целом книга содержит много практических советов, которые действительно были актуальны для людей того времени. Со страниц книги видно, что автор (или авторы) заботился и беспокоился о людях. Главной целью было не унизить человеческое достоинство, а привить молодому поколению уважение и почтение к пожилым людям.
Домострой» — это полный свод правил, соблюдение которых было обязательным для людей того времени, но, несмотря на свою строгость, книга признавала ценность человеческой личности — в этом ее главное историческое достоинство.