В 1923 году она вернулась домой и поступила на работу в Московский театр Союза (МГСПС, ныне Театр имени Моссовета), где сыграла сразу две роли (беременной женщины и Параши) в спектакле «Буря» по пьесе Биль-Белоцерковского.
Татьяна Пельтцер
Имя: Татьяна Пельтцер ( Татьяна Пельтцер ) Имя отца: Ивановна Кто: Актриса Дата рождения: 1: 6 июня 1904 года Место рождения: Москва Дата смерти: 16 июля 1992 года (в возрасте 88 лет) Причина смерти: сердечный приступ, пневмония Где похоронена: учится Введенское кладбище, Москва Рост: 169 см Ее тезка: Татьяна (значение имени) Звездный знак: Близнецы (характеристика) Восточный гороскоп: дракон Ссылки:
Татьяна Ивановна Пельшер — легендарная советская актриса, всенародная любимица, вошедшая в историю как «самая главная бабушка страны» (именно в этой роли она чаще всего появлялась на экране). Выражения ее персонажей — тетушек, матерей, нянь — были пернатыми. «Вперед! Он отталкивает!» — повторила она после того, как ее зрители увидели ироническую комедию Марка Захарова «Формула счастья».
Счастливая старушка», как называла себя актриса, вела насыщенную жизнь. На протяжении почти восьми десятилетий были театр и кино, сценические успехи, признание и неудачи, международные браки, профессиональное признание (Сталинская премия, звание народного артиста, кавалер ордена Ленина) и одиночество на исходе дней.
Детство
Будущая актриса родилась 6 июня 1904 года в самом сердце России, в Москве. В семье говорили только на немецком языке. Ее мать, Евгения Сергеевна, еврейка (настоящее имя — Эсфирь Боруховна Ройзен), была дочерью киевского раввина. Ее отец, русско-немецкий Иван Романович (Иоганн Робертович), был известным комедийным актером и педагогом. Свою любовь к театру он передал своей дочери и ее двухлетнему брату Александру.
Ее отец впервые вывел свою дочь на сцену, когда она училась в первом классе средней школы. Таня сыграла роль Авдия, брата исполнительницы главной роли Литы, в спектакле «Камо грядеши» (Куда идешь?) по историческому роману Генрика Сенкевича. Она и ее отец выступали в Екатеринославе с труппой украинского театрального деятеля Николая Николаевича Синельникова из Харькова.
В возрасте 10 лет юная актриса получила роль Сережи (сына Карениной, той самой Анны, которую играла Вера Юрьева) в фильме «Анна Каренина». Дочь отца, преуспевшая в актерском мастерстве, была настолько убедительна в сцене разлуки с матерью своего сына, что впечатленные зрители едва не лишились чувств. Их пришлось выпроводить из зала. После выступления они вытерли слезы, а Таня получила похвалу от предпринимателя Синельникова и три рубля.
Она часто выходила на сцену вместе с братом (например, в спектакле «Нора» по пьесе Ганса Ибсена «Кукольный дом») или вместо него (когда пришло время играть волка в вечернем спектакле и Сурик не мог удержаться от смеха).
Театр
Татьяна дебютировала на сцене еще в детстве, но поначалу играла в основном мальчиков. В возрасте 9 лет девочка сыграла роль Авгия в фильме «Камо грядеши». Даже будучи взрослой, она вспоминала, что ее первое выступление перед публикой вызвало у нее чувство радости.
Через год, в 1914 году, Пельтцер получил роль Сережи Каренина, сына Анны Карениной. Картина была настолько искренней, что высокочувствительные дамы от переизбытка эмоций лишились чувств. А за игру в спектакле «Дворянское гнездо» молодая актриса получила свою первую награду.
В 12 лет Татьяна уже считалась профессиональной актрисой, играя в труппе Николая Синельникова. Все это время ее отец был рядом с ней, но к 1920 году родители согласились отпустить дочь в Йонкерс одну. Там она принимала участие в спектаклях Передвижного театра Красной Армии.
Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и Военно-морского театра. Через несколько лет Пельтцер вернулся в столицу. Он выступал на сцене театра Корша и театра Моссовета (затем МГСПС и позже МОСПС до 1938 года), но в начале 1930-х годов по семейным обстоятельствам переехал в Германию.
Татьяна вступила в Коммунистическую партию в Берлине и устроилась на работу машинисткой в советское коммерческое агентство. Но однажды немецкий режиссер предложил актрисе роль в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, так как через год актриса вернулась в СССР и продолжила работу в Театре имени Моссовета, где ее принимали на роли второго плана.
Отношения с руководством в конце концов испортились: через 4 года Пельтцер была уволена за профессиональную некомпетентность, и ее обвинили в отсутствии актерской подготовки. В результате актриса на некоторое время оставила сцену и вернулась к работе машинистки.
В 1936 году Татьяна переехала в Ярославль, где в течение года работала в старейшем драматическом театре России. Там карьера снова не задалась, знаменитость вернулась в Москву, сначала выступала на сцене Театра колхоза, потом пыталась получить новый шанс в Театре Моссовета.
Но талант Пельтцер полностью раскрылся только тогда, когда ее приняли в театр «Миньян». Татьяна Ивановна отдала этой сцене шесть лет. Она играла роли доярки, спасателя и надсмотрщика. Актриса смеялась над своими героями и в то же время любила их. Со временем у нее появились преданные поклонники.
В 1947 году актриса перешла в Московский академический театр сатиры, который стал ее вторым домом — Театром жизни. Она играла со страстью и стала известной благодаря роли Лукерьи в фильме «Брак с приданым». Позже эта постановка была снята и показана в кинотеатрах по всей стране. Публика оценила талант Пельтцер — она стала знаменитой.
В 1970-е годы Татьяна Ивановна была удостоена звания народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Марк Захаров, режиссер пяти спектаклей, в которых знаменитость играла главные роли, очень помог актрисе.
Когда режиссер переехал в Ленком, у актера начались проблемы. После 30 лет работы на сцене сатирического театра он со скандалом ушел из ансамбля к Захарову. Коллеги считали это решение безумным, потому что начать все сначала в солидном возрасте не каждому под силу. Но Татьяна Ивановна не пожалела о своем решении.
Фильмы
Дебют Татьяны Ивановны состоялся в 1943 году с эпизодом в комедии «Женитьба». Но впервые зрители увидели актрису в драме «Защита Родины». Сразу после этого Пельтцер получила свою первую большую роль на большом экране, снявшись в фильме «Простые истины». Но фильм пролежал на полках 11 лет и был выпущен только в середине 1950-х годов. Все это время актриса довольствовалась короткими сценами в фильмах, но освоила и их.
Ее успех принес ей роль в комедии 1955 года «Солдат Иван Бровкин». Татьяна Ивановна сыграла деревенскую женщину так блестяще, что ее называли «матерью русского солдата». В фильме «Иван Бровкин на целине» сценаристы уже писали образ Евдокии под нее.
После этого Пельтцер много снималась, потому что боялась, что ее забудут и ей не для чего будет жить. Не имея родительского опыта, она блестяще перевоплотилась в любящую мать, заботливого учителя и чуткую медсестру. Персонажи были настолько теплыми и любящими, что зрители, безусловно, узнавали в них близких людей, что придавало актрисе особую теплоту.
Ее персонажи часто оказывались в тени главных героев фильмов. Татьяна Ивановна всегда шла напролом, не щадя себя. У нее было столько энергии, что ей завидовали даже ее молодые коллеги. Например, в фильме «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса забирается через канализационную трубу на крышу троллейбуса. Фильм получил награду на Венецианском кинофестивале.
Среди поклонников знаменитости были не только взрослые, но и дети. Они с удовольствием посмотрели бы семейный фильм «По неведомым дорожкам», в котором Пельтцер сыграла Бабу-Ягу, а киножурналы «Ералаш», в которых она снималась, привлекли не одно поколение зрителей. Актриса работала в качестве озвучивания анимационных фильмов и радиопередач, в которых она знакомит юных зрителей со сказками.
В последние годы артист не выступал из-за проблем со здоровьем. Ее последней работой в кино также был детский фильм, комедия «Князь Удача Андреевич», в котором она сыграла бабушку-соседку.
Жена немецкого коммуниста
Да, в биографии художника Пельтцера были некоторые недостатки с точки зрения Первого отдела. «Ее брак с Гансом Тейблером, немецким коммунистом и философом, также можно считать минусом. Он приехал в Москву, чтобы учиться в школе Коминтерна. В 1930-х годах Тейблер привез ее в Германию. Там она вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в наше коммерческое агентство. Эрвин Пискатор, важный кинорежиссер, работал в то время в Берлине. Сам Пискатор был членом Коммунистической партии и рассматривал театральное искусство как средство воспитания масс. Время от времени он открывал свои собственные театры, которые в основном были рассчитаны на рабочий класс. В 1930 году он открыл свой третий театр, Wallnertheater, в рабочем районе Берлина. Узнав, что фрау Тайблер — профессиональная актриса, он предложил ей роль в советской пьесе Глебова «Инга».
После прихода к власти Гитлера Пискатор был вынужден покинуть страну. Татьяна Ивановна вскоре вернулась в Россию. Видимо, несмотря на свою немецкую кровь, ей не удалось найти там второй дом. Они оставались друзьями с ее бывшим мужем до конца жизни. Ганс женился на другой женщине, родил от нее сына, и когда мальчик приехал в Москву учиться, он навещал Татьяну Ивановну и даже некоторое время жил с ней. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала свое недовольство перепиской, но полностью разорвать отношения между бывшими супругами не удалось. Когда Татьяна Ивановна спустя почти полвека приехала отдохнуть в Карловы Вары, Таблер навестил ее, и они шумно выясняли, кто виноват в разлуке. Представьте себе: Два старика (ей семьдесят, ему чуть больше) громко спорят о том, писала ли Татьяна Ивановна записку о том, что встречается с другом Ганса.
— Вы лжете!» — кричит Пельтцер, — «Я не назначал встречу и не писал письмо! Мне не понравился твой друг!
— Помните, я нашел записку на столе в книге.
В общем, любовная сцена для комической актрисы.
Из всех семейных уз отношения с отцом были самыми крепкими. Иван Романович Пельтцер был актером и режиссером, учеником М. П. Садовского. В начале прошлого века он играл в театре Корша, позже — в больших провинциальных театрах. В 1925 году ему даже было присвоено звание почетного художника. После возвращения в Москву он работал в различных театрах, от «Комедии» до Моссовета и киноактеров. Он также снимался в кино. Иван Романович был единственным учителем своей дочери. Университетами» Татьяны Пельтцер была театральная сцена. Он сказал, что ребенок, который впервые выходит на сцену, испытывает абсолютное счастье. Но когда опустился занавес, отец сказал ей, что она выступила бы лучше, если бы не была так счастлива.
Невозможно точно сказать, в каком возрасте состоялся ее дебют: все говорят разное. Ее первой ролью была Аня в фильме Найденова «Дети Ванюшина». В «Анне Карениной» она сыграла Сережу. Сцена свидания Анны с сыном доводила многих женщин до слез.
Как Захаров «отбил» Пельтцер у Плучека
Когда в Сатирическом театре отмечали ее семидесятилетие, они пытались подсчитать, сколько лет она выступала на сцене. Цифры казались совершенно нереальными: 55? 60? По моим подсчетам, на тот момент у нее было 63 года актерского стажа. Но это был еще не «вечер»: она снималась еще десять лет. И самое странное: в семьдесят три года она покинула сатирический театр, к которому принадлежала тридцать лет. Он сбежал ночью. История скандала не была долгой и напряженной. Это была последняя, подготовительная репетиция «Горя от ума». Татьяна Ивановна репетировала старуху Хлестову. Чацкого играл Андрей Миронов, Софью — Татьяна Васильева, которая в то время выступала под фамилией Ицикович. Любой, кто занимается театром, знает, что перед спектаклем все особенно волнуются (слезы и валокордин бесчисленны). Когда Пельтцер задал обычный вопрос актеру: «Куда вы хотите, чтобы я пошел?». — Плучек нервно ответил: «Куда хочешь!». И когда она, недовольная, спросила, где ему сидеть, он ответил: «Конечно, ты должна сидеть в центре, а остальные вокруг!». Было и другое: крики, сильные выражения. Пельтцер выбежала из комнаты к выходу из театра, обернулась и крикнула то, что не могла больше сказать разъяренному Плутчеку. Продолжать репетиции было невозможно, и Плутчек потребовал срочно найти Ольгу Аросеву, близкую подругу Пельтцера, которая не играла в спектакле. Он хотел дать ей роль. Аросева в это же время вытащила из театра Татьяну Ивановну, еще не выдохшуюся, на бегу доругивающуюся. Арошева поняла: Если она сыграет Хлестову, Пельшер не появится в «Шатире». «Она махнула рукой на пославшего ее актера и затолкала Татьяну Ивановну в такси. А тот кричал: «Я иду к Марку Захарову! Марк Захаров!»
Марк Захаров к тому времени уже поставил несколько спектаклей в Театре Сатиры и только что приобрел свой собственный театр — Театр имени Ленинского комсомола. Позже Захаров вспоминал о своем начале в сатирическом театре с большой иронией. Он пришел в сатиру как молодой режиссер из художественной самодеятельности. Татьяна Ивановна согласилась с ним работать, но когда он втянулся, она сказала: «А почему вы в кабинете директора? А для чего? Вам следовало бы писать свои собственные истории! (В молодости Марк Захаров писал рассказы и читал их по радио.) Их первой совместной работой стала роль Кукушкиной в легендарном спектакле «Доходное место». Это была замечательная репетиция. Пока тяжелая чугунная сковорода не упала ей на ногу. Захаров попросил ее с силой бросить на пол две сковородки. Один упал ей на ногу, и тогда Татьяна Ивановна высказала все, что она думает о «современном искусстве управления». Правда, она быстро успокоилась, потом отработала все спектакли, которые Марк Анатольевич делал в сатире, а потом перебежала в Ленком. Друзья разразились эпиграммами по поводу ее переезда:
Она такая же яркая, как Айседора, хотя у нее уже седые волосы». Она давно должна была приехать сюда, в пламя комсомола.
Она была энтузиастом игры в преферанс. Она была веселым игроком, который любил играть. Она чаще проигрывала, чем выигрывала: ее поглощал сам процесс, вечер в приятной компании. Ансамбль был действительно хороший, а главное — стабильный: актрисы Ольга Аросева и Валентина Токарская и режиссер сатирического театра Гена Зельман. Обычно он играл с Токарской, и у него был специальный карточный стол, обитый тканью. После смерти Токарской монументальный стол перешел к Арошевой. Но это было в 1996 году, когда Пельтцера уже не было в живых.
Зрители думали: пьяница
Прошло несколько лет, прежде чем он смог вернуться на сцену. Ее возвращение было триумфальным: она имела большой успех в театре «Миниатура». Она сыграла множество маленьких ролей и безымянных эпизодов — соседей, доярок, медсестер, но так искусно, что зрители приходили в основном «на Пельтцер». В это же время она начала сниматься в кино. Она также начала с эпизодов, а затем сыграла расслабленную и алкоголичку Лукерью в «Браке с приданым», настолько правдоподобно, что зрители пришли к выводу, что актриса сама не прочь выпить и в целом похожа на свою героиню.
В жизни Татьяна Ивановна отличалась редкой аккуратностью и скрупулезностью. Отправляясь на гастроли, она никогда не забывала взять с собой сковороду, маленькую плиту и элегантную серебряную ложку. Она готовила в своем гостиничном номере, чтобы не питаться в сомнительных столовых.
Старушкина слава
Слава и всенародная любовь пришли к Пельтцеру поздно, в возрасте 49 лет. Ее друзья, которые еще помнили ее молодость, весело отвечали: «Да, она никогда не была молодой. Она стала бабушкой в одно мгновение. Самая любимая бабушка в СССР.
После выхода на экраны фильма «Иван Бровкин» она стала не только бабушкой, но и матерью советского солдата. Она проснулась знаменитой!
После долгих лет безвестности Пельтцер грелся в лучах славы, соглашаясь на любую работу из-за страха потерять птицу счастья.
За свою жизнь она сыграла 90 ролей в кино. Хотя большинство из них были эпизодическими, именно Пельтцер сделал эти фильмы запоминающимися.
Занавес
Большие проблемы начались для Татьяны Пельцер в 1980-х годах. Хотя она старалась поддерживать себя в форме и ежедневно заниматься спортом, болезнь настигла ее. Самая страшная болезнь для актрисы. Она начала терять память. Болезнь Альцгеймера быстро прогрессировала. Пельтцера мучили кошмары и паранойя. Однажды она даже попала в психиатрическую клинику, где была жестоко избита своим товарищем по палате. Когда Ленком узнал об этом, ему удалось добиться перевода актрисы в обычную больницу. Вскоре Татьяну Ивановну выписали из больницы, и она вернулась в театр. Но силы и здоровье покинули ее.
Специально для нее Марк Захаров разработал пьесу «Поминальная молитва». Ее героиня, пожилая Берта, говорит всего несколько предложений на протяжении всего спектакля. Говорят, что ее партнер по спектаклю, Александр Абдулов, слегка щипал Татьяну Ивановну, чтобы напомнить ей о необходимости произносить свои реплики. А иногда он даже произносил их вместе с Пельтцером. Но зрители все равно были рады видеть любимую актрису на сцене и одарили ее аплодисментами.
В 1992 году актриса скончалась.
Свою квартиру она оставила в доме соратника актера, которому все последние годы Доша Пельтцеров передавал коллекцию фотографий, а свою библиотеку — любимому и обожаемому режиссеру Марку Захарову.
Пельтцер оставила всем остальным гораздо больше: она отдала свой талант, который сильнее времени, болезни и смерти. Она вечна.
Театр «Ленком»
В 1977 году актриса поссорилась с режиссером Валентином Плучеком в Театре Сатиры. Татьяна Ивановна перешла в Театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выступала на сцене в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер пришла в театр как «старая комедиантка» и стала королевой театра. Бенефисом стала роль старухи в постановке Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порой ходили только ради этой актрисы.
Последним спектаклем в ее жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна была уже очень тронута, она забыла текст, но Марк Захаров все равно сделал эту постановку специально для нее. Персонаж пожилой еврейки Берты был придуман Григорием Гориным для Пельтцера. Роль ее сына сыграл Александр Абдулов. Он вывел Татьяну Ивановну на сцену так бережно, словно она была фарфоровой чашкой ручной работы. Она была именно такой хрупкой драгоценностью, какой ее считали все актеры театра «Ленком».
И зрители на этом спектакле смеялись и плакали. Они улыбались и плакали, потому что были счастливы видеть эту великую актрису на сцене. Слезы текли ручьем, потому что все понимали, что прощаются с Татьяной Ивановной Пельтцер.
Личная жизнь
Первая любовь встретилась Татьяне, когда она была юной семнадцатилетней девушкой. В 1921 году Татьяна работала с труппой передвижного театра в разных городах. В Ейске она познакомилась с белокурым, красивым и высоким актером Александром Яковлевым. Он был старше Татьяны на четыре года и имел героическое прошлое: воевал в кавалерийской армии Семена Буденного во время Гражданской войны. Жизненный опыт Яковлева в отношениях с женщинами простирался далеко, он умел красиво и настойчиво флиртовать. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман был бурным, но недолгим.
Было время, когда она параллельно работала в драмкружке московской карандашной фабрики. Многие мужчины пытались завести там роман с Таней. Но она не нашла общего языка с рабочими завода, ей нужен был мужчина с глубоким внутренним миром.
Пельтцер встретила своего будущего мужа, немецкого коммуниста Ганса Тейблера, на демонстрации 7 ноября 1926 года. Затем он прошел обучение в школе Коминтерна в Москве. Ее готовили к нелегальной работе, но перед Таней Ганс она выдавала себя за философа, изучающего марксизм. Она узнала всю правду только накануне своей свадьбы.
Через год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс поженились. Они отправились в Берлин, где Тэблер помог своей молодой жене устроиться машинисткой в советское торговое представительство. Поскольку работа была связана с секретными документами, ситуация становилась напряженнее с каждым днем — постоянная бдительность, недоверие между ними, расследования спецслужб.
Она не получала удовольствия от своей работы, и ее семейная жизнь тоже не складывалась. Ее и ее мужа не понимали и отчуждали. И даже немецкие врачи, на которых Пельтцер возлагал большие надежды, подтвердили диагноз своих московских коллег: Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Все это в конечном итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.
После этого Ханс часто приезжал в Москву по работе, и каждый раз звонил Татьяне и приглашал ее в ресторан на встречу. Она ненавидела это, но считала невежливым избегать этого. Брак, который был недолгим, оставил глубокий след в душе актрисы.
Во время войны Пельтцер был эвакуирован в Кыргызстан. Там он познакомился с инструктором летной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Эндрю были неподвижны пальцы на левой руке, но майор разработал их дальше и предложил ему отправиться на фронт. Его просьба была удовлетворена в 1943 году, но вскоре после этого он умер.
После войны у Татьяны были еще одни отношения, когда она устроилась на работу в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и ее женатым коллегой по актерскому цеху Иваном Бодровым продолжались почти десять лет. Они расстались друзьями, и после этого это был лишь очень короткий оздоровительный роман в жизни актрисы.
Поэтому актриса больше не была замужем, у нее нет детей и внуков. Долгое время он жил с отцом, который несколько раз женился, потом оставил свою квартиру молодым женщинам, оставив любимую дочь ни с чем в комнате. В 1959 году отец ушел из жизни Татьяны, и актриса осталась одна.
Кино
Никто не помнит Татьяну Пельтцер на экране молодой. Кино пришло в ее жизнь поздно, и фильмы, в которых актриса сыграла свои первые роли, долгие годы оставались на полках магазинов.
В одночасье она стала популярной и получила неофициальный титул «мать русского солдата в кино». Татьяна Ивановна угощалась фильмами об Иване Бровкине и Максиме Перепелице.
Оказавшись в кинотеатре, актриса не смогла спастись и сама. Она боялась, что у нее не будет времени блистать и что ее забудут. По этой причине фильмы с участием Пельцера выходили почти каждый год. «Укротительница тигров», «Анискин», «Морозко», «Медовый месяц», «Ты и ее мечты»…. В разных фильмах режиссеры всегда находили место для «веселой смешной старушки», как называла себя Татьяна Ивановна.
Личная жизнь
Брак с немцем Гансом был единственным для Татьяны Пельтцер. Как вспоминает сама актриса, их роман был очень сильным. Но менее чем через пять лет пара рассталась по инициативе актрисы, которая призналась, что влюбилась в другого.
Они расстались друзьями. Бывший муж, проезжая через Москву, не посетил Татьяну Ивановну ни разу, в то время как его сын смог навестить актрису.
Она не вышла замуж повторно и не имела детей. Однако лучше всего Пельтцер удались роли некоторых матерей и бабушек.
Мы рекомендуем вам читать дальше: Ольга Матеско: триумфальная роль, счастливый брак, потери, жизнь в чужой стране и судьба сына.
Татьяна Ивановна не страдала от отсутствия семьи. Ее окружали веселые коллеги, с которыми она с удовольствием играла.
Кроме того, Татьяне Ивановне приходилось заботиться о престарелом отце и брате, который в результате аварии стал инвалидом.
Коллеги вспоминают актрису как очень аккуратную и сосредоточенную. Она всегда пленяла своей сильной харизмой, подавляла его бешеный темперамент, так что работать с ней было нелегко.
Пельтцер всегда старался выглядеть презентабельно. Она занималась спортом, бегала трусцой, одевалась и делала прически до глубокой старости.
Единственными недостатками актрисы были курение и ее предпочтение крепкого кофе. В остальном она следила за своим питанием и всегда готовила себе сама во время гастролей.