Михаил Александрович старался сделать все, что мог, и когда Коля был мальчиком, и позже, когда он стал помощником надзирателя. Не раз и не два он помогал ему «войти и выйти из тюрьмы», посещая по ночам некоторые полицейские участки. Николай Николаевич сейчас живет за границей.
Михаил Ульянов
Имя Николая Ульянова в основном ассоциируется с ролями лидеров и важных исторических фигур разных эпох. Хотя он был высокого роста (181 см), однажды его попросили сшить специальный костюм для роли маршала Георгия Жукова, чтобы он выглядел сильнее и шире. Затем актер понял, что зрители видят в героях фильма гораздо больше, чем они есть на самом деле.
20 ноября 1927 года в глухой сибирской деревне родился Михаил Ульянов — человек, которому предстояло стать легендой советского театра и кино. Отец мальчика был менеджером деревообрабатывающей компании, а мать занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Когда Михаилу было 3 года, семья переехала в другую деревню, а вскоре Ульяновы перебрались в город Тара.
В детстве Михаил, как и тысячи советских мальчишек, играл в мяч, бегал в кино и шалил. Его образование было посредственным, но он любил литературу. В возрасте 15 лет подростку посчастливилось побывать на спектакле тобольской труппы, гастролировавшей в его городе. Это был поворотный момент в его жизни — он заболел сценой и профессией актера.
Во время Великой Отечественной войны актеры Львовского театра были эвакуированы в Тару, где основали театральный кружок для детей и молодежи, в котором принимал участие и Михаил Ульянов. В то время режиссер посоветовал мальчику поступить в театральный институт. Молодой человек последовал его совету.
Окончив школу, он поехал поступать в Омск. У Ульянова с собой был только мешок картошки. Была студия в Омском областном театре. Михаил прочитал отрывок из «Мертвых душ» и был принят. Учеба была трудной, но интересной: репетиции, индивидуальные занятия, участие в массовых сценах. Актер всю жизнь с благодарностью вспоминал те годы.
В 1946 году, когда отец уже вернулся с фронта, Михаил попросил у него совета, стоит ли ему продолжать творческую биографию в столичном театральном училище. Его отец поддержал сына и дал ему в дорогу немецкий пистолет. В Москве он остановился у знакомых в Сокольниках. Не зная города, Михаил Ульянов пытался поступить то в один, то в другой университет и получал отказ. Но в студии театра Евгения Вахтангова ему повезло — он поступил.
Театр
Михаилу Ульянову нравились сложные персонажи с противоречивыми качествами, он часто играл исторических личностей. Его первой серьезной работой в театре был Сергей Киров в «Крепости на Волге». Драчливый Марк Антоний в «Антонии и Клеопатре», Ричард III в «Ричарде III», Владимир Ленин в «Брестском мире», Иосиф Сталин в «Уроке мастера» — за 60 лет работы на театральной сцене он создал множество запоминающихся персонажей.
Михаил Ульянов чувствовал, что роль Рогозина в «Идиоте» была очень близка ему по духу. В его герое чувствовалась и безумная страсть, и смертельное отчаяние — внутреннее состояние прошло мимо зрителей.
В 1973 году состоялась премьера спектакля «Ситуация» в Театре имени Вахтангова в постановке Михаила Ульянова. У него было много других успешных режиссерских работ, например, фильм «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина. Театр Вахтангова стал вторым домом для Михаила Ульянова. В 1987 году он был назначен художественным руководителем и оставался на этом посту до своей болезни.
В Москву — с пистолетом
В 1945 году вышел фильм «Небесный всадник». Легендарный Николай Крючков сыграл главную роль, а у молодой актрисы Аллы Парфаньяк тоже была роль: она воплотила журналистку из «Пионерской правды». Тогда Алла еще не знала, что Миша Ульянов, крепкий, коренастый мальчик, уже в пятый или шестой раз смотрел этот фильм в далекой сибирской деревне. Он смотрит и вздыхает: ну и девчонка!
По ночам ему снится стройная журналистка с большими глазами из фильма.
Через год Михаил, уже решивший стать актером, уехал в Москву — разумеется, с разрешения своих строгих родителей. Сергей Марков, зять актера, рассказал журналу «7 дней»: «Чудом военный патруль, остановивший его в метро для проверки и досмотра, не обратил внимания на тряпку в чемодане, в которую был завернут пистолет его отца (как он мог приехать в Москву без оружия?) — тогда бы его точно арестовали, и актер Ульянов не появился бы.
Мечты и реальность
Молодой сибиряк подал документы во все театральные училища, но его приняли только в Жукинское училище, где он и начал учиться. Алла Парфаньяк к тому времени уже была звездой, небесным, недостижимым идеалом для Ульянова. Он даже не мечтал о ней. В то время он встречался со своей одноклассницей Ниной Нечлопотченко. Окружающие были уверены: брак неизбежен. Но однажды Нина полюбила другого и рассказала об этом Ульянову. Он хотел, чтобы она была счастлива, а также желал, чтобы она никогда не испытала боль разлуки.
После окончания Щукинского училища Ульянов стал актером Театра имени Вахтангова. Там была примадонна — Алла Парфаньяк. Жена самого Николая Крючкова, знаменитого и богатого. Аллочка приезжала на репетиции на автомобиле с шофером и выскакивала из машины в роскошной шубе и дорогой шапке, усыпанной бриллиантами. Ульянов тем временем жил в гостевом доме и варил пшенную кашу в маленькой кастрюльке. За Аллой ухаживали Александр Вертинский и Марк Бернес, но однажды за ней начал ухаживать Михаил Ульянов. И он не сдавался, пока Анна не сдалась.
Слава и любовь
Ульянов случайно услышал этот слух. Ведущий актер заболел, и Михаил заменил его в главной роли в одном из спектаклей. Зрители были потрясены его игрой, и актер после этого стал играть только большие роли.
Вскоре появилась актриса Алла Парфаньяк, в которую Ульянов влюбился с первого взгляда. Она была замужем за великим актером Николаем Крючковым, поэтому все заигрывания с Михаилом были напрасны — она могла предложить ему только дружбу.
Ульянов не хотел разрушать семью и скрывал свои чувства, но судьба распорядилась иначе. Актеры часто встречались случайно: на гастролях, в Москве на катке — все это сближало их все больше и больше, так что Алла в конце концов развелась с мужем и стала женой Ульянова.
В первый раз денег не хватило, к тому же у молодой семьи родилась дочь Лена, и пришлось искать способы заработка. Актер снимался в фильмах и спектаклях и подрабатывал грузчиком. Постепенно он стал знаменитым: фильмы «Добровольцы», «Дом, в котором я живу», «Братья Карамазовы», «Все будет хорошо», «Ворошиловский стрелок» принесли ему заслуженное признание.
Трудности
В какой-то момент Михаил стал слишком много пить, что чуть не привело к распаду семьи. Алла угрожала ему разводом и пыталась привести мужа в чувство, но тщетно. И тогда она прибегла к крайним мерам: Она села на подоконник и сказала, что выпрыгнет из окна, если не поправится. Ульянов был так напуган, что навсегда забыл о своей зависимости.
Затем у Ульянова диагностировали две страшные болезни: Болезнь Паркинсона и рак. В течение двух лет его лечили, но ничего не помогало. Алла пережила смерть мужа и на короткое время забыла его.
Театр
В 1950 году начинающий актер поступил в Театр имени Вахтангова и сразу же был введен на роль Сергея Кирова в «Крепости на Волге». Он считал, что не подходит для картины из-за «крепкого тела на тонкой шее юноши худощавого лица недоедающего студента», но зрители приняли его очень тепло.
Неподражаем был Ульянов в роли Парфена Рогожина в спектакле «Идиот». Он сыграл ее так, что зрители сопереживали актеру и безумной страсти, и просторам природы, и безысходной тоске. Михаил Александрович всегда так работал и все отдавал:
…каждая роль действительно сделана из такого горючего материала — вашего сердца, ваших нервов, ваших болей, ваших ошибок. Сочетание всех этих вещей создает образ, который говорит с вами.
Ульянов сыграл персонажа вечно пьяного актера Шмаги из спектаклей «Без вины виноватые», добавив всю горечь бесплодной жизни в виде алкоголя к привычному классическому образу трагической судьбы невоспетых артистов. Зрители ходили «на Ульянова-Шмагу» чаще, чем на его собственного Антония в «Антонии и Клеопатре» или на Владимира Ленина в «Брестском мире», который тоже бурно аплодировал.
За свою театральную жизнь актер создал столько незабываемых и точных образов, что выбрать среди них — самая сложная задача. Ульянов испытал свои силы в качестве режиссера, поставив четыре спектакля: «Ситуация» по пьесе Виктора Розова (1973), «Ричард Третий» Уильяма Шекспира (1976), «Я пришел дать вам завет» по роману Василия Шукшина (1979) и «Утес детей» Джона Херси (1985).
В 1987 году Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова. Сразу же после вступления в должность он был единогласно избран президентом профсоюза театральных работников и оставался им до самой смерти.
Кинокарьера
Ульянов несколько раз говорил, что его главной ролью на экране был механик Дмитрий Бахирев из драмы Владимира Басова «Битва в пути».
Однако он стал известен всему Советскому Союзу благодаря роли Егора Трубникова в социальной драме Алексея Салтыкова «Президент». Сотрудниками Ульянова на съемках были Иван Лапиков, Нонна Мордукова и Вячеслав Невинный. Актер был удостоен Ленинской премии в 1966 году за роль однорукого президента, который пытается построить послевоенную жизнь в разрушенной деревне.
В пьесе Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» он сыграл самого революционного брата — Дмитрия. Андрей Мягков и Кирилл Лавров воплотили на экране двух других. Кстати, именно Ульянову и Лаврову пришлось доделывать фильм в качестве режиссеров после смерти Ивана Александровича. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Зрители также запомнили Ульянова в исторической драме «Полет» Александра Алова и Владимира Наумова. Его генерал Григорий Чарнота одним предложением: «Кто в петле, кто в Петербурге и где я? Кто я теперь? Теперь я вечный еврей. Я — Агасфер. Я — летучий голландец. Я — чертова собака», — выражает всю боль и отчаяние русского офицера, оказавшегося в горниле большевистской революции.
Самым запоминающимся персонажем, сыгранным Михаилом Александровичем почти в двадцати фильмах, стал маршал Георгий Жуков: он был возрожден в фильмах «Море в огне», «Слушай, с того света», «Блокада», «Битва за Москву», «Солдаты свободы», «Война на западном направлении» и других. Зрители соединили актера с командиром, настолько сильным и полным было его исполнение.
Михаил Ульянов в роли маршала Жукова («Освобождение»).
В фильмографии Ульянова есть еще много блестящих ролей — от гротескных и патетических до драматических и лирических. Он создал образ Сергея Абрикашова в «Частной жизни», актера, получившего «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 1982 году.
Это писатель Ким Есенин в «Теме» и дизайнер Павел Дорошин в «Личном счастье», ветеран Алексей Кустов в «Последнем побеге» и архитектор Владимир Багров в «Транзите». Его партнерша по сериалу Марина Неелова вспоминала, что так долго держать крупный план, гамму эмоций только имитацией и глазами, мог только Михаил Александрович.
Одной из сильных киноролей Ульянова в 1990-х годах стал Иван Афонин, дед изнасилованной девушки из криминальной драмы Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелец». За эту роль актер получил несколько кинопремий на различных фестивалях, в том числе «Ника» и «Золотой Овен».
«Алла себе ни в чем не отказывала»
На втором курсе прекрасную студентку пригласили на главную роль в фильме «Небесный молчаливый солдат». Этот фильм не только сделал ее звездой, но и принес ей любовь.
Известный актер Николай Крючков, сыгравший роль майора Булочкина, без памяти влюбился в свою молодую спутницу. Не дожидаясь окончания съемок, он развелся со своей первой женой и сразу же предложил Алле руку и сердце.
Крючков был не только самым популярным актером в Советском Союзе в то время, но и любимцем Сталина. Алле не потребовалось много времени, чтобы дать свое согласие.
Уже в первые дни их брака Парфаньяк начал купаться в роскоши. По словам Коноваловой, Крючков в то время был дефицитным товаром — съемки, встречи с общественностью, правительственные концерты. Неудивительно, что ее семья всегда была богатой.
Алла ни в чем себе не отказывала». Поступив в институт, а затем в театр, она подкатывала к мужу на «Москвиче» с личным водителем — по тем временам невероятная роскошь, как сейчас — личный самолет», — вспоминает Коновалова.
Правда, в этом браке был и неприятный элемент — Крючков имел репутацию большого любителя выпить. Сначала Алла закрывала на это глаза, но когда муж начал ходить налево, она поняла, что их брак не спасти. В 1957 году, прожив вместе чуть более 10 лет, Крючков и Парфаньяк развелись.
«Почему дочь профессора ответила на ухаживания сибирского пацана»
К этому времени Алла уже была в театре Вахтангова. В 1950 году, после окончания учебы, Михаил Ульянов присоединился к этому коллективу.
Но пока Парфаньяк оставалась женой Крючкова, Ульянов мог только любоваться ею со стороны и тихо вздыхать. И только когда он узнал, что Алла свободна, Майкл набрался духу и вскочил в драку.
«По сей день я удивляюсь, почему профессорская дочь ответила на ухаживания ребенка из Сибири в единственных брюках, тощих коленках, единственной рубашке, без денег, без квартиры», — сказала в интервью Елена, дочь Михаила Ульянова и Аллы Парфаньяк.
Галина Коновалова вспоминала, как сидела с Аллой в зале во время репетиции спектакля. Вдруг Парфаньяк наклонился к ней и что-то прошептал:
«Галя, что ты думаешь о парне, который стоит в стороне?».
«Какой от него толк, Алла, он маленький, кривой и некрасивый».
«Да, но это Миша Ульянов. Мы вместе уже почти год.
Первые успехи
“Крепость на Волге” и “Идиот”
Поначалу Ульянов выступал в эпизодических и массовых ролях. Дебютировал в роли Кирова в спектакле «Крепость на Волге». Рубен Симонов, директор театра в то время, посчитал Михаила перспективным актером и дал ему много работы. Роли были однообразными и не приносили никакого удовольствия. С началом «оттепели» репертуар изменился. Ульянов сыграл сложную роль — Парфена Рогожина в «Идиоте», театральный критик Н. Берковский высоко оценил его работу.
Дебют в кино
С начала службы в театре Ульянов стал получать предложения работать в кино, но долгое время кинопробы не приносили результатов. В 1953 году он снялся в роли комсомольского вожака в фильме «Они были первыми» Егорова. Позже актер вспоминал, как он был разочарован своей игрой на экране. Он видел себя неловким, некрасивым, все в нем ему не нравилось.
Затем последовала работа в «Волонтерах» с тем же режиссером, потом была «Екатерина Воронина». Михаил Александрович считал, что эти работы дают ему первое впечатление о работе актера на съемочной площадке.
Личная жизнь
Первая любовь
Во время учебы в Щукинском училище у актера был серьезный роман с Ниной Нехлопоченко, студенткой младших курсов. Дело шло к свадьбе, влюбленные почти не расставались, пока однажды Нина не поехала в Одессу навестить своих родственников. На одном из таких выступлений она познакомилась с музыкантом Борисом Веселым, с которым у нее начался роман. Нина поняла, что не любит Михаила, и открыто призналась ему в этом, когда приехала. Ульянова была потрясена и очень обижена, но сумела сохранить хорошие отношения с бывшим возлюбленным. После этого они часто выступали на одной сцене, и Михаил уже не помнит прежних обид. Став тренером, он не стал мстить и не лишил Неклопотченко интересных ролей.
Алла Парфаньяк
Актер встретил свою будущую жену в театре в 1950 году. Алла Парфаньяк в то время была замужем за Николаем Крючковым, и у пары родился сын. Алла считалась примадонной театра и водила собственный автомобиль. Михаил влюбился в очаровательную актрису, но он не хотел разрушать ее семью. Брак Парфаньяка и Крючковой разладился, когда у Аллы начался роман с Марком Бернесом. Но даже против него Ульянов проиграл. В течение нескольких лет актер тонко ухаживал за Парфаньяком. В отчаянии он начал пить. За это Михаила хотели исключить из театра, но Алла сама защитила его. Их любовь родилась из сострадания. Ее согласие стать его женой стало неожиданностью для многих. В 1959 году актрисы поженились, и в конце того же года родилась их дочь Елена.
Про проблемы в театре
Работа в театре — месте, которое Миша любил больше всего на свете, — была парадоксальной. Его высоко ценили как актера, коллегу и общественного деятеля, и в театре Вахтангова не было никого, кто пользовался бы большим авторитетом, чем Ульянов.
Но все резко изменилось, когда его утвердили в должности художественного руководителя. Он был назначен министерством, проголосовал, не согласился, и компания действительно была распущена!
Это было трудное время. Михаил Александрович приглашал то одних режиссеров, то других, но в целом Фоменко был единственным, кто получил шанс. Он предлагал пьесы, которые мы впоследствии не приняли, и вычеркивал из репертуара те, которые, по нашему мнению, должны были уйти. Разрыв между ним и компанией увеличивался на глазах. Один актер, способный, но очень пьяный, сказал мне: «Такая ошибка — назначить Ульянова…» «Ты предложил, ты и сделал!». — «Мы совершили ошибку!», — пролепетала я. А потом Миша заболел.
Крепкий, сильный мужчина! Что и говорить, все мы привыкли к тому, что наш Ульянов — это огромный творческий потенциал и сильная мужская фигура, маршал Жуков во плоти! О том, что душа Миши нежная и ранимая, как будто сидит не в том теле, подозревали только близкие ему люди.
Когда болезнь дала о себе знать и Ульянову уже было трудно время от времени передвигать ноги, Алла уговорила мужа перестать ходить в театр. «Что останется мне? Чтобы сидеть дома и смотреть, как ты консервируешь?». — он вздохнул и все равно продолжил работу.
В одной из моих бесед с ним он жаловался: «… Нет, меня не спрашивают. Не звоните долгое время, ничего не предлагайте. Меня приглашают на вечеринки и встречи, но не на работу. И как вы видите, какой я теперь работник. С такими ногами. У меня «звездная» болезнь, — грустно улыбнулся Ульянов, — как у Мухаммеда Али и президента Рональда Рейгана. «
Про болезнь
Неизлечимо. Но он мужественно боролся с ней в течение многих лет. Он думал, что чудо возможно. Он боялся смерти.
«Первое, что я помню, это большие белые птицы, приземлившиеся в поле», — сказал он. А мать говорит: «Смотри, Миша, какие они красивые. «И теперь мне снятся эти птицы — но они взлетят. А небо такое высокое, такое бездонное, как пропасть».
В последнее время они с Аллой жили спокойной жизнью. Телефон на Пушкинской звонил все реже и реже, а раньше звонил почти круглосуточно. Когда художник Лев Дуров, увидевший картину «Мастер и Маргарита», в которой Ульянов — удивительным образом — сыграл Понтия Пилата, позвонил, чтобы поздравить его, Ульянов был растроган до слез и признался, что ему теперь почти никто не звонит.
Алла, наша «Хиросима», изменилась в одно мгновение. Она начала заботиться о нем, когда он был совсем маленьким. Когда его ноги окончательно отказали, она помогла ему снова научиться ходить, сначала по два шага в день, потом по пять. Я готовила диетические блюда. Это было даже забавно — совершенно железная леди вдруг стала костылем для Миши, а ее собственная личность словно растворилась. Казалось, что они наконец-то стали единым целым.
Когда ей делали операцию (не по основному заболеванию, а по «другим болезням»), Михаил Александрович потерял сознание. Он никого не узнал, его увели и сказали, что дьяволы идут на него из телевизора. Алла Петровна надела ему на шею крестик. Она попросила его привести священника. Как только он вошел в комнату, Ульянов пришел в себя и, указывая на крест, сказал: «А я его уже ношу».
Он умер в марте 2007 года, вечером в Международный день театра. Его похороны состоялись на рассвете в церкви. В метро не было рекламы, люди читали стихи, посвященные Ульянову, люди говорили о нем. Очередь из желающих попрощаться растянулась по всему Арбату. А на сцене стоял гроб с трупом, и люди возлагали цветы. И Аллу вырастили. Как это было в «Райских яблоках» Высоцкого? «Много ли я просил об услугах? Для меня — иметь друзей, а для моей жены — упасть в гроб. «И она упала в гроб. И зрительный зал, который был полон, затих, все — артисты и поклонники — замолчали, поклонились. И когда его выводили из театра, тысячи людей аплодировали и провожали актера овациями по Арбату. Они перекрыли садовое кольцо. Они отвезли его на Новодевичье кладбище. Его отвезли на Новодевичье кладбище и похоронили. С высшими военными наградами. Как полицейский. Как солдат.