Что такое желтый билет? Жёлтый билет — «Дочь моя по желтому билету живет»
В последние десятилетия вопрос о проституции вызывает много споров и обсуждений. Как бороться с этой социально-экономической проблемой и её покровителями, включая сотрудников правоохранительных органов? Как защитить общество от асоциальных элементов? Как относится к проституткам, некоторые из которых стали жертвами обстоятельств и условий своей жизни? Каждому интересно высказать свое мнение по этому вопросу, даже если его опыт ограничивается лишь мультфильмами с подобной тематикой. Поляризация общественных мнений дополнительно усиливается приближающимся гей-парадом в Москве, хотя обсуждение этого события — отдельная тема.
Одни утверждают, что вместо борьбы с проституцией следует рассмотреть её легализацию. И хотя количество людей, желающих воспользоваться услугами проституток, может не поменяться, легализация позволит осуществлять надзор за этим бизнесом, собирать налоги, а также регулировать здравоохранение, требуя медицинские книжки и трудовые договора для работниц древнейшей профессии. Повышая качество предоставляемых услуг, можно, соответственно, увеличивать цены и, следовательно, отчисления в бюджет.
На фото представлена скульптура «Лавочка порока» — памятник проституткам, установленный на окраине Праги.
В России легализация проституции воспринимается многими как нечто неприемлемое с морально-этической точки зрения, и я это понимаю. Так же, как и в случае с алкоголем, табаком, наркотиками, азартными играми и другими способами удовлетворения потребностей с разными уровнями порочности, это всегда требует обсуждения и анализа с разных позиций.
Однако всегда ли Россия оставалась недоступной для моральной распущенности, как, например, на улицах с красными фонарями в других странах? Давайте вернемся на два абзаца назад к утверждению о том, что проституция является «древнейшей профессией». Обычно это выражение воспринимается с долей юмора, но, как оказывается, в Российской Империи действительно существовали проститутки. Более того, их деятельность была абсолютно легальна, и каждая работница имела специальный документ, разрешающий заниматься данной деятельностью.
Желтый билет: легальное удостоверение для проституции
Так называемый «жёлтый билет» выдавался проституткам вместо паспорта. В наш современный век было бы довольно неловко получать усмешки от полицейских, рассматривающих подобный документ. Этот документ состоял из восьми страниц и содержал медицинские записи, правила надзора, а также предписания для публичных женщин. На первой странице также размещалось фото владелицы билета. Билет выдавался тогда, когда порядочные девушки ловились с клиентами. Это приводило к изъятию паспорта, и с новым документом женщина фактически была обречена на торговлю своим телом под постоянным контролем полиции. Этот жёлтый билет даже упоминается в произведении Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», где разыгрывающаяся драма героя Раскольникова проходит на фоне жизни Сонечки Мармеладовой, которая, как мы знаем из сюжета, была обладательницей подобного документа.
Может быть, пришло время вновь ввести подобный принудительный документ? Если кто-то хочет зарабатывать своим телом, пусть, но с условием наличия жёлтого билета со всеми необходимыми медицинскими пометками. Либо стоит продолжать наращивать давление на профессию до последнего сутенера? Но тогда кто предоставит тысячам девушек достойное образование и возможности для трудоустройства? Кто разрешит своим детям общаться с «падшей» учительницей? Каковы ваши мысли по этому поводу?
На страницах произведений Толстого и Достоевского, а также в исторических источниках можно найти упоминания о жёлтом билете. Что это такое? Кому он выдавался? Имел ли смысл отказаться от этого документа? Что же значит «пойти по жёлтому билету»? Читайте дальше, чтобы узнать об этом необычном документе, который можно было получить вместо паспорта.
Что это такое?
В царской России существовал период, когда проституция находилась под контролем государства и была легализована. Публичные дома обязаны были уплачивать налоги, а девушкам предоставлялся соответствующий документ вместо обычного паспорта. Этот документ получил название «жёлтый билет» из-за своего цвета.
Обладательницы жёлтого билета не имели право заниматься другими профессиями. Вернуть обычный паспорт было крайне сложно, даже если девушка решала уйти из профессии. Специальный документ обязывал её регулярно посещать медицинские проверки и состоять на учете в полицейском участке.
В этом документе указывались сведения о здоровье, список правил и вклеивалась фотография проститутке.
Тем не менее, не все девушки желали иметь такой билет. Нелегальные публичные дома и уличные проститутки также существовали, но с определенными рисками. Если таких женщин ловили на улице, их насильно переводили на жёлтый билет.
Выражение «пойти по жёлтому билету» в те времена означало стать доступной для мужчин, перейти в разряд женщин легкого поведения.
Историческая справка
Проституция, как общеизвестно, является древнейшей профессией. В России она существовала, но развивалась слабо. Пик её существования пришелся на эпоху Петра Первого, когда «окно в Европу» открывало новые горизонты.
С этого времени началась официальная борьба государства с этой проблемой. В 1716 году был издан указ, запрещающий блуд за деньги в военных частях. Это было сделано с целью сокращения распространения венерических заболеваний. Вводились строгие наказания для военных, обращающихся к услугам доступных женщин, а сами «блудницы» отправлялись в тюрьму, если их ловили на месте.
Тем не менее, данные меры не давали ожидаемых результатов. Кроме того, царский двор на тот момент не отличался высокой моральность и, следовательно, не подавал должного примера.
До конца девятнадцатого века не прекращалась борьба с этой социальной болезнью, однако после этого было принято решение поставить проституцию под государственный контроль. Теперь за девушками следили как врачи, так и полицейские, и торговля телом стала профессиональным занятием.
В публичных домах были введены официальные правила. Азартные игры были запрещены, но разрешалась игра на фортепиано. 75% дохода обычно шло владельцу заведения, а 25% получала работница.
Также регулировался возраст проституток. Запрещалось работать до 16 лет. В начале двадцатого века этот лимит был увеличен до 21 года. Однако на практике такие правила соблюдались далеко не всегда, и в борделях можно было встретить совсем юных девушек.
На границе веков существовало около 2500 официальных публичных домов и более 15 000 работниц. Кроме того, столько же женщин, работающих по желтому билету, можно было увидеть на улицах.
После революции началась активная борьба с мелкобуржуазным злом. В трудовом социалистическом обществе не было места девушкам легкого поведения, и проституция ушла в глубокое подполье.
Кто жил по желтому билету?
В сферу проституции зачастую попадали девушки из самых бедных слоев общества. Чаще всего это были крестьянки или провинциалки, приезжающие в город в поисках лучшей жизни. Некоторые из них не желали заниматься тяжелым физическим трудом, но многие оказались обманутыми, изнасилованными или попали в условия крайней нужды.
Среди этих девушек нередко встречались горничные, совращенные господами, а также работницы фабрик, соблазнённые мастерами. Оказавшись на улице с испорченной репутацией, они часто не знали, куда податься. В таких случаях их поджидали заботливые собственницы, которые предлагали временный приют и постепенно объясняли, что именно они могут предложить. Обычно у девушек не оставалось другого выбора, кроме как согласиться на такие условия.
Иногда среди проституток оказывались и интеллигентные или обедневшие дворянки. Обладать красивой и образованной девушкой считалось гораздо более престижным, поэтому такие случаи были редкостью.
Некоторые из них сами получали желтый билет, тогда как другие, возможно, и не планировали оставаться в профессии надолго, но оказались пойманы с клиентом во время облавы или стали жертвой доноса хозяйки квартиры.
Уличная жизнь считалась последним прибежищем. Туда попадали новички или женщины, которые больше не могли работать в борделе. Это были женщины, потерявшие свою привлекательность, больные или обладающие физическими недостатками.
Спасительная вера
Женщина, оказавшаяся в данной роли, часто ощущала себя грешницей. Ей было стыдно находиться в обществе порядочных женщин. Например, она беспокоилась о том, чтобы не оказаться рядом с матерью и сестрой Родиона Раскольникова, так как считала, что это оскорбит их.
Раскольников отмечал, что в Соне переплетаются две противоположности: позор и унижение её профессии, а также святые чувства. В поступках Сонечки его удивляло то, как она справляется с трудностями благодаря своей вере в Бога, что помогает ей сохранять внутреннюю чистоту и не сойти с ума от преследующих её условий жизни.
Она живёт не для себя, а ради других людей, готовая на грех, чтобы помочь своей семье не умереть с голоду.
Противоположности притягиваются
Образ Сонечки в романе является противоположностью образу Раскольникова. Традиционные христианские доктрины пронизывают её мировоззрение, она считает всех людей равными и убеждена, что никто не имеет права отнимать жизнь другого. Поэтому теории Раскольникова ей абсолютно чужды. Тем не менее, её доброта и сострадание к Раскольникову помогают ему восстановить душевное здоровье и в конечном итоге отправиться с ней в Сибирь на каторгу.
Именно Соня, узнав о преступлении, заставляет главного героя признаться в содеянном и покаяться перед Богом. Пока Раскольников отбывает свой срок, Соня работает портнихой. Все заключённые уважают её за доброту и сострадание к окружающим. Она не осуждает людей, прощая их грехи и ошибки. Для этого необходимо действительно большое сердце и доброта.
В конце романа Раскольников находит спасение благодаря Соне и начинает новую жизнь вместе с ней.