Трагедия бача-бази в Афганистане. Зачем из мальчиков делают девочек и заставляют танцевать

БАЧА-ПОШ и БАЧА-БАЗИ:
антигуманные секс-традиции Афганистана

Афганистан, будучи исламской республикой, долгое время сохранял репутацию одной из самых религиозных стран мира, где мужчины и женщины следуют строгим мусульманским нормам. Однако под поверхностью этого образа скрываются мрачные тайны, которые правительство старательно пытается замалчивать. Но что такое практики бача-пош и бача-бази? Давайте разберемся в этом наркотическом материале.

Бача-пош

Согласно данным, собранным ООН, Афганистан является одной из худших стран для рождения девочки. Женщины в этой стране лишены прав и возможностей: они практически не имеют доступа к образованию, их увлечения осуждаются, возможность трудоустройства отсутствует, и они полностью зависят от мужчин. Быть девочкой в Афганистане считается позорным, особенно если она рожает девочек. Если в семье нет ни одного сына, общество начинает крутить пальцем у виска в осуждении. В ответ на это в афганском обществе возникла практика бача-пош, которая дает возможность повысить социальный статус семьи.

Кто такие бача-пош?

Термин «бача-пош» переводится как «переодетый в мальчика». Однако на самом деле это явление предполагает гораздо больше. Маленькая девочка с раннего возраста воспитывается и живет как мальчик: ее стригут коротко, отправляют в школу, разрешают общаться с мальчиками и предоставляют ей множество свобод, что крайне отличает ее от других дочерей. Бача-пош чувствуют себя уверенно среди сверстников-мальчиков, и зачастую окружающие даже не подозревают о том, что рядом находится девочка, замаскированная под юношу.

Зачем нужны сыновья?

В некоторых семьях существует убеждение, что если одна из дочерей будет воспитана как мальчик, это может помочь матери в будущем родить сына. Для афганских семей наличие наследника является важным и считается божьим даром. Мужчина в мусульманской культуре выступает как продолжатель рода и наследник имущества, в то время как девочку выдают замуж, и она не может претендовать на наследство даже если является единственной дочерью в семье.

Женщина, способная родить сына, считается успешной и полноценной. Напротив, рождение девочки в Афганистане может рассматриваться как неудача и позор, что часто приводит к насилию со стороны мужчины по отношению к своей жене. Общественное мнение формирует представление о том, что жизнь имеет смысл лишь тогда, когда у семьи есть сын. Неудивительно, что на фоне такого социального давления практика бача-пош становится довольно распространенной и встречается в каждой третьей семье.

Судьба бача-пош

Многие девочки, ставящиеся к роли бача-пош, находят в этом явлении определенные преимущества и даже начинают ощущать себя менее связанными с традиционной женской ролью. Однако процесс возвращения к женскому образу жизни в период полового созревания вызывает множество трудностей. Девочка не может оставаться в образе мальчика вечно, поэтому по достижении пубертатного возраста ее возвращают обратно к традиционной роли и стараются выдать замуж как можно быстрее. Если к тому времени в семье так и не родился сын, традиция может перейти к следующей дочери.

Удачные браки для бача-пош являются редкостью. За годы жизни, став одной из сыновей, девочка теряет множество женских навыков и не обучается ведению домашнего хозяйства, что запутывает её адаптацию к роли жены, которая в мусульманской культуре предполагает подчинение.

Усама

Афганский режиссер Сиддик Бармак в 2003 году выпустил драматический фильм «Усама», основанный на истории о бача-пош. В фильме бедная вдова решает переодеть свою 12-летнюю дочь в мужскую одежду, чтобы та смогла обеспечить своих старших родственниц. Однако с течением времени правда оказывается на поверхности, и девочка оказывается перед судом, который позволяет сохранить ей жизнь лишь при условии, что она выйдет замуж.

Как и зачем девушки Афганистана выдают себя за парней

Термин «бача-пош» в фарси переводится как «одетая как мальчик». Этот культурный феномен породил множество видеорепортажей и статей, и в то же время остается под строгим контролем и скрывается от общественности. Западные журналисты и исследователи, собирающие информацию, зачастую сталкиваются с недоумением при обсуждении этой практики, поскольку афганцы утверждают, что такие случаи, во-первых, являются единичными, а во-вторых, утеряны на фоне прошедших изменений.

  Кто супруг Алены Хмельницкой. Алена хмельницкая википедия.

Тем не менее, данная практика, наполненная странностью с точки зрения западной культуры, и по-прежнему сохраняет свои традиции. В ноябре 2018 года только в двух провинциях — Кабуле и Нангархаре — было зафиксировано 1463 случая бача-пош.

Telegram-канал «Афганская голубка» подробно рассказывает об особенностях жизни подпольных девочек Афганистана.

Гомосексуализм и педофилия

В Библии описывается, как Всевышний строго наказал древние города Содом и Гоморру за разврат своих жителей. Осуждение нетрадиционных сексуальных отношений является характерной чертой большинства религий, однако это не всегда было так. Например, в культуре Древней Греции не существовало понятия сексуальной ориентации; греки исходили из посыла о бисексуальности. Античные философы, такие как Платон, Эпикур и Сократ, уделяли внимание вопросам любви и отношений между взрослыми мужчинами и юношей.

В Спарте зрелые и опытные воины часто воспитывали своих юных спутников, и такие отношения не считались нечто неподобающим. На протяжении веков в театрах многих стран мира женские роли исполнялись мужчинами, что также подтверждает историю различной трактовки сексуальных отношений. Однажды в IX-X веках на территории современного Афганистана и Пакистана возникло явление, имеющее свои особенности: речь идет о бача-бази, когда мальчики-подростки, наряжающиеся в женскую одежду, развлекают мужчин эротическими танцами и песнями.

Хотя если бы это ограничивалось лишь танцами, возможно, этому никому бы не было предъявлено обвинение. Афганистан — бедная страна, а спрос вызывает предложение, поэтому после показа мальчики часто оказываются в роли сексуальных исполнителей.

Кто они такие?

Слово «бача» в персидском языке переводится как парень или пацан. В разговорном, даже в советском контексте, это слово не имеет негативной коннотации. Однако «бача-бази» (играть с мальчиком) приобретает совершенно другой смысл в устах взрослых мужчин.

Многие афганские писатели, правозащитники и документалисты поднимают эту проблему в своих работах, время от времени появляются статьи в западных СМИ, посвященные трагической судьбе мальчиков, оказавшихся втянутыми в эту практику. Например, бывший аналитик морской пехоты США Крис Мондлок, который долгое время провел в Афганистане, описал ужасающую реальность практики бача-бази в своей статье, опубликованной в «Foreign Policy» 28 октября 2013 года.

В этой стране, подвергающейся множеству военных конфликтов, тысячи детей бродят по улицам, живут в условиях нищеты. Сутенеры, занимающиеся практикой бача-бази, выбирают наиболее привлекательных и женоподобных из них. Порой детей просто похищают с улицы и увозят. Некоторые бедные многодетные семьи сами сдают своих сыновей в надежде заработать на хлеб, прекрасно осознавая, какой ждет их погибель.

Мальчикам объясняют, что если они попытаются сбежать, их ждет смерть. 10-11 летние ребята обучаются пению и танцам, что часто осуществляется под присмотром бывших бача-бази, достигших совершеннолетия и больше не востребованных клиентами. Подготовленных детей привозят на праздники, где собираются мужчины. Их развлечение происходит в момент, когда мальчик, наряженный в женскую одежду, начинает исполнять эротический танец.

В конечном счете, мальчиков оставляют с тем, кто платит больше всего. Если клиенту понравился юный артист, он может выкупить его как сексуального раба. Обычно влиятельные полевые командиры имеют несколько таких мальчиков, ведь это считается знаком престижа в их кругах.

На официальном уровне власти Афганистана осуждают эту практику, однако многие чиновники и полицейские прикрывают незаконный бизнес, процветающий на торговле детьми.

Отношение самих бача-бази к своей судьбе различно: кто-то смиряется с обстоятельствами, кто-то пытается извлечь выгоду из своего положения, пытаясь угодить сильным мира сего. Иногда бывшие хозяева действительно помогают своим подопечным, устраивая их на работу или помогая финансово. Тем не менее, чаще всего подростки теряют своих хозяев и оказываются предоставленными самим себе после достижения совершеннолетия.

Психологическая травма, связанная с этим опытом, остается на всю жизнь.

К 18 годам бача-бази может получить свободу

Эта жестокая традиция начала развиваться в XIX веке. Женщины в Афганистане не имеют права заниматься профессиональным танцем, по этой причине создали параллельную практику с использованием мальчиков. Их отбирают из бедных семей, которым особенно трудно в таких условиях, и обучают танцевать в женской одежде. За свою жизнь такие мальчики, как правило, не получают никаких денег, только иногда небольшие суммы или еду.

  Алексей Новацкий и Жан-Поль Чуркин про Бузову и Егора Крида в шоу «МеньшеSlow». Жан поль чуркин.

Зачастую же они теряют все, что могут. Мальчики-танцоры воспринимаются как собственность своих хозяев, живут у них в доме и подвержены произволу. Совершенно обычной становится ситуация, когда подросток в женской одежде сначала развлекает гостей, а затем уходит с одним из них в отдельное помещение. В стране бытует поговорка: «Женщины для детей, мальчики для удовольствия».

Для мальчиков стать бача-бази означает пожизненное заключение. Даже если они найдут способ сбежать, их родные семьи не примут их обратно, и они становятся изгоями в обществе, которое жестоко с ними обращается. Загнанные в угол, многие мальчики начинают прибегать к наркотическим веществам и быстро опускаются на дно.

Несмотря на то, что мальчики могут принадлежать как холостым, так и женатым мужчинам, которые держат их как наложниц, общество не рассматривает этот фактор как проявление гомосексуализма. Такой парадокс приводит к трагическим последствиям для многих афганских мальчиков.

Подобные практики поддерживаются многими чиновниками, поскольку они боятся испортить свои отношения с влиятельными полевыми командирами и бизнесменами. Для состоятельных афганцев содержание хотя бы нескольких таких мальчиков — это вопрос престижа и элитного статуса. Даже после смены власти в августе 2021 года нет надежды на искоренение этой практики. Власти и правозащитные организации могут признавать тяжелое положение мальчиков-бача, но, к сожалению, не могут остановить эту угнетающую систему.

Афганских девочек переодевают в мальчиков

Не менее жестокая практика существует и в отношении девочек в Афганистане. Во многих семьях, где отсутствуют сыновья, родители начинают переодевать одну из своих дочерей в мальчика. Она с раннего возраста носит мужскую одежду, ей коротко стригут волосы, и ее обучают работать, как мужчина.

Популярность данной традиции объясняется тем фактом, что на протяжении многих поколений предпочтение отдавалось мальчикам. Семья, в которой нет сыновей, воспринимается как крайне несчастная, что вызывает жалость у окружающих. Переодевание дочери в мальчика дает ей множество преимуществ и свобод. Замаскированные девочки могут посещать лучшие школы, заниматься спортом, выходить на улицу со своими сёстрами и помогать родителям, при этом они освобождены от домашних задач.

По мере достижения половой зрелости, дочерей возвращают к женской одежде, и в возрасте от 13 до 15 лет их могут выдать замуж. Девочки, которые с раннего возраста проводили жизнь в образе мальчика, зачастую испытывают затруднения в адаптации к новым условиям.

Международное вмешательство и конвенции

После того как данная традиция возродилась после вторжения США в 2001 году, члены специальных сил США стали слышать о случаях, когда афганские ополченцы сексуально насилуют мальчиков на своих базах. Однако им не разрешали вмешиваться и рекомендовали «отворачиваться, так как это их культура» (The New York Times, 2015). Тем не менее, в 2011 году один из капитанов спецназа США избил сотрудника афганской полиции за то, что он держал мальчика привязанным к постели в качестве сексуального раба (AP News, 2015).

Это было небольшим шагом вперед для международного сообщества в попытке обратить внимание на данную проблему, хотя капитан был вынужден покинуть свои ряды за свое вмешательство.

Наряду с этим, некоторые другие члены военного контингента сообщили, что каждый раз, когда они пытались остановить изнасилование детей или вмешаться в другие формы, это угрожало их служебной карьере (AP News, 2015). На основе этих фактов можно сделать вывод о том, что по политическим причинам на протяжении многих лет специальные силы США закрывали глаза на варварства, создаваемые афганскими национальными силами.

Игнорирование нарушений прав человека в угоду политическим интересам обернулось для них ценой. Они провалили защиту мальчиков-бача-бази и соответственно — провалили защиту прав человека. Это напрямую связано с тем, что Талибан, вновь захвативший власть в Афганистане, пообещал запретить практику бача-бази, что отозвалось среди бедных афганцев, которые проявили поддержку.

  Биография Миколаса Орбакаса (отец Кристины Орбакайте). Миколас эдмундас орбакас.

Обнародование злостной практики

После нескольких попыток участников сил США привлечь внимание международного сообщества к данной проблеме, общественность начала обращать на это внимание. В 2010 году PBS Frontline в США выпустила документальный фильм «Танцующие мальчики Афганистана», который показал эту древнюю практику. Афганский журналист Наджибулла Кураиши провел углубленные беседы с некоторыми из мальчиков Bacha Bazi и даже смог проникнуть в круг могущественных мужчин, чтобы разоблачить их участие (PBS, 2010).

В сентябре 2015 года The New York Times опубликовала статью под названием «Солдаты США получили указания игнорировать сексуальное насилие над мальчиками со стороны афганских союзников». Эта статья служила наглядным доказательством того, как политика напрямую приводила к нарушениям прав человека вместо их защиты и борьбы за них. Вскоре после этого, в октябре 2015 года Специальный инспектор по восстановлению Афганистана открыл расследование по поводу бача-бази и выпустил отчет по этому вопросу. В отчете утверждается, что «афганские силы безопасности были причастны к как минимум 75 грубым нарушениям прав человека с 2010 по 2016 годы, включая убийства и сексуальные насилия над детьми» (VOA, 2018).

Непрекращающееся давление со стороны международной общественности привело к пересмотру уголовного кодекса в Афганистане. Исправленная версия уголовного кодекса была опубликована 15 мая 2017 года в Официальном вестнике Министерства юстиции Афганистана (LSE, 2018). Новый кодекс включал целую главу, посвященную криминализации практики бача-бази. В зависимости от уровня правонарушения, преступник может получить от 7 лет тюрьмы до пожизненного лишения свободы. Этот уголовный кодекс был укреплен в феврале 2018 года (Европейский парламент, 2019), однако, исходя из социальных реалий в Афганистане и страха мщения, случаи бача-бази остаются недостаточно задокументированными.

Джавед

Историй, подобных истории Камаля, много. 19-летний Джавед был похищен бывшим командиром джихада, когда ему было всего 14 лет. Четыре года спустя его хозяин заменил его на нового бача-бази, а сам мальчик был передан другому представителю власти.

Джавед рассказывает о том, как ему удалось сбежать в результате перестрелки на свадьбе, куда его привел новый хозяин для развлечения гостей. Так и не предавшись танцам мемо, он ушел на случайную работу, чтобы зарабатывать на жизнь без образования и без поддержки со стороны государства, оказывали ему как бывшему в рабстве.

Сейчас он выступает на праздниках влиятельных мужчин, где вечера зачастую заканчиваются уединением с постояльцами. Даже находясь в свободе, ему все равно тяжело покинуть рамки профессии.

Гюль

Гюлю, другому бача-бази, всего 15 лет. После двух попыток побега, которые закончились жестоким избиением, и юноша стал жертвой полицейского задержания, он наконец получил свободу. Однако его семья покинула дом, ожидая, что гнев хозяина обрушится на них.

Члены австралийской организацией AFP оказали помощь обоим юношам. Семью Гюля также удалось отыскать. В отличие от многих других жертв, мальчику повезло — его семья согласилась взять его обратно.

В афганском обществе, где гендерные роли жестко различаются, существование бача-бази не рассматривается как гомосексуализм. В стране, где отсутствует правовая защита и социальная поддержка, жертвам насилия бывает везет спастись от своих обидчиков, но не от своего прошлого. И хотя министр юстиции Абдул Басир Анвар заявил на пресс-конференции в Кабуле о принятии уголовного закона, направленного на борьбу с подобными преступлениями, кардинальных изменений это не принесло.

Рынок начинал становиться слишком рискованным после частых проверок, — сообщил Джавед австралийской организации. — Теперь я могу оставить только услуги интимного характера.

Подробности о практике бача-бази можно узнать из документального фильма «Танцующие мальчики Афганистана», созданного афганским журналистом Наджибуллой Кураиши.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий