Как освоить гончарное ремесло в домашних условиях

Погружение в искусство работы на гончарном круге

Работа на гончарном круге

Формовка изделий с помощью гончарного круга — это технический процесс, при котором комок глины, находясь в движении, получает определённую форму.
На протяжении многих веков традиционное орудие труда гончаров — ножной гончарный круг — оставался самым популярным. Он биологически состоит из вертикальной металлической оси, снабженной двумя дисками: верхний диск предназначен для формовки изделий, а нижний действует как двигатель. Мастер с помощью ноги привязывает движение нижнего диска, что обеспечивает равномерный и быстрый вращательный процесс.

Современные тенденции демонстрируют растущую популярность электрических гончарных кругов, которые работают от подключения к электросети и предлагают регулировку скорости вращения дублирующие педали. Традиционно диск вращается в направлении против часовой стрелки. Однако, большинство современных моделей имеют функцию реверса, то есть возможность изменять направление вращения.

Научные исследования показывают, что самые древние керамические изделия, обнаруженные археологами, относятся к 27-му тысячелетию до нашей эры. Примерно 5,5 тысяч лет назад был изобретён гончарный круг, который впервые появился на территории Месопотамии и затем распространился по всему миру. На просторах России первое упоминание о таком инструменте относится лишь к средним векам. С момента его изобретения произошло значительное изменение в древнем ремесле: время на создание изделий сократилось ввиду усовершенствования технологии, а качество повысилось многократно.

В наши дни гончарный круг остаётся важным инструментом для создания симметричных объектов, как крупных, так и средних серий. Более того, его значение возрастает в области арт-терапии и реабилитации для людей с особыми потребностями.

Основные инструменты и материалы

Гончарный станок имеет простое устройство: планшайба, на которой располагается глина, крепится к вращающемуся валу. Первоначально вращение обеспечивалось раскручиванием большего камня, и поддерживалось за счет инерции его массы. С течением времени стали появляться более совершенные устройства, такие как использование механической помощи или ножной педали. Современные модели работают от электрических двигателей, что позволяет настроить скорость вращения, количество оборотов и другие параметры, необходимых для бесперебойной работы мастера.

  • Цветовые характеристики: включая красножгущиеся, светложгущиеся и пигментированные массы любого цвета;
  • Температура обжига: низкотемпературные (до 1100°C) и высокотемпературные (до 1300°C);
  • Уровень влагопоглощения: пористые и непористые;
  • Содержимое шамота: бесшамотные и шамотные составы (размеры частиц: 0,2мм, 0,5мм и т.д.).

Шамот — это обожжённая и измельчённая глина, которая используется для снижения усадки как во время сушки, так и на этапе обжига. Он служит для стабилизации формы материала. Глиняные изделия значительных размеров обычно изготавливаются исключительно из таких составов.

В начале требуется минимум инструментов: ёмкость с водой, губка для удаления избыточной влаги и струна для снятия изделия с круга. Дополнительно для улучшения качества работы мастер может использовать и другие инструменты. Первоначально в этом списке окажутся цикли и стеки, которые помогают придать изделиям завершённый вид. Стеки обычно длинные и имеют концы различных форм. Цикли бывают разных размеров, форм и материала: пластик, силикон или тонкие металлы, которые могут принимать нужную мастеру форму. Более мощные деревянные и толстые пластиковые цикли подходят для создания ровных изгибов. Кроме того, петлями для обточки можно корректировать фигуру заготовки до исчезновения первоначальных форм.

Как и в любом другом процессе формирования, в работе применяются разнообразные инструменты и материалы. Кисти и калячницы нужны для декорирования шликером и ангобами, которые можно использовать в процессе вращения. Ножи, лески, вилки, щётки, а также фигурные ролики используют для корректировки и текстурирования поверхностей. Зависимости от глиняной массы могут потребоваться такие инструменты, как кронциркуль и линейки для точных измерений.

Структура гончарного круга

Гончарный круг представляет собой специализированный станок, параметры работы которого можно регулировать, включая скорость и количество оборотов. Исторически наиболее популярным вариантом был ножной круг, который состоял из вертикальной оси с прикреплённым диском для лепки и маховика для его движения, приводимого в действие ногой мастера. Ныне в основном используются электрические устройства, где вращение диска управляется при помощи педали.

  • С фрикционным электроприводом. Это ножной круг, дополненный электромотором; он отличается высокой надёжностью и доступной ценой.
  • С прямым приводом. Такой станок использует бесколлекторные магнитные двигатели и отличается простотой эксплуатации и высокой производительностью.
  • С редуктором. Гончарный круг на основе коллекторного мотора, работающий от постоянного или переменного тока; такой привод универсален и легок в управлении.

Механические станки имеют ограниченные параметры по частоте вращений и срокам продуктивной нагрузки. Они подходят для домашнего использования, когда работа на гончарном круге воспринимается в качестве хобби и развлечений. В отличие от них электрические устройства предлагают повышенные функциональные возможности — их можно использовать как сидя, так и стоя, оборудованы специальной плитой, предотвратив разбрызгивание глины, что делает их удобными в выражении креативности певца.

  Вторая жизнь вещей: что сделать из старого ковра. Что можно сделать из старого ковра.

Советы для новичков в искусстве работы на гончарном круге

Чтобы достигнуть успеха в освоении гончарного ремесла, крайне важно изучить основные принципы работы и настоятельно рекомендую много практиковаться. Я поделюсь кратким руководством для начинающих, в котором изложены основные этапы процесса создания изделия на гончарном круге:

  1. Подготовка глины. Глина должна быть хорошо однородной, без пустот и пузырей. Она должна быть мягкой, но не прилипать к рукам. Для этого следует тщательно размянуть глину; если требуется дополнительное увлажнение, можно время от времени накрывать её влажной тряпкой.
  2. Центровка глиняной массы. Сначала сформируйте из комка глины шар, затем отрываете маленький кусочек и запускаете гончарный круг. Размазываете небольшую часть глины по центру круга, после чего отключаете его и плотно помещаете глиняный шар на это место, прижимая его края к поверхности. Чтобы избежать прилипания глины к рукам, добавляйте воду по необходимости. Затем включаете круг и, используя осторожное давление обеими руками, начинаете сжимать комок. Постепенно надавливайте правой рукой сверху, в то время как левая рука поддерживает фигуру. Так вы превратите шарик в форму конуса. Не забудьте удалять лишнюю воду губкой. Для удаления излишков глины, накапливающихся у основания, проведите по нему пальцем во время работы круга.

Когда конус будет идеально сформирован, надавите на него сверху правой рукой, в то время как левая будет поддерживать бок. В конечном итоге вы получите форму, напоминающую пенёк или гриб. Порой одного подъема и опускания оказывается достаточно, но зачастую потребуется несколько попыток, прежде чем перейти к следующему этапу работы.

Не тревожьтесь, если на первых порах теория покажется запутанной — в практической работе вы легко разберётесь! А чтобы получить уверенность в результате, мы приглашаем вас в гончарную студию «Крути-Верти»: наши мастера готовы ответить на все вопросы и помочь создать нужное изделие. Кроме того, вам не нужно будет самостоятельно собирать необходимые инструменты и материалы для лепки — всё будет предоставлено в студии!

Неважно, являетесь ли вы новичком или уже опытным мастером — мы рады всем! У нас вы сможете устроить творческий вечер с детьми или удивить любимого человека, создать произведение из вашей фантазии или выбрать один из наших мастер-классов. Также вы можете профессионально усилить свои знания гончарного дела на базовых или продвинутых курсах, или познакомить своего ребенка с этим увлечением, записав его в Летний Керамический Лагерь. Студия «Крути-Верти» предлагает множество возможностей — вам только нужно начать этот творческий путь!

Как правильно выбрать глину для керамических изделий?

Одним из важных аспектов, с которым стоит разобраться, являются различные виды глины. Если бы вы работали в мастеровом центре, мы бы могли сказать, что вам следует просто взять обычную глину для обжига в зависимости от температуры вашей печи, и даже работать с фарфором.

Важно понимать, что глина и керамика — разные материалы, широко употребляемые в гончарном деле. Главное отличие между ними заключается в том, что глина — это природный материал, который добывается из земли, тогда как керамика — это смешанные вещества, добавляемые в глину, повышающие её прочность при нагреве в процессе обжига.

Поскольку керамика содержит оксиды металлов, при обжиге структура глины изменяется. Таким образом, все виды глины можно рассматривать как керамику, однако не вся керамика относится к группе глин. Среди гончарного ремесла обычно используются несколько разновидностей: фарфоровая, горшечная и каменная глины.

Горшечная глина

Горшечная глина характеризуется низкими температурами обжига и состоит из мелких частиц. Изделия из такой глины могут сохранять свою целостность в течение многих лет. Она легко обрабатывается, имеет липкость и высокую пластичность. Обжигается при температуре 1100°C, в конечном итоге получается плотный, но хрупкий материал с пористой структурой. Чтобы сделать изделие непористым, на него наносится глазурь, после чего обжигается ещё раз.

Фарфор

Фарфоровая глина представляет собой мелкозернистую белую глину, используемую для создания керамических изделий. Она отличается высокой прочностью и белизной благодаря значительному содержанию каолина. Фарфор может быть обожжён при значительно высоких температурах — от 1200 до 1450°C. Такое обжигание даёт очень твёрдые, белые, полупрозрачные изделия с блестящей поверхностью.

Каменная глина

Цвет керамики из каменной глины варьируется от темно-коричневого до светло-бежевого, в зависимости от примесей и содержания железа в самой глине. Каменная глина благодаря крупным частицам обжигается при температуре 1200°C. Это даёт более плотный и долговечный материал, получаемый без глазури.
Если вы новичок в гончарном деле и только начинаете свои эксперименты, можно начать с самозастывающей глины. Она обладает высокой пластичностью, что позволяет создавать разнообразные глиняные изделия. Дополнительную информацию о материалах, используемых в керамическом деле, вы можете найти в нашей специальной статье.

  9 идей: полезное руководство по хранению в маленькой ванной. Как организовать хранение в ванной.

Как правильно выбрать глину для домашних условий?

1. В рамках домашних условий выбор может выглядеть несколько иначе. Вам нужно выбрать один из трех основных типов глины:

  • Обжигаемая в печи.
  • Полимерная.
  • Высушиваемая на воздухе.

2. У каждого из этих видов есть свои преимущества и недостатки. У обжигаемой глины следующие плюсы и минусы:

  • Способна выдерживать более высокие температуры.
  • Является наилучшим выбором для керамики, предназначенной для использования в быту.
  • Как правило, обладает длительным сроком службы.
  • Недостаток — трудности в процессе работы с ней.

3. У высушиваемой на воздухе глины соответственно, тоже есть свои плюсы и минусы:

  • Не требует печи или какого-либо источника нагрева.
  • Подходит для изготовления большинства изделий.
  • Недостаток — прочность обычно ниже, чем у обжигаемой глины.
  • К тому же, сушится она долго.

Такой вариант, как правило, менее приближен к настоящему процессу гончарного дела, но иногда используется, когда вы хотите быстро завершить свой проект.

4. Наконец, существует полимерная глина, которая имеет преимущества и недостатки, аналогичные второму варианту:

  • Идеально подходит для новичков.
  • Позволяет работать с формой.
  • Как правило, прочная, хотя подвержена износу меньше, чем обжигаемая глина.
  • Не самая податливая по сравнению с двумя предыдущими типами.
  • Обычно используется для формовки и не более того.

Идеальный вариант — иметь печь для обжига и специализированную глину для её работы, однако, если у вас ограниченный бюджет и вы не готовы в дальнейшем вкладывать много средств в оборудование, то данные варианты вполне подойдут.

Перемещение в Сочи

В конце 2015 года Лиза начала вести отдельный аккаунт для своего проекта под названием Ceramic Hugs: каждое изделие принимается в обиход благодаря навыкам рукоделия и тщательной работе на гончарном круге. Аудитория её аккаунта постепенно увеличивалась. Для раскрутки Лиза начала сотрудничать с фото мастерами, предоставляя им свою посуду для фотосессий или выступая спонсором на их мероприятиях.

Продвижение также происходило через видеоролики, где Лиза демонстрировала весь процесс создания своих изделий. Заказов уже становилось всё больше, клиенты интересовались не только новыми коллекциями, но и возможностью восстановить прошлые заказы. На конец 2018 года Лиза создавала и продавала около 50 изделий ежемесячно. Основной задачей было не столько деньги, сколько возможность заработать на глину, — рассказывает девушка.

В этот период Лиза потратила 17 тысяч рублей на раскатчик, необходимый для создания изделий нестандартных форм (до этого она использовала простую кухонную скалку). Вскоре также потребовалось приобрести вторую печь, которая стоила 150 тысяч рублей.

— Я очень благодарна своему мужу. Во-первых, он всегда поддерживал меня во всех начинаниях, а во-вторых, он привнес значительный вклад в бизнес-план моего проекта. В некоторых вопросах я, как творческий человек, не всегда могу разобраться. Например, мне сложно прогнозировать доходы и расходы. Его опыт (у него есть свой бизнес) очень мне помог, — делится Лиза.

Лиза Васильева
основатель Ceramic Hugs

Зимой 2019 года Лиза и её муж, устав от холода в Санкт-Петербурге, переехали в Сочи. Полтора месяца ушло на поиск подходящего помещения под студию. Они нашли офис на Советской улице в самом центре города. Это был уютный офис площадью 35 квадратов; аренда стоила 35 тысяч рублей. На оплаченную электроэнергию уходило ещё 10 тысяч рублей. Поскольку печи потребляли много электроэнергии, они работали каждый день, — делится Лиза.

Арендованное помещение находилось в хорошем состоянии, поэтому на ремонт потребовалось всего 90 тысяч рублей: они приобрели стол из IKEA, стулья, раковину и перевезли стеллаж со своей квартиры в Петербурге. Процесс ремонта Лиза транслировала на своём аккаунте Ceramic Hugs — к моменту переезда в Сочи у него было уже семь тысяч подписчиков.

Рост бизнеса

Если двух печек, которые уже были у Лизы, оказалось достаточным для открытия студии, то одного гончарного круга — нет. Лиза направила запрос одному российскому производителю гончарных кругов iMold, предложив отправить ей два круга в обмен на рекламу. Она обещала снимать курсы с ними и проводить прямые эфиры. Я была достаточно смелой, — вспоминает Лиза. Идея понравилась iMold, и они согласились отправить ей два круга.

  Поместится всё: как сэкономить место даже на самой маленькой кухне

Студия открылась в мае 2019 года. Лиза не только занималась производством посуды, но и начала проводить мастер-классы, так как нужно было покрывать высокую аренду, — признаётся она. Для продвижения своего проекта Лиза посещала различные мероприятия, рассказывая о своей студии, а также проводила прямые эфиры с местными блогерами, приглашая их на свои мастер-классы и занятия. В скором времени стал появляться новый помощник. Эта история была также бартерным соглашением: Женя помогала в студии не за деньги, а в обмен на обучение гончарному делу. Этот план работал несколько месяцев, после чего Лиса стала официально нанимать сотрудников.

— Рома пришёл ко мне сам. Он работал в одной мастерской в Адлере, и сказал, что хочет уйти оттуда и работать со мной. Я тогда сильно переживала. Я не знала, какую сумму ему платить и какие шаги предпринимать. Но Рома умел работать с глиной, его не нужно было обучать, и это была уникальная возможность, которую я не могла упустить.

Лиза Васильева
основательница Ceramic Hugs

С новым сотрудником возможности Ceramic Hugs значительно расширились: если раньше Лиза брала заказы на создание до 10 единиц, теперь речь шла о гораздо больших масштабах. Почти сразу они получили заказ от одного кафе из Москвы на 30 чашек и 30 блюдец. На тот момент стоимость изделий была следующей: большая тарелка диаметром 23 сантиметра — 1100 рублей, кружка — от 1000 до 1200 рублей.

Летом 2019 года Лиза составила свой первый примерный бизнес-план: её целью было выйти в прибыль на сумму 35 тысяч рублей в месяц. Иногда получалось даже немного больше, и это приносило ей радость, — делится она. Объёмы заказов постепенно росли. Они могли брать в работу до 100 изделий; так же пытались поддерживать какие-то изделия в наличии в любое время, — рассказывает она. В этот же период Лиза с помощью мужа разработала таблицу в Excel, которая позволяла подсчитать себестоимость изделий, включая аренду и расходы на электроэнергию. Позже эта таблица продавалась за 200 рублей.

В том режиме выживания, как его прозвала сама Лиза, Ceramic Hugs просуществовал до конца 2019 года. Мастер-классы начали терять популярность, но зато появилась новая концепция — курсы по гончарному делу. В классе мог обучаться три студента на потоке, занятия проходили пять дней по шесть часов, а стоимость курсов составляла 18 тысяч рублей. Первый поток состоялся весной 2020 года, незадолго перед началом пандемии. В это же время в студии поселился рыжий кот по имени Кот — его подобрали знакомые Лизы в не очень приглядном состоянии с улицы. В ветеринарной клинике не давали гарантии, что кот выживет, но он смог выжить и вскоре поселился в мастерской. Имя для него Лиза выбирала совместно с подписчиками Ceramic Hugs, но, как оказалось, он отвечал только на слово Кот.

Совет 11: Практика, практика и ещё раз практика

Самый главный секрет успеха в гончарском ремесле – это практика. Когда вы будете наблюдать за работой опытных гончаров, может показаться, что это довольно просто. Эта иллюзия — одна из причин, почему многие называют глиняные изделия эстетически важными и расслабляющими.

Я всегда придерживалась этого мнения. Сравнивая себя с более опытными мастерами, можно быстро попасть в уныние. Однако это нормальная ситуация, ведь все мы когда-то были начинающими. Не забывайте: большинство из нас не способен мгновенно овладеть новыми навыками. Просто продолжайте делать, и у вас всё получится!

Лично я обнаружила, что много гончаров открыто делятся своим опытом и знаниями и всегда поддерживают начинающих. В большинстве случаев они так хотят помочь и вдохновить других мастеров! Найдите своё гончарное «племя», и оно поддержит вас в вашем путешествии.

Заключительные мысли для начинающих в гончарном ремесле

Когда вы только начинаете заниматься гончарным делом, это может показаться сложным и запутанным. Но воспользуйтесь советами, приведенными выше, чтобы преодолеть начальные трудности. Очень скоро вы начнёте развивать свои навыки и создавать удивительные керамические изделия. Открывайте для себя искусство гончарства и добро пожаловать в нашу творческую семью!

18 марта, 2021 19 января, 2023 Дарья

Если вы заметили ошибку, пожалуйста, отправьте автору подзатыльник! Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий