Когда Леся служил в армии, его командование пригласило отца в воинскую часть, чтобы организовать творческий вечер. Леонид Быков приехал и появился, но не остался на банкет, так как у него был плотный график.
Леонид Быков
Леонид Быков — заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР, откуда он родом. В его творческой биографии перечислено не более трех десятков актерских ролей. Но почти каждый фильм, в титрах которого появлялось имя Леонида Федоровича, обретал всенародную популярность и становился советской классикой. Благодаря своему природному обаянию, прекрасному чувству юмора и таланту, артист был любим миллионами зрителей, и память о нем жива до сих пор.
Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в небольшом селе Знаменка Донецкой области. Его родители Федор Иванович и Синаида Панкратовна были потомственными рабочими. В детстве (мальчику было 10 лет) он переехал с семьей в деревню Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос.
Хотя в подростковом возрасте он выступал на сцене местного дома культуры, его самой большой мечтой было стать пилотом. Когда в 1943 году его семья была эвакуирована в Барнаул, Быков добавил к заявлению несколько лишних лет и попытался поступить в военную школу пилотов, но обман был раскрыт, и молодого человека не приняли.
Через два года Леонид повторил попытку и был принят во 2-ю специальную летную школу в Ленинграде, но еще до начала курса он уволился как курсант, так как учебное заведение было расформировано в конце войны. Затем Быков вернулся к своему детскому увлечению театром и подал документы в Государственный институт театрального искусства в Киеве, но был отвергнут, вероятно, из-за своего невысокого роста (163 см).
Ему удалось стать студентом актерского факультета Харьковского театрального института, после чего он провел 9 лет на сцене Харьковского академического украинского театра имени Тараса Шевченко. Его дебютной и сразу очень яркой ролью стала роль Стиляги в комедии «Улица Трех Соловьев, 17».
Фильмы
В 1960 году Леонид Федорович переехал в Ленинград по приглашению киностудии «Ленфильм». Почти вся фильмография Быкова этого периода вошла в Золотой фонд советского кино. Его дебют состоялся в производственной мелодраме «Судьба Марины», затем последовали яркие кинокомедии «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица».
Сменить амплуа ему помогли роли в комедиях «Майские звезды», «Незнакомка», в экранизации романа Юрия Германа «Дорогой мой человек». В 1958 году Алексей Баталов пригласил Быкова в «Шубу» Николая Гоголя. Актер даже не мечтал о таком размахе, но и актером никогда не был. На главную роль тогда прославился Ролан Быков, и Леонида не отпускали на съемки в театр.
Очень высоко был оценен военный фильм «Добровольцы», эпопея в стихах о жизни комсомольцев, в том числе героя Быкова — Алеши Акишина. Наибольшую известность ему принес фильм «Любовь Алешки», в котором он продемонстрировал свой талант романтика, сыграв наивного, интеллигентного геолога с душой влюбленного римлянина.
В 1964 году Быков попробовал себя в качестве режиссера. Первый опыт в этой области — короткометражный фильм «Пока вьется веревка…», снятый в сотрудничестве с Гербертом Раппопортом. Фильм не был замечен ни зрителями, ни критиками, но это не остановило автора.
В 1964 году Быков снял свой второй фильм «Зайка» и сыграл в нем главную роль. Сюжет вращается вокруг визажиста Льва Заикика, скромного, застенчивого человека, который внезапно начинает новую жизнь из-за недоразумения. В комедии автору удалось совместить легкость развлекательного жанра с философскими вопросами о морали и достоинстве, чтобы создать мощное произведение. Однако критики отнеслись к фильму холодно, обвинив его в «посредственности», а Леонид Федорович, с трудом переносивший подобные оценки, пережил свой первый сердечный приступ.
В последний год 1960-х годов он решил сменить обстановку и уехал в украинскую столицу, где стал ведущим актером и режиссером киностудии имени Довженко и написал сценарии для сатирического фильма новостей «Фитиль». Сам Быков, по воспоминаниям его дочери, позже считал этот шаг большой ошибкой, так как не чувствовал себя комфортно в группе из-за ее открытого характера и привычки открыто выражать свое мнение.
В 1978 году Леонид Федорович приступил к съемкам научно-фантастического фильма «Чужой» по рассказу Евгения Сатко «Чужой-73», в котором должен был играть инопланетянин Глауз. Часть отснятого материала уже была смонтирована и даже показана кинокритикам, но из-за трагических событий (смерть режиссера) съемки были остановлены режиссером Борисом Ивченко, который заменил весь актерский состав. Фильм был выпущен под названием «Звездная поездка» и не имел большого успеха.
«В бой идут одни “старики”»
В 1973 году на советские экраны вышел фильм «Старики сражаются», который за очень короткое время стал одним из любимых фильмов миллионов зрителей. В начале 1970-х годов, вернувшись в Украину, Быков решил перенести свою детскую мечту о полетах на большой экран. Вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким Леонид написал сценарий, основанный на реальных событиях из жизни летчиков во время Второй мировой войны. В этот период режиссер общался с участниками военных операций, и у многих героев фильма были реальные примеры для подражания.
В частности, известно, что в 5-м авиаполку ВВС под командованием Виталия Попкова (многие атрибуты командира достались Алексею Титаренко по прозвищу Маэстро, главного героя фильма сыграл сам Биков) действительно был организован хор, а два самолета для певческой группы предоставил сам Леонид Утесов. Позже участники этого хора давали концерты на освобожденных территориях — и юный Леонид принял участие в одном из таких выступлений в 1944 году.
Еще до начала съемок режиссер постоянно сталкивался с трудностями. Высшие инстанции не хотели утверждать сценарий фильма, потому что он казался им «негероическим» и неправдоподобным. Только после просьб бывших ветеранов, которые были знакомы с сюжетом предстоящего фильма, руководство дало зеленый свет. Быкову также пришлось защищать актеров, выбранных для фильма.
Например, Алексею Смирнову, сыгравшему «старого» механика Макарыча, отказали в разрешении на съемки, поскольку он заработал репутацию актера комедийного проекта, что было немыслимо для серьезного кинопроекта о войне. Но Быков занял твердую позицию, заявив, что без ветерана, человека, прошедшего поле боя, работать над фильмом не будет.
Режиссер также задействовал в фильме много молодых актеров из разных уголков СССР. В частности, проект стал кинематографическим дебютом Евгении Симоновой, которая спустя годы охарактеризовала съемки как подарок судьбы, а Леонида Федоровича — «крестным отцом кино».
Чтобы сделать изображаемые события правдоподобными, режиссеру понадобились самолеты того времени, но таких моделей в свободном доступе не было. Генерал Александр Покрышкин помогал с реквизитом. Прочитав и оценив сценарий, командир добился предоставления пяти летательных аппаратов, которые впоследствии были приспособлены для съемок.
Но даже когда материал был готов, высшее руководство отнеслось к нему без особого энтузиазма и планировало положить его на полку. И снова ветераны войны пришли на помощь Быкову и подтвердили, что фильм максимально приближен к реальности войны. После первого появления на экране фильм стал одним из самых популярных в советском прокате.
Мечтал стать лётчиком
Леонид Быков женился раз и навсегда, еще будучи студентом. Его женой была Татьяна Кравченко, с которой он вместе учился в театральном институте в Харькове. Быков хотел стать летчиком, но не получилось: в 1943 году, когда ему было 15 лет, он пытался поступить в школу военных летчиков, но не был принят из-за возраста. Через два года, когда его наконец приняли, война закончилась, и школу расформировали. Затем Леонид поступил в театральное училище, и здесь его ждала единственная любовь всей его жизни.
У Татьяны Кравченко тоже была мечта: она хотела стать актрисой оперетты. Но потом, выйдя замуж и родив двоих детей, она решила, что семья ей нужна больше, чем сцена, и что она должна во всем поддерживать своего мужа. Так у Леонида Быкова появилась не только любимая жена, но и верный помощник и вдохновитель. В 1956 году у них родился сын Лес, у которого через два года появилась младшая сестра Марьяна.
Позже, вспоминая своих родителей, она призналась: «Я никогда не видела большего счастья, большего понимания и большей заботы друг о друге, чем у моих родителей.
Несговорчивый и прямолинейный
Быков быстро стал известным актером. Он снялся в трех фильмах подряд, которые пользовались большой популярностью у зрителей: «Максим Перепелица», «Укротительница тигров», «Алешкина любовь», но потом все как бы остановилось: Никаких новых ролей предложено не было. Он пытался сам снимать фильмы, но безуспешно. Возможно, это было связано с прямотой его натуры. Быков ни перед кем не преклонялся и не просил об этом. Кроме того — по словам его дочери — он мог просто обратиться к министру, сказать ему, что не умеет руководить, и посоветовать уйти в отставку.
Иногда Леонид отказывался от банкета, на котором должны были присутствовать важные люди, чтобы иметь возможность спокойно порыбачить. Понятно, что такого человека не любило начальство и часто конфликтовало. Однажды, после одного из таких конфликтов, у Бикоффа случился первый сердечный приступ. В то время он работал на киностудии «Ленфильм», но чувствовал себя там не очень комфортно.
В то время он писал другу: «Я не стрелял почти год. Он сдал девять сценариев. Я не хочу иметь ничего общего с фальшивыми и нехудожественными вещами.
Смуглянку и Ромео в министерстве назвали «поющими клоунами»
После 10 лет работы на «Ленфильме» Быков поддался на уговоры руководства киностудии имени Довженко и переехал с семьей в Киев. Но его ожидания не оправдались: он писал сценарии — но их отдавали другим режиссерам, он хотел снимать лирические фильмы — но от него ждали комедий вроде «Максима Перепелицы». Долгое время Быков ломал голову над идеей фильма «В бой идут одни старики», но когда он представил свой сценарий руководству, то не нашел поддержки — ему не разрешили снимать в течение пяти лет. Министерство культуры назвало героев сценария «поющими клоунами».
В итоге фильм снимался по всей стране, актеры известные: мы уже писали о судьбе Ольги Матеско, сыгравшей летчицу. Но теперь Быков столкнулся с открытой завистью своих коллег. Здесь также существовали запреты и запреты. В течение четырех лет он не мог стрелять. В результате случился второй сердечный приступ, за которым последовал третий.