Указом Президиума Верховного Совета от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолетов противника (13 собственных и шесть групповых) Покрышкин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали с Золотой Звездой.
Александр Покрышкин
Во время Великой Отечественной войны легендарный полководец СССР, маршал авиации, летчик-истребитель Александр Покрышкин более 150 раз принимал участие в воздушных боях с фашистами. По официальным данным, он сбил 59 самолетов противника, хотя многие историки и сам ас придерживаются другого мнения: Он передал некоторые из своих побед «Ястреба неба» своим подчиненным. Однако, по распространенному мнению, Александр Покрышкин по эффективности уступает только Ивану Кожедубу.
Александр Покрышкин родился 6 марта (21 февраля по старому стилю) 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) Томской губернии в семье со скромным достатком. Он не мог позволить себе жить в больших домах, как и его соседи, дети которых, как известно, в свободное время грабили, били окна и устраивали драки. Российская империя только-только оправилась от Первой мировой войны — воспитывать новое поколение было некому.
Александр Покрышкин был образован — хорошо учился, много читал и в 12 лет заинтересовался авиацией. Окончив 7 классов, молодой человек устроился на работу на стройку. Примерно в то же время Валерий Чкалов, летчик-испытатель, расправил крылья. Его достижения вдохновили Александра Покрышкина и тысячи его сверстников с уверенностью сказать: «Однажды и я взлечу в небо!
Жизнь туза в молодости была прозаичной. Он работал на заводах мастером, был комсомольцем, служил в Красной Армии и мечтал о весле.
Личная жизнь
Сердце Александра Покрышкина было захвачено двумя страстями — авиацией и Марией Кузьминичной, медсестрой. Знакомство с последним состоялось на побережье Каспийского моря в 1942 году. Молодые люди влюбились без памяти, посылали друг другу письма с разных фронтов, некоторые из которых оставались без ответа: они не могли найти адресата.
Молодая пара поженилась 1 апреля 1944 года в Черниговке — ныне село в Приморском районе. В то время у Марии Кузьминичны уже был первый ребенок — Светлана. Ей было 52 года, и она умерла от рака. Наследник Покрышкина, Александр, родился в 1947 году.
У летчика и его жены было время насладиться своими внуками Александром, Павлом и Екатериной.
Авиация
По зову сердца Александр Покрышкин покинул Сибирь в 1932 году и поступил в Пермскую авиационную школу. Только молодой человек не знал, что здесь готовят техников, а не пилотов. В своих воспоминаниях Туз приводит слова директора этой школы:
«Вы все, конечно, хотите стать Чкаловыми, хотите летать. Но кто заботится о двигателях?»
Александр Покришкин начал мрачно грызть гранит науки. Позже летчик обнаружил, что школа помогла ему понять устройство самолетов и приобрести технические навыки, которые не раз спасали ему жизнь во время войны.
Двери летной школы остались для Александра Покрышкина закрытыми, но он был готов однажды подняться в небо — прыгал с парашютом, летал на парапланах, в сентябре 1938 года впервые сел за штурвал U-2. Возможность почувствовать небо давалась редко, и Александр Покрышкин восполнял пробелы в своих знаниях теорией.
Проект не остался незамеченным. В ноябре 1938 года будущего аса наконец направили в Качинскую авиационную школу, которую он окончил через год с отличием в звании летчика-истребителя. Ему предложили стать летным инструктором, но он отказался: Александр Покрышкин не просто хотел подняться в небо, он хотел покорить его. Таких случаев было много во время Великой Отечественной войны.
Как он готовился к небу
Его отец говорил: ты должен ладить с людьми, ты умный, ты закончил семь классов школы, иди в бухгалтеры, там ты будешь зарабатывать деньги и вести спокойную жизнь! Саша даже не услышал слов о бухгалтере. Он ушел из дома и поступил в школу ФЗУ при синдикате «Сибкомбайнстрой». Ему выделили место в общежитии. Началась его взрослая жизнь: он окончил колледж, работал слесарем-инструментальщиком и был призван в армию. И тут судьба улыбнулась ему: Вы так хотели стать летчиком? Вот была путевка от комсомола в Пермь, в летное училище! Как быстро он пришел к этому разрешению, как быстро прошло время! В
Оказалось, что летный отдел закрыт: ты, Покрышкин, авиатехник.
Он учился и писал рапорты о переводе в летную школу. Он написал сорок четыре отчета! Но он блестяще учился и стал авиатехником, возможно, одним из лучших в стране. Я решил: пока я не могу летать, я буду узнавать все, что смогу, о самолетах. И это то, что я сделал. И пока длилась эта жизнь военного авиатехника, он готовился к небу: Он постоянно тренировался, построил свой собственный планер, летал в качестве наблюдателя. После одного из таких трюков его отправили в летную школу: Он взял отпуск и за 17 дней прошел годичный курс летной подготовки в аэроклубе, получив только оценку «А». Его начальство было обескуражено, Покрышкина направили в Качинскую летную школу. Он даже не пошел домой за вещами — сразу побежал на станцию.
РИА Новости.
Тактика истребителей в бою
Он окончил летную школу в страшном 1939 г. Ему было 26 лет. В 55-м истребительном авиаполку он быстро стал легендой: не «хорошо», а «отлично»! Только самые высокие перегрузки, только выстрелы на самую близкую дистанцию: двести метров — это для трусов, Покрышкин стреляет на сто! В своих мемуарах он писал, что в некоторых случаях это приводило к конфликтным ситуациям.
«Но не зря говорят, что сибиряки упрямые. Тем не менее, я выдержал свою линию».
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 23 июня Покрышкин сбил первый самолет противника. К тому времени, когда Покрышкин сбил вражеский флак 3 июля, на его счету уже было несколько фашистских самолетов. Он выжил и даже уцелел, только нога была ранена, но до своего полка добирался три дня. Его отвезли в медсанчасть и дали тетрадь под названием «Тактика бойцов в бою». Он лежал на больничной койке, набрасывая планы и записывая идеи. Осенью его поставили во главе новых пилотов.
Первые бои были самыми страшными для пилотов. Каждый день были боевые вылеты, потери связи, истребители без брони… Покрышкин вскоре поверил: его не убьют. Однажды пуля отскочила от левой стороны кабины, как теннисный мяч, поцарапала подбородок пилота, ударила его в левый бок и снова в правый. Вся кабина была залита кровью — у Покрышкина была царапина на подбородке.
В аэропорт бросали мины, которые взрывались прямо у ног Покрышкина — он был заворожен.
Он верил в судьбу. Он выработал правило: Я не буду прятаться от смерти, поэтому останусь в живых. И он не прятался.
РИА Новости.
Герой Советского Союза
Покрышкин стал главной темой на первой полосе прессы. Даже газета «Нью-Йорк Таймс» писала о его легендарных боях. Здесь «Восьмерка Покрышкина» преследует в небе 81 самолет противника! Покрышкин математически рассчитал маневры — пикирование с переменным профилем, резкий уход вверх, преодоление нами сильной огневой преграды. В этом бою Покрышкин сбил пять вражеских бомбардировщиков.
«Он не стреляет, он горит как доменная печь!».
В 1943 году Александр Покрышкин получил Золотую медаль, высшую военную награду США, и звание Героя Советского Союза. Он получил бы звание героя раньше, если бы не имел привычки всегда говорить то, что думает, с сибирской прямотой и без иерархии. Новый командир полка редко выходил на воздух, и Покрышкин не мог не презирать его. Мстительный командир придумал это дело. Представление к званию «Герой Советского Союза» было снято, Покрышкин был исключен из партии и из штаба полка.
Он задумался: Что я могу сделать сейчас для победы? Конечно, я могу продолжать разрабатывать новые тактические приемы — они понадобятся ребятам. Пока оно развивалось, вмешались высокопоставленные чиновники, и дело Покрышкина было закрыто. Они предложили ему: Вы хотите стать первым лейтенантом? Покрышкин этого не хотел, он остался командиром эскадрильи. Он готовил их сам, по своей системе, и все в эскадрилье могли положиться друг на друга и на него. Как они шли в бой: четыре против 50, три против 23, а Покрышкин упражнялся один против восьми вражеских самолетов. Он всегда побеждал.
Они называли его «Властелином неба». Сибирский богатырь.
В США были изданы комиксы о приключениях советского лётчика-аса Покрышкина. Александр пришел к победе как трижды герой Советского Союза. Он был первым тройным героем в истории. Покрышкин отказался от многих генштабовских должностей, но на должности командира 9-й гвардейской истребительной дивизии он был незаменим для победы. Но он не смог изменить свое решение, он остался командиром летного отряда. Он стал летать реже, но когда он поднимался в воздух, вражеские станции оповещения впадали в панику:
«Внимание! Внимание, Покрышкин в небе!». РИА Новости
Мирная жизнь
После окончания войны карьерная лестница выдающегося бойца Александра Покрышкина стремительно пошла вверх. Шаг за шагом он прошел все этапы своей военной карьеры и завершил ее в звании маршала авиации. В это же время Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.
Известно, что Покрышкин, будучи руководителем Центрального совета ДОСААФ, помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову организовать съемки фильма «Одни старики идут на войну». Клип из фильма, в котором главного героя сбивают и ему приходится бежать на пост, взят из жизни полицейского. Реальным был и угон вражеского «Мессершмитта».
Александр Иванович всю свою жизнь посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие должности. Но он всегда оставался дружелюбным и отзывчивым человеком. Большую поддержку ему оказывала его жена Мария Кузьминична, с которой он познакомился в далеком 1941 году. Во время войны он служил в медицинском подразделении. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе. У них родился сын Александр, который посвятил свою жизнь морским исследованиям.
Он помощник и советник министра государственного контроля СССР, герой социалистического труда, историк и доктор исторических наук. Автор многочисленных научных работ по истории Советского Союза.
13 ноября 1985 года Александр Покрышкин умер и был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Жена шерифа пережила его на 15 лет.
Каждого человека ведет по жизни мечта
Прикоснувшись в детстве к металлическому фюзеляжу самолета, маленький белокурый мальчик по имени Саша решил для себя, что обязательно будет летать!
В то время он и не подозревал, что его мечта сбудется и он станет трижды героем Советского Союза и маршалом Военно-воздушных сил.
Имя героя, аса-истребителя, маршала Советских Военно-воздушных сил навсегда вписано в историю нашего народа. Герои не умирают — они возносятся в небеса!