В письмах к друзьям она упоминает об эссе лишь вскользь, но настоятельно рекомендует всем прочитать «Мастер и Дейзи», беспокоится о том, что в ее творчестве наступил застой, рассказывает о том, как она изменилась за последнее время, делится своими планами и надеждами.
Надя Рушева
Про Надю Рушеву говорят, что она — женщина-гений. Ее проекты — как глоток свежего воздуха, правдивые и открытые, проникающие глубоко в душу человека.
Найдан Николаевна Рушева родилась в 1952 году, 31 января. У девочки тувинские корни, отсюда и ее необычное имя. Найдан — тувинец и означает «вечно живой».
Семья советского художника Николая Константиновича Рушева живет в Улан-Баторе (Монголия) с 1950 года. После рождения ребенка они переехали в Москву, где ее отец устроился работать художником на Центральное телевидение, а ее мать Наталья Ацикмаа (бывшая балерина) посвятила себя воспитанию дочери. Биография Нади с детства была связана с искусством. Ее первые впечатляющие картины были созданы, когда девочке было пять лет.
Творчество
В первом классе Надя не расставалась с карандашом. После школы художник много времени уделял искусству. В возрасте семи лет девочка нарисовала иллюстрации к «Сказке о царе Султане» Александра Пушкина. За один вечер появилось 36 рисунков, пока ее отец читал историю вслух.
Позже, научившись читать, художник иллюстрировал «Медного всадника», «Повести Белкина» и «Евгения Онегина». С годами Надя научилась работать карандашом, маркером и пастелью в дополнение к графитному карандашу. Весной 1964 года журнал «Юность» организовал первую выставку для начинающей художницы и впоследствии опубликовал несколько ее работ.
Известно, что Надя работала над иллюстрациями к книге пушкиниста А.И. Гессена «Жизнь поэта» по его просьбе. К своей работе Рушева подошла с интересом и ответственностью: она читала труды известных литературоведов и искала монументальную квартиру поэта. Она старательно рисовала картинки гусиным пером, но ни одна из них не впечатлила Гессена.
В итоге книга была издана без рисунков художника, а иллюстрации (около 300) после смерти Рушевой хранятся в музеях.
К 12 годам блестящая Надя уже имела за плечами богатый творческий опыт. Ее работы включали более пяти тысяч рисунков различных стилей и тематик. Выставки не ограничиваются региональными рамками: Ее работы были показаны в Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. В 1965 году в журнале «Юность» были опубликованы иллюстрации к рассказу Эдуарда Пашнева «Яблоко Ньютона».
Известно, что Рушева никогда не делала набросков и что в ее творческом ящике никогда не было ластика. Образы просто приходили, образы создавались в ее голове, и не было никакой ошибки: Надя просто творила. Девочка иллюстрировала древнегреческие мифы («Героические подвиги Геракла») и наклеивала на бумагу изображения персонажей из «Одиссеи» и «Илиады».
Одной из любимых работ Нади был балет «Анна Каренина». Художница изображала изысканных балерин, но она никогда не видела той красоты, которую демонстрирует на сцене балерина Майя Плисецкая.
Талант молодого художника — это природный дар. Ее отец решил не отдавать девочку в художественную школу, Надя нигде не рисует. Рушева иллюстрировала произведения «Война и мир», «Мастер и Маргарита». Современники видели в ней блестящего книжного графика.
В школе Надя играла в группе «КВН» и рисовала стенгазету. Вместе с родителями она часто посещала театры и музеи.
Она планировала нарисовать иллюстрации к Лермонтову, Некрасову, Блоку, Есенину, Грину и Шекспиру. Родственники вспоминают, что девочка мечтала стать карикатуристом.
Елена Сергеевна Булгакова была в восторге от иллюстраций к книге «Учитель и Маргарита». Вдова автора сказала, что Надя была первой художницей, которой удалось точно воспроизвести образ Маргариты.
Личная жизнь
Особая глава в жизни Нади Рушевой — это 30 дней в лагере «Артек» в 1967 г. Пятнадцатилетняя девочка успела оставить после себя рисунки, которые сегодня хранятся в музеях. Надя рисовала стенгазеты и не переставала творить для души.
С согласия Натальи Ажикмаа переписка художницы с ее другом из «Артека» (Олегом Сафаралиевым) давно стала достоянием общественности. Это было общение двух пятнадцатилетних подростков, которые только что достигли совершеннолетия и размышляли о будущем и человечестве. Иногда Надя рассказывала о своих творческих достижениях и школьной жизни. У режиссера Сафаралиева теперь есть письма и много фотографий.
Рождение Надежды
Родители артиста познакомились в 1945 году в Тувинском музыкально-драматическом театре. Николай Рушев был сценографом, а Наталья Ажикмаа — балериной.
В 1946 году пара поженилась, а в 1950 году семья была направлена с творческой миссией в Улан-Батор, столицу Монголии. Там 31 января 1952 года родилась их дочь Надежда.
Согласно монгольской традиции, ребенок должен был быть назван в честь мудреца. Родители Нади знали, как будет звать ребенка, но были очарованы восточным колоритом этого обычая и решили следовать ему.
Знакомый семьи, Бямбын Ринчен (писатель и первый монгольский академик), предложил дать девочке имя, соответствующее выбранному семьей имени Найдан, что в переводе с монгольского означает «вечно живой».
Рушевы недолго жили в Улан-Баторе, а летом переехали в Москву.
Обычное детство необычной девочки
Надя выросла в творческой семье: Он много читал, водил ее в музеи и на концерты, ездил с ней на море, говорил об искусстве и литературе. Ее родители не собирались делать из нее вундеркинда — она не училась читать и писать до поступления в школу, не посещала никаких дополнительных занятий.
Все в доме любили искусство, и даже совсем юная Надя начала его любить.
Перед ней был пример отца, который постоянно рисовал, и маленькая Надя с раннего возраста писала что-то на бумаге — к счастью, дома ее было много.
Мать девочки рассказывала: «Он рисовал легко, игриво, как будто рисовал только видимый контур. При этом она с улыбкой прошептала: «Какая-то слива получается… не так ли? Это, должно быть, пароход. О, нет. Это плита. А Емелька положил две подушки и ушел…». Это была игривая игра в рисунок, свободные трюки воображения маленькой девочки.
Семья не занималась лечением ребенка. Когда 8 марта в детском саду, куда ходила Надя, проходил смотр художественной самодеятельности, Рушев подошел к нему с фантазией. Мать научила ее танцу «Декей-оо» и сшила ей синий этнический костюм с орнаментом, а отец сделал лимби — тувинский музыкальный инструмент — из всего, что попалось под руку. Надя сияла!
В возрасте семи лет девочка пошла в школу, и в том же году она создала свой первый цикл иллюстраций. Отец читал ей историю о царе Султане, а Надя рисовала. Всего она создала 36 иллюстраций, которые показала своему отцу. Именно тогда Николай Рушев впервые осознал, что у него растет настоящий талант.
Путь художницы
Девочка много и с удовольствием рисовала, и ее работы становились все лучше и лучше. Многие друзья и родственники говорили: «Она должна пойти в художественную школу! Однако семья решила позволить таланту Нади развиваться свободно, опасаясь, что формальная учебная программа повредит ее особым способностям. Но юная художница не осталась совсем без учителя: с 1962 года она посещала по субботам художественную мастерскую во Дворце пионеров.
Она любила читать (и хотела иллюстрировать все, что читала), хорошо училась в школе, участвовала в любительских конкурсах талантов и делала собственные стенгазеты. Конечно, ее работы попадали на школьные ярмарки, а в 1963 году она даже появилась на страницах «Пионерской правды».
Но ее семья не прилагала усилий, чтобы сделать девочку знаменитой — в отличие от родителей многих других советских детей-вундеркиндов.
Тем не менее, ее первую выставку организовал в 1964 году Борис Полевой, известный писатель и редактор журнала «Юность», а первую статью о девушке и ее творчестве написал не менее известный Лев Кассиль. Поводом послужило участие 12-летней Нади в выставке «Наши дети рисуют», которая проходила на рабочем месте ее отца.
Внештатный сотрудник «Юности» отнес конверт с рисунками родителей Нади в редакцию в Полевой, чтобы посмотреть на них. Борис Николаевич не мог поверить, что это работа 12-летнего ребенка, и попросил Надю показать ему, как она это делает. Писатель был впечатлен ее талантом и решил организовать большую персональную выставку 165 работ Нади в издательстве «Юность», где всегда выставляются произведения молодых писателей.
Позже было много выставок, в том числе и за рубежом — в Варшаве, Польше, Румынии, Польше и Индии. Японцам особенно понравились работы молодой художницы, они оценили лаконичный стиль и технику ее пера.
Надя никогда не пользовалась ластиком
Особенность стиля Нади Рушевой в том, что девушка никогда не рисовала эскизы и не пользовалась ластиком. Более того, в ее рисунках почти не было мазков и исправленных линий. Она всегда рисовала сразу, как будто делала набросок на листе бумаги, который был виден только ей. Вот как она описывает свой собственный процесс рисования:
«Я вижу их заранее. Они появляются на бумаге, как водяные знаки, и мне просто нужно их чем-то обвести».
В ее рисунках нет ничего лишнего, но художница — мастер передачи эмоций в каждой из своих работ — часто всего несколькими строчками.
Наталья Гончарова, жена Пушкина, — пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой.
Отец решил не отдавать девочку в художественную школу
Надя почти никогда не рисовала с натуры, она не любила и не умела этого делать. Ее отец боялся загубить талант девочки и принял самое важное решение — не учить ее рисовать. Он считал, что самое главное в таланте Нади — это ее потрясающее воображение, которому невозможно научить.
Кюхельбекер, Пушкин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана».
Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет
В 1963 году ее рисунки были напечатаны в газете «Пионерская правда», а через год состоялись ее первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в Клубе искусств. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
В течение следующих пяти лет последовало еще 15 персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.
Пушкинские чтения. Из серии «Пушкиниана