Хотя Симона и Жан-Поль были парой, сначала они не жили вместе и спали под разными крышами — только для того, чтобы встречаться каждый день. Мы ходим друг к другу в гости, в театр, сидим в кафе и весело проводим время с друзьями. Параллельные отношения, казалось, не могли помешать этому роману.
Мужской гарем Симоны де Бовуар: три мужчины в жизни основательницы феминизма
Симона де Бовуар, самый известный в мире философ, а также основательница феминизма, предпочитала свободные отношения. Но хотя женщина пропагандировала такие несерьезные союзы, у нее самой были постоянные мужчины.
Симона родилась в хорошей французской семье, и ничто в ее детстве не выдавало, что она революционерка и атеистка, не говоря уже о великом мыслителе. Симона росла нормальным, умным и живым ребенком, за исключением того, что она была слишком впечатлительной.
Родители отправили ее в католическую школу, где ее поощряли возвеличивать себя, и Симона молилась до слез. Иногда юная Бовуар проявляла такое рвение, что ей казалось, что она слышит голоса ангелов, что приводило девушку к крайнему религиозному энтузиазму.
Но все изменилось, когда она выросла, когда Симона стала подростком. Переломный момент наступил после инцидента, когда один из священников католической школы унизил Бовуар. Священник отругал ее за незначительный проступок, положил руку ей на голову и толкнул в самую покорную позу, так что она не могла смотреть вверх.
Большинство школьниц не восприняли бы это как унижение и сразу бы забыли об этом инциденте, но для Симоны де Бовуар это был символ давления системы на свободную личность. Она постоянно думала об этом, и это в значительной степени сформировало ее личность.
Когда Симоне было 14 лет, она вдруг осознала, что Бога нет, и почувствовала себя настолько одинокой в мире, что разрыдалась от отчаяния. Теперь она могла полагаться только на себя в этом суровом мире, и это пугало ранимого подростка.
В это же время Бовуар начала общаться с двоюродной сестрой, которая жила не очень прилично. От него она узнала о злачных местах Парижа и его жителях. Симона часто посещала ночные бары в опасных кварталах французской столицы, и ее не привлекали грех и грязь, царившие в этих местах. Она любила наблюдать, слушать и делать свои выводы.
К этому времени Симона повзрослела как личность, и одной из самых ярких черт ее характера стало полное отсутствие компромиссов. Девушка встала на путь революции, потому что ее взгляды на любовь были очень радикальными. Она считала, что плотские удовольствия неотделимы от духовной близости и что жизнь с мужчиной может быть только раз и навсегда.
Когда Симона Бовуар окончила школу, ее семья окончательно распалась, и родители справедливо внушали девушке, что только хорошее образование без денег поможет ей стать независимой и добиться успеха у мужчин. Поэтому юная бунтарка поступила в Католический университет, где изучала математику, а затем в университет Сен-Мари де Нейи, где окончила литературный факультет.
Бовуар и Сартр
В 1927 году Симона де Бовуар окончила философский факультет Сорбонны со степенью Лейбница, став девятой женщиной, окончившей этот университет. Всего через год, в 1928 году, она окончила университет со степенью бакалавра искусств. Во время изучения литературы Бовуар познакомилась с Жан-Полем Сартром.
Они быстро сблизились, потому что их взгляды были очень похожи. Один профессор заметил, что Бовуар была более сильным философом, чем Сартр, но Сартр превосходил Симону благодаря своему уникальному интеллекту. Вместе они были счастливы и не стыдились постоянных изменений, которые происходили внутри них.
Симона постоянно менялась — в один день она могла быть сухой интеллектуалкой, а в другой — угрюмой девчонкой. То же самое было и с Сартром — он с легкостью переходил от философствования, чуждого всему земному, к нытью и жалобам. Между ними не было упреков, поскольку каждый из них чувствовал, что все зависит от его настроения.
У них также не было привычки мешать друг другу иметь параллельные отношения. Сартр и Бовуар намеренно не жили под одной крышей, но виделись каждый день. Им нравилось ходить друг к другу домой, сидеть в кафе и проводить время с друзьями, но ни один из них и не думал ограничивать свободу другого.
Третий лишний
Этот роман длился до тех пор, пока в их жизнь не вошла Ольга Козакевич, молодая дворянка из России, происходившая из семьи эмигрантов. Она полюбила их обоих и отдалась этой страсти до конца. Вообще, Ольга все делала тщательно и с полной отдачей — на вечеринках молодая женщина могла танцевать до потери сознания.
Предложение, которое Сартр сделал Ольге Казакевич, было неожиданным для многих. Казакевич отверг его, поскольку они ценили пару Сартр-Бавуар именно за их непринужденные отношения. Тем временем в Европе происходили опасные события, которые вскоре разрушили роман трио.
В Германии к власти пришли нацисты, а в Италии уже давно находились у власти фашисты. Вскоре после этого началась Вторая мировая война, и Сартр отправился на фронт, где вскоре стал военнопленным. Именно в это время Симона де Бовуар написала свой первый роман «Посетитель», который, по мнению многих, отражает переживания женщины за судьбу своего возлюбленного.
Непрофессиональный читатель воспримет роман как семейную драму только тогда, когда знакомый семьи разрушит дом. Для философа, однако, сюжет является прямым обращением к гуманистическому экзистенциализму, который Бовуар и Сартр отстаивали на протяжении многих лет. Этот роман не был опубликован, как и более ранний сборник рассказов. Бовуар поняла, что литература — не ее область, и на некоторое время бросила писать.
Но Сартр, который, в отличие от Симоны, вернулся из плена, с энтузиазмом отнесся к ее литературным экспериментам. Он передал «Гостью» в руки хорошего издателя и стал настаивать на том, чтобы Симона продолжала писать. Эта поддержка со стороны близкого человека очень помогла Бовуар — из простого преподавателя философии она стала писательницей.
Вскоре из-под ее пера стали выходить серьезные философские работы о природе женщины. Самые известные книги Бовуар — это исследование того, почему женщины принуждаются к женственности, их личности расщепляются и загоняются в жесткие, социально приемлемые рамки.
Ясный анализ проблемы в этой пьесе вызвал настоящий взрыв во французском обществе. Ранее эта тема рассматривалась в общих чертах в серии статей, и впервые ей посвящена целая книга с неортодоксальной, но очень последовательной теорией.
Неизвестная Симона
Роман Симоны де Бовуар «Сломанная женщина» был опубликован в 1968 году. Это одна из ее самых ярких феминистских работ. В центре сюжета — Моник, женщина, которая узнает, что ее муж изменял ей на протяжении восьми лет. А ее дочери не любят и не уважают ее. Моника находится на грани нервного срыва и пытается понять, что привело ее в эту ситуацию в прошлом.
Симона ошеломлена тем, какое влияние оказал ее роман. Она получила сотни писем в поддержку «несчастной» Моники. Но она не хотела, чтобы ее героиню воспринимали как объект жалости. Цель романа — показать женщинам, что может произойти, если принести себя и свое счастье в жертву другим.
Под пером Бовуар несколько героинь «вышли из шкафа», и она хотела на их примере показать, как не следует поступать даже ради любви. И в отличие от своих героинь, Симона показала, казалось бы, блестящий пример свободных отношений, без рабства любви и привязанности.
Несмотря на неодобрение буржуазного общества, она в течение многих лет поддерживала открытые отношения с Жан-Полем Сартром. И она выглядела счастливой и независимой. Однако письма и дневники, опубликованные после ее смерти, показывают другую сторону ее души.
Все оттенки любви
Бовуар и Сартр познакомились летом 1929 года, в это время у Симоны был роман с женатым мужчиной Рене Махеу. Рене неохотно познакомил своего любовника с другом Сартра, зная, какое впечатление непривлекательный, но соблазнительный Жан-Поль производил на женщин своими речами и идеями.
И действительно — Симона была заворожена решительностью, активностью и умом Сартра. А он, в свою очередь, искренне восхищался ее красотой, но также признавал ее необыкновенные интеллектуальные способности.
Они вместе изучали философию, и на экзаменах Сартр занял первое место, а Бовуар — второе, сразу за ним. Симона изучала философию всего три года, а Жан-Поль — семь. Как выяснилось позже, экзаменаторы долго спорили, кто должен быть первым. Но в итоге результаты Сартра все равно оказались выдающимися.
Для Бовуар это не имело значения. Общение с Сартром и его друзьями открыло новые аспекты ее жизни. Ей было очень весело с ними, и позже она написала в своих мемуарах: «Каким маленьким казался мой маленький мир по сравнению с этой огромной новой вселенной.
Интересно! Симона никогда не хотела выходить замуж. А когда ее отец разорился, она была даже рада, что он не смог дать ей приданое. В своем дневнике она писала с некоторой грустью: «Я слишком умна, слишком требовательна и слишком изобретательна, чтобы быть замужем. Никто меня не знает и никто меня не любит. У меня есть только я сам».
Сартр так и не сделал ей предложение. Она верила, что ей суждено стать великим писателем, и отождествляла себя с образом уникального героя. Ему нужна была свобода. Но он предложил Симоне свою дружбу, руководство и любовь. И она, на удивление, согласилась.
Казалось чудом, что Бовуар нашла такого же амбициозного мужчину, как и она сама. И кто разделял ее взгляды. В своем дневнике она написала: «Я никогда не была такой живой и счастливой. Спасибо, дорогой Жан-Поль».
Однако в их отношениях было еще одно условие — свобода и никаких ограничений. Они никогда не жили вместе под одной крышей. И у них были параллельные отношения с другими людьми.
Любовь и боль Бовуар
Сартр настаивал на прозрачности их отношений и был честен в деталях их параллельных отношений. Он ожидал того же от Симоны.
Мать феминизма» часто брала в ученицы девушек, которые хотели изучать философию. Затем она подходила к ним и иногда вступала с ними в сексуальные отношения. Однако ее настоящей целью было изучение природного женского магнетизма. Она хотела понять, что привлекает Жан-Поля в других женщинах.
Один из таких студенческих любовников Симоны впоследствии стал любовником Сартра. Это была Ольга Казакевич, в которую философ сразу же влюбился. Она долгое время отвергала его, и он жаловался на это Симоне. Бовуар поделилась в своих мемуарах: «Боль, которую все это мне причиняло, выходила за рамки обычной ревности».
В конце Второй мировой войны и Симона, и Жан-Поль получили предложения жить и работать в Америке. Оба с радостью приняли предложение. И… они сразу же нашли себе любовников.
Самая молодая преподавательница философии во Франции
В возрасте 17 лет Симона получила диплом бакалавра, а в 1926 году поступила в Сорбонну, где углубилась в изучение философии. Там она защитила диссертацию о немецком математике и философе Готфриде Вильгельме Лейбнице. Она была лишь девятой женщиной, окончившей университет.
В 1929 году Симона сдала специальный экзамен — экзамен по ассамблее. Этот экзамен в некоторой степени похож на экзамен кандидатского минимума в современной России. Он используется для отбора специалистов в области гуманитарных наук на вакантные преподавательские должности. По результатам экзамена составляется общий рейтинг Франции. Симона, которой в то время был всего 21 год, заняла второе место. Она также была самым молодым профессором философии во Франции.
Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар// Источник: Википедия
Симона сделала это даже лучше, чем известные впоследствии философы Поль Низан и Жан Ипполит. Сартр был самым известным философом двадцатого века, с которым Симона де Бовуар поддерживала любовные отношения и интеллектуальное сотрудничество на протяжении более 50 лет.
Соратница Жана-Поля Сартра
Они познакомились в 1929 году во время ее учебы и были вынуждены расстаться только после смерти Сартра в 1980 году. Тем не менее, они не поженились: Сартр однажды сделал Симоне предложение, но она отказалась. Они никогда не жили под одной крышей, не имели общих детей и оба были свободны вступать в другие романтические отношения.
Симону де Бовуар часто воспринимали только как соратницу Жан-Поля Сартра, что значительно умаляло ее значение как самостоятельного философа.
Иногда ее считали буквальной тенью гения. Когда де Бовуар и Сартр вместе посетили СССР в 1965 году, газеты часто упоминали Симону только как анонимную спутницу французского философа. Когда они были в Литве, фотограф Антанас Суткус сделал снимок Сартра, идущего по песку при сильном ветре, а Симона шла рядом с ним. Они оба были видны на негативе, но фотография была обрезана так, что только Жан-Поль Сартр и Симона остались в виде теней.
На самом деле, отношения между де Бовуар и Сартром были плодотворным интеллектуальным сотрудничеством. Их интересы во многом пересекались, и оба они одно время активно поддерживали коммунистов и в целом разделяли левые взгляды. Вместе они также принадлежали к атеистической школе экзистенциализма. Однако они не зависели друг от друга, и каждый из них успешно развивал свою собственную карьеру. Индивидуальная свобода, предоставленная паре структурой их отношений, позволила де Бовуар и Сартру на некоторое время расстаться. Так, в начале 1930-х годов они договорились работать учителями в разных частях Франции.
Крайне важно, что эти отношения стали реальностью концепции де Бовуар о настоящей любви. В возрасте 18 лет Симона сформулировала свое собственное определение любви, которое она изложила много лет спустя в своей самой известной работе «Второй пол». Автор предположил, что настоящая любовь должна быть взаимной и не вести к эксплуатации. Она считала, что женщин нужно с детства учить тому, что любовь — самая важная ценность в их жизни и что они должны жертвовать собой ради своего партнера. Однако, по мнению Симоны, свобода — это самая важная ценность в жизни каждого человека. По ее мнению, женщина должна стараться помочь своему партнеру реализовать себя, но и он должен делать то же самое. Ни один из них не должен быть принесен в жертву другому. В истинной любви также не может быть эгоизма.
Поэтому союз Сартра и де Бовуар можно охарактеризовать как открытые отношения, поскольку, хотя они были партнерами в течение многих лет, у обоих были и другие отношения.
Покорительница мужских и женских сердец
Отношения между интеллектуалами были чрезвычайно прогрессивными для того времени. Однако они повлияли на репутацию де Бовуар гораздо больше, чем на репутацию Сартра. Тем не менее, ее поносили как женщину, потому что у нее было много спутников, среди которых были как мужчины, так и женщины.
Например, у Симоны были романы со своими студентами. Один из этих романов закончился скандалом. После того, как родители пожаловались на ее роман с одним из учеников, де Бовуар была уволена в 1943 году за «развращение несовершеннолетних». Она не признавала себя бисексуалкой и никогда не говорила публично о своей ориентации, потому что считала, что это не имеет значения.
Сартр был не единственным, кто поддерживал с ней длительные отношения. В 1947 году Симона отправилась в Америку, чтобы читать лекции по литературе. Там она познакомилась с писателем Нельсоном Олгреном, который влюбился в нее и даже предложил Симоне переехать в США и выйти замуж. Но ни то, ни другое не было тем, чего она хотела. Однако общение и переписка между ними продолжались в течение 17 лет, пока в 1963 году Симона не опубликовала автобиографическую книгу под названием «Сила вещей». В нем она, среди прочего, описала свои отношения с Олгреном, что привело автора в ярость. Он плохо отозвался о книге в прессе и больше никогда не разговаривал с де Бовуар.
В 1981 году Олгрен умер. Симона была очень удивлена, что он сохранил все ее письма. После смерти автора они попали на аукцион, где их приобрел Университет штата Огайо, который попросил у де Бовуар разрешения опубликовать их. Симона согласилась при одном условии: она должна сама подготовить издание к публикации. Однако она умерла в 1986 году, так и не успев завершить проект.
🔥 Интересные факты о жизни других известных феминисток