В 1905 году Айседора познакомилась с Константиносом Станиславским во время гастролей в России. Талантливый Дункан пытался привлечь внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы.
Айседора Дункан
Айседора Дункан была американской танцовщицей и пионером свободного танца. Она стала звездой в Европе, где покоряла зрителей грацией, пластикой и естественностью своих движений. Однако в России ее многие помнят как жену Сергея Есенина, брак с которым был недолгим и несчастливым.
Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско, США, в мае 1877 года. Она родилась Дорой Анджелой и была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана, банкира, горного инженера и ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей. Сразу после рождения девочки глава семьи разорился, и семья некоторое время жила в нищете.
Родители Доры развелись еще до того, как ей исполнился год. Ее мать переехала с детьми в Окленд, где нашла работу швеи и учителя музыки. Средства семьи были ограничены, а времени на то, чтобы произвести на свет наследников, катастрофически не хватало. Поэтому было решено отправить младшую из дочерей, которой было всего пять лет, в школу и скрыть ее истинный возраст. Позже танцовщица вспоминала, что чувствовала себя чужой среди своих одноклассников, которые были намного старше ее. Учителя жаловались, что у девочки голова витает в облаках.
Дункан вскоре наскучила учеба, и она бросила школу, но вся ее жизнь состояла из самообразования и чтения философских трактатов. Чтобы поддержать мать материально, Дора и ее старшая сестра Элизабет давали уроки танцев соседским детям. Сама она никогда не училась этому искусству; она танцевала так, как чувствовала, но ее природная ловкость делала ее движения очаровательными.
Танцы
Мечта о большой сцене привела Дункан в Чикаго, где она безуспешно прослушивалась в театрах. В 1896 году актриса присоединилась к труппе критика и драматурга Джона Огастина Дейли, который переехал в Нью-Йорк. Там юная танцовщица некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но быстро разочаровалась в балете.
Дора тоже недолго оставалась в танцевальной группе. В Америке она почувствовала, что ее не ценят, и переехала в Лондон. В британской столице танцовщица стала выступать в богатых домах уже как Айседора. Неплохой доход позволил танцовщице арендовать студию для занятий.
В это время Дункан вел светскую жизнь, посещая музеи и театры. Особенно его впечатлили греческие вазы и рельефы. Люди, изображенные на них, стали вдохновением для девушки, а их позы — основой философии свободного танца. Она подчеркивала легкость и естественность движений. Ничто не должно ограничивать ее, поэтому Айседора появилась в свободной тунике и босиком. Именно поэтому ее прозвали «божественной босоногой».
Из Лондона Дункан отправилась в Париж на судьбоносную встречу с Лоис Фуллер. Они имели схожие взгляды на танец, предпочитая импровизацию жесткой системе повторяющихся движений, как в балете. По инициативе своего нового знакомого молодая танцовщица отправилась в европейское турне, которое позволило ей стать известной и завоевать множество поклонников своего таланта.
В последующие годы концерты и гастроли стали частью жизни Исидоры, но для нее выступления были лишь способом заработать на жизнь. Она видела свое истинное предназначение в развитии философии свободного танца. В 1904 году она открыла свою первую школу танцев в Германии и еще одну в Париже, но вскоре они закрылись из-за начала Первой мировой войны.
Тем временем популярность Дункана продолжала расти. Газеты писали, что танец танцовщицы воплощает силу прогресса, перемен, абстракции и освобождения, а ее фотографии, демонстрирующие «эволюционное развитие танца», в котором каждое движение возникает в органической последовательности из предыдущего, стали всемирно известными.
В июне 1912 года французский кутюрье Поль Пуаре организовал знаменитый вечер «La fête de Bacchus», повторение «Бахуса» Людовика XIV в Версале, в элегантном особняке на севере Франции. Дункан, одетая в греческое платье, созданное для нее хозяином вечера, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за вечер выпили 900 бутылок шампанского.
В СССР
Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и поразила публику своим выступлением. И Ольга Книппер-Чехова, и Всеволод Мейерхольд восторгались грациозной танцовщицей. Десять лет спустя в Санкт-Петербурге была открыта Студия музыки и пластического движения, вдохновленная стилем танцовщицы.
В 1921 году политические симпатии Дункан привели ее обратно в Россию, теперь уже советскую. Анатолий Луначарский, народный комиссар просвещения РСФСР, предложил открыть школу танцев в Москве и обещал финансовую поддержку. Однако в итоге Айседора оплачивала большую часть расходов на содержание заведения из собственных средств, испытывая при этом голод и домашние страдания.
Популярность Московской школы быстро росла. Первое выступление школы состоялось в Большом театре в честь годовщины Октябрьской революции. Дункан и ее ученики представили танцевальную программу, которая включала танец «Варшавянка» под звуки польской революционной песни. Программа имела большой успех у зрителей.
Айседора недолго прожила в Советской России, но различные проблемы заставили ее покинуть страну и оставить руководство школой одной из своих учениц, Ирме. Школа продолжала работать до конца 1940-х годов.
Ранние годы и карьера
Еще до рождения Айседоры Дункан ее отец разорился и ушел из семьи. Мать танцора, Мария, учительница музыки, переехала в Окленд со своими четырьмя детьми и воспитывала их одна.
В пять лет Айседору, которая скрывала свой возраст, как девочка, отправили в первый класс. Посчитав школу бесполезной, Дункан бросила ее и начала заниматься самостоятельно — в то время ей было 13 лет. Особое внимание она уделяла изучению музыки и танцев в студии Стеббинса. Лой Фуллер, основатель современного танца, сыграл важную роль в формировании танцевального стиля Айседоры.
В 18 лет Дункан переехал в Чикаго и начал выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла зрителей своей пластикой. Вскоре Айседора вместе с семьей отправилась на пароходе для перевозки скота в Лондон, где она выступала на светских мероприятиях, развлекательных вечерах и вечеринках артистов и приобрела известность.
Global Look Press
Пластическая операция Дункана заключалась в плавном беге, воздушных прыжках, походке и выразительных жестах. Дункан много импровизировал и был прекрасным танцором пантомимы. Отсутствие обуви и свободная одежда делали ее особенно легкой. Ее прозвали «великой босоногой танцовщицей».
«Дункан танцует естественно, просто, как танцуют на лугу, и всеми своими танцами она борется с отжившими формами старого балета, — писали о ней критики, — эти красиво поднятые руки, имитирующие игру на флейтах, игру на струнах». Руки, которые плещутся в воздухе, длинная, сильная шея.
Благодаря своим экзотическим танцам Дункан быстро стала знаменитой и обрела большое количество поклонников. В 1901 году она подписала контракт на выступления по всей Европе и присоединилась к оркестру Лоя Фуллера в Париже. После гастролей, закрепивших успех Айседоры, она открыла танцевальные школы в Германии и Франции. В 1903 году художница посетила Грецию, где начала строить храм для занятий танцами на холме Копанос. Там она выбрала хор из десяти мальчиков-певцов, которые сопровождали ее во время танцев и гастролей. В 1904 году Дункан открыла танцевальную школу для девочек недалеко от Берлина.
Работа в России
Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. У артистки было много поклонников и последователей в стране, которые открыли студии, где преподавался ее стиль танца.
В России Дункан опубликовала две книги, «Танец будущего» (1907) и «Моя жизнь» (1930), в которых танцовщица пропагандировала философию молодой, свободной, умственно и физически развитой женщины.
«Если мое искусство символично, то есть только один символ: свобода женщин и их освобождение от жестких условностей, лежащих в основе пуританства», — писала Дункан в своей автобиографии.
В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский пообещал танцовщице финансовую поддержку для открытия танцевальной школы в Москве. Она с энтузиазмом приняла предложение переехать в большевистскую страну:
«Когда пароход плыл на север, я с презрением и жалостью оглядывался на все старые институты и обычаи буржуазной Европы, которые я оставлял позади. Отныне я буду только товарищем среди товарищей; я составлю всеобъемлющий план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и зверство старого мира, которые делали мою школу невыносимой».
Айседора Дункан на танцах
Осенью 1921 года газета «Рабочая Москва» объявила об открытии «Школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет». Художник особенно благоволил к детям рабочего класса. Вначале школу посещали более 100 детей, но позже их число сократилось до 40, поскольку обещанной финансовой поддержки оказалось недостаточно. Дункан сама выделила большую часть средств на содержание школы, включая питание для учеников. В 1924 году она покинула СССР и оставила свою приемную дочь Ирму Дункан во главе учреждения. Школа продолжала работать до 1949 года.
Личная жизнь до Есенина
В юности Дункан должна была выйти замуж за бедного поляка Ивана Мироского, но он уже был женат. В Будапеште она познакомилась с актером Оскаром Бережи, с которым у нее были бурные отношения. После романа с театральным режиссером Гордоном Крейгом 29-летняя Айседора родила от него дочь Дердри.
В 1907 году Дункан приехала с концертами в Санкт-Петербург и познакомилась с Константином Станиславским, который восхищался ее творчеством. Она понравилась режиссеру и однажды поцеловала его в губы. В своей автобиографии Айседора написала, что в этот момент у Станиславского «было ужасно удивленное выражение лица». В 1910 году Дункан родила сына Патрика от Париса Зингера, сына изобретателя швейной машинки Исаака Зингера.
«Я считала себя очень счастливой, возможно, самой счастливой женщиной в мире. Искусство, успех, богатство, любовь — и, прежде всего, очаровательные дети», — написал художник.
Но из-за ревности своего возлюбленного она решила порвать с ним. В 1913 году двое детей Дунканов вместе с гувернанткой поехали в Версаль. По дороге у машины заглох двигатель, и водитель вышел из машины, чтобы проверить его. Но машина внезапно завелась и покатилась в Сену. Оба ребенка погибли. От этого удара Дункан не могла оправиться до конца жизни.
В 1914 году она родила мальчика, который умер через несколько часов после рождения. Айседора также усыновила шестерых своих учеников.
Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма Эрих-Гримм, 1922 год
Global Look Press