Когда на аукционе Christie’s или Sotheby’s представлена картина Клода Моне, она моментально становится центром притяжения, привлекающим внимание коллекционеров и ценителей искусства. Стоимость её продажи всегда превышает изначально оценённую цену, что не вызывает удивления, ведь работы Моне в мире искусства зарекомендовали себя как символы величия и мастерства. Его картины на аукционе вызывают волнения, неподдельный восторг и стремление заполучить произведение, стоимость которого, как правило, оказывается астрономической.
Описание картины «Кувшинки», Клод Моне
Серия картин Клода Моне — это нечто уникальное, погружающее зрителя в мир непередаваемых эмоций и впечатлений, среди которых особенно выделяются «Кувшинки», «Лефкес», «Руанский собор» и другие. Поспешно сменяя холсты, зряча на подрамник, художник постигал чудо мимолетного мгновения, способного исчезнуть с течением времени.
Тем не менее, ни один музей в мире не может с полной уверенностью представить зрителю весь массив творческого наследия Моне, сокровищницу его трудов, что было бы идеально для понимания его гения.
Эти картины обрели известность, покупатели охотно приобретали их, не дожидаясь, пока краски высохнут. Работы художника разбросаны по всему миру, и их невозможно собрать воедино, так как ни один коллекционер не сможет добиться этого, даже имея неограниченные финансовые ресурсы.
«Водяные цветы (вечерний эффект)», 1897-1899 гг. является одним из самых знаменитых произведений в данной серии.
В последние тридцать лет своей жизни Моне жил в Живерни, вместе с семьей, где его окружали роскошный сад и река.
Он открыл для себя новый способ живописи через цветы: заботясь о своем саде, он превратил его в гигантский холст, на котором цветовые сочетания менялись в зависимости не только от времени суток, но и от времени года.
Моне взял воду из реки, что позволило ему создать пруд, где росли водяные лилии и кувшинки. Художник посвящал часами рисованию этих прекрасных водных цветов. В музеях представлены более 80 полотен из «лилейной серии», написанных в период с 1897 по 1919 года.
На картине «Водяные лилии» (1914-1926) присутствуют ивы, создающие атмосферу безмятежности.
В другом произведении этого периода — «Кувшинки» — художник акцентирует внимание на облаках, играющих важную роль в создании настроения.
Как отметил сам художник в своей записи 1890 года: «..Моя необходимость передать то, что я переживаю, становится все более невыносимой, и я молю Всевышнего дать мне ещё немного времени, чтобы наконец-то показать это здесь». В этом периоде жизни Моне он описывал свои чувства в дневниках. В 1890 году, вдохновленный красотой Живерни, он купил участок земли площадью около 7500 квадратных метров и начал работать над серией, полностью погружаясь в детали.
- Живерни
- С помощью небольшого канала, отводимого от своего дома, Клод превратил свой участок в великолепный водный сад, над которым был возведён изящный арочный мостик, отражающий стиль японских гравюр.
- Белые кувшинки
Тайна «Кувшинок» Клода Моне
В конце XX века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал шокирующее открытие, объясняющее особенности живописного стиля Клода Моне, известного как «отец импрессионизма». Его стиль на самом деле объясняется не новыми техниками живописи, а плохим зрением.
Вызов обществу и изложение концепций нового искусства
Термин «импрессионизм» впервые появился после выставки, проходившей в Париже в 1874 году, где была представлена знаменитая картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), которая, к слову, была украдена из музея Мармоттан в Париже в 1985 году и по сей день числится в списке Интерпола.
Молодые художники, включая Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуара, Сислея и других, представили совершенно новую технику живописи, которая контрастировала с классическими традициями. Их основным стремлением было запечатлеть короткий миг реальности, который стремительно меняется.
Именно впечатление от кратковременности момента стремились запечатлеть импрессионисты, их картины просияли. Они будто были залиты светом, создавая оригинальную игру теней и света, яркие всплески цвета и динамичное представление знакомых предметов, на赋они сбрасывались собственные стереотипы воспринимать реальность.
Темы, которые использовали художники, часто исходили из обыденной жизни: сельские пейзажи, городские улицы, простые люди, занятые повседневным трудом.
Чрезвычайно важно отметить, что на выставке разгорелся коммерческий скандал. Новаторы живописи подвергнулись насмешкам и осуждению. Известный журналист «Шаривари» Луи Леруа презрительно окрестил их «импрессионистами», выбирая для них это название. Он не догадывался, что тем самым стал основоположником нового направления, ставшего всемирно известным и оказавшим влияние на всю историю живописи конца XIX — начала XX века.
На молодых импрессионистов оказали огромное влияние творчество Делакруа, Курбе и Констебля. Однако более всего на них повлияло творчество Эдуарда Мане, который воспринимался как предтеча импрессионизма.
Стоит отметить, что сам Мане почувствовал себя некомфортно с этой ролью. Происходя из аристократической семьи, он имел успешную карьеру художника, его картины выставлялись на официальных салонах, привлекая внимание публики. Скандал вокруг импрессионистов мог повлиять на его репутацию, что вызывало у него беспокойство.
В поисках новаторских форм
Художники часто собирались в кафе для обсуждения новых направлений в искусстве. Они осознали, что с появлением фотографии традиционная академическая живопись более не отвечает требованиям общественности. Публике нужны были новые подходы и новые техники. Таким образом, импрессионисты оставили замкнутые студии и вышли на улицу, чтобы писать природные пейзажи.
Маленький художник в сером льняном костюме, покрытом краской, выглядел необычно. Он бродил в поисках идеального места для работы — такой сценой могли бы любоваться крестьяне французского Прованса.
Молодые авторы имели репутацию «странных», и когда один из них приходил в дом деревенского жителя, чтобы сделать набросок портрета местного повара или прачки, вся деревня собиралась, чтобы посмотреть на это шоу.
Рисовал карикатуры на учителей и соседей
Будущий импрессионист Клод Моне появился на свет в Париже, однако вскоре его семья переехала в Нормандию, в город Гавр. Отец Клода, будучи бакалейщиком, надеялся на то, что его сын продолжит семейный бизнес. Чтобы немного подзаработать, подросток начал рисовать карикатуры на соседей и знакомых. Его рисунки привлекали внимание своим остроумием и мастерством, и натурщики охотно покупали их, платя за них «королевские» суммы — 15-20 франков.
Несмотря на успех, четырнадцатилетний Клод не задумывался о карьере художника, пока не встретил художника Эжена Будена, который оценил талант молодого человека и предложил ему попробовать свои силы в живописи на открытом воздухе. Сам Буден работал именно так, предпочитая рисовать морские пейзажи у воды, а не в замкнутых студиях, как было принято у многих его современников. В результате общения с Буденом Клод стал лучше понимать природу и позже начал создавать прекрасные картины, запечатлевающие мгновения ускользающей красоты.
Добрая тётушка
Воодушевленный своим успехом, Моне принял решение стать профессиональным художником. Его отец был против этого выбора, но никто не мог остановить юного Клода. На этом пути ему пришлось столкнуться с нищетой, так как он приехал в Париж с минимальными сбережениями, однако его тётя, мадам Лекадр, оказала ему важную поддержку и стала надежным помощником. Она, к тому же, помогла ему вернуться с военной службы в Алжире всего через год, в то время как его срок службы составлял семь лет.
На художественном факультете Парижского университета он завел знакомства с единомышленниками, которые впоследствии стали ключевыми фигурами в импрессионистском движении. Также в этот период Клод встретил Камиллу Донье, она не только стала его супругой, но и вызвала его вдохновение, которое единогласно передавалось на его холстах. Во многих картинах с человеческими фигурами художник запечатлел именно её образ.
Лешие, водяные, Нептуны, черти, кикиморы
Наш окружающий мир не так прост, как мы привыкли его видеть. На Земле существуют не только человеческие души, но и множество разных энергетических существ. На протяжении веков эти сущности взаимодействовали с людьми, хотя такая взаимосвязь оставалась незамеченной для большинства.
Почему считается, что картина «Водяные лилии» Клода Моне приносит несчастье своим владельцам
Чтобы быть в курсе самых актуальных новостей и интересных статей, подписывайтесь на нашу электронную рассылку и следите за нами в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
Состояние души художника в момент создания нового произведения искусства сложно описать. Его сознание поглощено идеей, которая требует его внимания, и когда эта идея сочетается с непреодолимым порывом к написанию, никакая земная стихия не может его остановить. Давным-давно Клод Моне, увлечённый красотой Живерни во Франции, приобрел участок луговой земли, размеры которого составляют примерно 7500 квадратных метров. Вдохновленный местом, он перенес великолепие лилий и кувшинок на свои полотна. Однако одна картина вызывала особенно яркие эмоции и даже страх у своих владельцев, поскольку существует легенда, что сам художник поджег дом, в котором жил.
История создания серии картин «Водные цветы, водные пейзажи»
На протяжении большей части своей карьеры Клод Моне создавал картины, посвященные водяным лилиям и их необычайной красоте. Он провел последние годы своей жизни в маленьком городке и сегодня туристы могут прогуляться вдоль пруда, созданного его руками. Белые лилии стали его страстью на долгие годы.
Моне не раз запечатлевал эти цветы, каждый раз добавляя новые цветовые оттенки и передавая их в разных ракурсах и временах суток. Благодаря своему новаторскому подходу, художник создал более 200 картин, изображающих водяные лилии в различных вариациях.
В последние 25 лет своей жизни художник посвятил рисованию водяных лилий. Он начинал с пленэрных зарисовок простого пруда, затем переходил к крупным работам, при этом истинная красота реальности начала ускользать от его кисти, и Моне вернулся к воспоминаниям о знакомых пейзажах, создавая их на холсте по памяти. В результате появилась выдающаяся серия картин «Водяные лилии», где главный акцент можно заметить в работе, ставшей символом темы.
Чтобы создать свои картины, Моне построил специальную студию с хорошим освещением. Важные произведения его жизни находились там во время его жизни и были переданы музеям только после его смерти в 1926 году.
Выставка серии картин «Водные цветы и пейзажи» состоялась в 1909 году в галерее Дюран-Рюэль в Париже и была высоко оценена критиками. Ромен Роллан в одном из своих писем Моне отметил: «Искусство подобного рода является гордостью страны и эпохи».
«Водяные цветы» — почему картину называют шедевром
«Водяные цветы» — одна из картин, которую Клод Моне воспроизвел по памяти. Она заметно отличается от других произведений отсутствием четкой перспективы, пруд в этом полотне обрывается на краю холста.
Поверхность водоема кажется светящейся из-за использования синевато-зеленой палитры. Зеленые контуры кувшинок ярко выделяются на фоне воды, а глубина работы создаётся благодаря границам водорослей, пробивающихся сквозь поверхность. Центральным элементом композиции является красивое сочетание нежных цветов лилий, жемчужно-розовых и белых акцентов, которые сразу привлекают внимание зрителя.
ИМПРЕССИОНИЗМ
В 1869 году Моне и Ренуар отправились в Бужевиль, чтобы поработать на природе, и именно тогда возник импрессионизм — движение, которое изменило представления о живописи. Моне стремился зафиксировать на холсте мимолетность момента. Он стал одним из основателей этого направления и важнейшим его выразителем. Работая на открытом воздухе, он смог улавливать живую суть природы и окружающих его предметов, тонко воспроизводя это на своих холстах. Клод стал использовать метод, при котором цветовые тона наносились на холст крупными мазками, не смешивая их заранее. Он начал применять чистый свет, пробуя инновационные подходы к теням и свету. Таким образом, импрессионизм начал свое развитие как совершенно новый художественный стиль.
Скопив немного денег, он смог приобрести свой дом в Аргантее, где находил мир и радость до 1878 года. Этот период оказался для него весьма продуктивным, что позволило создать множество работ, которые стали все более одухотворенными. Именно в этот период была написана знаменитая картина — «Восход солнца», представленная на выставке в Париже в 1874 году.
Клод часто создавал серии картин, изображающих Лондон, Стога и Руанский собор. Используя техники импрессионизма, он исследовал различные условия освещения, пейзажи и времена суток, создавая разные эмоциональные окраски и отражая свое настроение в каждой из них. Для полного описания его картин недостаточно слов — это произведения, которые обязательно нужно видеть, чтобы почувствовать.
Живерни
Благодаря продажам своих картин, Моне смог скопить средства. Его финансовые дела попали в руки бизнесмена Эрнеста Гоше, однако вскоре он обанкротился, и семьи Моне и Гоше вынуждены были объединиться, чтобы выжить. Их новое пристанище стало деревня Ветей, откуда ему пришлось похоронить сначала жену, а затем старшего сына. В 1883 году Клод снова меняет место жительства и оседает с семьей в Живерни, расположенной на берегу Сены. Его картины начали хорошо продаваться, что способствовало значительному увеличению его состояния. Большую часть капитала он вложил в свой сад.
На обустройство своего сада Моне потратил 43 года. Ему нравилось не только заниматься растениями, но и наблюдать за ростом плодов своего труда. В этом саду он находил вдохновение для творчества, особенно во второй половине своей жизни.
Моне начал использовать новую технику — писать несколько полотен одновременно. Художник стремился уловить игру света, что позволяло ему быстро переключаться между картинами, чтобы сохранить свежесть момента. Например, одна из таких серий включает картины с изображением мыса Антиб, где он запечатлел утренний, полуденный, летний, весенний и осенний свет.
Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже в ноябре 1840 года. Его отец, бакалейщик, захотел, чтобы сын продолжил семейный бизнес. В 1845 году вместе с семьей он переехал в город Гавр (Нормандия), где завершил своё образование и вскоре прославился как карикатурист. Клод начал получать заказы на карикатурные портреты и, в конце концов, решил полностью отдать себя изобразительному искусству.
Он отправился в Париж с родительскими надеждами о поступлении в Школу изящных искусств, но сам отказался от этой идеи. Большую часть времени он проводил в Таверне мучеников, где собиралось новое поколение живописцев. В 1860 году Клод Моне призвали на военную службу в Алжир, но уже в следующем году его выкупила тетя.
В первой половине 1960-х годов художник завершил своё обучение в живописи. Он посещал различные курсы при институте, Школу изящных искусств и факультативно занимался в студии известных художников этого времени. В 1970-х годах Клод Моне отправился путешествовать — сначала в Англию, затем в Нидерланды. В 1883 году он окончательно обосновался во Франции, в Живерни, и умер в Париже в 1925 году.
Самые известные «Кувшинки»
Наивысшую известность принесли художнику картины «Лилии в апельсинах». Однако искусствоведы рассматривают весь цикл работ как единое целое. Почти все картины имеют схожую композицию и разные оттенки, мотивацию, фокусировку на расположении цветов и адаптации волн. Всех их объединяет динамика движения — цветы изображаются не статично, а как бы в движении, часто в виде отражений.
Белые кувшинки
Композиция картины, написанной в 1899 году, более сложна, чем у большинства других в цикле. Здесь изображён мост, а небо просвечивает сквозь густую листву. Центр композиции занимает белая лилия, плавно движущаяся под мостом. Размер картины — 89×93 см, она находится в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа из серии «Водные цветы» названа «Водные цветы» благодаря розоватому оттенку специалистов, благодаря которому их отражение в водной глади кажется глубоким красновато-фиолетовым. Композиция является одной из самых статичных, а тона цветов более насыщенные, чем на других картинах. Картина «Водяные цветы в розовых тонах» была создана в 1898 году, ее размеры составляют 81×100 см. Работа находится в Национальной галерее современного искусства в Риме.
Голубые кувшинки
Водяные лилии, напоминающие отражение в воде, занимают центральное место на этой картине, точная дата создания которой неизвестна. Цветы на самом деле белые, но из-за отражения света в воде создается эффект голубого мерцания. Они будто погружаются в воду и плывут по ветру. Размер картины составляет 200×200 см, она хранится в Музее Орсе в Париже.
Пруд с водяными лилиями
Картина, известная также как «Японский мост», стала первой в серии и была создана в 1899 году. Это одна из немногих картин, где изображены деревья, не отражающиеся в озере. Центральный элемент — бирюзовый мост в восточном стиле, скрытый зелеными растениями. Под ним плывут бледно-голубые кувшинки. Размер картины — 90×90 см, она находится в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Более поздняя работа из цикла «Водяные цветы» была завершена в 1926 году. Ландшафт имеет горизонтальную вытянутую форму с размерами 200×850 см. Главная особенность этой картины — зелено-голубая вода, на которой плещутся бледно-голубые и розовые кувшинки. Моне уделил особое внимание движению волн и колебаниям поверхности в композиции. Эта работа находится в Оранжерее.
«Водяная лилия» считается одной из самых известных работ импрессиониста. В этих картинах Клод Моне мастерски передал игру красок и блеск света, отражающегося на лепестках и их отражений на поверхности воды. Эти работы имеют большой формат и относятся к жанру пейзажа.
Водяные лилии, 1905
На аукционе Christie’s в 2012 году картина была продана за $43 762 500.
Происхождение: Эта картина, как и многие другие полотна с водяными лилиями, была приобретена совместно галереями Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернгейм-Жан для выставки работ Клода Моне. Вскоре она перешла к частному владельцу в Америке и несколько раз меняла хозяев. Однако, до последней продажи, состоявшейся на аукционе Christie’s в 2012 году, она вела довольно стандартную жизнь шедевра.
В тот год многие американские миллионеры решили расстаться с особыми произведениями искусства как раз перед ужесточением налогового законодательства. Так, владелица «Водяных лилий» Этель Стронг Аллен, ставшая вдовой, завещала картину фонду частной школе Хакли в Нью-Йорке, где учились три поколения её семьи. Эту щедрость оценили, как одно из самых значительных пожертвований в образовательных учреждениях Нью-Йорка. Средства от продажи картин были предназначены для финансирования образовательных программ.
Об этой картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля стала знаковой: на ней было представлено беспрецедентное количество картин на один и тот же мотив — всего 48 водных полотен вместе с этой картиной из серии «Водяные цветы» 1905 года. Автору неслыханно повезло получить столь восторженные отзывы, которые сравнивали его работы с последними квартетами Бетховена и фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. На этой выставке также было много коллекционеров и почитателей, так как позже Моне более ста картин с озером Живерни не были выставлены и не проданы, но большинство из них вошли в музеи лишь после его смерти.
Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
Продано.
Происхождение: Эта картина была выставлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, и о ней сказал критик Альберт Вольф: «Я лично знаю некоторых из этих несносных импрессионистов. Все они — восхитительные молодые люди, глубоко уверенные в своей правоте и думающие, что нашли свой путь в искусстве. Когда я разговариваю с ними, мне становится так же грустно, как когда-то, когда я наблюдал за бедным дураком с лопатой, который уверял прохожих, что играет «Венецианский карнавальный концерт»». Таким образом, это создавало интерес к новых подходам.
Первым владельцем картины был знаменитый оперный певец Жан-Батист Фор, который заинтересовался подлинным искусством. Картина была куплена Форе на знаменитом аукционе Друо, где импрессионисты выставили свои работы, чтобы заработать деньги на жизнь. Покупатели не спешили расплачиваться, и некоторые картины были куплены для рам, однако Форе и Гюставу Кайботту удалось выйти в плюс, что позволило им хотя бы вернуть затраты на краски и холст.
У данной картины впечатляющее досье по продаже. Новый владелец, который заплатил за работу 41 миллион долларов, что стало рекордом для Моне на тот момент, пожелал остаться анонимным.
У данного полотна есть особое место среди самых дорогостоящих работ Моне. Работы импрессионистов тех времён чаще всего находятся в музеях и представляют собой особую историческую ценность, они наполнены энергией великой революции в искусстве, взбудоражившей мировую живопись.
Эволюция жанра от античности до наших дней также требует внимательного изучения: как религия и новшество в масляной живописи сконструировали его в Европе, и почему река Гудзон играет такую важную роль в культурной памяти?
Река Гудзон, например, в 1873 году становилась символом бунта и возмутительного оскорбления искусства: критики искренне считали, что её присутствие в живописи поставило под сомнение традиционный пейзаж, который должен был демонстрировать нетронутую природу и предоставлять зрителю возможность уединиться от городской суеты. Все эти фабрики с их дымящими трубами, устрашающими мостами и паровозами, попирали истинную красоту природы, что привело к возмущению искусства Салона, и с точки зрения критиков, не стоило даже взгляда художника. Для Моне, тем не менее, этот мост стал иконой современного искусства.