Своей лучшей работой актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». В 75-м году на экраны выходит фильм «Любовь земная». В нем Остроумова берет на себя роль Мани а Поливановой. Именно ее образ и стал одним из любимых у зрителей.
Ольга Остроумова
Ольга Остроумова — звезда советского и российского кино, одна из ведущих актрис Театра имени Моссовета. В начале своей карьеры она блестяще стартовала с главных ролей в культовых фильмах Станислава Ростоцкого, но сумела сохранить непосредственность и редкую скромность. Актриса не стремилась к славе, хотя до сих пор считается одной из самых красивых и ослепительных звезд своего поколения.
Ольга Михайловна Остроумова родилась в сентябре 1947 года в городе Бугуруслане Оренбургской области. Она выросла в дружной семье, где кроме нее было еще трое детей: сестры Раиса и Людмила и брат Георгий. Отец Ольги был учителем физики в школе рабочей молодежи, а мать — домохозяйкой. В маленьком домике Остроумовых возле церкви царила теплая атмосфера. Дедушка девочки, протоиерей Алексей Остроумов, был уважаемым человеком в городе.
Ольга Остроумова рассказывает, что желание стать актрисой возникло у нее в 10 лет, когда она с мамой и сестрами посетила спектакль, в котором играла одна из маминых подруг.
Окончив школу в 1966 году, Ольга уехала в Москву и решила поступать в ГИТИС. Мама испекла дочери пирожки и благословила ее на трудный путь. Оно действительно оказалось трудным. Впервые она ехала в чужой город, где у нее не было родственников. Она даже не знала, где находится колледж, и приехала в ГИТИС только к вечеру, чтобы успеть на прослушивание. Остроумову приняли с первой попытки. Она занималась в лаборатории Варвары Алексеевны Вронской.
Театр
После окончания ГИТИСа Ольга Остроумова в 1970 году была принята в Столичный молодежный театр под руководством Павла Хомского. После ухода режиссера и наставника молодая актриса перешла в Театр на Малой Бронной. По словам Остроумовой, сюда ее переманил Андрей Мартынов, ее бывший сокурсник по ГИТИСу.
Актриса с нежностью вспоминает свою работу в театре в то время, когда ей посчастливилось работать под руководством Анатолия Эфроса. В то время ансамбль собрал вокруг себя немало звезд. После ухода Эфроса в 1984 году Остроумова покинула и театр на Малой Бронной. Она перешла в театр «Миньян», где в то время директором был Михаил Левитин.
Ольга заменила Любовь Полищук, ушедшую в декретный отпуск, в спектакле «Здравствуйте, месье де Мапас сант». Позже актриса репетировала в этой сцене булгаковскую «Маргариту». К сожалению, она не смогла сыграть эту роль из-за болезни режиссера, но любовь к Михаилу Булгакову осталась на всю жизнь.
Затем последовал период службы в Театре имени Моссовета. Приглашение работать в этом театре принесло Остроумовой не только новые роли, но и скандалы. Не все артисты были рады приглашению «чужой» актрисы из-за границы. Но Ольге Михайловне удалось пережить период интриг и не впасть в месть.
Вскоре театры имели удовольствие видеть Остроумову в главной роли в постановке «Мадам Бовари». За этот спектакль в 1994 году она была удостоена премии Станиславского. Самыми популярными ролями Ольги Остроумовой в этот период были Елена Тальберг в «Белой гвардии» и Фелициан в «Учителе танцев». Позже она сыграла Раневскую в «Вишневом саде».
Впервые Остроумова появилась в постановке Шекспира. В спектакле «Ричард III» в Театре имени Моссовета. Моссовета сыграла Нина Чусова. В апреле 2021 года Остроумова получила премию Никиты Михалкова в память о Валентине Гафте. Константин Станиславский». Церемония награждения проходила в рамках Московского международного кинофестиваля.
Не слишком ли она корыстна?
Валентин Иосифович всегда был остер на язык, его эпиграммы шли прямо в народ. Но после того, как он нашел любовь, он постепенно перестал писать эпиграммы и обратился к серьезной поэзии и лирике.
Мы дышим друг другу в лицо, часы бьют полночь, а над нами кто-то свыше все решил за нас.
Измученные своими предыдущими отношениями и разводами (у обоих было по два официальных брака), они встречаются в то время, когда многие люди не думают о личном счастье и любви. «Это были 1990-е годы: люди перестали ходить в кино, кино практически умерло, — вспоминает позже Ольга Михайловна, — а мне надо было кормить двоих детей. Я уже думала о том, что придется мыть подъезды…».
Однажды Ольга давала телевизионное интервью о женском счастье, и Гафт случайно увидел ее. «Я буду ждать свою любовь, даже если она придет перед лицом смерти. Даже если это будет сама смерть, но я буду нужна только ему», — искренне сказала актриса.
Гафт был ошеломлен. Он понял, что женщина, которая ему давно нравилась, теперь одна. И что в ее словах не было и следа напыщенности.
Когда Гафт пригласил Остроумову на прогулку в Сокольники, где прошло его детство, после их совместного появления (в 1990-е годы это было что-то вроде корпоративной вечеринки) в кафе «Фиалка», Ольга даже не приняла это кокетливое предложение. «Хорошо, но детей я заберу», — ответила она. Неудивительно, что после этих слов Гафт исчез на месяц. А потом исчезал еще несколько раз, пока размышлял и взвешивал все «за» и «против»: не слишком ли он стар для нее, не слишком ли он эгоистичен, не разрушит ли он ее жизнь?
Чтобы пролить с неба дождь сожалений, чтобы ласкать ее теплым ветром, чтобы утешать ее сном. Согреть ее сладкие губы дыханием любви. Я прожил долго, но не устал.
Узнав однажды о муках неюного Вертера, а именно Гафта, его коллега по «Модерну» Игорь Кваша простодушно изрек: «Тебе впервые попалась нормальная женщина, а ты ходишь вокруг да около, сомневаешься…».
Набравшись смелости, Гафт позвонил Остроумовой и предложил ей перейти сразу ко «второму акту». «Посмотрим, сколько это займет времени», — почти бесстрастно ответила актриса. Она уже не ждала от Валентина Иосифовича ничего серьезного.
17 июля 1996 года секретаря из ЗАГСа вызвали в одну из московских больниц. Жених, у которого было слабое здоровье и который после операции едва мог стоять на ногах, был в пижаме. Невеста была в белом халате врача. В сентябре он отметил свой 61-й день рождения, а ей исполнилось 49 лет.
Обошлись без Мендельсона
Была ли это полная, страстная любовь? Скорее всего, нет. Только через много лет жизни с Гафтом Ольга Михайловна призналась, что согласилась на этот роман, чтобы насолить бывшему мужу (по ее признанию, он «ушел» на 20 лет, а она тащила дом и детей и работала как лошадь). Чтобы поставить одинаковые официальные штампы в паспортах, возникла проблема жилья, которая также испортила эту московскую пару: народный артист Гафт жил в 18 «квадратах», народная артистка Остроумова и ее дети — «три рубля» в клоповнике рядом с ипподромом.
Наина Ельцина, жена тогдашнего президента России, помогла мне найти приличный дом на Арбате. Чтобы сохранить видимость, Гафт должен был быть семейным человеком.
Ты и я, только мы вдвоем? Какая иллюзия. С нами стены, люстры, обои, ночь, шампанское, диван. С нами тишина в квартире И за окнами капель С нами все в этом мире легло спать. Мы лишь точки творения, тонкая резьба, Наш расцвет и уход из жизни зовется судьбой.
Но в самый неподходящий момент художник был госпитализирован. «Вы можете сделать хотя бы крест?». — спросила тогда Ольга — «Да». Так и решился вопрос. И потом они всегда со смехом вспоминали эту необычную свадьбу. «Слава Богу, что не в ЗАГСе, не под марш Мендельсона, — усмехается Валентин, — а то бы меня, наверное, спросили: «Сколько можно жениться?»».
Удивительно, но после записи Гафт быстро пошел на поправку. Теперь ему было ради чего и ради кого жить. В 61 год его жизнь начиналась заново. Или он не жил раньше? Позже некоторые скажут, что он не знал, как быть счастливым. Ольга научила его. И с ним она обрела вторую молодость, настоящее женское счастье. И, конечно же, любовь. Без искренних чувств трудно добиться чего-то хорошего и прочного.
Нет, я не люблю оргии, когда мы пьяные и шумные. Дорогая, когда я нежно прикасаюсь к тебе в постели, я наслаждаюсь тишиной.
Так уж повелось, что в семье роли были строго распределены: «Гафт — художник, а я — все остальное». Под «всем остальным» подразумевалось: по-прежнему работать, быть хорошей хозяйкой, заботиться о детях режиссера Михаила Левитина, а теперь еще об одном — Валентине Иосифовиче, который однажды спросил: «А лампу вкручивать умеешь?».
Любовь и семья
Михаил Левитин, писатель и режиссер, теперь был женат. Любовь полностью одолела Ольгу, она не смогла изменить первому мужу, рассказала ему все и ушла — потому что верила, что Михаил тут же сделает то же самое. Но Левитин не спешил разводиться. Прошло несколько лет, прежде чем они с Ольгой решились и официально оформили свой брак. У них родились дочь Ольга и сын Михаил. Остроумова уже была знаменита: роль Женьки в фильме Станислава Ростоцкого «. Рассвет здесь тихий» принесла ей огромную популярность и любовь зрителей.
Но, несмотря на всю свою популярность, она всегда оставалась в первую очередь женой и матерью, не беря на себя роли. Она обеспечивала уют, растила сына и дочь, во всем поддерживала мужа. А Михаил Левитин был постоянно увлечен другими женщинами. Он считал это слабостью, с которой не мог справиться: так же, как другие не могут преодолеть склонность к выпивке или курению. В то время жена ничего не знала о его увлечениях. А когда узнала, то посчитала поведение мужа предательством. Прощение? Для такого религиозного и принципиального человека, как Остроумова, это было немыслимо. После 23 лет брака она развелась с Левитиным. Долгое время она пребывала в депрессии и чувствовала себя опустошенной. Столкнуться с тяжелым разочарованием помогали дети и работа: она много снималась в кино и играла в театре.
Старалась уступать Гафту
А потом была встреча с Гафтом: он пригласил красивую женщину в ресторан, и она согласилась: ей понравился человек с грустными глазами, но так страшно было снова обжечься! Гафту тогда было уже за 60, за плечами у него было три развода. Но вскоре стало ясно: к ним пришла настоящая любовь, пусть запоздалая, но искренняя. Позже оба говорили о своей встрече как о награде за испытания, через которые их пронесла жизнь. Но, конечно, привыкнуть друг к другу было трудно: У обоих был взрывной темперамент. Ольга Михайловна признается, что ей приходилось идти на уступки мужу по многим вопросам: она считает, что женщина должна идти на такие уступки, если хочет сохранить семью.
Валентину удалось подружиться с детьми жены. И он быстро нашел общий язык с их матерью. Как призналась актриса в интервью изданию «7 дней»: «Моя мама обожала Гафта, она называла его Алевтином: мама почему-то считала, что Валентин — женское имя, а Алевтин — мужское. И моя мама тоже обожала Гафта, потому что она всегда им восхищалась. Она восхищалась им не как актером, а потому что он был с ней милым и приятным, и он ей нравился. Гафт тоже любит, когда им восхищаются».
Остроумова никогда не сердится и не обижается на мужа, если он не помогает ей по дому или забывает поздравить ее с днем рождения. Ему это просто не приходит в голову! Когда однажды муж неожиданно прислал ей букет цветов, когда она была в заграничной поездке, она не поблагодарила его, а сразу спросила: «Кто тебе подсказал?». Оказалось, что ему объяснили, что оставлять жену без подарка в день рождения неправильно, и рассказали, как заказать цветы по телефону.
«Я подумала, что он дурак»: Ольга Остроумова рассказала о первом свидании с Гафтом
На телеканале «Россия 1» известная актриса Ольга Остроумова рассказала о своих отношениях с Валентином Гафтом, о том, как прошло их первое свидание, при каких обстоятельствах они поженились и как живут сейчас.
Валентину Иосифовичу Гафту 2 сентября исполнилось 85 лет. С детства он мечтал об актерской карьере, но известность пришла к нему только в 44 года. Он сразу стал советским секс-символом: харизматичный, умный и в отличной физической форме. Его партнершами были первые красавицы страны: Анна Самохина, Ирина Алферова, Александра Яковлева. Актер приписывал им отношения, но на самом деле их не было. До встречи с Ольгой Остроумовой Гафт был дважды женат, и его жены не имели никакого отношения к кино. Правда, оба брака распались.
Читайте также. Трагические судьбы популярных советских актеров, которых до сих пор любят и помнят. Главные роли не принесли им счастья
Валентин Гафт нашел свое позднее, но настоящее счастье в 60 лет. Он искренне полюбил Ольгу Остроумову, и она ответила ему взаимностью. Вместе им пришлось многое преодолеть. Актриса присутствовала при трагической гибели дочери Гафта и вывела его из депрессии.
Ольга Остроумова есть в «Привет, Андрей!» об их первом свидании, где Гафт сразу показал ей свои мускулы. После корпоративного мероприятия актер обещал взять ее с собой на экскурсию в Сокольники, но она не позвонила. А потом, спустя много времени, они договорились встретиться в китайском ресторане. На тот момент он был всего один, и почему-то там они ели только помидоры. «Знаете, китайская кухня тогда еще только зарождалась в нашей стране, — вспоминает актриса, — трогаешься, трогаешься, а он протягивает мне руку. Я никогда не ценила в мужчине мускульную силу, я ценила другие качества. И я такая, помню, двумя пальцами: «О, как красиво!». А я такая: «Он что, идиот?»!
Но они не поженились. «Валентин Иосифович лежал в больнице. Нам обещали квартиру, но он не согласился. А у нас уже были отношения. И нам сказали: «Расписывайтесь быстрее, и мы получим квартиру». И мы расписались в больнице. Я спрашиваю: «Ты можешь сделать крестик?». «Да, могу». И на этом все закончилось», — вспоминает актриса.
Сегодня актеру 85 лет, и он тяжело болен. Но Ольга Остроумова по-прежнему окружает его заботой. Они вместе уже 24 года, и Валентин Гафт всегда восхищается ею: «У меня замечательная жена, она великолепна! Она красивая, умная и невероятно талантливая. Если бы у меня не было Оли, я не знаю, какой была бы моя жизнь. Оля нашла мне лучшего врача в мире, сделала мне операцию, и теперь я все еще жив».
Михаил Левитин, второй избранник актрисы
Не последнюю роль в распаде первой семьи Ольги Остроумовой сыграл и новый роман актрисы с перспективным режиссером и писателем Михаилом Левитиным. Знакомство пары произошло в то время, когда ни мужчина, ни женщина не позволяли себе думать об отношениях, потому что ни один из них не был свободен. Однако Михаил не терял надежды на воссоединение с прекрасной актрисой, и мечта сбылась. В 1973 году Остроумова решилась на второй брак, который будет освещать жизнь и творческую биографию актрисы на протяжении 20 лет.
Второй муж и дети Ольги Остроумовой
В этом браке родились дочь Ольга (1975) и сын Михаил (1983). Дети Ольги Остроумовой и Михаила Левитина унаследовали фамилии родителей. В то время пара была настолько счастлива, наполнена взаимной любовью, заботой и благополучием, что они желали, чтобы их дети когда-нибудь повторили это счастье.
По словам актрисы, материнство было очень осознанным и желанным. Ольга искренне верила, что сможет справиться с семьей, бытом и профессиональным ростом. Однако с рождением второго ребенка и давлением домашнего быта Остроумова решила пойти на жертвы, которые повлияли на ее будущее в кино.
Семейная жизнь Остроумовой и Левитина была насыщенной и динамичной. На протяжении многих лет об этой паре говорили как о семейном романе, несмотря на то, что супруги были совершенно противоположны по характеру: Ольга — импульсивная и эмоциональная, а Михаил — уравновешенный и сдержанный. Но, к большому огорчению жены, творческий муж каждый день нуждался в новых, захватывающих впечатлениях. Долгое время мать двоих детей закрывала глаза на мимолетные страсти мужа и пыталась оправдать его полигамию творческой деятельностью.
Он был очень привлекательным мужчиной и имел надо мной какую-то сверхъестественную власть. Только Михаил не жертвовал ничем ради семьи. С годами боль накапливалась. Любовь, с другой стороны, не исчезла. Она была разрушена неверностью! Отчаяние было настолько велико, что жизнь потеряла смысл. Семья была разрушена, душа растоптана ногами. Дети перестали расти.
Спустя почти два десятилетия брак двух известных представителей киноиндустрии распался. Ольга очень болезненно восприняла расставание, хотя именно она была его катализатором. Но еще больше актриса переживала за своих детей, которые сильно пострадали морально от разрыва в семье. Миша, младший сын Ольги Остроумовой, даже выразил желание жить с отцом.
Читайте также.
Михаил Левитин со взрослыми детьми и внучкой.
Со временем, когда сын и дочь Ольги подросли, они поняли и приняли решение матери и даже помирились с третьим мужем родительской звезды и подружились с ним настолько, насколько это было возможно.
Юность: Москва – ГИТИС
Подготовительный тур стал для девочки первым горьким разочарованием — его отменили. Спрятавшись где-то под лестницей, Остроумова разрыдалась так отчаянно, что мужчина решил ее утешить. И в этот момент он нашел хитрый выход — посоветовал ей пройти в первый тур, сказав: «Кто тебя вспомнит на предварительных просмотрах?». Ольга послушалась его, взяла себя в руки и…. прошла!
Позже она узнала, почему ее не взяли на первый тур в ГИТИС. Высокопарный голос! И тогда, с присущей девушке решительностью, она снова прислушалась к чьему-то совету: «А ты начни курить — голос сам понизится». Несмотря на сильную волю, первокурсница ужасно стеснялась «авторитарного мнения» однокурсников. И хотя за двадцать лет, прошедших с первой кинороли Остроумовой, ее застенчивость не исчезла, желание спрятаться от судьбоносного руководства за спинами других, по словам актрисы, присутствует в ней и сегодня.
Карьера: студенчество-кино-театр
Семидесятые годы. Когда студентка Остроумова проснулась на следующее утро после выхода фильма «До понедельника», она, как обычно, села в троллейбус и поехала на занятия. Славы и признаков известности она не ощущала. Но талантливую актерскую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. В последовавшее за фильмом десятилетие Ольга Остроумова стала самой востребованной актрисой в кино. Роли, которые она брала на себя с видимой легкостью, потрясали своей живостью, искренностью и глубиной.
Нюра из повести «Сталинград — 1929», вошедшая в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви», — ее вторая роль. Она дебютировала в кино вместе с «опытными» Остроумовой Леонидом Филатовым и Натальей Егоровой. Затем был фильм «Город в огне» о фашистской осаде Севастополя и снова — Станислав Ростоцкий, который решил снять одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие.
Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала как родная для многих людей, переживших войну. Остроумова вместе со своими партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальной творческой командой создали на экране поистине захватывающую картину, которая даже была номинирована на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и удостоена Государственной премии.
Образ Мани Поливановой, который Остроумова создала на экране, — еще одна глубокая и важная роль для актрисы. Любовь к женатому мужчине, которая длится годами, пережив войну и потери, тема, которая не приветствовалась в Советском Союзе, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам ничего не оставалось, как признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки этой дилеммы дали Остроумовой бесценный опыт работы с такими актерами, как Евгений Матвеев, Валерия Саклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов и Зинаида Кириенко, а также заслуженную государственную премию.
Восьмидесятые годы. После большого успеха в карьере актрисы наступил перерыв — до выхода фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Этот фильм помог ей получить роль Анфисы в пьесе Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила включить Ольгу в постановку пьесы, хотя эта роль предназначалась для более зрелых актрис.
В 1980-е годы Остроумова снялась и в менее популярных, но интересных фильмах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск с ранением», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял милицейскую драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но фильм не произвел на зрителей такого сильного впечатления, как «Любовь земная» и «Судьба».
1990-е годы. Несколько ролей, достойных таланта Остроумовой, пришлись на лихие 90-е. К счастью, актриса участвовала в лучших спектаклях Театра имени Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Среди фильмов этого периода следует отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», в которой актриса сыграла Екатерину Семеновну. Она с удовольствием снималась с такими великими актерами, как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова и Леонид Кулагин.
Ольга Остроумова сейчас
В 2017 году актриса отметила свое 70-летие. Она полна энергии и продолжает сниматься в театральных постановках. В то же время она не забывает заботиться о самых любимых людях — муже, детях и внуках.
В 2018 году она снялась в драме «Ван Гоги» режиссера Сергея Ливнева. Ее коллегами по съемочной площадке были Алексей Серебряков, Наталья Негода и Даниил Ольбрыхский. Премьера фильма состоялась в марте 2019 года.
Предательство после 20 лет брака
Левитину и Остроумовой все же удалось развестись со своими партнерами и пожениться. В браке родилось двое детей, воспитанием которых в основном занималась Ольга. В какой-то момент она была вынуждена приостановить свою карьеру и посвятить себя семейной жизни, в то время как ее муж продолжал работать и посвящать себя в основном своим режиссерским проектам.
Левитин часто говорил, что Остроумова представляет для него идеал женщины. Для посторонних она тихая и спокойная, а для его близких — страстная натура, готовая полностью посвятить себя семье. К сожалению, Михаил не смог оценить преданность своей верной и умной жены. К его всегда плотному графику добавились параллельные романы, которые актриса не смогла вынести. Так, 23 года их совместной жизни были омрачены равнодушием и изменами режиссера.
Третья попытка
Отношения Ольги Остроумовой и Валентина Гафта начались с пари. Актер был увлечен своей коллегой, но не был уверен, подходит ли он ей. Его избранница, в свою очередь, решила вступить в отношения, чтобы отомстить бывшему мужу. В то время они и предположить не могли, что их роман продлится десятилетия.
Обычная симпатия вскоре переросла в сильные чувства: Остроумова стала надежной опорой для своего третьего мужа и полностью посвятила ему себя. Она оставалась рядом с ним не только в самые счастливые, но и в самые трудные моменты — помогала ему пережить смерть дочери, поддерживала в исцелении от тяжелых болезней. Гафт всегда ценил любовь и преданность своей жены и переживал лишь о том, что она станет для него обузой.
К сожалению, актер ушел из жизни в 2020 году после продолжительной болезни — так закончилась их 24-летняя история любви. Его любимая Ольга оставалась рядом с ним до последнего момента — после его смерти она посвятила себя заботе о его детях и внуках.