Первая пятерка: кто из россиянок покорил космос до Анны Кикиной. Первая женщина в космосе.

15 июня 1963 года корабль «Восток-6» «Чайка» (позывной Терешковас) находился на орбите Земли в течение трех дней и совершил 48 оборотов вокруг планеты. Она не только стала первой женщиной в космосе, но и самым молодым (26 лет на момент старта) и единственным астронавтом-одиночкой, когда-либо побывавшим в космосе.

Запретный кумыс, секс на орбите и вакцина из космоса: что пережили российские женщины-космонавты

С тех пор как Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос, его стали считать сверхчеловеком. С ростом космической индустрии, новыми миссиями и удивительными открытиями человечество, безусловно, стало более спокойно относиться к космонавтам. За 60 лет, прошедших после легендарного полета корабля «Восток-1», на орбите Земли побывало более 560 человек. Но даже сегодня, в век марсоходов, космического туризма и экспериментов на МКС, эта профессия едва ли является обыденной.

Космонавты постоянно находятся в сложнейших условиях: невероятные перегрузки, шум, вибрации, ограниченная подвижность, изоляция и длительное пребывание в замкнутом пространстве — не каждый может справиться с этим. Более того, невесомость, которая со стороны выглядит забавно, когда вокруг летают предметы, совсем не приятна. Невесомость может привести к проблемам с равновесием, головным болям и другим неприятным симптомам. И в первые часы после приземления астронавту трудно привыкнуть к условиям на Земле: Все предметы кажутся непривычно тяжелыми, координация движений ограничена, а резкие перепады давления могут привести к потере сознания. Но когда вы видите величественные картины Земли через окно, вы понимаете, что просто побывать там один раз стоит того.

Чтобы стать астронавтом, необходимо пройти строгий отбор и соответствовать ряду требований, одним из важнейших из которых является хорошее здоровье и выносливость. Несмотря на все трудности, связанные с этой профессией, в космические путешествия вовлечены не только мужчины, но и женщины. Слабым и избалованным людям здесь, конечно, не место: Поле не идет на уступки, условия одинаковы для всех. Но женское тело во время космических полетов подвергается более сильным вибрациям, чем мужское. Первой была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос 16 июня 1963 года. Почему ей было страшно во время старта, почему Светлану Савицкую дважды отчисляли из Центра подготовки космонавтов и почему ее муж Елена Кондакова не допустила ее к третьему полету в космос, узнайте в нашей статье о легендарных женщинах в космосе.

Валентина Терешкова

Фото.

Первый полет женщины в космос был почти так же важен для мира, как и полет Юрия Гагарина. Для советского руководства отправка женщины в космос была, конечно, прежде всего, пропагандистским решением: важно было показать, что в нашем социалистическом государстве все равны и что женщины имеют те же права и возможности, что и мужчины. Но это, конечно, не все: отправка представительниц слабого пола в космос представляла большой интерес для ученых. Никто не знал, как поведет себя женское тело в условиях невесомости и как скажется пребывание в космосе на ней по возвращении на Землю.

Когда СССР узнал, что американцы готовятся отправить в космос женщину-астронавта Джерри Кобб, он немедленно приступил к организации женской космической команды. Космическая гонка с США набирала обороты: Американке не разрешили отправиться на орбиту раньше нашей. В начале 1962 года начался отбор кандидатов. Велись поиски парашютиста в возрасте до 30 лет, ростом до 170 см, весом до 70 кг и с хорошей физической подготовкой. Из сотен кандидатов было отобрано пять: Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева и Валентина Терешкова.

Девушки были подвергнуты жестким испытаниям. Помимо обучения в центрифуге, их длительное время держали в термокамере, где температура составляла +70°C, а влажность — 30%. Поскольку невесомости нельзя было достичь на земле, тренировки проводились и в воздухе, на самолетах МиГ-15. Самолет взлетел на высоту 6 000 метров и начал крутой подъем под углом 45 градусов. На высоте около 9 000 метров двигатели выключаются, и самолет продолжает полет по инерции. Как только сила инерции стала равна силе тяжести, в самолете возникла невесомость — сила тяжести в кабине стала равна нулю. В авиации такие маневры называются параболическими глайдами. Состояние невесомости длилось недолго — от 30 до 40 секунд. В это время пилоты должны были выполнять определенные задания: говорить по радио, есть, писать что-то от руки.

Девушки прошли не только физические, но и психологические испытания. Одним из самых сложных испытаний была сигнальная комната — полностью звуконепроницаемое помещение, в котором каждый кандидат должен был провести 10 дней.

Валентина Терешкова была выбрана из пяти кандидатов. И хотя другие девушки не уступали ей в тестах (Терешкова заняла последнее место), у Валентины было два больших преимущества: она происходила из семьи рабочего класса и умела хорошо говорить на публике — все это важно для будущего космонавта, который будет представлять Советский Союз на международной арене.

Решающий момент наступил 16 июня 1963 г. В 12.30 по московскому времени взлетел космический корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой на борту. За несколько секунд до того, как ракета поднялась со стартовой площадки, Терешкова процитировала строчку из поэмы Маяковского «Облако в штанах»: «Эй, Скай, снимай шапку!». Как и знаменитое гагаринское «Поехали!», эти слова навсегда вошли в историю.

Светлана Савицкая

Фото.

После полета Терешковой в течение 19 лет больше ни одна женщина не отправлялась к звездам. Второй леди в космосе вновь стала наша соотечественница Светлана Савицкая. Она стала знаменитой еще до своего легендарного выхода в открытый космос. В 1965 году она установила три мировых рекорда по прыжкам с парашютом из стратосферы, а пять лет спустя стала чемпионкой мира по акробатике. Но этих высот Савицкой было недостаточно: она с детства мечтала о космосе.

Светлана училась в Московском авиационном институте, а также окончила летное училище, где получила специальность «летный инструктор». В августе 1980 года Савицкая вступила в отряд космонавтов, а через год стала космонавтом-исследователем.

Первый полет состоялся в 1982 году. В качестве космонавта-исследователя Савицкая летала на корабле «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». Впервые в истории на борту космического корабля находился смешанный экипаж: Савицкая и космонавты Леонид Попов и Александр Шеребров. После полета в прессе разразился скандал.

Французская газета Le Figaro опубликовала статью о том, что советские космонавты проводили эксперимент и пытались заняться сексом в космосе. По словам газеты, спутником Савицкой был один из их коллег. Эта поразительная информация якобы была предоставлена газете некими «высокопоставленными чиновниками советской космической промышленности». Однако советская сторона никогда не комментировала эту информацию, а сама Савицкая всегда категорически отказывалась говорить на эту тему.

Во время своих полетов Савицкая проводила множество различных экспериментов. В частности, большое внимание уделялось производству высокочистых лекарств: считалось, что их можно получить в космосе.

Моя жизнь – бразильский сериал»: почему Климова развелась с Петренко, полюбила, но отпустила Месхи и с кем счастлива сегодня. Московские окна сериал актеры.

«У нас было много экспериментов — 22 или 24 менее чем за неделю, — сказала Савицкая в интервью, — включая новые биотехнологические эксперименты, в том числе производство высокочистых веществ. Предполагалось, что в условиях невесомости можно будет производить высокоочищенные вакцины, высокоочищенный инсулин и другие вещи. Они получили очень чистую вакцину, вакцину от гриппа, я думаю. Я слышал, что его даже использовали в качестве ссылки в выпуске вакцины. Инсулин был очищен, он показал большие перспективы».

Наибольшего успеха достиг полет, начавшийся 17 июля 1984 года. На этот раз Савицкая поднялась на борт «Союза Т-12», а в состав экипажа, помимо нее, вошли космонавты Владимир Джанибеков и Игорь Волк. На второй день полета «Союз Т-12» пристыковался к орбитальной станции «Салют-7».

25 июля 1984 года в 18:55 по московскому времени Светлана Савицкая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Весь центр управления полетом следил за каждым ее движением, затаив дыхание. Вместе с Джанибековым она провела в космосе 3 часа 35 минут. За это время астронавты испытали универсальный ручной инструмент для резки, сварки, пайки и напыления металла.

«Это был самый важный ключевой элемент моего второго полета. Чтобы обеспечить приоритет нашей страны в этом важном направлении космической деятельности, в космос полетела первая советская женщина. Это более интенсивная работа. Да, там больше рисков, — признала Светлана.

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова навсегда останется в памяти как первая женщина-космонавт. Она была единственной женщиной в мире, которая летала одна.

Терешкова была запущена на орбиту на космическом корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года. В то время Валентине было 26 лет. Почти три дня она провела в одиночестве в неизвестном и таинственном пространстве. Во время полета Валентина вела дневник и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере. Те, кто наблюдал, как Терешкова готовилась к запуску и выводила «Восток-6» на орбиту, сказали, что все прошло гладко и чисто.

Фото. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (слева) после приземления. Фото: ТАСС

«Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта», — признался генерал-лейтенант Николай Каманин, который занимался отбором и подготовкой космонавтов.

Космический корабль обогнул Землю 48 раз и благополучно приземлился на Алтае. После приземления Валентина чувствовала себя комфортно и даже сама вышла из спускаемого аппарата, хотя это было запрещено.

На сегодняшний день ни одна женщина-космонавт в мире не пыталась совершить полет в космос в одиночку. После своего знаменитого полета Валентина приобрела всемирную славу и любовь. Терешкова была названа величайшей женщиной 20 века, в ее честь были названы улицы и школы, оазис в Антарктиде и кратер на Луне.

Фото. Фото.

Светлана Савицкая

Полет Савицкой стал историческим событием для космонавтики. Считается, что Светлана — первая в мире женщина, совершившая полет в космос. Ее знаменитый полет состоялся в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым. Отважные космонавты провели за пределами космического корабля 3 часа 35 минут. В космосе они испытали специальный ручной инструмент, который можно использовать для сварки, резки и сваривания металла.

Во время выхода в открытый космос за Савицкой внимательно наблюдали с Земли. Все прошло отлично: Светлана показала себя настоящим профессионалом, сохраняла полное спокойствие и даже успевала шутить с коллегами по станции.

Экипаж корабля «Союз Т-12» вернулся на Землю 29 июля. Светлана Савицкая была награждена орденом Ленина и получила две звезды Героя СССР.

«Все, кто наблюдал за юной Светланой, не могли скрыть своего восхищения ее самообладанием, самоконтролем, уверенностью в себе и, наконец, элегантностью, с которой она выполняла столь сложную и ответственную задачу. Впервые женщина в космосе, впервые мужчина на околоземной орбите, который сваривал, плавил, напылял и резал, то есть работал с металлом, что всегда означает создание чего-то нового», — пишет историк Александр Степанов.

Елена Кондакова

Елена Кондакова — первая в мировой истории женщина, совершившая длительный космический полет. В 1985 году она начала самостоятельно изучать космический корабль «Союз ТМ», а через 4 года стала одним из кандидатов на участие в запланированном длительном полете.

Елена впервые полетела в космос 4 октября 1994 года на космическом корабле «Союз ТМ-20» и орбитальной станции «Мир». Она была бортинженером 17-го основного полета вместе с космонавтом Александром Викторенко и немецким астронавтом Ульфом Мербольдом. Полет продолжался 169 дней, 05 часов, 21 минуту и 35 секунд.

С 15 по 24 мая 1997 года Кондакова выполнила свой второй полет. Она совершила полет в космос в составе экипажа космического корабля «Атлантис» STS-84. На этот раз миссия длилась 9 дней, 5 часов, 20 минут и 48 секунд.

169 дней в космосе. Самый длительный полёт

Елена Кондакова окончила Бауманский государственный технический университет в Москве в 1980 году и начала работать молодым специалистом в космическом научно-производственном объединении «Энергия». В это же время ее будущий муж Валерий Рюмин совершал свой третий космический полет.

Кондакова совершила два полета в космос. Первый — в октябре 1994 года на космическом корабле «Союз ТМ-20». Он вернулся на Землю в марте 1995 года и установил рекорд самого длительного полета женщины: 169 дней, 5 часов и 35 секунд. После полета Кондаковой было присвоено звание «Герой Российской Федерации» за мужество и героизм, проявленные во время миссии по мирному освоению космоса.

Второй полет Кондаковой состоялся в мае 1997 года на американском космическом челноке «Атлантис», шестое орбитальное рандеву с космической станцией «Мир».

Двукратный герой Советского Союза Валерий Рюмин передавал свой опыт молодым космонавтам. Когда в 1985 году 46-летний Рюмин женился на своей 28-летней коллеге по космосу, он не ожидал, что его жена «выйдет на орбиту». Не ожидал он этого и тогда, когда в январе 1986 года у супругов родилась дочь Женя. Сам Рюмин говорил в интервью, что он был против того, чтобы его жена стала астронавтом, но у него не было сил остановить ее.

В одном из интервью Контакова рассказала о своих теплых отношениях с Терешковой.

«С Валентиной Владимировной Терешковой у меня сложились очень теплые человеческие отношения. Не успел я войти в тело космонавта. Можно сказать, что она заботилась обо мне, делилась со мной своими переживаниями. Ведь в нашей профессии очень важна каждая мелочь, которая на первый взгляд может показаться незначительной, но впоследствии значительно облегчает вашу жизнь. Во время обоих рейсов она прощалась и здоровалась со мной. Валентина Владимировна была первой. Она была и остается символом нашего времени — не случайно она получила международную награду «Легенда века»», — сказал он.

Первая россиянка на МКС

Елена Олеговна Серова — четвертый российский космонавт на околоземной орбите и первая российская женщина на МКС.

Спустя 17 лет, 26 сентября 2014 года с Байконура был запущен еще один космический аппарат, в экипаж которого вошла Серова. Это был ее первый полет.

Серова стартовала в качестве бортинженера на борту пилотируемого корабля «Союз ТМА-14М», экипаж которого благополучно вернулся из полета 12 марта 2015 года. Россиянин провел на МКС 168 дней.

Прошло около восьми лет, прежде чем Елена Олеговна осуществила свою мечту — в декабре 2006 года она зарегистрировалась в отряде космонавтов РКК «Энергия» в качестве кандидата на должность космонавта-испытателя.

Запущенный к МКС в конце сентября 2014 года экипаж с Еленой Серовой на борту провел на орбите более 50 научных экспериментов. Многие из них имели важное применение для науки, медицины и человечества в целом. В частности, Серова провела уникальный эксперимент «Визир», в ходе которого она смогла сфотографировать любой объект на Земле так, чтобы специалисты знали его точные координаты, и, наоборот, использовать полученные данные для измерения земной поверхности по специальной методике, разработанной в России.

Если прежние покорительницы Вселенной носили короткие стрижки, то у Елены Олеговны была пышная коса ниже пояса. И она провела собственный эксперимент — вымыла и расчесала волосы и заплела их в косы в условиях невесомости.

Позже космонавт Серова сообщила, что ей удалось вырастить на орбите два яблока, и пообещала посадить «космический лимон».

Полет Елены Серовой был почти подвигом.

Да, я знаю, о чем думают люди: еще одна женщина полетела, что тут такого? Американки совершали полугодовые полеты на орбитальную станцию «Мир» и не раз работали на МКС. Наша коллега Елена Кондакова также провела на орбите шесть месяцев. Так уж сложились обстоятельства. Я бы хотел, чтобы женщине было легче попасть в тело космонавта (а затем присоединиться к экипажу), чем американцам.

Космос в ожидании

После Серовой в космосе не было больше российских женщин.

Есть вероятность, что туда отправится Анна Кикина — пока единственный российский член отряда космонавтов.

Сильная, упрямая и очень улыбчивая — такое впечатление производит Кикина, космонавт-испытатель, когда мы встречаемся с ней впервые. Она родилась в Новосибирске, здесь получила образование инженера, а затем работала на радиостанции в Горно-Алтайске. Анна признается, что никогда не мечтала о полете в космос, но когда она узнала о программе набора, то поняла, что эта возможность ждала ее всю жизнь.

Я готовлюсь к своему первому полету за последние семь лет. Я не знаю, когда состоится полет. Во-первых, необходимо назначить экипаж — это произойдет в ближайшие 2-3 года. Подготовка к первому полету занимает 10 лет, плюс-минус два года. Подготовка может занять до 15 лет.

Я надеюсь, что в следующих наборах примет участие больше женщин, потому что в российских космических полетах должно быть больше женщин. Я думаю, что одного недостаточно.

Наши мужчины не любят пускать девушек в космос — они осторожны!

А настолько ли всё лучше на Западе?

Стоит напомнить, что за более чем 60 лет у СССР/России было пять женщин-космонавтов, а у США — 54.

Кажется, что цифры говорят сами за себя, но на самом деле ситуация с женщинами-астронавтами в Соединенных Штатах в течение многих лет была даже хуже, чем в Советском Союзе.

Например, команда Рэндольфа Лавлейса, хотя и предшествовала первой группе советских космонавтов, была гораздо скромнее по масштабам.

Изучение возможностей женщин было чисто частной инициативой, а не государственной программой НАСА. Сам Лавлейс искал опытных женщин-пилотов, которым он предложил пройти тесты, аналогичные тем, которые проходили первые астронавты США. Из более чем 20 кандидатов 13 прошли все тесты, самой старшей из них — Джейн Харт — был 41 год, она была матерью восьмерых детей. Пресса называла эту группу «Меркурий-13» — отсылка к первой американской команде астронавтов «Меркурий-7». Сами женщины назвали свою «команду» FLATs (First Lady Astronaut Trainees).

Однако FLAT не предлагали никакого специального обучения. Женщины часто приходили на обследования по отдельности в течение нескольких недель и часто даже не знали о существовании другой. В 1961 году тогдашний глава НАСА Джеймс Уэбб публично заявил, что агентство не имеет никакого отношения к FLAT, и программа была прекращена без объяснения причин.

Самые настойчивые девушки, Джеральдин Кобб и Джейн Харт, протестовали и требовали, чтобы им тоже разрешили участвовать в конкурсе на место в космосе. В 1962 году им даже удалось инициировать дебаты в специальном комитете Конгресса США. Но на этом все и закончилось: НАСА отказалось принимать женщин в астронавты. Представители агентства сослались, в частности, на указ президента США, согласно которому кандидаты на полет в космос должны иметь подготовку по военной авиации и инженерную степень. Женщин, отвечающих всем этим требованиям, в то время в США просто не существовало.

Символично, что два года спустя после слушаний о женщинах в космосе согласно Акту о гражданских правах любая дискриминация (по половому признаку в том числе) в США была запрещена. Показательно и то, что для мужчин — кандидатов в астронавты NASA делало исключения, а для женщин — нет. Например, у Джона Гленна не было необходимого образования, а у Базза Олдрина — достаточного количества часов полетов. Но оба они побывали в космосе, а Джерри Кобб, имевшая стаж пилота в разы больший, чем у того же Гленна, — нет. В целом NASA долгое время оставалось единственным национальным агентством США, где женщины и национальные меньшинства были представлены хуже всего.

В то время FLAT не нашли большой поддержки в обществе. Некоторые газеты называли их «астро-чуваками», «космическими куклами» или «космическими девушками». А основатель группы, Рэндольф Лавлейс, не стал особо сопротивляться обвинениям. Он собрал группу из чисто практических соображений; Лавлейс считал, что космос скоро станет вторым домом для людей и им понадобятся секретари, машинистки, телефонные операторы….. потребуется.

В результате Соединенные Штаты не отправляли в космос женщин-астронавтов до 1980-х годов. Только в 1978 году НАСА приняло шесть женщин-кандидатов для участия в программе космических челноков. Значительно, потому что условия на новом корабле были более комфортными и «подходящими» для женской работы. В действительности, агентство переживало морские перемены в гендерной и расовой политике. Женщин и представителей этнических меньшинств набирали чаще, причем на самые разные должности, например, летчиков-испытателей. Это позволило первой женщине-астронавту Салли Райд выйти на орбиту в 1983 году. Другие женщины-кандидаты 1978 года также были в космосе.

Будущее женской космонавтики

Есть и другие препятствия, которые стоят на пути женщин в космосе. Например, существовали предрассудки относительно физиологии женщин. На заре освоения космоса никто не знал, как поведет себя женское тело в невесомости, как повлияет на него полет.

Например, в NASA опасались, что во время длительных полетов менструальная кровь будет течь не как обычно, а вверх, в брюшную полость (это опасное состояние известно как ретроградная менструация). Существовало также предубеждение, что менструирующие женщины не могут выполнять свои обязанности (вспомните показания Рязанского).

Эти опасения оказались необоснованными. Например, нет проблем с кровью. А современные препараты (оральные контрацептивы) вообще помогают космонавтам нарушить цикл и забыть о нем на все время полета без каких-либо последствий для здоровья.

В целом, в настоящее время считается, что существенных различий в физиологических и психологических реакциях на невесомость между мужским и женским организмом нет. Если верить физиологу Лиз Уоррен, сотрудничающей с NASA, специалистам даже не придется учитывать пол участников будущей миссии на Марс при ее планировании.

Это стало понятно только после того, как женщины начали участвовать в освоении космоса. Однако в более ранние годы освоения космоса преимущественно мужчинами открылся большой пробел в данных. В результате до сих пор проводятся эксперименты по изучению влияния невесомости на женский организм.

Наследие ушедшей эпохи проявляется и в «повседневной жизни»: в космических технологиях по-прежнему в основном доминируют мужчины. Например, первый выход в открытый космос на МКС только для женщин не состоялся, потому что на станции не было достаточного количества маленьких скафандров.

Но ситуация меняется, и постепенно все препятствия для женщин-астронавтов падут.

В июле 2021 года мечту о полете в космос смогла осуществить одна (и на данный момент единственная) участница FLATs Уолли Фанк. Ее в суборбитальный полет на корабле New Shepard пригласил миллиардер и создатель частной космической компании Blue Origin Джефф Безос. Так Безос, по его собственным словам, восстановил справедливость. Фанк (самой младшей участнице FLATs) на момент старта было 82 года — она стала самым возрастным участником космического полета в истории.

НАСА уже запланировало пилотируемый полет с посадкой на Луну на 2024 год в рамках программы Artemis. Название было выбрано не случайно: Согласно легенде, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона (имя первой лунной программы США). В этой миссии НАСА хочет посадить на спутник первую женщину и первого цветного мужчину. Восемнадцать кандидатов уже отобраны. Половина из них — женщины. Некоторые из них будут не только ходить по поверхности Луны, но и жить на ней в течение недели. Специально для «Артемиды» НАСА разработало более мобильный и гибкий скафандр xEMU, который можно подогнать под любой размер, рост и форму.

В отечественной космической отрасли ситуация более скромная, но тоже не безнадежная. В сентябре 2022 года Анна Кикина может стать еще одной российской женщиной в космосе. Она готовится к полету на МКС в составе экипажа 5 на ракете Crew Dragon. Если полет на американской ракете окажется неудачным, Анна полетит в космос в качестве члена экипажа корабля «Союз МС-22». Запуск этого космического аппарата также запланирован на осень 2022 года.

Елена Кондакова — дольше всех в космосе

РИА Новости

Елена Кондакова также летала дважды. Хотя ее муж, космонавт Валерий Рюмин, изначально был против. Но как можно остановить женщину, когда она уже все решила!

Позднее Контакова рассказывала: «Многие девушки проходили со мной медицинские обследования, но многие не дошли. Потом одна забеременела, и мой муж поставил условия другой: «Или я, или космос», и я осталась одна. Честно говоря, мой муж всегда был против моего бегства, но в конце концов он сказал: «Ты меня потом не простишь», и согласился».

Ее первый полет был самым продолжительным среди всех женщин-космонавтов: Елена пробыла на орбите 170 дней. Несомненно, такая длительная космическая миссия требовала огромных душевных сил, выносливости и мужества. После возвращения на Землю Кондакова получила звание Героя Российской Федерации. А в 1997 году она во второй раз полетела в космос в составе американского экипажа. Елена вошла в отряд космонавтов и сразу же подружилась с Валентиной Терешковой. Старшая подруга заботилась о «молодой девушке», охотно делилась своим опытом и рассказывала ей обо всех мелочах, которые важны в космосе и могут облегчить жизнь.

Оба раза Валентина сопровождала Елену в космическом полете и встречала ее по возвращении. Контакова больше не летала в космос — она занялась политикой и несколько лет была депутатом Государственной Думы. Она могла бы полететь в третий раз, но муж в конце концов остановил ее от этого шага. В конце концов, ее дочь росла в ее семье, и Елена решила, что не может надолго оставлять свою малышку без внимания матери.

Елена Серова — оставила длинную косу и мыла её в невесомости

РИА Новости

Елене Серовой потребовалось 8 лет для полета в космос, столько же времени она провела в телах космонавтов. Разрыв между третьей и четвертой женщиной в космосе составил 17 лет! В 2014 году ее мечта наконец сбылась: она полетела в качестве бортинженера на пилотируемом космическом корабле. Прощаясь с матерью, дочь вложила в руку Елены свою любимую плюшевую игрушку. Этот дар очень помог Елене, когда она была на орбите: одно только зрение придавало ей сил и мужества.

В следующем году Хелена повторила полет, на этот раз в составе международного экипажа. Второй полет Серова продолжался 169 дней. Интересно, что в отличие от своих предшественниц, Елена не стала коротко стричь волосы перед полетом, а оставила их длинными до пояса. Она хотела провести эксперимент: посмотреть, как она будет заплетать и сушить волосы в свою обычную косу.

Это было не просто любопытство. Елена уверена: туго заплетенная косичка безопаснее в невесомости, чем короткие волосы, которые могут бесконтрольно пролететь на станцию и попасть, например, в приборы.

Анна Кикина — ждём полета!

РИА Новости

Единственная женщина, которая в настоящее время тренируется в отряде российских космонавтов, — Анна Кикина. Ожидается, что она войдет в состав экипажа полета на Международную космическую станцию в 2022 году. Анна — сантехник по профессии, она также является инструктором по оказанию первой помощи при различных несчастных случаях и имеет сертификат спасателя. Анна родом из Новосибирска и до 2012 года работала радиожурналистом. Но однажды она решила сменить микрофон на скафандр — и вступила в отряд космонавтов. У Анны Кикиной тоже длинные волосы, как и у Елены Серовой. Интересно, как она будет заботиться о нем во время полета?

Оцените статью