Он много и часто гастролировал, оставаясь при этом открытым для различных музыкальных направлений. Певец стремился развивать свои навыки в разных жанрах и работать с разнообразными коллективами.
Майя Кристалинская
Имя: Майя Владимировна
Кто: Певица
Дата рождения: 24 февраля 1932 года
Место рождения: Москва
Дата смерти: 19 июня 1985 года (возраст 53 года)
Причина смерти: рак лимфоузлов
Где похоронена: Москва, Ново-Донское кладбище
Рост: 175 см
Знак зодиака: Рыбы
Восточный гороскоп: Обезьяна
Ссылки: …
Майя Владимировна Кристалинская родилась в Москве. В возрасте 20 лет у её родителей появилась первая дочь, которую также назвали Майей, но она погибла в возрасте двух лет. Когда в 1932 году на свет появилась вторая дочь, ей вновь решили дать это имя. Отец Майи, Владимир Григорьевич Кристалинский, был ученым и математиком, который также создавал кроссворды и развивающие загадки, публикуемые в детской газете «Пионерская правда», и проводил занятия в Доме пионеров.
Двоюродная сестра Владимира Кристалинского, Лилия, была певицей и актрисой в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Муж теты Лилии, Павел Самойлович Златогоров, работал режиссером и долго руководил театром. Благодаря их творческой среде музыка вошла в жизнь Майи с раннего возраста, и она освоивала почти весь репертуар театра. Однажды дядя подарил маленькой Майе губную гармошку, на которой она научилась играть самостоятельно.
Майя была отличницей в школе, успешно осваивая литературу, иностранные языки и математику. В юном возрасте у нее проявился выдающийся талант к пению: на школьных вечерах она часто исполняла песни за фортепиано без особой подготовки. Позже она стала вокалисткой хора Центрального дворца детей железнодорожников (бывшем Доме пионеров) под руководством Семена Дунаевского. Во время выпускного вечера в июне 1950 года в Манеже Майя исполнила для случайной публики военные песни «Синий платочек» и «Однополчане».
Восхождение звезды и начало карьеры Майи Кристалинской
После окончания школы Майя вместе с подругой Валей Котелкиной поступила в Московский авиационный институт на специальность «инженер-технолог». В институте она активно участвовала в художественной самодеятельности и пела в хоре. Руководство хора отметило её тихий и ненавязчивый голос, выразительный и эмоциональный, подходящий для разных музыкальных стилей. Подруга Майи, будущая знаменитая оперная певица Галина Карева, предложила ей оставить институт ради карьеры в музыке, но Майя не решилась на такой риск.
Майя Кристалинская окончила институт в 1955 году и вскоре вместе с Валей Котелкиной стала работать на заводе имени Чкалова в Новосибирске. Они столкнулись с трудными условиями труда: им приходилось работать по десять-двенадцать часов в день в грязном цехе в роли «штукатуров-маляров». Вскоре они поняли, что не могут продолжать так долго, и решили вернуться в Москву. Это решение считалось смелым и даже опасным, так как завод в Новосибирске направил рапорт о том, чтобы их уволили за самовольное оставление рабочего места. К счастью, благодаря связям им удалось избежать неприятностей, и через знакомого их устроили на работу в авиационное конструкторское бюро имени Яковлева.
Майя продолжала заниматься самодеятельностью в эстрадном коллективе Центрального дома работников искусств. В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором её пригласили поучаствовать в джазовом ансамбле студии «Первый шаг». В составе ансамбля она выступала на многих спектаклях и концертах. Однако вскоре после этого в газете «Советская культура» появилась уничижительная статья под заголовком «Музыкальные стилисты», в которой подвергался критике молодежный оркестр «Первый шаг». Заказчиком статьи выступил ведущий джазовый музыкант А. Цфасман, который считал оркестр своей конкуренцией. Вскоре последовало «инструментальное осуждение», в результате которого ансамбль «Первый шаг» прекратил своё существование.
Летом 1958 года Майя Кристалинская получила предложение от Государственного концертного зала принять участие в гастролях по Закавказью. Она согласилась, получив разрешение в плановом отделе. Её выступления имели большой успех, и известный джазовый музыкант Эдди Рознер пригласил её стать солисткой в своей группе. Это предложение было для Майи решающим, и она окончательно решила полностью посвятить себя сцене.
Кристалинская гастролировала по стране с джазовыми оркестрами и выпустила несколько записей своих песен, которые мгновенно стали хитами. Широкую известность она приобрела после выхода на экраны фильма «Жажда», в котором она исполнила песню «Ты и я — два берега». Альбом с этой песней разошёлся тиражом в семь миллионов экземпляров по всей стране. Также, Майя исполнила первую песню Булата Окуджавы «Ой, Арбат», которая ранее была доступна только на пластинках. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.
К сожалению, вскоре её карьера столкнулась с проблемами. В 70-е годы, под руководством Сергея Георгиевича Лапина в Гостелерадио, начались гонения на многие известные даже культовые личности, включая Кристалинскую. После исполнения ею песни «В нашем городе дождь» в новогодней программе «Голубой огонек» телевидение обвинило певицу в распространении грусти и уныния. Савиным её фактически перестали показывать по телевидению, несмотря на то что гастроли продолжались, но разрешали выступать лишь в сельских клубах и районных центрах Рязанской, Тульской и Орловской областей.
Умница, красавица и певица
С детства Майя успешно сочетала учёбу и занятия музыкой: учась в школе, она великолепно осваивала иностранные языки, занималась пением и игрой на музыкальных инструментах. Её дядя подарил ей губную гармошку, которую Майя, к удивлению всей семьи, освоила всего за пять минут. Неудивительно, что учёба и пение в хоре шли у неё параллельно, и её всегда ценили за способность исполнять песни под любой аккомпанемент без предварительной подготовки.
В возрасте шестнадцати лет, оформляя паспорт, она допустила первую ошибку: по национальности указала «еврейка», как её отец. Это решение, принятое в юности, спустя годы обернулось серьезными трудностями в карьере, будет она сталкиваться с предвзятостью и дискриминацией в профессиональной сфере. В то время, когда Майя училась на инженера, её талант к музыке не оставался незамеченным. Устроившись в строительную компанию, она ненадолго отходила от музыки, однако после работы продолжала посещать Центральный дом работников искусств, где её музыкальные способности заметил джазовый музыкант Олег Лундстрем, который пригласил её гастролировать со своим оркестром. Майя проработала с ним всего три года в качестве инженера, но её сердцем всегда оставалась музыка.
Успех и одиночество
Майя Кристалинская завоевала симпатии столичной публики после своего выступления на Международном фестивале молодежи и студентов. После выхода фильма «Жажда», где она исполнила свою знаменитую песню «Ты и я — два берега», она стала настоящим кумиром. Альбом с этой песней распродан тиражом в 7 миллионов экземпляров, а мелодии, исполненные ею, слышались на каждом углу.
Первый муж Майи, Аркадий Арканов, был выпускником медицинского института и начинающим писателем, он ревновал её к растущей популярности. Их знакомство состоялось на роковой вечеринке, после которой они поженились, даже не успев толком узнать друг друга. Арканов был известен своей легкой нравственностью, и его напористость произвела впечатление на Майю, однако свадьба была обременена семейными конфликтами. Ситуация оказалась такой напряженной, что спустя менее года они расстались. Кристалинская пыталась сосредоточиться на работе, но вскоре начались проблемы со здоровьем.
Образование
Майя проявляла свои таланты в школе, где ей зачастую удавалось развлекать публику пением под аккомпанемент фортепиано, даже без предварительной подготовки. Эти способности заметили руководители хора Центрального дворца детей железнодорожников, которым управлял в то время известный композитор Исаак Дунаевский.
Кристалинская, вспоминая те времена, признавалась, что не догадывалась о своё будущем, связанном с сценой: она была многогранной личностью, проявляя успехи в литературе, математике и иностранных языках.
Незадолго до получения первого паспорта произошёл важный инцидент: её мать была русской, а отец — евреем. Молодая девушка спросила свою подругу Котелкину, какую национальность ей указать. Получив ответ, что решить вопрос можно по отцу, она указала эту национальность и не могла предположить, что это станет причиной для будущих трудностей. В 1960-х годах, это определение сильно повлияло на её карьеру, когда она столкнулась с барьерами на телевидении.
После окончания школы, Майя поступила в изучение авиации в Московском авиационном институте. В сопровождении Валентины Котелкиной, они стали студентами факультета экономики летательных аппаратов, где через пять лет получили специальность инженеров-технологов. Их распределили на завод в Новосибирске.
Работа на заводе
Этот этап карьеры Майи Кристалинской был не самым удачным в её жизни. Она вспоминала, что к ним на заводе относились холодно, и даже не предложили жилье в общежитии.
Работа их не устраивала: условия труда были ужасными, а кадровое руководство дало толчок к их недовольству. Вскоре подруги приняли решение оставить свою работу и вернуться в Москву. Это благородное решение обернулось риском, так как фабрика направила иск о привлечении девушек к ответственности.
Им повезло. Начальник главного отдела хорошо знал их, так как был одним из судей диплома Кристалинской, и предложил им новую должность в Москве — в конструкторском бюро Яковлева.
Смерть
Артистка переживала тяжелые времена после смерти своего второго мужа и все больше полагалась на поддержку друзей, которые помогли ей записать альбом на студии «Мелодия».
С весны 1985 года у неё проявились проблемы: правая рука и нога стали слабыми, а вскоре она полностью потеряла голос. За ней ухаживали младшая сестра Анна и близкие друзья.
Ровно через год после похорон мужа, 19 июня 1985 года, Майя Кристалинская ушла из жизни. Причиной её смерти стала длительная и мучительная лимфангиопатия. Звезду советской эстрады похоронили на Донском кладбище в Москве, где на её могиле была выбита надпись:
«Ты не ушла, ты только занята, ты вернёшься – и снова запоёшь».
Памятные места
1. Московский авиационный институт, где училась Майя Кристалинская.
2. Новосибирск, где Майя проводила время в университете после окончания института.
3. Конструкторское бюро имени Яковлева, где работала Майя Кристалинская.
4. Польша, где Майя гастролировала с Марком Бернесом в 1964 году.
5. Новое Донское кладбище в Москве, где похоронена Майя Кристалинская.
Могила Майи Кристалинской
Образование
После получения аттестата о среднем образовании в 1950 году, Майя решила продолжить учёбу и поступила в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина стали неразлучными подругами, и вместе поступили на факультет экономики летательных аппаратов, справившись с учёбой успешно и окончив его через пять лет инженерами-технологами, которых распределили на завод в Новосибирске.
Майя Кристалинская и Валентина Котелкина
Заместитель директора этого завода отнесся к девушкам с пренебрежением — не предложив даже места в общежитии. Девушек абсолютно не устраивало их окружение: грязный цех, грубое обращение со стороны старших, унижения и пренебрежение со стороны начальства. В конечном итоге они решили, что не могут оставаться на этом месте, и сбежали обратно в Москву. Позже завод подал жалобу с просьбой привлечь девушек к ответственности.
Подруге повезло: начальник отдела хорошо знал их и был одним из предыдущих судей диплома Кристалинской. Благодаря его поддержке, Министерство авиационной промышленности устроило их на новую работу в столице — в известное конструкторское бюро под руководством Александра Сергеевича Яковлева.
Увлечение музыкой
Несмотря на свою напряжённую трудовую загрузку, Майя продолжала заниматься музыкой и посещала самодеятельный кружок в Центральном доме работников искусств.
В 1957 году, в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов в СССР был разрешён джаз, который в то время был под запретом. Композитор Юрий Саульский пригласил Кристалинскую выступить вместе с джазовым оркестром.
Её выступление произвело фурор, но пресса не была благосклонна. В газете «Советская культура» была опубликована негативная рецензия, озаглавленная «Музыкальные стиляги», которая критиковала молодёжный джаз-оркестр. Работа Саульского была охарактеризована как «ужасный вой тромбона» и «жалкий вой саксофона», в результате чего все участники оркестра были исключены из Дома рабочего творчества.
Музыка
Несмотря на занятость, Майя продолжала работать в труппе Центрального дома работников искусств как любитель. В начале 1957 года в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов был создан джаз-оркестр по поручению Комитета комсомола, и туда пригласили Майю.
Её выступления были тепло приняты публикой, однако к концу фестиваля в газете «Советская культура» появилась критическая статья под названием «Музыкальные стиляги». В ней выступление молодёжного джаз-оркестра было осуждено: работа Юрия Саульского описывалась как «ужасный вой тромбона», «жалкий вой саксофона» и «отвратительный грохот барабанов». После этого все участники оркестра были изгнаны из дома художников.
Майя Кристалинская на сцене | Жизнь — это фото
Майя Кристалинская временно оставила сцену, но после трёх лет работы в проектной организации окончательно поняла: мечта стать профессиональной артисткой должна быть реализована. Она гастролировала с оркестром Олега Лундстрема, позже с оркестром Эдди Рознера, что дало возможность путешествовать и выступать по всей стране.
В 1960 году она дебютировала на экране в фильме «Жажда», для которого записала песню «Ты и я — два берега». После премьеры певица стала невероятно популярной, и за короткий срок было распродано семь миллионов копий пластинки с песней из фильма. Эта песня, звучавшая на радио практически каждый день, сделала её музыки знакомой и любимой во всех уголках страны.
Майя Кристалинская на сцене | Best-pesnya
Голос Майи Кристалинской завоевал симпатии миллионов слушателей. Она выпустила множество хитов, среди которых «Снег идёт», «За окошком дождь, за окошком снег», «Наши мамы», «Внуки». Она сотрудничала с известными исполнителями и композиторами, такими как Таривердиев, Иосиф Кобзон, Колмановский, Валентина Толкунова и многими другими.
В 1966 году Майя Кристалинская была признана самой значительной эстрадной певицей года по результатам всенародного голосования, а её песня «Три нежности» из фильма «Три папы в Плуткии» звучала на устах всей страны. Однако, после назначения нового председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, карьерный путь певицы оказался под угрозой, и она стала персоной нон грата на национальной сцене.
Личная жизнь
Биография Майи Кристалинской включает две значительные любовные истории. Её первым мужем был Аркадий Арканов, который работал писателем, сатириком и актером.
Артисты познакомились в 1957 году, однако родители молодых людей были резко против их выбора. Вскоре брак распался, не продлившись и года.
Аркадий Арканов, первый муж Майи Кристалинской.
В 1984 году личная жизнь Майи снова обрела смысл: она вышла замуж во второй раз, её избранником стал Эдуард Барклай, творческий человек, работающий архитектором и занимающийся дизайном.
Майя Кристалинская и Эдуард Барклай
Пара прожила вместе до смерти мужа в 1984 году, причиной которой стал инсульт, вызванный тяжёлым диабетом. Певица очень глубоко переживала утрату и была одинока в своём горе. Она пережила своего мужа всего на один год.
От обoих браков у Майи не осталось детей, что добавляло нарастающей грусти в её жизни.
Смерть певицы
После смерти мужа Кристалинская испытывала тяжёлые времена. Обострение давнего рака вновь дало о себе знать, и на этот раз она уже не смогла ничего изменить.
Майя ушла из жизни 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет. Причиной её смерти явились осложнения, связанные с онкологическим заболеванием.
Певицу похоронили на Донском кладбище в Москве, и на мраморной колонне её могилы высечена надпись:
«Ты не ушла, ты только ушла, ты вернешься — и снова будешь петь…».
Могила Майи Кристалинской на Донском кладбище.