Изабелла Юрьева: легенда романса, изменившая ему только ради советских солдат. Изабелла юрьева википедия.

В ее биографии был период, когда она могла петь только на концертах, на которые зрители ходили только для того, чтобы увидеть ее. Однако с середины 1960-х годов Изабелла Даниловна больше не пела на сцене.

Изабелла Юрьева

Нередко люди опережают свое время, а Изабелла Юрьева, наоборот, кажется, родилась очень поздно. Ее ретро-песни родом из эпохи пластинок и черно-белого кино, а голос певицы напоминает о времени, которого больше нет. «Королева граммофона», «миссис Стоп», «белая цыганка» — так публика называла женщину, встретившую свою судьбу в 20 веке.

Изабелла Даниловна Юрьева родилась в сентябре 1899 года. В документах певицы стояла другая дата — 1902 г. Причина такого расхождения в том, что когда была введена паспортная система, советские знаменитости были склонны корректировать свой возраст в свою пользу. По словам Фаины Раневской, Любовь Орлова даже уменьшила свой возраст на десять лет.

Юрьева — это псевдоним актрисы, родившейся под фамилией Лейвикова. Родители девочки работали в театре и занимались гримом и костюмами. Ее отец Даниил Григорьевич был известен как преподаватель театральных шлягеров. Семья Лейвиковых, евреи по национальности, жила в Ростове-на-Дону и была близка к артистическим кругам. Их сосед Ефрем Цимбалист, ставший впоследствии всемирно известным скрипачом, услышал пение юной соседки и попросил ее родителей познакомить девочку с учителем.

Хотя ее отец был против певческой карьеры дочери, в 16 лет она уже выступала на сцене. Это была летняя сцена под открытым небом в одном из ростовских парков, и Изабелла с ужасом вспоминала, как во время пения ей в рот попал комар. Проглотив, она убежала со сцены, но нашла в себе мужество вернуться и продолжить выступление, за что была вознаграждена аплодисментами зрителей.

В возрасте 17 лет певица отправилась в Петербург, чтобы пройти прослушивание на должность преподавателя в консерватории. В то время ее старшая сестра Анна уже училась там как пианистка. В 1920 году Изабелла начала заниматься вокалом с композитором Алексеем Владимировичем Таскиным. Учитель был предан юному дарованию и утверждал, что ее голос принадлежит самой природе.

Изабелла Юрьева была непревзойденной дивой. На фотографиях ее юности зритель видит красавицу с идеальным овалом лица, аккуратно уложенными мягкими локонами и правильными чертами лица. Естественно, у женщины было много поклонников, в том числе Самуил Маршак, Михаил Зощенко и сам Иосиф Сталин. Американский бизнесмен Арманд Хаммер предложил ей свою руку и сердце. Однако в личной жизни певицы был мужчина — поэт-песенник Иосиф Аркадьев (Эпштейн).

Он стал ее мужем в 1925 году, и они прожили вместе до его смерти в 1971 году. Его муж был менеджером певицы и написал несколько песен для своей любовницы.

«Если помнишь, если любишь», «Весенняя песня», «Если можешь, прости меня» стали постоянной частью репертуара Изабеллы Даниловны. Он оберегал жену от любопытных поклонников, сопровождал ее в поездках, обустраивал их быт и старался превратить жизнь любимой в сказку. Свой медовый месяц они провели в Париже.

Изабелла Юрьева с мужем

У счастливой пары родился сын, но, не дожив до двух лет, Владимир Эпштейн умер от врожденного порока сердца. Артистка очень тяжело переживала смерть своего первенца, но все равно должна была выступать. Свой первый концерт она дала в музыкальном зале площади Владимира Маяковича, где она также дала свой первый концерт. На своем первом концерте в музыкальном зале на площади Маяковского ей пришлось держаться за спинку стула.

Других детей у пары не было. Они жили в Трехпрудном переулке в Москве и все свободное время проводили на даче в Валентиновке, катаясь на лодках по Клязьме и встречая по вечерам гостей. Джозеф и Изабелла были неразлучны, и его смерть стала большой потерей в ее жизни.

Она была отзывчива к окружающим ее людям и умела мужественно переносить трудности и боль. Будучи близорукой с детства, знаменитость решилась на операцию у Святослава Федорова в зрелом возрасте. После того, как певица сняла повязку, она воскликнула, что «не знала, насколько красочен мир».

Смерть

Изабелла Юрьева — женщина, сохранившая элегантность и достоинство до глубокой старости. На более поздних кадрах зритель видит 93-летнюю певицу с безупречной грацией и элегантной прической, не говоря уже о макияже и маникюре. Ее голос по-прежнему сильный и проникновенный, несмотря на то, что певица не пела на сцене уже несколько десятилетий. В этом возрасте Юрьевой было присвоено звание народной артистки Российской Федерации.

  Анатолий Руденко. Анатолий руденко актер биография личная жизнь.

В течение многих лет Изабелла Даниловна скрывалась в доме на Трехпрудной улице. Она не записывала новых альбомов, не давала концертов и лишь изредка давала интервью ценителям русского романтизма, которые никогда не забывали живую легенду.

7 сентября 1999 года певица отметила свое 100-летие концертом, на котором ее песни исполняли Людмила Зыкина, Нани Брегвадзе, Иосиф Кобзон и другие звезды эстрады. Сама юбилярша исполнила отрывок из романса «Хризантема» и представила его словами:

В том же году юбиляр был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Он умер в возрасте, когда причина смерти уже не была известна. 20 января 2000 года, на 101-м году жизни, легенда романтизма скончался. Ее прощальная вечеринка состоялась в театре «Варьете». После этого тело было кремировано и захоронено на Донском кладбище Москвы, где в семейной могиле также покоятся останки мужа и братьев певицы.

«Ваша манера петь никуда не годится»

Запись альбома, первого за много лет, ждали с нетерпением. У певицы был голос, она знала песни наизусть — пела их в кружках всю войну, в блокадном Ленинграде, когда попала туда с дороги жизни, в Сталинграде, потом в деревне, на морозе — перед солдатами. Проблема была в другом: весь путь его пения, как оказалось, вел в никуда.

«Эта нота звучит для тебя как цыганская», — услышал он сердито. Но певица гордилась тем, что приняла цыганское пение, норму романтического пения, без примесей. Теперь ей читали нотации: «Никаких денежных купюр! Снимите форте! Меньше эмоций! Пойте тише!», то, что вышло в итоге, совсем не устраивало певицу. Романтика — это сложный жанр, в котором существуют свои правила. Он решил не записывать альбом. Преследование романтизма началось (во второй раз на памяти певца) в сорок шестом году. В пятьдесят девятом году она распустила свою группу. Тринадцать лет она боролась, но чья сила безгранична? На пороге космической эры она почти поверила, что романтика обречена. Но в двадцатые годы и раньше ее называли «мадам Вечный Аншлаг». Ее приглашали на концерты по всей стране и везде принимали с радостью. Ее способность исполнять роль цыганки была особенно замечательной: Ее называли «белой цыганкой». И до 1960-х годов ее голос и способности оставались неизменными. И в 1990-е годы, что она смогла доказать своим столетним юбилеем.

Королевское имя

Для дочери еврейского шляпника ее имя казалось очень броским: Изабелла. Тем более с такой простой фамилией — Ливикова. Но Изабелла не возражала против этого, она не могла представить себе другого имени. Ее отец был не только капитаном, но и театральным актером, а мать была гримером — так что она была богемой. Театр всегда требует определенных усилий. В целом, это было хорошее имя, хотя в детстве его сократили до Беллочки. Время рождения Беллочки было не столь удачным: 1899 г. На юге Российской империи регулярно происходили еврейские погромы. Когда Изабелле Ливиковой было шесть лет, крупнейший из них проходил как в Ростове-на-Дону, так и по всей России. Погром начался с того, что мы бы сейчас назвали демонстрацией оппозиции на площади: Некоторые из демонстрантов были евреями, и люди, обучавшие казаков, чернорубашечников и жандармов, рассказали им, что «жиды» разорвали портрет царя Батюшки и издевались над ним, а затем начали избивать русских.

Хотя на площади не было драки, толпа, приближавшаяся к демонстрантам, начала бросать камни; казаки били людей плетьми с пришитой проволокой, в результате чего одежда и кожа распарывались; с площади толпа бунтовщиков позже двинулась к улицам с еврейскими домами, оставляя за собой трупы и раненых. Некоторое время даже отделившиеся евреи боялись ходить на работу или отпускать своих детей в школу. Выживших подсчитали, погибших похоронили.

Ливиковы не пострадали. Они просто жили с мыслью, что в следующий раз им, возможно, придется свести ужасные счеты. А до этого они решили судьбу своей младшей дочери: она должна стать врачом. В то время в России уже было много женщин-врачей, в чем убедился один из активистов борьбы за высшее женское образование Сергей Петрович Боткин. Врачи нужны были всегда, а иногда особенно и срочно, так сказать. Сама Беллочка не хотела быть врачом. Она любила петь песни, а по вечерам ходила в кабаре. Девочек, конечно, туда не пускали, но она знала, где с улицы можно посмотреть, как поет Екатерина Юровская. Юровская пела романсы. У Белочки екнуло сердце. Во время раннего подросткового возраста Изабеллы в доме Ливиков постоянно происходили перепалки. «Я хочу петь», — повторяла младшая дочь, услышав Юрофскую с вечера. «Пойте в доме! Пойте для души! Пойте для гостей! И позаботьтесь о будущем», — пыталась она убедить своих родителей, которые сами были большими любителями пения — и такими же большими ненавистниками сцены с ее неуместной славой и навсегда разбитым состоянием. «Я хочу петь для всех», — настаивала Изабелла. И ее родители, наконец, сдались.

  Анна Назарьева. Анна назарьева фильмы.

Пойте, пожалуйста, пойте ещё!

Первое представление было организовано лучшим другом ее брата. Изабелле было шестнадцать лет. Она вышла, прекрасно спела, поклонилась и начала петь еще. В ее открытый рот залетел комар. Девушка задохнулась, ее голос сорвался, она в испуге убежала за кулисы. Силой, аплодисментами и уговорами ее загнали обратно. Она справилась и получила урок: со сцены так легко уйти. Даже под обстрелом приближающейся артиллерии она не покинула сцену. Двадцать лет привели молодую девушку со звучным, зрелым голосом на вершину славы. В ход шло все: ее нежная, совершенная красота, беспрецедентная работоспособность и — конечно, прежде всего — ее невероятный певческий талант. Но в конце 20-х годов ей сказали, что хватит потакать своим буржуазным вкусам и что пора обратиться к советским песням. Что ее любовь никому не нужна.

Тем временем «хочу петь» Изабеллы (теперь Юрьевой, для корректности, а вскоре после Юрофской) превратилось в «хочу петь романсы», а это означало одно: она либо будет их петь, либо не будет. Особенно ее голос совершенно не подходил к свингующим песням и ритму марша. Юрьева покинула сцену. Она разбила свое сердце ради первого ряда: только тем, кто представлял правильный репертуар, разрешалось петь в первом ряду. Чтобы выполнить свой долг перед защитниками — в те страшные времена психологов заменяли художники, которые поддерживали солдат словом и умением, — Изабелла научилась тому, чему должна была научиться. Но на входе ее остановила собственная публика: Пойте больше романсов, пожалуйста! Она пела.

«Когда я слушал ее, я просто умирал»

«Вскоре я переехала в Москву, там заинтересовались моим голосом и предложили мне петь в театре сада «Эрмитаж».

Своей чувственностью, искренностью и невероятным обаянием молодая певица быстро покорила московскую публику.

Представитель Ленинградского концертного клуба Н. Рафаэль приезжает специально, чтобы послушать Юрьеву. И тут же предлагает ей контракт. Когда коллеги спросили ее: «Почему вы предложили девочке 15 рублей, чтобы она без всякого уважения спела два-три романса, когда у нас есть знаменитые певцы, которые получают такую же цену за целую оперу?», она ответила: «Когда я ее услышала, я просто умерла». Это вызвало ее любопытство, и девушку записали на прослушивание в Юровский театр, престижное заведение на Невском проспекте.

«Я вышла на сцену в черном бархатном платье и длинном жемчужном ожерелье. В зале сидели только режиссеры и артисты кино. Она пела строго и очень сдержанно. Она спела одну песню, другую, третью. Я слышал, как они хлопали. И они стали тщетно просить ее выйти: «Я возьму ее». «Нет, я возьму ее». Вдруг появился молодой, интересный мужчина и, как говорится, дал отмашку: «Давай я ее заберу». Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн, главный администратор Театрального треста, мой будущий муж».

Они прожили в любви и согласии 46 лет, и это были, по словам Юрьевой, самые счастливые годы ее жизни.

Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич отказался от карьеры и стал попечителем певицы. Именно он написал тексты таких известных хитов Юрьева, как «Нежный взгляд», «Весенняя песня» и «Если сможешь меня простить» (свои тексты он подписывал под псевдонимом Аркадьев).

«Будучи мужем, я даже не знал, что такое купить хлеб», — вспоминает певица. «Каждое утро Иосиф Аркадьев дарил мне цветы и плитку шоколада. «

Конечно, у нее было много поклонников. Еще до Аркадьева ее руки и сердца просил американский миллионер Арманд Хаммер. Еще при Аркадьеве ее внимания и статуса добивались Самуил Маршак и Михаил Зощенко.

  Баста (Василий Вакуленко) Биография – Жизнь до Газгольдер. Часть 1. Как зовут басту.

Михаил Зощенко.

Но самые преданные поклонники певицы были лишь зрителями. «В двадцатые годы я однажды выступал на открытой сцене в саду Эрмитажа. Мой концерт закончился поздно вечером. Мы с мужем шли по темной, тускло освещенной улице, когда услышали шаги позади себя. Мне было страшно, и мой муж сказал мне: «Дорогая, не бойся, я с тобой». К нам подошла горстка беспризорников, а их лидер подошел к нам и сказал: «Уважаемый господин, не бойтесь, мы не обидим вашу тетю. Она очень хорошо поет, она трогает душу. Мы даже возьмем вас с собой домой». Вот такие у меня поклонники».

«Пунчик, приезжай. »

Зрители были в восторге от ее концертов. Критики отметили ее изысканный вкус и оригинальность исполнения, восхваляя «необыкновенную красоту ее проникновенного и мощного голоса, а также легкую и увлекательную, умную манеру пения». В свои 20 с небольшим лет Юрьева была одной из первых на эстрадном Олимпе. На плакатах Колонного зала она написала крупными буквами свое имя, а ниже — чуть мельче — других знаменитостей.

В 1926 году Изабелла Юрьева и ее муж провели год во Франции. В Париже она давала концерты, имевшие большой успех и буквально покорившие парижскую публику. Ей предлагали баснословные контракты: Выступления в знаменитой «Олимпии», главная роль во франко-испанском фильме, наконец, ей предложили остаться в богатой Франции, от чего она отказалась.

Сын Володя родился в парижском такси по дороге в родильное отделение. Он родился с врожденным пороком сердца и умер чуть больше чем через год в Ленинграде (где жили родственники ее мужа). «Мой муж ни за что не взял бы меня на похороны ребенка. Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня меня заставили выступать на сцене дорогого мюзик-холла на площади Маяковского. Директор мюзик-холла Э. Дакман, которому я сказала, что не могу выступать из-за потери ребенка, спокойно ответил: «Зрителей не интересует ваша личная жизнь. Они пришли, чтобы их развлекали. Поэтому я пела и держалась за стул. А в ложе над сценой плакала примадонна оперетты Клавдия Новикова, моя подруга. Она знала все. «

Однажды вечером зазвонил телефон: «Товарищ Юрьева! За вами заедет машина, вы поедете на концерт в Кремль». Изабелла была в замешательстве и попросила позвать одного из художников. Вскоре она услышала голос Козловского: «Панчик, иди сюда, там концерт, тебя ждут». Изабелла согласилась при условии, что ее муж тоже приедет: «Мы с ним никогда не расстанемся!».

В банкетном зале, откуда их пригласили на сцену, Изабелла сидела рядом с Козловски. Вдруг вошел Сталин. Он поздоровался со всеми, устремил свой взгляд на Юрьеву и так же внезапно снова вышел.

Изабелла Юрьева с ансамблем Евгения Рохлина (аккордеон).

Исключительный по пошлости репертуар

Что подумал вождь мирового пролетариата, когда увидел певицу, никто никогда не узнает. Но известно и другое: с конца 1920-х годов идеологическая атмосфера вокруг «цыганщины», как насмешливо называли русский романтизм и бубновую песню, стала заметно плотнее. Их перестали называть просто дурным вкусом и буржуазным атавизмом. Огонь критики был направлен в первую очередь против самых талантливых исполнителей старого романтизма, особенно Изабеллы Юрьевой, талантом которой те же критики восхищались еще недавно.

Творческим работникам было поручено нести пролетарскую культуру в массы и петь о борьбе, труде и построении «нового общества». «Чистое искусство ради искусства», к которому относилась эротическая любовь, было отменено, поскольку оно «отклонялось от строительства мирового социализма».

Концертные программы теперь строились так, что сначала пел Хенкин, очень плохая пародия на русский романтизм, а затем Юрьева.

Александр Алябь­ев.

Критики клеймили творчество певицы, утверждая, что ее ресторанный стиль был чужд советской власти, что она была не на своем месте и т.д. Юрьевой говорили, как она должна петь. «Что представляет собой ваш роман «Без встреч»? Что вы пытаетесь сказать? Вы пытаетесь разделить массы? Спойте «Никаких встреч». Вот странный документ 27-го года:

Комиссару Репертуарной комиссии Изабелла Юрьева

Заявление

Прошу разрешения представить в новой программе мюзик-холла следующие старинные романсы: «Никому ничего не говори», «Жигули», «Среди миров», «Он ушел».

Разрешение: Крайне вульгарный городской репертуар. Разрешить певцу в течение года, пока не будут подготовлены совместимые по времени произведения.

Политический редактор Р. Пиккель

В конце концов, Юрьева не выдержала давления и перестала играть. Молчание длилось семь долгих лет.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий