В последующие десять лет она пользовалась большим успехом и радовала зрителей своими выступлениями на экране. Особенно популярными были ее выступления в таких фильмах, как «Москва слезам не верит» (1979), «По семейным обстоятельствам» (1977), «Поздняя любовь» (1983), «Блондинка на углу» (1984).
Евгения Никандровна Ханаева
Евгения Ханаева — популярная советская актриса кино и театра. В 1978 году она была удостоена Государственной премии имени Крупской. В 1987 году ей посмертно было присвоено звание народной артистки СССР.
Актриса открыла свою настоящую славу довольно поздно, в возрасте 56 лет. Она стыдилась своей популярности, стеснялась, что ее узнают на улице. Евгения Ханаева — противоречивая и неординарная, ее судьба была загадкой даже для тех, кто считал себя ее ближайшим доверенным лицом. Она умела быть разной — динамичной, эксцентричной и авторитарной на сцене, скромной и ранимой в реальной жизни. Ее герои второго плана были намного умнее некоторых главных персонажей. Без Ханаевой трудно представить такие картины, как «По семейным обстоятельствам», «Рокрыш», «Москва слезам не верит».
Детство
Евгения Ханаева родилась в Богородске Московской области (позднее переименованном в Ногинск). Популярная впоследствии актриса родилась 2 января 1921 года в семье Никандра Ханаева и Раисы (Ираиды) Рытвкиной. Ее отец был выдающимся оперным певцом, ведущим солистом Большого театра и педагогом. Он был трижды удостоен Сталинской премии и получил звание народного артиста СССР. Его мать была уроженкой Богородска. Ее отец был местным мещанином, членом совета старообрядческой общины Богородско-Глухово. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала дочь.
В некоторых источниках говорится, что Ханаева — татарская фамилия, хотя подтверждения этой гипотезе нет. Евгения не считала себя особенно религиозным человеком, но в церковь ходила довольно часто.
В том же 1921 году Никандр Ханаев стал студентом консерватории, хотя к тому времени он уже был артистом Большого театра и даже сделал себе головокружительную карьеру. Это произошло благодаря его врожденному музыкальному таланту, а его певческий талант критики назвали уникальным.
Благодаря популярности отца, семья получила роскошную пятикомнатную квартиру на улице Брюзова. Сталин сам был поклонником Ханаева, поэтому неудивительно, что певец пользовался благосклонностью государства и получал престижные награды. Двери дома Ханаева всегда были открыты для многочисленных гостей, популярных артистов того времени, а также для ведущих деятелей страны. Маршал Жуков был частым гостем на ее даче. Самого Ханаева часто приглашали на дачу Сталина.
С ранних лет Женя знал, что значит жить хорошо, везде ездить на машине и с личным водителем. Но девушка никогда не хвасталась своим богатством, а вела себя очень скромно и вежливо. Уже в юном возрасте было замечено, что она обладает прекрасным вокальным талантом, поэтому Женя много времени посвятила изучению музыки. Она выросла в артистической среде, почти за кулисами Большого театра, и уже в юном возрасте видела себя на сцене. Этот факт очень расстроил ее родителей.
Отец настоял на том, чтобы дочь сначала освоила более серьезную профессию, и в 1938 году Ханаева поступила в Московский государственный университет на юридический факультет. После двух лет учебы девушка поняла, что больше не может заставить себя заниматься юридической практикой, что это не ее предназначение в жизни. Женя бросил университет и тут же снова стал студентом, только на этот раз в театральном училище, которое носило имя Шепкина. Затем она продолжила свое образование в Московском театральном училище.
Ее учителями были режиссеры МХАТа — Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. В 1947 году Евгения Ханаева окончила Школу-студию МХАТ и начала свою карьеру на сцене знаменитого МХАТа.
Театральная карьера
Когда Евгения начала сниматься в студенческих постановках в Школе-студии МХАТ, ее педагоги часто говорили ей, что она не может рассчитывать даже на главную роль. Причина: абсолютно непривлекательная внешность актрисы. То ли ее слова оказались пророческими, но это случилось в ее творческой судьбе. Режиссерам в первую очередь нужно было привлекательное «лицо», а потом уже талант. Канаева могла похвастаться не внешностью, а талантом — талантом, который был вне всяких сомнений. Однако в театре, который она любила, актриса играла только небольшие или эпизодические роли. В то время как ее бывшие одноклассники рассылали свои фотографии по всем киностудиям в надежде получить приглашение на съемки, Евгения даже не думала об этом. Она до сих пор помнила слова учителей о нехватке ярких картинок, без которых путь в кино закрыт.
Театр задействовал Ханаеву в различных постановках — «Пиквикский клуб» (миссис Хлопинс), «Зимняя сказка» (Полина), «Дворянское гнездо» (Юстина). Евгения принадлежала к числу не очень популярных актрис, она долгое время была неактивна, но каждая новая роль волновала ее, как маленького ребенка, ожидающего долгожданную игрушку.
В 1962 году актриса, игравшая королеву Елизавету в «Марии Стюарт», внезапно заболела, и театру пришлось срочно искать ей замену. Выбор пал на Евгению Ханаеву. Актриса настолько блестяще справилась с ролью, что зрители аплодировали ей стоя. Критики дали Ханаевой самую высокую оценку и сказали, что сейчас она ждет творческого импульса. Но все было наоборот, вместо новых ролей наступило очередное долгое затишье. Евгения пытались вовлечь в какие-то закулисные интриги и споры, но она не проявляла интереса к этой стороне театральной жизни. Евгения ждала, когда же наконец наступит ее звездный час, и вскоре он наступил.
В 1970 году Олег Ефремов был назначен художественным руководителем МХАТа. Именно он обратил внимание на талантливую актрису и стал привлекать ее к участию в различных постановках. Она сыграла роль Анны Романовны в «Старом Новом Годе» и возродилась в роли Зинаиды Лебедевой в «Иванове после Чехова».
Карьера
Будучи школьницей, Евгения часто слышала от своих учителей, что ей не стоит ожидать больших ролей из-за своей внешности. Она играла небольшие роли в театре и не посылала свои фотографии режиссерам, потому что считала это бессмысленным.
Но все изменилось в жизни Евгении, когда в 1970-х годах Олег Ефремов занял пост директора МХАТа. Он признал талант и харизму актрисы, которую никто не замечал раньше, и начал давать ей новые роли и образы. В это же время Ханаева начала сниматься в кино. В 1972 году она появилась в драме Ильи Авербаха «Монолог», а в 1974 году приняла участие в фильме «Странные взрослые».
Фото: Скриншот из фильма «Проказник». Режиссер Владимир Меньшов, Мосфильм.
В 1976 году к Евгении пришел первый большой успех: она сыграла учительницу в фильме Владимира Меньшова «Смеховой запас». Позже она снялась в фильме Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». Международный успех и славу Ханаевой принесла роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Похожий образ актриса воплотила в драме «Старый Новый год» в роли Анны Романовны.
Личная жизнь
Во время учебы в Школе-студии МХАТ у Евгении начались отношения с Константином Градополовым. Роман длился долго, но не привел к браку.
Вторым выбором Ханаевой стал сын главного бухгалтера МХАТа Анатолий Успенский. Они познакомились в канун Нового года, который оба провели в театре. Вскоре после их знакомства Евгения и Анатолий решили пожениться, тем более, что актриса на тот момент уже была замужем. Родители были против этого брака, но Ханаева и Успенский сделали все по-своему.
Когда их совместный сын учился в девятом классе, Ханаева познакомилась с молодым актером МХАТа — Львом Ивановым. Ради него Евгения ушла от мужа и оставила ему сына, с которым потом не общалась 17 лет.
Смерть
В середине 1980-х годов Евгения попала в автомобильную аварию, которая была легкой, но имела серьезные последствия. Актриса резко затормозила на красный свет, в результате чего ее голова откинулась назад. После аварии актриса страдала от сильных головных болей. Оказалось, что поврежденный позвонок упал на основание ее черепа и вызвал опухоль мозга.
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложную операцию. Нейрохирург Эдвард Кандель сразу предупредил пациента, что он может умереть. Но художник был уверен, что все пройдет хорошо. Пролежав несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.
Упорство и тяжкий труд
Евгения Никандровна была спокойной и гибкой личностью. Даже когда дирижеры театра открыто говорили ей, что на главную роль не стоит рассчитывать с учетом внешности девушки.
Возможно, актриса действительно не могла похвастаться невероятной красотой, но она обладала природной харизмой, упорством и трудолюбием. Это было высоко оценено директорами.
Расцвет карьеры Евгении Ханаевой как актрисы начался в 1970-х годах. Новый директор театра — Олег Ефремов, увидел в спокойной и тихой Евгении многогранную и интересную личность театра. У Евгении Никандровны была возможность выразить себя в самых разных формах. Комедия, драма, гротеск — актриса блистала во всех образах. Ей предсказывали большой успех, но это предсказание не сбылось.
Телевизионный успех и провал в личной жизни
В начале 80-х годов актриса Ханаева получила яркие и запоминающиеся телевизионные роли. Ее роль матери Рачковых в фильме «Москва слезам не верит» принесла ей мировую известность. На телевидении Евгения Ханаева играла авторитарных и непокорных женщин, иногда даже немного жестоких. Более того, некоторые считали, что она не была игрушкой, потому что слишком правдоподобно вживалась в такие роли.
В жизни Евгения Ханаева была довольно спокойным и тихим человеком, и актриса была одной из тех, кто воплотил полную противоположность на экране. Но здесь личная жизнь актрисы не сложилась. Сначала она жила в коротком гражданском браке со спортсменом Константином Градополовым. Затем она познакомилась с сыном главного бухгалтера МХАТа Анатолием Успенским.
Евгения Ханаева и ее последняя любовь
Евгения Никандровна была старше своего избранника на четыре года. Родители с обеих сторон были не в восторге от такого выбора своих детей, но ситуацию нужно было срочно решать — Евгения ждала ребенка. Ханаева и Успенский поженились, а затем по предложению главы семьи переехали в новую отдельную квартиру.
Но потом в жизни Евгении Ханаевой появилось новое увлечение: Лев Иванов, импозантный красавец-актер из МХАТа. Пара начала отношения, несмотря на то, что у обоих были семьи. Иванов не мог оставить больную жену ради Евгении, но она решила уйти от мужа и оставить ему малолетнего сына Владимира. В течение почти 20 лет она не общалась с мальчиком.