Юрий Норштейн. Норштейн юрий борисович википедия.

«Творческая воля должна быть достаточно сильной, чтобы пробиться через все уловки ремесла, каждая из которых может быть хороша сама по себе, но все вместе не составляют общей энергии».

Юрий Норштейн

Гений анимации, создатель фильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок», признанных лучшими анимационными фильмами в мире. О достоинствах и таланте Юрия Норштейна говорят его коллеги: Юрий Борисович для мира анимации как Эйзенштейн для кино — автор шедевров и первый из первых. Юрий Норштейн сначала около 30 лет работал в «Союзмультфильме», а затем более 20 лет — в собственной анимационной студии. Когда вы входите в мастерскую Юрия Норштейна в переулках Москвы, вы словно попадаете в мир, где законы времени и пространства совершенно иные. А когда к этому добавляются истории создания Юрия Борисовича «Ежик в тумане», «Сказка», «Геротокрий и журавль» и многие другие его трогательные произведения, то это чистое блаженство. Встречи Юрия Норштейна отмечены счастьем, а также игривостью, вдохновением и пронизывающей философией жизни. Он с удовольствием делится своей неиссякаемой творческой энергией и необычным взглядом на мир со взрослыми и детьми.

Юрий Норштейн

Кто такой Юрий Норштейн?

Он — выдающийся режиссер, сценарист и художник-аниматор. Русский народный художник, лауреат Государственной премии СССР, автор лучших в мире мультипликационных фильмов: «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Создатель «альтернативной анимации», отличающейся от всего, что было создано в области анимационного искусства до Юрия Норштейна.

«У меня не было никаких идей по поводу кроссовера, я просто люблю жить, и это чувство во мне неистребимо. Мне очень нравится жить. И если есть возможность что-то создать, если есть любимый человек, который тебя любит, и если есть дети и внуки, то это совершенно замечательно, совершенно хорошо! Но все это требует больших усилий. Конечно, человек не живет без идеи, и, конечно, у меня есть идея внутри меня. И это меняется каждый миг. Но супер-идеи типа «я сделаю человечество счастливым» и тому подобное не помогут. Таких идей нет».

Творчество

После окончания учебы Юрий Борисович остался работать на киностудии художником-мультипликатором.

Он дебютировал в 1968 году вместе с Аркадием Тюриным, создав фильм-плакат «25-е, первый день» к 50-летию Октябрьской революции. В основу проекта легли работы советских художников, таких как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Казимир Малевич и другие. Из-за политической цензуры фильм так и не был выпущен в прокат, как планировалось, но благодаря ему режиссер осознал потенциал анимации.

  Если бы он меня понял, то спас бы: Жорж Санд и Проспер Мериме. Жорж санд биография.

Через год Юрий Борисович в сотрудничестве с Иваном Петровичем Ивановым-Вановым выпустил мультипликационный фильм с куклами «Времена года», используя кружево и вятские игрушки. А два года спустя тот же дуэт работал над картиной «Сеча в Керженце».

В 1973 году режиссер снял фильм «Лиса и заяц», по мультфильму Владимира Даля, который стал первой совместной работой Юрия Борисовича и его жены Франчески Ярбусовой. Позже жена вспоминала, что карикатура не была принята из-за грустных еврейских глаз кролика. В следующем году пара вместе работала над книгой «Цапля и журавль», также опубликованной В. Далем.

Произведением, покорившим мир анимации, стала сказка «Ежик в тумане». В отличие от предыдущих анимационных фильмов Норштейна, где для озвучивания персонажей приглашался только один актер, для «Ежика» были приглашены три актера. Мария Виноградова озвучивала непокорный персонаж, который, пожалуй, олицетворяет большинство советских героев. Вячеслав Невинный озвучивал медведя, а Алексей Баталов — диктора. Самой сложной была сцена, в которой Ежик произносит слово «псих» после встречи с Совой, потому что нужно было соблюсти определенный баланс между наивностью и страхом героя.

Сначала фильм был принят не очень хорошо, но к концу 1970-х годов критики начали ценить его достоинства. Профессор Марк Уайтхед отметил, что «Hedgehog. » драматург Людмила Петрушевская назвала мультфильм национальным успехом, а почитаемый японский аниматор Хаяо Миядзаки назвал работу Норштейна своим любимым фильмом.

В 1979 году он выпустил «Fairy Tale», еще одну важную анимационную работу в своей карьере, которая получила семь кинопремий в семи странах.

В том же году Юрий Борисович начал преподавать курсы повышения квалификации сценаристов и режиссеров на кафедре анимационного кино, которые продолжались до 1996 года.

В начале 1980-х годов Норштейн начал работу над анимационной версией повести Гоголя «Шинель», которую он не закончил даже спустя 40 лет по причинам, которые не хотел называть.

Помимо преподавательской деятельности, художник основал продюсерскую студию SHARE вместе с ведущими режиссерами Андреем Чржановским, Федором Хитруком и Эдуардом Назаровым, где преподавал до 1998 года. Он читал лекции за рубежом и побывал в Великобритании, Японии, Норвегии, Швеции, Франции и США.

  Как живет старший сын известного музыканта Андрея Макаревича.

В 1999 году Норштейн создал новое название для телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши! Изображение кролика, звонящего в колокольчик, вызвало негативную реакцию у зрителей из-за его глаз и зубов.

Режиссер является автором статей и книг по искусству анимации. В 2005 году он опубликовал сборник лекций по анимации «Снег на траве и сказка сказок», который он написал в соавторстве со своей женой Франческой.

Кроме того, рисунки Юрия Норштейна, почетного профессора ВГИКа, были представлены на выставках в Токио, Париже и Нью-Йорке.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера тесно переплетается с его творчеством. В 1966 году он познакомился с художницей и режиссером Франческой Ярбусовой во время съемок анимационного фильма «Иди туда, не знаю куда».

Выпускница ВГИКа, она вскоре стала женой Юрия Борисовича и вместе с мужем работала над рядом знаковых советских анимационных проектов.

У пары было двое детей — сын Борис и дочь Екатерина, которые впоследствии подарили своим родителям восемь внуков.

При чём тут Данте?

Существовало несколько версий появления ежа. Самый популярный: у животного есть реальная ролевая модель — писательница Людмила Петрушевская. По крайней мере, автор упомянул об этом. Персонажей нарисовала жена Юрия Франческа Ярбушева, а режиссером выступил Норштейн.

— Франческа — прекрасный иллюстратор, она работала над книгами Чуковского, Пришвина. Он отрицал, что его жена получила ежа от Петрушевской. Норштейн взял за основу рассказ Козлова. Но все в мультфильме носило таинственный, волшебный характер, как будто не ежик шел сквозь туман, а сам зритель отправлялся в удивительное волшебное путешествие.

Юрий Норштейн стал гостем книжной ярмарки Платоновского фестиваля искусств в Воронеже и провел творческую встречу с поклонниками.

Когда Норштейн представлял «Ежика в тумане» Совету по искусству, он расшифровал смысл своей работы цитатой из «Божественной комедии»: «Пройдя полмира, я оказался в темном лесу». Устав от этого успеха, он начал регулярно повторять фразу, придуманную иллюстратором Александром Жуковским: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане».

Смешал Ленина с Шагалом

Мультипликаторы всего мира назвали «Ежика в тумане» лучшим анимационным фильмом всех времен. Второе место заняла другая работа Норштейна, «Сказка сказок», которая, по его словам, понравилась ему больше всего.

— Сказка сказок» основана на детских воспоминаниях. Это Марьина Роща, район, где жил Юрий Борисович, его дом. Волчок входит в этот дом, бродит по полузаброшенным комнатам и вдруг видит столы, накрытые огромной длинной скатертью — это прощание с фасадом. Хотя Юрий родился в 1941 году и не помнит ужасов войны, его жизнь отмечена ими. Поэтому эпизод с похоронами и солдатами, покидающими мост, появляется в «Сказке сказок». По воспоминаниям Юрия Норштейна, этот мост действительно находился в Марьиной роще.

  Олег Басилашвили: Ревность Дорониной, счастливый брак и судьба дочерей последнего аристократа русской сцены. Олег басилашвили в молодости.

Первый фильм Юрия Норштейна «25-е, первый день» — снятый в 1967-1968 годах, Норштейн смешал в своем фильме и первые годы революции, и русский авангард. Он взял хронику демонстрации на Красной площади в 1919 году и добавил к ней изображение ангела с картины Шагала. Или он вырезал фигуры из фильма «Годы революции». Октябрь» и оживил Ленина, передвигая фигуры перед камерой. Фильм был настолько похож на кинохронику, что главный редактор «Союзмультфильма» посчитал, что Норштейн тайно раздобыл ранее неизвестные кадры с Лениным. Естественно, цензоры удалили из эскиза и Шагала, и Ленина.

— Он нелестно отзывается о цензуре в СССР, но неоднократно упоминает, что в то время это была прекрасная, прямо-таки горячая рабочая атмосфера. Мультфильм хорошо финансировался, вам не нужно было думать о том, где взять деньги. Но некоторое время Overcoat пришлось делать это на собственные деньги.

В конце 1990-х годов Константин Эрнст решил возродить программу «Спокойной ночи, малыши». Он заказал новую заставку для программы. Аниматор работал над заказом полтора года. Заставка появилась на Первом на некоторое время, но затем исчезла с экранов. По сообщениям, на директора посыпались письма от родителей, утверждавших, что персонажи заставки терроризируют их детей.

— Но Борисовичу некогда горевать — он продолжает работать над «Шинелью», которая длится чуть больше 20 минут. Теперь Норштейн получил финансирование от Госкино на продолжение съемок. Так что пока поклонники Норштейна просто наслаждаются процессом его работы и нерассказанными историями, как это любят делать в Японии.

Кстати, люди в Японии высоко ценят работы Норштейна. Он дружит с Хаяо Мидзаки, одним из самых известных японских мультипликаторов, который очень ценит русскую культуру и почитает Левитана. А во время лекций, которые Норштейн читал в Японии, была составлена уникальная книга «Снег на траве». Вероятно, японская поэзия очень близка творчеству Норштейна, потому что в ней тоже есть что-то таинственное и магическое.

Оцените статью
PoliceWoman
Добавить комментарий