Отношения Романа Виктюка всегда были скрыты от общественности. Известно, что дирижер женился только один раз. Роман Григорьевич никогда не называл имени своей жены. Жена работала на «Мосфильме» и не имела никакого отношения к профессии актера. Виктюк развелся со своей женой и назвал брак грехом и способом управления состоянием человеческих эмоций.
Биография Романа Виктюка
Роман Григорьевич Виктюк — советский, украинский и российский кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист Украины, народный артист России, основатель и руководитель Театра Романа Виктюка.
- Детство и юность
- Творческая биография Романа Виктюка
- Театр Виктюка
- Лучшие работы
- Преподавательская деятельность
- Личная жизнь
- Смерть
- Интересные факты
- Интересное видео
Детство и юность
Роман Виктюк родился 28.10.1936 года во Львове (тогда Польша) в семье учителей, Григория и Катерины. Мальчик рос с двумя младшими сестрами, Кристиной и Данутой.
Его творческие способности проявились уже в детстве. Он ставил импровизированные сценки на ферме, а также ставил спектакли в студии Дворца пионеров во Львове.
Роман Виктюк окончил среднюю школу в 1952 году и поступил на актерский факультет ГИТИСА вместе с В.А. Орловым и М.Н. Орловой. Его учителями были Анатолий Эфрос и Юрий Завадский. Хотя он был самым младшим в классе, его считали перспективным учеником.
Когда Виктюк получал диплом ГИТИСА, комиссию возглавляла Алиса Коонен, которая оставила свой автограф на его дипломе.
Р. Виктюк в молодости
Режиссер основал Театр Романа Виктюка и собрал вместе актеров из разных театров, которые были ему очень близки. Он был открыт в 1990 году. Первой постановкой стал спектакль «М. Баттерфляй» Д. Хуана с Сергеем Маковецким в главной роли.
Пьеса «М. Баттерфляй».
Театр был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Именно в это время распался СССР, и все запреты были сняты. В 1991 году Виктюку удалось добиться выделения ему под частный театр заброшенного здания на Стромынке в Сокольниках. В начале 1990-х годов ни один другой театр не имел таких полных зрительных залов.
Театр Романа Виктюка
В 1991 году Виктюк получил премию «Киевский пектораль» в номинации за лучший спектакль в драматическом театре за постановку пьесы «Женщина без камелий» в Театре имени Вахтангова.
В 1996 году Театр Романа Виктюка стал государственным. В 1998 году в репертуар театра была добавлена популярная пьеса «Саломея», которая впоследствии стала его визитной карточкой.
Однако не все выступления были приняты с восторгом, и энтузиазм начал ослабевать. Довольно прохладно были восприняты такие постановки, как:
- «Лолита Э. Олби» по Набокову в 1992 году;
- «Двое на качелях» У. Гибсона в 1992 году;
- «Рогатка» Н. Коляды в 1993 году.
В 2016 году театр был отремонтирован — зрительный зал стал напоминать амфитеатр. В обновленном театре Виктюк отметил свое 80-летие. В честь этой даты он поставил пьесу «Последнее лето….».
В 2019 году в Театре Романа Виктюка состоится премьера спектакля «Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба с Д. Бозиным в главной роли.
Пьеса «Мелкий бес».
Биография
Роман Виктюк, талантливый театральный режиссер, является создателем и идейным вдохновителем своего одноименного театра.
Роман Григорьевич Виктюк родился в семье учителей в тогда еще польском городе Львове. За окном — неловкий 1936 год, октябрь. Каким будет мальчик Рома, родители и друзья семьи догадываются, когда ребенку было совсем немного лет. Роман Виктюк уже неплохо руководил мальчишками на ферме и вовлекал их в небольшие спектакли и импровизации. Роман Виктюк продолжил эту деятельность в школе, где его одноклассники стали актерами его «театра».
Окончив львовскую школу, мальчик сразу же отправился в Москву, где сдал экзамены в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и стал студентом. Виктюку посчастливилось заниматься в студии талантливых педагогов и Орловых. Кроме них, любимыми учителями Романа Виктюка стали легендарные советские режиссеры Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.
Театр
После окончания ГИТИСа в 1956 году Роман Виктюк выступал одновременно в двух театрах — Киевском и Львовском. Молодые таланты были разделены между ними. Он также успевал преподавать в театре Франко в Киеве.
Творческая биография режиссера Романа Виктюка началась в 1965 году в его родном городе Львове. Его дебютом стала пьеса Шмелева «Все не так просто». Премьера состоялась на сцене Львовского театра юного зрителя. На этой же сцене Роман Виктюк поставил свой спектакль «Город без любви» по пьесе Устинова. Вскоре после этого зрители увидели новую постановку «Дон Жуана» Виктюка.
В течение одного года, с 1968 по 1969, Виктюк работал директором Калининского театра юного зрителя. В начале 1970-х годов он поставил ряд пьес в театрах Вильнюса, Москвы и Киева. В том же 1968 году Виктюк начал руководить кинопоказами.
В 1970-1974 годах талантливый уроженец Львова был назначен директором Литовского русского драматического театра. Наиболее известные постановки Романа Григорьевича Виктюка в 1970-х годах — пьеса Шеффера «Черная комната», «Принцесса и оловянный солдатик» Волчека и Микаэляна, «Валентин и Валентина» Рощина, драма Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт» и «Любовь — золотая книга» Алексея Толстого.
Роман Виктюк недолго был директором Студенческого театра МГУ с 1977 по 1979 год. А в 1980-х годах Виктюка пригласили в Русский драматический театр в Вильнюсе, где талантливый режиссер поставил «Уроки музыки» по пьесам Петрушевской и «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Однако самым большим успехом этих лет стала постановка Виктюка «Слуги». Эта постановка до сих пор является самой известной из всех постановок Романа Григорьевича. Премьера спектакля «Слуги» по пьесе Жене состоялась в сатирическом театре «Метрополитен».
На сцену выходили Константин Райкин, Николай Добрынин, Сергей Зарубин и другие известные артисты. Именно «слуги» сослужили Роману Виктюку хорошую службу и сделали его одним из самых известных мастеров театра и эстрады.
В 1982 году Виктюк снял полноценную киноработу «Радужная зима». Затем последовал фильм «Долгая память», а в 1989 году он вернулся к режиссуре.
Театр Виктюка
1991 год стал для режиссера особенным. В том же году был создан театр Романа Виктюка. Режиссер отметил открытие блестящей новой постановкой «М. Баттерфляй», пересказом классической истории о мадам Баттерфляй. Это был действительно переворот в мире советского бизнеса. Постановка этой пьесы вызвала горячие споры среди театральных экспертов и широких слоев театральной аудитории. Сцена была полна зрелищ, эксцентричных костюмов и живых акцентов, столь необычных для того времени.
Роман Виктюк собрал в своей театральной труппе единомышленников и единомышленниц из разных театров. Вскоре творческий фонд получил замечательный подарок от Романа Григорьевича — постоянное место в здании Дома культуры имени Русакова. В 1991 году Театр Виктюка получил статус государственного театра. Наконец-то детище Романа Григорьевича было признано.
Роман Виктюк является режиссером более двухсот пьес и спектаклей. Режиссер известен своими работами в США, Италии, Финляндии и Швеции, где он неоднократно гастролировал. Виктюк часто продюсирует постановки для своих любимых актеров. Роман Григорьевич был награжден Европейским центром драматического искусства «Маратея» (1991).
В США Роман Виктюк был включен в список «50 личностей, повлиявших на вторую половину 20 века». Режиссер не забывает свой родной город Львов. Здесь он помог основать Фонд Мазоха в 1991 году, который начал свою деятельность в городе.
Виктюк стал единственным иностранным режиссером, получившим в 1997 году премию Итальянского института драмы за лучшую реализацию современной драмы.
Роман Виктюк — профессор Российской академии театрального искусства ГИТИС. Режиссер был удостоен звания народного артиста двух стран — России и Украины. А в 2011 году он был награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом».
В 2015 году состоялась премьера пьесы «Фаэдра». Киноактер Дмитрий Певцов сыграл одну из ролей.
Зачем Роман Виктюк переодевал мужчин в женщин и почему называл актёров «детьми»
Роман Виктюк родился 86 лет назад, интеллигентный, нестандартный, нереалистичный режиссер, которого часто называли скандальным. Но он не хотел «скандалить» — он просто делал то, что считал нужным, и старался не предавать себя, свои чувства и свое понимание театра. В день памяти режиссера мы расскажем, почему он тщательно оберегал свою личную жизнь от посторонних.
Имя Романа Виктюка часто упоминалось в связи со скандалами, а его выступления описывались как «шок» и «вызов». Но он не обращал внимания на злобные нападки и попытки втоптать его имя в грязь — он был выше их. Как и его любимые поэты Серебряного века — Марина Цветаева и Николай Гумилев. И, прежде всего, сплетни о его личной жизни. Он оставался загадкой для всех.
«Умею летать»
Роман Виктюк родился в 1936 году в семье учителей, живших во Львове, который тогда был частью Польши. В его памяти Вторая мировая война осталась как бесконечная череда тягот: Бомбежки, голод, слезы. Но, несмотря на все тяготы, он не мог прожить ни одного дня, не играя, как ребенок. Однажды он играл с другими мальчиками во дворе. Вдруг он сказал: «Я могу летать! Он взобрался на высокое дерево и поднял руки вверх. Он, конечно, упал. Но, не притворяясь обиженным, он прыгал и «летал», подражая лебедю из балета. А его друзья, недолго думая, подхватили Романа и понесли его в воздух — помогли ему «взлететь». Уже тогда Виктюк умел поставить все, что нужно, чтобы все поверили в его выдумку.
Когда репортеры газеты Express-Gazette спросили его, была ли эта способность врожденной, он ответил, что родился таким: «Моя мама приходила к нам домой и слушала оперу Верди «Травиата», и когда начиналось вступление, я так сильно бился у нее на коленях, что маме приходилось уходить. Она несколько раз пыталась дослушать «Травиату» до конца, но я ей не позволил. Моя мама всегда говорила мне, что первая нота «Травиаты» в оркестре и мой крик — одно и то же». И в школе Виктюк не мог остаться в стороне, когда организовали кружок самодеятельности. Правда, он предпочитал не выступать на сцене, а сидеть в «режиссерском кресле» или смотреть спектакль из зала.
Как только он окончил школу, 16-летний Роман отправился в Москву. У него была четкая цель: он хотел поступить в ГИТИС. И он был принят с первой же попытки. Он учился у легендарных педагогов Анатолия Эфроса и Юрия Завадского. После окончания учебы он вернулся в свой родной город Львов, где его приняли в театр «Молодые игроки». За ним последовали театры Киева, Калинина (Тверь), а в начале 70-х годов Виктюк приехал в Вильнюс. Здесь Роман работал в Литовско-Русском драматическом театре.