На территории школы старшие ученики сами убирают классы, ухаживают за домашними животными и цветами. С 9 утра до 4 вечера их время расписано с точностью до минуты. Мария инстинктивно наблюдает за тем, как они принимают нестандартные решения.
Биография Марии Монтессори материал по теме
Она родилась 31 августа 1870 года в небольшом провинциальном городке Кьяравалле в Италии, единственным ребенком Алессандро и Рейнильды Монтессори. Ее отец был высокопоставленным правительственным чиновником, а мать происходила из пожилой итальянской семьи Стопани, в которой преобладали ученые.
О детстве Марии известно немного, только то, что ее родители сделали все для своего ребенка, чтобы в будущем она смогла выполнить свое высокое человеческое предназначение, что не было обычным положением для женщины в строгой католической Италии.
Когда Мария еще училась в начальной школе, она заметила, что учеба и экзамены даются ей легко, поэтому она начала учиться с привычной дисциплиной. Она была особенно прилежна в математике. Из воспоминаний одноклассников мы узнаем, что Мария даже брала в театре учебник и решала задачи в полумраке, радуясь необычному решению, которое находила. В возрасте 12 лет она мечтала учиться в гимназии, которая была запрещена для девочек, но ее упорство преодолело все препятствия, и она была принята в техническую школу для мальчиков. Здесь Мария решила сделать все, что в ее силах, чтобы не допустить подавления личности ученика. Она все больше и больше интересовалась наукой и, наконец, сделала свой выбор профессии — педиатр. Но в Италии в то время это было невозможно. Медицина была привилегией мужчин.
Но упорство Марии Монтессори снова принесло плоды — она стала первой в Италии женщиной-врачом. Это было в 1896 г. Работая в университетской клинике, она приобрела частную практику. Здесь она впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Никто не поощрял этих детей, они были брошены на произвол судьбы — после обеда больные дети ползали по полу и собирали хлебные крошки, которые формировали в шарики. Не было ничего, что побуждало бы их быть активными и полезными. Окружающая обстановка не способствовала этому.
Наблюдая за этими несчастными людьми, Монтессори укрепилась в идее, которая стала отправной точкой ее образовательной системы, что и больные, и здоровые дети нуждаются в особой развивающей среде, в которой собраны все знания о мире, переданные вечными достижениями человеческой мысли, и ребенок должен перейти от человеческой цивилизации к дошкольному возрасту. Монтессори изучала проблемы лечения и обучения детей с отклонениями в развитии и ознакомилась с трудами французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. Монтессори пришла к выводу, что слабоумие является скорее образовательной, чем медицинской проблемой. Лечить его нужно не в больницах и поликлиниках, а в детских садах и школах.
Монтессори начала изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее увлекла антропология, а именно вопросы эволюционного развития человека и физические факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она приняла кафедру антропологии в Римском университете и проводила различные антропологические исследования в области образования. Одновременно он изучал педагогику для умственно отсталых детей в Институте лечебной педагогики. Именно тогда были заложены основы ее собственной педагогики. Она много работала с учебными материалами Сегена, развивала и дополняла их и пыталась разработать свой собственный метод обучения чтению и письму. Ее заявление о превосходстве письма над чтением у детей дошкольного возраста стало настоящим прорывом. Монтессори быстро заинтересовалась работой со здоровыми детьми и решила продолжить свое образование. Сегодня она изучает педагогику здорового развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мария Монтессори развитие языка для детей дошкольного возраста
Последовательная, систематическая работа над всеми когнитивными функциями задолго до начала обучения в школе имеет большое значение для успеха ребенка в школе. К числу методов раннего развития относятся.
Социализация детей в группе с особыми потребностями с использованием элементов системы Марии Монтессори.
Мой опыт работы в группе для особенных детей представлен в этой статье.
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ЧУВСТВО» МАРИИ МОНТЕССОРИ.
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ЮЖНОМ ОКРУЖЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ — «Я СЛЫШУ, Я ВИДЮ, Я ЧУВСТВУЮ» Приложение Перспективы.
Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.
Я предлагаю простые, доступные занятия для развития мелкой моторики, которые могут использовать как родители дома, так и учителя.
Положения Марии Монтессори
Десять заповедей Марии Монтессори.
Мария Монтессори как основательница Монтессори-образования
Мария Монтессори — основательница Монтессори-образования. Данная презентация поможет вам понять, когда появилось это направление и каковы его основные идеи.
Метод Монтессори для детей в возрасте 2-3 лет «Помоги мне сделать это самому» — девиз Марии Монтессори.
Чтобы сформировать развитую личность, желательно не терять ни минуты, даже в нежном возрасте. Существует множество методов дошкольного развития, но все они направлены на адаптацию.
Наука и педагогика
Мария Монтессори заинтересовалась образованием, когда работала с «ненормальными» (умственно отсталыми) детьми в 1896-1901 годах. Чтобы продвинуться вперед, она изучала работы Эдуарда Сегена и Жана Итара и сама переводила их на итальянский язык. В результате ее исследования выяснилось, что четверть детей-инвалидов имеют возможность стать продуктивными членами общества.
Мария Монтессори разработала специальное оборудование для своих пациентов в возрасте от 2 до 7 лет, включая маленькие, легкие стулья и специальные учебные пособия, чтобы помочь им развить навыки самообслуживания, работы по дому (вытирание пыли, мытье посуды, чистка обуви) и садоводства. Благодаря хорошо организованному распорядку дня, но со свободой передвижения и выбора занятий, дети демонстрировали, по ее словам, «спонтанную самодисциплину».
Система образования Монтессори оказалась успешной: некоторые особые дети показывают более высокие результаты, чем их обычные сверстники. Правительство дало добро на создание Православного института, где готовили учителей для работы с умственно отсталыми детьми. Мэри была назначена содиректором, эту должность она занимала до 1901 года. Институт имел успех и был поддержан властями.
В 1907 году, благодаря финансовой поддержке, Мария Монтессори открыла детский дом, где уже обучались здоровые дети. Дом был обставлен в стиле современного детского сада (вернее, сады были разбиты в стиле этого типа), с комнатами, удобными для детей. Дети могли свободно передвигаться и выбирать себе занятия по душе. Мария не участвовала в занятиях детей, но наблюдала за ними. Таким образом, доктор заметил, что дети выбирают практические, а не игровые занятия. Метод раннего обучения Монтессори был основан на инициативе ребенка, поглощении разума и развитии природных способностей. Результаты описаны в книге «Метод научной педагогики, применяемый к воспитанию детей младшего возраста в детских садах».
Очевидным преимуществом этой системы образования является ранняя социализация и независимость ребенка. При решении задач дети полагались на свои инстинкты и сами искали решения. Среди недостатков — отсутствие творчества и игры в обучении детей. Они считали, что дети не развивают свое воображение таким образом. В то же время в XXI веке было доказано, что примитивные игры необходимы для развития воображения.
Образовательная система Марии Монтессори доказала, что признание ребенка как индивидуальности помогает каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Педагог разработал 19 заповедей для родителей, суть которых сводится к следующему: «Дети учатся на том, что их окружает» и «Помогите ребенку сделать это самому». На этот список заповедей ссылаются и сегодня. Педагог был убежден, что в детстве закладываются основы здоровой психики и определяются границы потенциала ребенка. Все ограничения устанавливает сам человек.
В 1930-х годах педагогика Монтессори быстро развивалась по всему миру, но на его родине, в Италии, развитие остановилось только в 1923 году после письма Бенито Муссолини. Глава государства даже лично посетил курсы повышения квалификации учителей — сохранились фотографии этого визита. Однако с развитием национал-социалистической идеологии отношение к системе Монтессори и ее создателю становилось все хуже и хуже. В 1934 году Мария и ее сын были вынуждены покинуть страну. В последующие годы Мария Монтессори путешествовала по разным странам, читая лекции и распространяя свой метод.
Личная жизнь
Мария Монтессори встретила свою любовь, когда еще училась в университете. Это был коллега, Джузеппе Монтессано, врач. Семья не дала ей вовремя разрешение на брак, но у них родился сын Марио 31 марта 1898 г. Мария хотела сохранить их отношения в тайне при условии, что ни один из них не создаст семью с другим мужчиной. Джузеппе не сдержал своего обещания и вскоре женился. Мария, в свою очередь, покинула университетскую больницу и погрузилась в работу.
Марию иногда осуждают за то, что она бросила своего сына, заботясь о развитии чужих детей. Однако ребенок был незаконнорожденным, и мать находилась в трудном положении. С дальними родственниками по отцовской линии сын провел только первые несколько лет. Затем Мария взяла его с собой, и семья путешествовала вместе. Более того, Марио Монтессори не сердился на свою мать, он поддерживал ее при жизни и продолжал ее дело после ее смерти.
Студенческие годы
Учеба в университете давалась Марии нелегко. Ей приходилось проходить практику в морге по ночам, чтобы избежать насмешек со стороны одноклассников. Ее отец был недоволен ее выбором профессии (она готовилась стать педиатром) и не хотел давать ей деньги на учебу.
Монтессори приходилось содержать себя, работая на полставки в больнице для умственно отсталых детей. Они были предоставлены сами себе, для них не было никаких занятий. Мария жалела бедных детей, и однажды она почувствовала необходимость подготовить этих детей к самостоятельной жизни в дошкольном учреждении.
В день церемонии вручения дипломов, после того как Монтессори произнесла свою речь, учителя и ученики долго аплодировали ей. В этот момент в зал вошел ее отец, который, видя, какие бурные аплодисменты вызвало выступление его дочери, простил свое чадо. Празднование Марии, первой женщины-врача в стране.
Профессиональная жизнь Марии Монтессори началась в качестве ассистента в клинике Сан-Джованни. Девушка работала в больнице и в частной практике, успевала читать лекции в университете и публиковаться в европейских медицинских изданиях.
Мария зарабатывала деньги, работая ассистентом на полставки в больнице для детей с задержкой развития.
Карьера
После окончания университета Мария 5 лет работала с умственно отсталыми детьми и изучала психологию и образование. Работы французских ученых помогли ей внести положительные изменения в развитие детей. Монтессори лично перевела их на итальянский язык, объем книги составляет около 600 страниц.
Работа Жан-Поля Гаспара Итара и Эдварда Сегена дала Марии идею о том, что из 100 больных детей четверть может стать полноценными людьми. Ученики Монтессори, которых она отправляла на экзамены наравне со здоровыми детьми, получали более высокие оценки, чем ученики обычных школ. Это была еще одна победа женщины.
Она доказала свою теорию, и правительство страны выделило деньги на создание института по подготовке учителей для работы с умственно отсталыми детьми. Мария была директором института в течение 2 лет.
Интересно. На Венере есть кратер, названный в честь Марии Монтессори.
В 1901 году Монтессори стала студенткой Римского университета. Помимо экспериментальной психологии и философии, она также изучала антропологию образования. Позже она стала заведующей кафедрой и написала научный труд «Педагогическая антропология».
Ранние годы
В возрасте двенадцати лет девочка начала мечтать об учебе в гимназии, что поначалу было невозможно, так как высшее образование в то время было доступно только мужчинам. Но для семьи Монтессори не было ничего невозможного — ее настойчивость, интеллект, открытость и космополитическое мышление помогали ей преодолевать все препятствия: Мария стала первой женщиной, принятой в техническую школу для мальчиков, что стало очень важным событием как для страны, так и для всего мира, потому что в начале века женщины начали подниматься до уровня мужчин и получать привилегии, в которых им раньше было отказано.
Как известно, система образования того времени не была направлена на развитие индивидуальных способов мышления, логики, умения искать разные пути решения одной и той же проблемы….. Целью образования было заучивание четких фактов, которые часто были неполными, а иногда и совершенно неверными, потому что они уже были сказаны и переписаны сотни раз. Ожидалось, что все студенты будут знать одно и то же, думать одинаково и действовать одинаково. Одним словом, система образования полностью подавляла индивидуальность и была рассчитана на то, чтобы люди, независимо от того, насколько они были умны от природы, не задавали лишних вопросов и не выделялись из толпы. Мария, как наблюдательная девушка, сразу заметила это и в самом начале учебного процесса задалась вопросом, можно ли как-то предотвратить подавление личности ученика в ходе классического образования того времени. Этот вопрос касался образования как мужчин, так и женщин. Помимо этих соображений, девушка интересовалась естественными науками и без лишних слов решила стать педиатром. Однако в то время это было невозможно, поскольку медицина, как и любая другая профессия, была уделом мужчин.
Первая женщина-врач
Марии удалось поступить в медицинский университет, но жизнь ее в это непростое для девушки время привыкания к новой жизни и новым мыслям была несладкой: однокурсники не воспринимали девушку всерьез, иногда намеренно не давали ей свободного места на занятиях и многое другое. Более того, ей не разрешалось входить в класс без сопровождения отца, пока все мальчики не займут свои места. Все это, конечно, создавало определенные трудности. Помимо прочего, девочке не разрешалось находиться в кабинете анатомии во время занятий. Она была вынуждена изучать материал в самом морге, ведь анатомия, как известно, является основой медицины XIX века и современной медицины. Ей не нравились эти исследования, что неудивительно, поскольку они приносили ей мало пользы. Несмотря на запугивания и периодически возникающее желание бросить учебу, девушка, отличавшаяся невероятной целеустремленностью, сумела завершить обучение. Любопытно, что диплом, который ей вручили, содержал рукописные исправления, поскольку в то время все дипломы, независимо от учебного заведения, были одного образца и адресовались выпускникам мужского пола. Никто и представить себе не мог, что женщина когда-нибудь его получит! Так Мария стала первой женщиной-врачом в Италии.
Не хотела становиться учителем
С юных лет Мария интересовалась математикой и мечтала стать инженером. Но самое высокое, к чему она могла стремиться, как и любая другая девушка в те годы, — это стать учительницей. Ее родители хотели дать своей дочери хорошее образование и поэтому переехали в Рим. После того как она категорически отказалась учиться в школе-интернате для девочек и делать карьеру учителя, ее родители были вынуждены отправить ее в техническую школу для мальчиков, что в то время считалось, мягко говоря, неприемлемым.
В те годы высшее образование было привилегией мужчин, и желание женщины учиться считалось глупым. Однако она была одной из 132 женщин, получивших это право. Кроме того, Монтессори стала одной из первых женщин-врачей в Италии в возрасте 25 лет и впоследствии получила докторскую степень.
Доказала, что проблемы детей с умственными патологиями – не только медицинские, но и образовательные
Когда в 1899 году Монтессори была назначена директором государственной ортофренической школы, она обучала детей, которые считались умственно отсталыми, и добилась очень хороших результатов. Оценка результатов показала, что ученики Марии не отставали от здоровых детей, а в некоторых случаях даже превосходили их по общеобразовательным предметам.
Мария была де-факто замужем за своим коллегой и содиректором школы ортофрении Джузеппе Монтесано. Боясь потерять свою карьеру, она отказалась выйти за него замуж на законных основаниях. Согласно обычаям того времени, замужним женщинам запрещалось работать и заниматься наукой. Даже рождение сына Марио не заставило ее передумать. Мальчик был помещен как незаконнорожденный в приемную семью с полным пансионом. Когда мать и сын воссоединились, Мария долгое время продолжала представлять Марио своим племянником.
Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе
Да, работа в классе Монтессори позволяет ребенку работать в своем собственном темпе и ритме, выбирать виды деятельности и последовательность заданий. Однако самообучение — не единственная форма деятельности, даже в классах для детей до трех лет.
Однако, начиная с трехлетнего возраста, существуют различные формы групповой работы: большие группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, небольшие группы, которые спонтанно собираются вместе для работы над учебным материалом. Учащиеся самостоятельно планируют и проводят мероприятия. Атмосфера в классе — это атмосфера мягкой, ненавязчивой взаимной поддержки.
Дети учатся относиться друг к другу с уважением и признательностью. Они свободно выбирают сотрудничество с другими детьми, придерживаются правил поведения в классе с помощью взрослых и таким образом приобретают положительный опыт общения друг с другом.
Важно, чтобы Монтессори-группы были разновозрастными. Это значительно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей. Недавнее исследование показало, что именно количество спонтанных позитивных взаимодействий значительно отличало детей Монтессори от их сверстников в обычных школах.
Мини-уроки для родителей
Советы экспертов и тематические исследования
Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных
Как уже упоминалось ранее, дети, которые «хотят того, что они делают», имеют большую внутреннюю мотивацию к этому, и с каждым успешно выполненным заданием они укрепляют свою силу воли. Опыт следования простым правилам также учит их самодисциплине и умению следовать словесным правилам.
Эти дети обычно следуют указаниям учителя, потому что у них уже есть уверенность в том, что правила, установленные в классе Монтессори, полезны для них и помогают поддерживать рабочую атмосферу, и поэтому они следуют новым правилам в новом классе. Поскольку дети получают все необходимое для своего развития, они в целом более спокойны и психологически устойчивы. З. Фрейд, который был знаком с идеями Монтессори, однажды сказал: «Там, куда ушла Мария Монтессори, я не нужен», что означает, что эта методика создает исключительно благоприятные условия для развития исключительно здоровой личности.
В результате ребенок приучается к концентрации, целеустремленности и последовательности до школьного возраста. Такая психологическая зрелость не помешает ребенку быть более прилежным на уроках. Дети, у которых нет препятствий для удовлетворения своего врожденного любопытства, учатся с интересом, где бы они ни находились, в том числе и в школе. Их достижения идут изнутри, поэтому они очень стабильны и надежны, но и требовательны.
Может быть, эти дети — плохие солдаты. Очень внимательный, очень ответственный, очень независимый. Именно поэтому Муссолини поначалу с большим энтузиазмом отнесся к серьезным, организованным ученикам Монтессори и начал широкую кампанию по внедрению Монтессори-детских садов по всей Италии. Но вскоре выяснилось, что эти дети, которые слаженно идут туда, куда их посылают, не маршируют строем там, куда их посылают, а их наставники наотрез отказываются вступать в партию и плодить детей завтрашних фашистов. В результате все Монтессори-классы были закрыты в одночасье, а Мария Монтессори надолго покинула Италию.
Если только вы не собираетесь намеренно воспитывать безмозглого правонарушителя, ребенок в средней школе Монтессори будет чувствовать себя лучше своих сверстников, потому что у него будет гораздо больше ресурсов для того, чтобы быть уважительным, корректным и точным в инструкциях, то есть, с точки зрения учителя — послушным.
Конечно, он будет лучше понимать недостатки школьного образования. Но другие дети не очень любят школу, поэтому маловероятно, что после урока Монтессори ребенок будет страдать больше, чем после обычного урока в детском саду. Чем дольше ребенок посещал профессионально организованный Монтессори-класс, тем лучше он сможет адаптироваться к обычным занятиям.
В крайнем случае, согласно концепции самой Монтессори, после 18 лет, пройдя три или четыре этапа в новой системе образования, ребенок готов учиться у мира, кем бы он ни был. Именно поэтому не существует Монтессори-университетов — предполагается, что дети в этом возрасте готовы к обучению в классических университетах или к профессиональной деятельности.
Мини-курс по осознанному воспитанию детей «Без наказания.
Научиться устанавливать правила и ограничения без криков и ругани
Вывод
Мария Монтессори посвятила всю свою жизнь реформированию образования во всем мире. Многие принципы образования, которые сегодня кажутся самоочевидными, появились только благодаря этой мужественной и образованной женщине.
Ребенку нужна развивающая среда, маленькие дети учатся через сенсорный опыт, дети могут учиться свободно — без всех этих открытий современное образование выглядело бы совсем иначе. Марии Монтессори удалось выйти за рамки возраста и открыть возможность совершенно иного отношения к ребенку, как к личности, как к существу, которое уже обладает чувством собственного достоинства, собственными интересами, желаниями и стремлениями. Мария Монтессори смогла реализовать все эти открытия в своей авторской школе.
Результаты учеников Марии настолько впечатлили ее современников, что превращение ее метода в образовательную тенденцию стало лишь вопросом времени. К счастью, основательница и ее сын предвидели эти изменения и смогли сами организовать международную ассоциацию, разработать стандарты для Монтессори-материалов, обучать учителей и проводить исследования.
Сегодня Монтессори-образование зарекомендовало себя как один из самых эффективных и гуманных методов обучения, а школы, детские сады и детские центры открыты практически во всех странах мира.
Заключение
Детский центр «Созвездие» был вдохновлен успехом Монтессори-педагогов и удивительной самостоятельностью Монтессори-детей. Наша миссия заключается в предоставлении дошкольного образования для всех в соответствии со всеми методологическими стандартами и обеспечении маленьким детям наилучших условий для их развития.
В сети наших клубов хорошо развито сообщество родителей и учителей, и мы регулярно организуем мероприятия для родителей и учителей. Мы заботимся о том, чтобы профессионализм нашего персонала постоянно повышался и чтобы дети всегда уходили домой с улыбкой.
Чтобы познакомиться с нами поближе, запишитесь на бесплатный пробный сеанс в любом центре «Созвездие». Давайте работать вместе ради счастливого будущего наших детей!
Статью подготовила профессор Монтессори Соколова Оксана