С того же года актриса служила в театре Моссовета. Ее отличала доброжелательная и скромная манера поведения, за что ее особенно любили коллеги и зрители.
Любовь Орлова
Любовь Орлова, которую называли русской Марлен Дитрих, вывела советский кинематограф на новый уровень и стала сильным конкурентом театральному искусству. Множество наград и квалификаций, блестящая фильмография — Любовь Петровна по праву считается одной из самых талантливых актрис Советского Союза.
Позднейшая икона советского кино Любовь Петровна Орлова родилась в дворянской семье в 1902 году. Ее отец, служивший в военном министерстве, был неоднократно награжден правителем. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинной аристократической семьи, члена Государственного совета и генерала от кавалерии Николая Сухотина, который служил начальником Николаевской военной академии и состоял в родстве с писателем и графом Львом Толстым. Любовь Орлова сохранила пьесу Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана самим автором и подарена маленькой Орловой.
Федор Шаляпин был частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде. Увидев однажды выступление младшей дочери Орловых у себя дома, он предвидел репутацию девочки как актрисы и посоветовал семье поощрить талант юной актрисы в театральной школе. Однако ее родители предпочитали видеть свою дочь музыкантом, а не актрисой. Когда девочке было 7 лет, ее отвели в музыкальную школу, где она получала уроки игры на фортепиано.
До 1919 года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через три года ей пришлось покинуть это учреждение, чтобы зарабатывать на жизнь. С 1922 года Орлова преподавала музыку и работала капитаном в столичных кинотеатрах. Однако за это время она успела поучиться в ГИТИСе (тогда еще театральном училище имени Луначарского). С 1926 года Орлова работала хористкой, а затем актрисой в музыкальной студии МХАТа.
Фильмы
В студии Любовь Орлова сначала пела в хоре и появлялась в небольших ролях в некоторых спектаклях. Но даже тогда ее талант и уникальная внешность были замечательными и привели многих ее коллег в актерскую профессию. Поэтому в 1932 году режиссер отстранил актрису от танцев и сделал ее солисткой в опере Оффенбаха «Перикола». Главная роль была отдана Любови Петровне. Даже в первые дни представления оперы люди стекались в театр.
В 1933 году Орлова впервые увидела роль Периколы у начинающего режиссера Григория Александрова, который узнал о талантливой 31-летней актрисе по совету друга-художника. Александров был впечатлен актерским талантом Орловой и ее красотой. После этой судьбоносной встречи Любовь Петровна была приглашена режиссером сниматься в его фильмах. На момент встречи Григорий Александров искал кандидата на роль Анюты в своем фильме «Хорошие дети».
Этот фильм положил начало кинобиографии Любови Орловой. Актриса, прекрасно справившаяся с образом Анюты, быстро поднялась по лестнице советского кино. Во многом благодаря ей национальное кино стало популярным видом искусства, которое оказало значительное давление на театр, как с точки зрения кассовых сборов, так и количества зрителей.
В 1936 году на экраны страны вышел второй фильм Александрова, снова с Любовью Орловой в главной роли. Это был мюзикл «Цирк», который стал одним из самых прибыльных советских фильмов. Он получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже и был удостоен Сталинской премии в 1941 году.
Два года спустя поклонники таланта Орловой смогли насладиться еще одной музыкальной комедией — «Волга-Волга», также поставленной Григорием Александровым. В 1939 году Любовь Петровна снялась в авантюрном триллере «Ошибка инженера Кочина». Режиссером фильма выступил Александр Мачерета. В 1940 году вышел последний довоенный фильм — мюзикл Александрова «Светлый путь».
Любовь Орлова стала советской Марлен Дитрих, еще не известной в СССР из-за «железного занавеса» и запрета на западное искусство, но небольшой круг верующих, включая режиссера Александрова, регулярно смотрел зарубежные фильмы на закрытых показах. Орлова имеет много общего с голливудской звездой. На первой фотографии «Веселых ребят» Анюта была в точно такой же шляпе, как и Дитрих в фильме «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос черный наполовину и платиновый, как у Марлен.
Любовь Петровна Орлова обладала прекрасным голосом сопрано. Она прекрасно танцевала и играла на фортепиано и пианино. Эти таланты использовались снова и снова во всех последующих фильмах. «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие фильмы были наполнены музыкой и песнями. Фильмы с участием Орловой пользовались большой популярностью у советских зрителей. В начале 1940-х годов актриса была настолько популярна, что часто ездила к солдатам на фронт. Она появилась на всех фронтах, от Минска до Курска и Орла.
После войны Орлова снова играла важную роль. В 1947 году она сыграла в мюзикле «Весеннее время», а через 2 года — в военном фильме «Встреча на Эльбе». В начале 1950-х годов Орлова снялась в двух биографических фильмах — драме «Мусоргский» и фильме «Композитор Глинка», в котором она сыграла Людмилу Ивановну Глинку.
В начале 1960-х годов в его карьере наметился спад. Он все реже появлялся на экране и на театральной сцене. В 1970 году зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последний фильм с участием Орловой «Старлинг и Лир» вышел в 1972 году.
Детство
Позднейшая кинозвезда Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года в городе Свенигороде (ныне в Московской области) в дворянской семье. Ее отец Петр Федорович служил в военном ведомстве. Ее мать Евгения Николаевна Сухотина была дворянкой.
Ее отцу с трудом удалось найти работу в одном из советских учреждений, где он получал паек в двести граммов хлеба на каждого члена семьи. Как и многие другие, Орловы перебрались в деревню, где было легче достать припасы. В Воскресенске, под Москвой, жила сестра матери, у которой был огород и корова Зорька.
Ее молоко выручило семью в самый голодный год: 16-летняя Люба взяла его с собой в Москву и обменяла на хлеб. После переноски тяжелых коробок на лютом холоде ее руки были постоянно красными и бледными, чего она очень стыдилась и пыталась спрятать их от объектива камеры.
В 1919 году Орлова поступила в консерваторию, посещала класс фортепиано и училась в балетной школе после окончания трехлетнего курса. Однако девушку больше привлекала профессия актрисы — театр в то время был гораздо популярнее «буржуазной» классической музыки.
Личная жизнь
В 1926 году начинающая актриса Любовь Орлова была принята в музыкальную студию МХАТа, где познакомилась с видным членом партии, заместителем наркома земледелия Андреем Березиным. Через неделю после встречи Березин навестил родителей Любы, которые посоветовали дочери не откладывать свадьбу.
Она подчинилась, и молодожены счастливо жили в роскошной квартире заместителя госкомиссии по сельскому хозяйству, захваченной у гражданина. Но семейное счастье было недолгим — Андрей Гаспарович был арестован как член партийной оппозиции по «делу Чаянова». Сразу же после ареста мужа Любовь Орлова развелась с ним, что в глазах многих поставило под сомнение искренность ее чувств. Она никогда не скрывала, что не намерена быть «простой женой».
Как ни странно, родство с «врагом народа» в карьере не повлияло на Любовь Орлову. Напротив, вскоре она получила свою первую большую роль — в той же «Периколе». Затем одна роль за другой выпадали на ее долю, благосклонную к роману с театральным режиссером Михаилом Немировичем-Данченко, сыном основателя МХАТа. Однако этот роман был недолгим.
Достигнув статуса примадонны, актриса оставила своего возлюбленного ради богатого австрийского инженера, работавшего по контракту в СССР. Ее коллеги не могли скрыть своей зависти — из театра они уехали на трамвае, а Любовь Орлова поехала в ресторан на «Мерседесе» австрийца. Он обещал увезти ее на Запад и сделать кинозвездой.
Орловой нравился этот новый вид искусства, она даже пыталась снимать фильм, но у ворот киностудии она присоединилась к длинной очереди претендентов. Когда подошла ее очередь, режиссер показал пальцем на едва заметную родинку на ее щеке: «Не годится! В театре крот может не беспокоить вас, но в фильме он нарушает все.
Любовь Орлова заметно охладела в кино после этого инцидента, но при встрече с Александровым вся изменилась. Он был на год моложе ее, красивый и спортивного телосложения. Родился Григорий Александров в Екатеринбурге, происходил из кабатской семьи по фамилии Мормоненко и был крещен по-татарски. Приехав в Москву, он стал другом и помощником режиссера Сергея Эйзенштейна. Эти двое были настолько неразлучны, что у них даже сложилась репутация людей нетрадиционной ориентации.
Однако вскоре Александров женился на молодой балерине Ольге Ивановой, которая родила ему сына Дугласа. В честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Григорий Васильевич был без ума от голливудских фильмов и мечтал сделать что-то подобное в Союзе. Ему разрешили снимать фильмы, но предложили дать его сыну менее экзотическое имя — так Дуглас стал Вейси.
Фильм «Веселые ребята» был снят в Гаграх летом 1934 года. Любовь Петровна и Григорий Васильевич отчаянно флиртовали на съемочной площадке, хотя в городе Александрове их ждали жена Ольга и Любовь Орлова — ее австрийский муж. В конце концов ситуация разрешилась. Разоренный австриец покинул Гагру, а затем и Россию. Иванова подала на развод в Москве. Орлова оставалась законной любовницей режиссера и съемочной площадки — по ее настоянию Александров удвоил количество сцен в фильме, в которых она была задействована.
Случай, близкий к смерти: по сценарию Орлова должна была запрыгнуть на спину огромного быка, чтобы «приручить» его (Утиосов категорически отказался это сделать). Бык бросил актрису, и она провела месяц в больнице. После возвращения в Москву Орлова и Александров поженились.
Образование
В 1919 году будущая актриса поступила в Московскую консерваторию. Через три года она не смогла продолжить учебу, так как была вынуждена работать. В то же время она боролась с симптомами болезни Меньера, которая влияла на ее слух. Она начала преподавать музыку и работать на полставки в кинотеатре.
Позже она поступила в ГИТИС. В 1926 году она получила диплом, подтверждающий ее профессионализм.
Начало карьеры
В начале 1920-х годов у Любови было две работы. Она работала музыкальным аккомпаниатором немых фильмов в столичных кинотеатрах.
В 1926 году актриса начала петь в хоре, а через 6 лет вошла в труппу Московского художественного театра. Она стала появляться в основном в музыкальных постановках, где ей доставались второстепенные и эпизодические роли, которые не позволяли ей выделиться на фоне других талантливых артистов.
После ареста первого мужа Любовь Петровна искала новые возможности улучшить свое материальное положение. В 1932 году она получила роль в пьесе, после чего отказалась от членства в хоре и стала солисткой в театре.
Ранние годы, детство и семья Любови Орловой
Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года в подмосковном Свенигороде. Ее родители были представителями русской аристократии. Отец нашей сегодняшней героини — Петр Федорович — служил в армии и даже получил несколько царских наград. Ее мать, Евгения Николаевна, также происходила из старинного дворянского рода. Большую часть своей жизни она занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
В честь Любови Орловой, легенды советского кино, были выпущены марки.
Орловы всегда были известны своей любовью к искусству. Лев Толстой и Федор Шаляпин часто посещали их дом. Их стремление к театральному мастерству, которое проявилось у юной Любови с ранних лет, всегда находило отклик.
Окруженная заботой и вниманием, наша героиня с раннего возраста имела возможность заниматься со специально приглашенными педагогами и выступать в домашних постановках. Развивая талант своей дочери, родители создали все необходимые условия для ее гармоничного развития.
Когда юной актрисе было семь лет, родители отдали ее в музыкальную школу, где она потом несколько лет играла на фортепиано. Однако после начала Октябрьской революции материальное положение семьи резко ухудшилось. Таким образом, она не смогла завершить свое музыкальное образование.
Уже в 1920 году Любовь Орлова начала работать в связи с экономическими трудностями. Она работала капитаном в московских кинотеатрах, где обеспечивала музыкальное сопровождение первых немых фильмов. В это же время, в 1922 году, наша героиня начала брать уроки актерского мастерства у режиссера Е. Телесова, а также училась на хореографическом отделении Московского театрального училища.
После успешного окончания этой школы Любовь Орлова была принята в музыкальную студию МХАТа, где начала работать хористкой под руководством Немировича-Данченко. Она также начала работать солисткой в кордебалете и играла небольшие эпизодические роли в театре.
Как отмечали ее современники, ее блестящий актерский талант был очевиден даже в таких относительно небольших ролях. Поэтому вскоре Любови стали поручать более ответственные роли. Одной из них была роль Периколы в одноименной пьесе, которая принесла Орловой первый серьезный успех.
Звездный путь актрисы Любови Орловой
В 1933 году Любовь Орлова познакомилась с режиссером Григорием Александровым после одного из спектаклей. Впоследствии их любовь и творческий союз стали определяющими в жизни актрисы. Именно Александров пригласил Орлову на ее первые крупные роли в кино. Их первой совместной работой стала комедия «Веселые ребята».
Затем последовали фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и некоторые другие. Стоит отметить, что в то время кино в СССР только начинало развиваться. Примат кино над театром еще не был очевиден, поэтому и зрители, и сами фильмы были не такими, как сегодня.
Как отмечают эксперты, именно Любовь Орлова стала первой звездой советского кино и внесла значительный вклад в развитие этого искусства в советском государстве. У многих зрителей ее образ ассоциируется с самим искусством кино. Ее называли советской Марлен Дитрих. Ее красота, художественный талант и лучезарная улыбка казались многим чем-то особенным, неповторимым. Именно поэтому актриса до сих пор считается важным символом раннего советского кино.
Стоит отметить, что Любовь Орлова также была первой актрисой в СССР, которая начала использовать серьезные косметические и медицинские препараты для продления молодости. Долгое время дата ее рождения не объявлялась в прессе и оставалась тайной для обычных зрителей. Сегодня такой подход является обычным делом. Но в первые дни это казалось немыслимым.
В начале 1940-х годов популярность актрисы была такова, что именно она — а не советские политики — часто сопровождала солдат Красной Армии на фронт. Ее любили и уважали. По этой причине роли актрисы в кино и театре всегда имели большой успех.
Знакомство с Александровым
Фильм «Веселые ребята» стал успешным дебютом актрисы, выведя ее карьеру на новый уровень. А сам фильм принес ее героиням оглушительную славу и любовь миллионов зрителей. Орлова получила много полезного опыта от своего партнера Леонида Утесова.
Мы рекомендуем вам прочитать: Карина Андоленко: успех, роль «страдалицы», слухи о романах со знаменитостями и загадочная вторая половинка.
С тех пор Александров снимал Любовь Петровну во всех своих фильмах. В «Цирке» Орлова сыграла американку, звезду мюзикла, покорившую Советский Союз.
Одна блестящая работа следовала за другой. Во время Великой Отечественной войны актриса регулярно появлялась на фронте и в госпиталях. Александров снимал ее в фильме «Встреча на Эльбе». Актриса также снялась в одном из сборников военных фильмов в роли почтальонши Дуни Петровой.
Работа над собой
Говорят, что Григорий Александров сделал из Любови Орловой актрису, как Пигмалион сделал свою Галатею. После встречи с Марлен Дитрих за границей режиссер понял, что такой героини не хватает в советском кино.
Он следил за тем, чтобы Орлова все больше и больше походила на голубого ангела, прославившего Дитрих. Каштановые волосы Любови были выкрашены в белый цвет.
Она создала идеальную улыбку внутри себя. Она была одной из первых, кто обратился к пластической хирургии, и делала это неоднократно, чтобы выглядеть как можно моложе. Актриса была одной из первых сторонниц пластической хирургии и постоянно пробовала новейшие методы омоложения.
Даже в первом браке актриса не позволяла себе набирать вес. Она проводила дни и ночи у балетной стойки, когда заметила, что ее талия стала шире сорока двух сантиметров. Чтобы измерить ее размеры, у Любови Петровны была специальная нитка.
Она носила перчатки, чтобы никто не видел морщин на ее руках и ран, полученных во время работы колесником.
Став богатой и успешной, актриса не скупилась на дорогие туалеты и парижские духи. Орлова могла свободно ездить за границу и делать покупки в модных бутиках.
Фильмография
Фильмы с участием Любови Орловой:
- 1934 — Петербургская ночь
- 1934 — Любовь Алёны
- 1934 — Весёлые ребята
- 1936 — Цирк
- 1937 — Наш цирк
- 1938 — Волга-Волга
- 1939 — Ошибка инженера Кочина
- 1940 — Светлый путь
- 1941 — Боевой киносборник № 4
- 1941 — Дело Артамоновых
- 1943 — Одна семья
- 1943 — Каспийцы
- 1947 — Весна
- 1949 — Встреча на Эльбе
- 1950 — Мусоргский
- 1952 — Композитор Глинка
- 1960 — Русский сувенир
- 1963 — Мелодии Дунаевского
- 1974 — Скворец и Лира
Ссылки
Сложные отношения с Дугласом
Основано на воспоминаниях Ивана Лукашева, военного переводчика и друга семьи Александровых.
До встречи с Любовью Орловой у Григория Васильевича была другая жена, Ольга Иванова. Именно она родила ему единственного сына Дугласа. Почему Александров дал своему сыну такое странное имя? Это произошло благодаря обещанию Григория Васильевича американскому актеру Дугласу Фэрбенксу. Посетив Советский Союз в 1920-х годах, он подшутил над тогдашней модой давать детям «промышленные» имена и пошутил над охранником Александровым, жена которого в то время была беременна: «Григорий, как ты назовешь своего сына? Трактор?» Оскорбленный «западник» Александров ответил: «Нет, Дуглас, после тебя!». И он сдержал свое обещание, но дал своему сыну тяжелую, а не «голливудскую» судьбу.
В 1929 году Григорий Александров отправился в Голливуд на шестимесячную стажировку, которая, однако, затянулась на три года. В то время, когда режиссер проводил время с Гретой Гарбо, Ольга Иванова также нашла ему замену — актера Бориса Тенина. Когда Григорий вернулся в Советский Союз, он был вынужден сразу же развестись с ней, оставив маленького Дугласа на попечение матери. Однако, создав семью с Тенкином, она поняла, что Дуглас стал для нее совершенно чужим человеком, и отдала ребенка в детский дом. Григорий Александров знал об этом, но ничего не мог сделать: Любовь Орлова не хотела видеть детей дома и уж тем более не хотела участвовать в их воспитании и была постоянно занята на съемках. Только когда Дуглас стал подростком, Александров стал более активно участвовать в его жизни и помог ему освоить профессию кинооператора. Во время войны Дуглас снимался в фронтовых фильмах, а в 1949 году сыграл небольшую роль американского офицера в фильме «Begegnung an der Elbe».
Когда молодой Дуглас стал жить с Орловой и Александровым, Любовь Петровна взяла на себя заботу о юноше, хотя она никогда не относилась к нему как мать, а скорее как опекун. Когда Дуглас сообщил ей о своем желании жить отдельно, Орлова помогла ему найти жилье и наняла домработницу Галину. У Любови Петровны всегда были домработницы, потому что сама она почти не умела готовить и вообще не любила заниматься домашними делами. Она искала трудолюбивую девушку для своего пасынка по рекомендации друзей, но не могла представить, что Дуглас когда-нибудь влюбится в нее. Узнав, что молодой человек хочет жениться на экономке, Орлова ставит ему ультиматум: либо он уходит из прислуги и остается «звездой» семьи, либо женится и навсегда исчезнет из ее круга общения. Григорий, несмотря на мольбы сына о благословении, сказал, что Любовь Петровна права. После этого Дуглас много лет не разговаривал с отцом — только после смерти Орловой Александров решил навестить внука Гришу, сына Дугласа и Галины.
Существует и другая «интерпретация» конфликта между Дугласом и Любовью Орловой. По слухам, великая актриса прогнала пасынка не потому, что вступила в «неравный» брак, а потому, что он устроил вечеринку в квартире, пока она была в отъезде в Советском Союзе, хотя обещал ей никогда не делать этого. Возможно, что дети напортачили, но также возможно, что Любовь Петровна так бурно отреагировала на то, что Дуглас нарушил свое слово, потому что она всегда выполняла свои обещания.<
Смерть
Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы 26 января 1975 года. Незадолго до смерти, 23 января, она позвонила Григорию Васильевичу из больницы и попросила его приехать. Александров навестил ее в тот день, но как только вернулся домой, ему снова позвонили — от нее, попросив приехать еще раз. Он немедленно вернулся. Когда Григорий Васильевич вбежал в комнату жены, у нее хватило сил только на то, чтобы сказать: «Как же ты долго!». Говорят, что это был единственный упрек, который Любовь Орлова сделала своему мужу за 42 года их совместной жизни! Затем она потеряла сознание и умерла, не приходя в сознание.
По данным журнала «Семь дней» за 2013 год.