Если ноги девочки сначала были слишком широкими, их специально били кусками плитки или стекла, чтобы вызвать инфекцию. Негативным последствием этого было заражение крови, и даже если девочка выживала, во взрослом возрасте у нее развивалось множество заболеваний.
Зачем в Китае бинтовали ноги девушки — туфли лотосы
На протяжении десяти веков в Китае существовал обычай связывать ноги девушек так, что они становились крошечными и напоминали по форме лотос. Невеста считалась более привлекательной, если размер ее ступни не превышал 7 см. Такая девушка действительно была калекой. Она потеряла способность двигаться и даже стоять самостоятельно. Однако такая красивая девушка могла рассчитывать на очень выгодное замужество. Почему в Китае связывают ноги вместе и что такое лотосовые туфли?
Обычай бинтования ног в Китае
Обычай бинтовать ноги девушкам появился в Поднебесной в начале X. века и практиковалась до начала XX века. Идея заключалась в том, чтобы связать ноги девушек полосками ткани, чтобы их ступни со временем перестали расти и деформироваться и приобрели желаемую форму лотоса.
Процесс деформации ног занимал годы и был невероятно болезненным для женщин. Многие китайские женщины потеряют способность ходить без посторонней помощи. Они не могли самостоятельно подняться из сидячего положения. Их перевозили в пометах и на телегах. Красивые женщины с маленькими ножками не работали и не занимались домашним хозяйством. Их функция заключалась в том, чтобы быть предметом роскоши для своего благородного мужа, еще одним доказательством его богатства и процветания.
Обычай одевать девочкам ноги был более распространен в аристократических семьях. Бедные не могли себе этого позволить. Девочки в их семьях с раннего возраста должны были работать на рисовых полях. Если в крестьянской семье было несколько дочерей, родители старались выдать замуж хотя бы одну из них.
«И маленькая ножка. »
Россия также не избегала предпочтений в размере ноги; сам Пушкин неизбежно упоминал «маленькую ножку» при описании характеристик красавиц. Но если в России не составляло труда спрятать ноги под длинными юбками и показать поклонникам лишь кончик туфельки, то в Китае все было гораздо драматичнее.
Причина чрезмерного внимания к размеру ноги в Китае скрыта в легендах. Была ли это императорская танцовщица по имени Ю, которая сделала свои мини-туфельки из золотых цветов лотоса и связала ноги вместе, чтобы они казались меньше, или она танцевала для императора среди цветов лотоса — важен только результат. Более тысячи лет назад предпочтение знати к маленьким ступням стало настолько велико, что маленькие ступни считались признаком принадлежности к элите. Со временем традиция связывания ног распространилась на все слои общества.
Первый вопрос, который сваты задавали родителям невесты, был о размере ноги. Ничто другое не было так важно для будущих супругов, ни красота, ни образование, ни манеры. Они считали, что большие ноги могут быть только у простых людей, которые целыми днями работают в поле. У благородных дам ноги не растут сами по себе.
Мы получили статью с описанием 58 сортов ножек «Леди Лотус», и каждый сорт был оценен по 9-балльной шкале. Например, были сорта «Цветок лотоса», «Китайский каштан», «Молодая луна», «Побег бамбука»….. В качестве дополнительных характеристик ног автор отметил мягкость, изящность, пухлость. Он называл ноги «божественными», если они были пухлыми, изящными и мягкими, «прекрасными», если они были слабыми и нежными, и «ложными», если у них была большая обезьяноподобная пятка, которая «позволяла лазать».
В этом трактате есть совет и для мужчин: никогда не снимайте повязки с ног, чтобы увидеть голые ступни. Если это правило нарушается, чувство прекрасного неизбежно оскорбляется.
Вечная боль во имя красоты
Оптимальным возрастом для начала бинтования стоп считается возраст 4 года. Для начала процесса трансформации стопы была приглашена родственница. Матери считались «непригодными» для бинтования, так как они могли пожалеть ребенка и «испортить» ноги недостаточной твердостью. «Мать не может одновременно любить свою дочь и свою ногу».
Изготовление лотосовых стоп требовало значительных усилий. Все пальцы ног, кроме большого, были повернуты вниз по направлению к стопе и крепко связаны, чтобы предотвратить рост костей. Повязки пропитывались кровью животных и растительными экстрактами, им надевали обувь, и таким образом они должны были проходить по 5 километров в день, чтобы ткани не деформировались.
Каждые две недели жесткие ботинки заменялись на ботинки меньшего размера. Гибель тканей считалась успешной, пальцы ног детей атрофировались и отваливались без достаточного кровоснабжения, кости стопы ломались, иногда возникали гангрена, сепсис и смерть. В богатых семьях процесс одевания повторялся ежедневно, заменяя полоски ткани на новые и омывая ноги. В бедных семьях это делалось один или два раза в неделю. До конца жизни повязки не разрешалось снимать даже на ночь. По сей день в Китае существует поговорка: «Воняет, как повязка на ногах старухи».
Лицемерное отношение мужского общества к этой традиции подчеркивается не только трактатом о «божественных» и «чудесных» ногах, которые нельзя видеть обнаженными, чтобы не оскорбить эстетическое чувство. «Лотосовые ступни» вызывали восхищение, крошечные следы на снегу восхвалялись, а запрет «раздевать» эти ступни подпитывал личные фантазии. Согласно правилам поэзии, маленькие, тонкие, заостренные, мягкие ступни были также….. ароматический.
Нетрудно представить себе запах разлагающейся плоти. Поэтому процветали фантазии, в которых мужчины предпочитали не слышать криков своих дочерей и не видеть страданий своих жен, которые уже не могли даже ходить на своих искалеченных ногах.
В результате длительных страданий рост ног остановился, сами ноги стали кривыми, пальцы, которые еще оставались целыми, были постоянно прижаты к ступням, буквально вдавлены в них. Кожа сохла, трескалась, постоянные инфекции были спутниками желанных красавиц. Кстати, обязательным было не только постоянное ношение повязок и обуви, но и запрет на движение ног, даже в состоянии покоя, а также запрет на поднятие пальцев или ослабление каблука при ходьбе. Разве что владелец педали лотоса мог ходить.
Размер ступней составлял от 7 до 10 сантиметров, что является позором как для девочки, так и для несчастной матери. Для лучшего понимания: 7 см — это половина длины iPhone. В музеях можно увидеть обувь для таких ног, которая выглядит как кукольные туфли и не подходит для взрослых женщин. Самостоятельная ходьба — неуверенная, нерешительная походка, которая считалась признаком особой привлекательности женщины и желанной слабостью. Однако женщинам редко приходилось ходить в одиночку, ведь небольшое растяжение ноги давало им возможность попасть в мир знати, где дамам полагались носилки.
Врачи считают, что маленькие ноги оказывают особое притяжение и привлекательность на женщин, что связано с изменениями в мышечном каркасе тела. При «подгонке» размера ног, на которых девушкам приходилось ходить, центр тела неизбежно менялся, и мышцы ягодиц и таза были задействованы в большей степени. Это привело к появлению «пухлых, сладострастных бедер» и развитию знакомых вагинальных мышц.
Эффект
Нога не должна была выглядеть как опора для тела. Женщины с лотосовыми стопами не могли перенести весь свой вес на стопу, им приходилось ходить на пятках. Это делало прогулки небезопасными и, по мнению некоторых, непривлекательными.
Ноги были подвержены воспалениям и инфекциям, потому что в какой-то момент стало невозможно обрезать и очистить остро изогнутые ногти, которые резали кожу по мере роста. Глубокие кожные складки также не позволяли обеспечить надлежащую гигиену, что приводило к быстрому росту бактерий. Это вызывало неприятный запах ног и иногда выделения, поэтому большинство женщин со связанными ногами не хотели снимать обувь.
Обычай пить прямо из женских брюк во времена династии Юань был особенно плох.
Нарушение походки также не лучшим образом сказывалось на женщинах. Они могут очень легко упасть или получить проблемы с тазобедренным суставом и позвоночником. Исследователи обнаружили, что женщины с лотосовыми стопами почти в два раза чаще падали и с трудом вставали со стульев. Сидение на корточках было серьезной проблемой, особенно при пользовании уборной, так как западные туалеты были малодоступны в Китае.
Все эти ограничения были особенно обременительны для женщин, которые были вынуждены заниматься физическим трудом.
Немного истории
Практика связывания ног в Китае началась во времена правления императора Ли Ю, который был очарован наложницей, туго связывавшей ноги перед танцами. Этот обычай был впервые введен при императорском дворе, но позже распространился в городах и деревнях. Первые призывы к его отмене прозвучали несколько столетий спустя, в середине XVI века, и продолжались с перерывами до 1912 года, когда связывание было полностью запрещено. Несмотря на запрет, некоторые женщины продолжали тайно связывать ноги, хотя за это их штрафовали. В конце концов, эта практика была полностью искоренена к 1950 году благодаря ряду антибандитских акций, проведенных националистическим и коммунистическим правительствами.
В других культурах обезображивание определенных частей тела также было обязательным. Изменение черепа путем его уменьшения для создания вытянутой формы практиковалось во многих культурах, включая инков, гуннов и австралийских аборигенов, в то время как многие женщины в Европе и США деформировали свои скелеты посредством травмирующих жестких корсетов.
Другие материалы по теме: Повязки для ног в Китае, видео
Попытка затягивания
Вторая фаза называется попыткой промедления. Это продолжалось не менее шести месяцев. Повязки становились все туже и туже, что усиливало боль. Сломанные пальцы нужно было лечить осторожно. По этой причине иногда снимали повязки и удаляли пораженные некрозом ткани.
Ногти подстригали, а ступни массировали, чтобы они легче сгибались. Иногда ноги били, чтобы суставы и уже сломанные кости стали более подвижными.
После каждой процедуры повязка затягивалась еще туже. В богатых семьях эту процедуру повторяли каждый день, чем чаще, тем лучше.
Процесс формирования
Важно было начать процедуру до того, как нога девочки сформировалась. По практическим соображениям перевязки обычно проводились зимой или осенью. Холод делает ноги менее чувствительными, и риск инфекции минимален.
В богатых семьях служанке поручали перевязывать ноги и носить девушку на руках, когда боль становилась невыносимой.
На формирование «лотосовых стоп» у китайских девушек уходит около трех лет. Сама процедура включала в себя четыре этапа.
Более поздние эпохи править
Маленькие связанные ноги когда-то считались красивыми, а большие не связанные ноги — грубыми.
В конце династии Сун мужчины пили из специальной обуви с маленькой чашечкой на каблуке. Во времена династии Юань некоторые пили прямо из обуви. Эта практика называлась «тост золотого лотоса» и продолжалась до конца правления династии Цин. 16
Первым европейцем, упомянувшим о связывании ног, был итальянский миссионер Одорик из Порденоне в XIV в. 17 Ни один другой иностранец, посетивший Юань (Китай), не упоминал об этом обычае, включая Ибн Баттуту и Марко Поло (который, однако, отметил грациозную походку китайских женщин, которые делали очень короткие шаги), что, возможно, указывает на то, что в то время это не было широко распространенной или экстремальной практикой. 18 Однако эта практика поощрялась монгольскими правителями по отношению к своим китайским подданным. 5 Эта практика становилась все более распространенной среди дворянских семей, а затем распространилась на широкие слои населения, поскольку и простолюдины, и театральные актеры в одинаковой степени использовали ножные кандалы. В период Мин этот обычай перестал быть привилегией знати, а стал символом статуса. 19 20 21 Поскольку браслеты ограничивали свободу движений женщин, побочным эффектом их растущей популярности стал соответствующий упадок женских танцев в Китае, и после эпохи Сун все реже можно было услышать о красавицах и куртизанках, которые также были прекрасными танцовщицами. 22 23
Маньчжуры издали ряд указов, запрещающих эту практику, сначала в 1636 году, когда маньчжурский лидер Тайцзи объявил об основании новой династии Цин, затем в 1638 году и еще раз в 1664 году императором Канси.19 Однако лишь немногие ханьцы подчинялись этим указам, и Канси в конце концов оставил свои попытки в 1668 году. В 19 веке, по оценкам, 40-50% китайских женщин имели связанные ноги, а среди женщин высшего класса Хань этот показатель составлял почти 100%. 1 Связанные ноги стали признаком красоты и обязательным условием для поиска мужа. В некоторых районах, например, в Сычуани, они также были возможностью для более бедных женщин выйти замуж. 24 В конце XIX века в провинции Гуандун было принято связывать ноги старшей дочери из низшего класса, которая должна была воспитываться как леди. Ее младшие сестры должны были стать рабынями или домашними слугами и работать в поле, но старшая дочь никогда не ожидала, что ей понадобится работа. Женщины, их семьи и мужья очень гордились своими крошечными ступнями идеальной длины, так называемыми «золотыми лотосами»: около 3 китайских дюймов (寸) в длину, примерно 11 сантиметров (4 дюйма) по западным стандартам. 25 26 Эта гордость отражалась в изящно расшитых шелковых тапочках и халатах, которыми девушки и женщины покрывали свои ноги. Обувь ручной работы также может продемонстрировать мастерство вышивки ее владельца. 27 Эта обувь также служила опорой, так как некоторые женщины со связанными ногами не могли ходить без поддержки обуви и, таким образом, были бы сильно ограничены в передвижении. 28 Тем не менее, многие женщины с забинтованными ногами могли ходить и работать в поле, хотя и с большими ограничениями, чем их коллеги без повязок.
Смерть править
Некоторые китайские писатели в 18 веке выступали против связывания ног. В конце девятнадцатого века многие из лидеров восстания тайпинов были представителями народа хакка, женщины не бинтовали ноги, а связывание ног было запрещено законом. 30 31 Однако восстание было подавлено, а христианские миссионеры, которые давали образование девочкам и активно препятствовали тому, что они считали варварским обычаем, сыграли свою роль в изменении мнения элиты о связывании ног посредством просвещения, распространения листовок и лоббирования при дворе Цин, 32 33 подчеркивая тот факт, что ни в одной другой культуре мира не практикуется связывание ног. 34
Первое известное на Западе общество против связывания ног «Цзе Чанг Цзу Хуэй» (截 纏足 会) было основано в Сямыне в 1874 году 60-70 женщинами на собрании под председательством миссионера Джона Макгоуэна. 35 Общество требовало от своих членов обещания не связывать ноги своих дочерей и не позволять своим сыновьям жениться на женщине, связавшей им ноги. 34 В 1895 году христианские женщины в Шанхае основали Общество естественной стопы (Тяньцзу, буквально «Небесная стопа») под руководством Алисии Литтл. 35 36 Его также поддерживало Женское христианское движение за воздержание, основанное в 1883 году и продвигаемое миссионерами, такими как Тимоти Ричард. 35 Женское христианское движение за воздержание, основанное в 1883 году, поддерживалось миссионерами, в том числе Тимоти Ричардом, который верил, что христианство может способствовать гендерному равенству. 37
Реформаторски настроенные китайские интеллектуалы стали рассматривать связывание ног как аспект их культуры, который необходимо устранить. 38 В 1883 году Кан Ювэй основал в Кантоне Общество против связывания ног для борьбы с этой практикой, и по всей стране возникли общества против связывания ног, в которых, по сообщениям, насчитывалось до 300 членов. 39 Однако движение против связывания ног делало упор на прагматические и патриотические, а не феминистские причины, утверждая, что отмена связывания ног приведет к улучшению здоровья и повышению эффективности труда. 33 Такие реформаторы, как Лян Цичао, находились под влиянием социал-дарвинизма. Он также утверждал, что это ослабляет нацию, потому что ослабленные женщины должны производить слабых сыновей. 40 На рубеже 20-го века ранние феминистки, такие как Цю Цзинь, призывали положить конец связыванию ног. 41 42 Многие члены групп, выступающих против связывания ног, обязались не связывать ноги своим дочерям и не позволять своим сыновьям жениться на женщинах со связанными ногами. 35 43 В 1902 году вдовствующая императрица Цыси издала указ о запрете связывания ног, но вскоре он был отменен. 44
В 1912 году новое правительство Китайской Республики запретило переплетение ног, хотя этот запрет активно не соблюдался.45 Ведущие интеллектуалы Движения четвертого мая считали переплетение ног важным символом отсталости Китая. 46 Местные военачальники, такие как Ян Цзысан в Саньши, присоединились к продолжающейся кампании против связывания ног с помощью инспекторов и штрафов для тех, кто продолжал эту практику,45 в то время как региональные правительства позднего режима Нанкина также обеспечивали соблюдение запрета. 32 Кампания против связывания ног была очень успешной в некоторых областях; в одной из провинций в результате исследования 1929 года было установлено, что только 2,3% девочек, родившихся до 1910 года, имели не связанные ноги, в то время как 95% девочек, родившихся после, были связаны ногами. 47 В Динсяне, районе к югу от Пекина, где более 99% женщин раньше ходили пешком, не было обнаружено новых случаев заболевания среди родившихся после 1919 года. 48 49 Эта практика также была запрещена по решению суда на Тайване. Япония с самого начала японского правления, и с 1911 по 1915 год она постепенно становилась незаконной. 50 В некоторых районах Китая эта практика сохранялась; в 1928 году перепись населения в сельской местности Шаньси показала, что 18% женщин были привязаны к ногам,29 а в некоторых отдаленных сельских районах, например, в провинции Юньнань, эта практика сохранялась и в 1950-х годах. 51 52 Однако в большинстве районов Китая этот обычай почти исчез к 1949 году. 47 Этот обычай также был заклеймен в коммунистическом Китае, и последние следы связывания ног были искоренены, а последний новый случай был зарегистрирован в 1957 году. 53 54 В 21 веке лишь немногие пожилые женщины в Китае все еще носят связанные ноги. 55 56 В 1999 году закрылась последняя обувная фабрика по производству обуви из лотоса — обувная фабрика Zhiqian в Харбине. 57