Когда началась война, Кира и ее мать были эвакуированы в Ташкент, а отец остался организовывать сопротивление, но был казнен в 1941 году. Муратова сохраняла свое румынское гражданство до конца 1980-х годов, хотя это создавало ей проблемы при поступлении, которые решала ее мать, уважаемый член партии и опытный врач.
Кира Муратова
Кира Муратова вошла в историю кино как создатель «ложных фильмов» и парадоксов и имела сложную творческую карьеру. Режиссер затрагивала острые социальные вопросы, обращалась к жестокости и моральным границам, а одной из ее любимых тем был ад на земле. Критики обвиняли знаменитость в «чернухе», но с каждым новым проектом зрители все больше влюблялись в эту талантливую женщину, выбравшую авторское кино.
Кира Муратова родилась в трудное время в городе Сороки в Бессарабии (тогда Румыния, сейчас Молдова). Ее отец Юрий Александрович Коротков до войны сотрудничал с немцами в качестве секретаря областного подпольного комитета Румынской коммунистической партии и погиб в 1941 году в составе партизанского отряда.
Его мать Наталья Исааковна, еврейка по происхождению, была членом Румынской коммунистической партии с 1928 года. Она изучала медицину и после эвакуации в Узбекистан была ассистентом врача в медицинском институте в Ташкенте. В это время Кира на некоторое время была помещена в детский дом, но позже семья воссоединилась.
После войны мать и ребенок вернулись домой и работали в Министерстве культуры Румынии. В интервью Муратова вспоминала, что часто навещала свою мать на работе. В министерстве была специальная комната для иностранных фильмов, и особенно запомнилось специальное разрешение, которое девушка получила от своих родителей.
Карточка открывала двери во все кинотеатры Бухареста, и маленькая Кира часто бегала на сеансы после школы. В то время фокусники и певцы развлекали публику выступлениями в фойе во время перерывов. Однажды девушка увидела вживую знаменитость Петра Лещенко и долгое время находилась под этим впечатлением.
После окончания школы юная Кира отправилась в российскую столицу, где поступила на литературный факультет Московского государственного университета. Через некоторое время она поняла, что ее тянет к кино, и решила попробовать себя во ВГИКе. Она поступила на режиссерский факультет, где попала под крыло известных режиссеров Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Знаменитость уже дважды была замужем. Со своим первым мужем Александром Муратовым она познакомилась еще в студенческие годы, но их отношения распались в 1970-х годах. Пара вырастила дочь Марианну, которая трагически погибла.
Второй муж, с которым Муратова прожила до последних дней, тоже был выходцем из творческой среды — художник и сценарист Евгений Голубенко из Санкт-Петербурга. Он не только делал Киру Георгиеву счастливой в личной жизни, но и был ее коллегой в творчестве. У них много совместных фотографий со съемочных площадок.
После смерти дочери режиссер сосредоточилась на воспитании внуков. Антон Муратов неоднократно снимался в качестве актера в фильмах ее бабушки. И Евгений вошел в мир бизнеса — он открыл в Одессе клуб «Точка сборки», где встречались инновационные молодые люди.
«Кино – это радость! Никаких других настоящих радостей для меня нет!»
Фото из открытых источников
Кира Г. Муратова родилась 5 ноября 1934 года в Сороках (тогда Румыния, позже Молдова).
Ее отец был секретарем подпольного префектурного комитета Румынской коммунистической партии в Сороках.
Ее мать была членом Румынской коммунистической партии и работала в министерстве, а затем заместителем министра здравоохранения.
Кира Муратова училась на литературном факультете Московского государственного университета им.
В 1959 году она окончила режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).
В 1961 году Муратова пригласили работать режиссером на Одесскую киностудию.
Во время учебы во ВГИКе она познакомилась с талантливым студентом Александром Муратовым. В 1961 году они поженились и устроились на свою первую работу на Одесскую киностудию. У них было много совместных проектов:
Читайте также: Иван Охлобыстин: «К детской любви мы относимся с нежностью».
- В 1962 г. – «У крутого яра»
- В 1964 г. – «Наш честный хлеб».
Но Кира Георгиевна мечтала о собственных проектах. И в 1967 году ее мечта сбылась — его режиссерский дебют «Краткие встречи» вышел на большой экран. Критики и зрители назвали его блестящей работой.
«Любовь на троих», когда никто не может определить, кто из них лишний, всегда была актуальной проблемой. Зрители были очарованы не только сюжетом, но и замечательным подбором актеров. Помимо Киры Муратовой, в фильме снялись такие известные актеры, как Владимир Высоцкий и Нина Русланова. К сожалению, полное развитие картина смогла получить лишь 20 лет спустя. И только спустя 20 лет они смогли оценить это.
«Чувствительный милиционер» (1992)
После «Астенического синдрома» было не совсем понятно, как снимать фильмы, но Кира Муратова неожиданно представила зрителям «Чуткого милиционера» — историю о дружелюбном милиционере по имени Толя и малышке Наташе, которую она нашла в капустном кочане. История, снятая почти в духе социалистического реализма, по-прежнему населена странными и не всегда приятными людьми, но мир становится удивительным и ярким, словно увиденным глазами новорожденного ребенка — который еще не может отличить добро от зла, но замирает от восхищения голосами, запахами и красками.
Самый смешной фильм Муратовой, в котором главная героиня бродит по городу с чемоданом, в котором лежит тело ее случайно убитого соседа, встречая таких же маргинальных и бесцельных, но в целом очень милых людей. Персонажи периодически начинают петь и танцевать, мертвые воскресают, а приговоренные к смерти должны умереть сами, чтобы грех не достался палачу. Критики, которые считали, что Муратова любит собак и канареек гораздо больше, чем людей, вдруг обнаружили, что она неравнодушна ко всем идиотам и кретинам, которые населяют ее картины.
«Короткие встречи» — не все было гладко
Муратова не сразу нашла себя. В 1952 году она поступила в МГУ и год изучала литературу, а затем подала документы на режиссерский факультет ВГИКа. В 1959 году ей предложили работу на Одесской киностудии. Она приехала в южный украинский город со своим мужем, режиссером Александром Муратовым, известным зрителям по фильму «Вертикальные гонки» (1982) с Андреем Мягковым и Валентином Гафтом в главных ролях.
Вместе Муратовы сняли три фильма, но Кира всегда считала драму «Краткие встречи», премьера которой состоялась в 1967 году, началом личной фильмографии. История любовного треугольника, состоящего из героев Нины Руслановой, Владимира Высоцкого и самой Киры, понравилась зрителям, но не критикам.
Кира Муратова и Владимир Высоцкий в фильме «Короткие встречи
История, подкрепленная «лирическими отступлениями» главной героини о ее работе в городской администрации и музыкальным сопровождением Олега Каравайчука, не содержала идеологического подтекста или рассказов о руководящей роли партии или самоотверженном труде рабочих и колхозников. Вместо этого Муратова выбрала совсем не подходящий по этим стандартам тон — правдивый и без склонности к обобщениям — для репортажа из повседневной жизни местного партийного чиновника.
Стоит отметить, что Высоцкий в записи случайно оказался, и в итоге они слились, наиболее органично «вписавшись» в образ геолога и альпиниста. Первоначально Максима должен был играть Станислав Любшин, но он предпочел роль разведчика в сериале Владимира Басова «Щит и меч». Его героиня, Валентина Ивановна Муратова, играла саму себя: в конечном счете от отчаяния, а не из желания прославиться. Актриса, которую она выбрала, не оправдала ожиданий, поэтому ее пришлось срочно заменить.
Муратова позже сказала, что играть с ней было легко: Она знала роль наизусть, когда писала сценарий. Ее реплики озвучивал ее обычный голос, без всякой «наигранности»: тон ее героини придавал фильму простоту и реалистичность, а зрителям — впечатление, что между ней и героями фильма нет разделения экрана и художественной условности.
Единственной трудностью для Киры была сцена, в которой ей пришлось плакать. Слезы текли только тогда, когда бывший муж остро напоминал ей о неприятных моментах их совместной жизни.
«Эта странная Муратова»
Фильм «Долгое прощание» (1970) стал первым «фирменным» фильмом Муратовой, который она сняла в своем неповторимом авторском стиле. В состав труппы вошли профессиональные актеры и любители. Режиссер Зинаида Шарко пригласила на главную роль и не скрывала своего видения будущей героини. Муратова со свойственной ей откровенностью сказала Шарко, что ей нужна нелепая актриса на роль нелепой женщины. Цензоры увидели заговор «людей из оппозиционной интеллигенции»: фильм пролежал на полке 16 лет, и для Киры начались тяжелые времена.
Директор Одесской киностудии Геннадий Збандута получил приказ из Киева уволить Муратову за «несоответствие занимаемой должности». Режиссер, по словам Георгия Юнгвальд-Хилькевича, был «подарком от Бога» для режиссеров и актеров. Даже в угоду партийным боссам Збандута не смог уволить талантливого директора, а спокойно перевел ее на должность библиотекаря.
Поскольку выжить на копеечную зарплату было невозможно, режиссер предложил Кире дополнительную должность преподавателя в «Школе актеров кино». Режиссеру и актеру Николаю Седневу посчастливилось учиться основам актерского мастерства у Киры, а затем работать с ней. Однако зрители лучше всего знают Седнева по сериалу «Одесса-мама», в котором также снимались Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева и Петр Федоров. Почему больше? Потому что фильмы Муратовой не предназначены для широкой публики. Киноведы и критики называют характерный стиль Муратовой нуаром, арт-хаусом, а некоторые просто относят его к рубрике со звучным названием «кино не для всех».
Михаил Державин. Биография
Ее мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, была еврейского происхождения и членом Румынской коммунистической партии. В послевоенные годы она работала в Министерстве культуры Социалистической Республики Румыния (СРР), врачом в родильном доме «Полизу», а затем заместителем министра здравоохранения СРР.
Когда Кира Георгиевна была еще ребенком, семья часто переезжала. В 1939 году Коротковы недолго жили в Бухаресте, а в 1940 году переехали в Кишинев, где жили до эвакуации.
Когда Кире было 12 лет, ее мать, которая в то время работала в Министерстве культуры, подарила ей билет во все кинотеатры Бухареста. Таким образом, будущий режиссер познакомился с кинематографом.
После окончания школы Кира переехала в Москву и поступила в Московский государственный университет на литературный факультет. Через год она поняла, что ее тянет в кино, и ушла из МГУ, чтобы попытать счастья в Институте кинематографии.
В 1959 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Первые шаги в режиссуре
Началом режиссерской карьеры Муратовой стал короткометражный фильм «На крутом яру», который она сняла в 1961 году на Одесской киностудии вместе со своим первым мужем Александром Муратовым, с которым они познакомились еще студентами.
В 1964 году они вместе выпустили еще один художественный фильм под названием «Наш честный хлеб».
В 1967 году состоялась первая самостоятельная режиссерская работа Муратовой под названием «Короткие встречи». В мелодраме 33-летняя Кира Муратова все же вынуждена играть главную женскую роль Валентины Ивановны, сотрудницы городской администрации, у которой завязывается роман с геологом Максимом, на роль которого приглашен Владимир Висоцкий. Фильм получил лишь ограниченный прокат, и только спустя 20 лет вышел в кинотеатрах — более четырех миллионов россиян оценили сольную работу режиссера. А Нина Русланова, сыгравшая вторую женскую роль, получила премию «Ника».
Смерть
В последние годы Кира Георгиевна жила в Одессе и почти не выходила из дома.
«Я был во многих местах, но сейчас я не хочу никуда ехать. Я не хочу летать на самолете, но и не хочу ехать на поезде», — призналась она.
Репортеры, побывавшие в гостях у режиссера, отмечают, что ее квартира удивительна — как музей, в котором нашлось место мастерской человека, художника. Муратова редко была готова к интервью; она также отказалась писать свои мемуары.
Кира Муратова в 2018 году
Летом 2020 года в мире кино прогремела новость о том, что Кира Георгиевна стала членом Американской киноакадемии, что дает ей право решать, кто достоин престижной премии «Оскар-2018».
6 июня 2020 года Кира Муратова скончалась. Об этом сообщил продюсер Юрий Минзянов в социальных сетях.