Ефим Захарович много работал, не покладая рук. Когда его спросили, как ему удается сниматься в нескольких фильмах и одновременно заниматься театром, он ответил, что много времени проводит за кулисами театра, играя в домино. Он с жадностью наверстывал упущенное время.
Ефим Копелян
Ефим Копелян — советский актер кино и театра, ведущий артист Ленинградского театра балета (режиссер Георгий Товстоногов), получивший мировую известность благодаря своим выступлениям в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента» и «Вечный зов».
Ефим Копелян родился в апреле 1912 года в белорусском городе Речица в богатой семье. По национальности Копеляны были евреями. Его дед по материнской линии владел лесопилкой. Мой отец работал лесорубом. Мать заботилась о семье, которая состояла из шести детей, все сыновья.
Семья Ефима была любителями искусства. Его отец и два старших брата рисовали. Старший брат Исаак впоследствии стал известным графическим дизайнером. Он держал в руках кисть и был будущим художником. Ефим мечтал стать архитектором.
Мир искусства привлек Копеляна в юном возрасте. Однажды в руки Ефима попал томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лира» и был поражен красотой произведения. Вряд ли он понял философский подтекст трагедии в столь юном возрасте, но уже через несколько дней он прочитал все, что написал великий британец. В то время Ефим Копелян и не подозревал, что настанет момент, когда он сам будет играть персонажей, вызвавших бурю эмоций в его детстве.
После окончания «семилетней школы» в родном городе юноша отправился в Ленинград. Здесь он некоторое время работал токарем в «Красном Путиловце» и осматривал новый город. Он отнес свои работы в Академию художеств, где находился архитектурный факультет. В то время Ефиму было 17 лет.
Однажды мальчик посетил Большой театр, чтобы заработать немного карманных денег. Ему нужны были только мальчики его возраста в качестве статистов. Копелян навсегда остался в Большом театре.
Театр
В 1935 году молодой артист окончил актерскую студию при Большом драматическом театре и был принят в театральный ансамбль. Он дебютировал в спектакле «Не сдавайся», рассказывающем о героической эпопее челюскинцев. В первые годы существования театра Копеляну поручали эпизодические роли.
Но потом началась Великая Отечественная война. Ефим Копеляну сразу же записался в Национальную гвардию. Но он не дошел до фронта. Театр народного ополчения, гастролировавший вдоль линии фронта, был сформирован актерами. В конце концов он был переименован в Ленинградский боевой фронт. Иногда труппе срочно требовалось заменить актера, погибшего от пули или осколка во время бомбардировки.
После войны Ефим Копелян вернулся в театр своей родины. Актер по-прежнему полагался на персонажей второго плана. Но в 1956 году в театр пришел Георгий Товстоногов, который сумел разглядеть в Копеляне скрытый потенциал. Ефим Захарович сыграл много интересных и сложных персонажей. Товстоногов нанимал актера на лучшие постановки, среди которых были пьесы «Пять вечеров» Александра Володина, «Горе уму» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова и «Ханума» Авксентия Цагарели. Копеляна даже называют «наш Габен» за его непревзойденное мастерство.
Детство и юность
Ефим Копелян родился 12.04.1912 года в небольшом белорусском городке Речица. Они происходили из богатой еврейской семьи. Его дед по материнской линии владел лесопилкой, отец колол дрова, а мать окружала свою большую семью с шестью сыновьями.
Мужчины в семье были творческими людьми. У отца и обоих братьев был очевидный талант к рисованию, а для старшего брата Исаака рисование впоследствии стало профессией — он получил образование графического дизайнера. Оба брата были сметены безжалостной войной — Абрам был обезглавлен под Ленинградом, Евгений погиб в Польше. Ефим также любил рисовать и мечтал стать архитектором.
Мальчик с детства любил искусство, а еще он любил читать, все по порядку — от классики до современных произведений. Однажды ему в руки попала книга с пьесами Шекспира, и он прочитал «Короля Лира» на одном дыхании. Ефим был поражен красотой письма и не мог оторваться от чтения всего, что написал великий британец. В тот момент он не мог знать, что в ближайшем будущем ему предстоит изображать на сцене персонажей, которые так впечатляли его воображение.
Окончив семь классов в родном городе Рецица, Ефим отправился в Ленинград. Крепкий парень был принят на работу токарем на завод «Красный путиловец», осмотрел незнакомое ему место и решил пойти в школу.
Вскоре Копелян стал студентом архитектурного факультета Академии художеств. Мальчику было всего семнадцать лет.
Чтобы заработать карманные деньги, Ефим не отказывается от работы. Однажды он узнал, что Большой драматический театр ищет молодых людей на зрительские сцены. Он пришел… и остался в этом театре до конца своих дней.
Театр
После этого в биографии Ефима Копеляна наступают большие перемены. Она бросает архитектуру и начинает заниматься в театральной студии Большого театра. После окончания школы талантливого мальчика берут на работу в Большой театр. Его первой работой стала постановка «Без капитуляции» о героях Челюскина. Копелян участвовал в основном в эпизодах.
Когда началась война, Ефим сразу же отправился на призывной пункт и попал в народное ополчение. Но он не выдвинулся на первый план. Было решено собрать актеров в недавно созданном Театре народного ополчения и отправить его на фронт с концертами. Вскоре этот театр стал называться Ленинградским Агитфронтом. Часто артистам приходилось выступать вместо своего погибшего или раненого коллеги.
После окончания войны Копелян снова начал службу на театре военных действий в своей родной стране. Его репертуар не изменился — персонажи актера оставались второстепенными фигурами. В 1956 году руководство театра сменилось. Он оценил талант Ефима Копеляна и оставил его в труппе, а большинству других актеров показал на дверь. Товстоногов стал поручать актеру очень сложные роли, репертуар Копеляна стал интересным и разнообразным. Ефим играл в фильмах «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Ханума». Его умение держать многозначительную паузу было замечено, и зрители и критики единодушно называли актера «нашим дарованием».
Ленивый мавр
После окончания войны в 1945 году они вернулись в театр. Чтобы они никогда больше не покидали его. Началась новая, счастливая жизнь. Через три года родился их сын Кирилл. Они много играли и с удовольствием выступали на сцене, хотя редко вместе. Макарова в театре называли «зажалочкой» — Товстоногов доверил лучшие характерные роли. Ефим Захарович очень скоро стал Ефимом Закадровичем — он много дублировал, читал за кадром тексты (жена считала, что половина успеха «Семнадцати мгновений весны» — заслуга мужа). А вместе, с легкой руки Гоги, они были Старуком и Люсиндой. Они не могли представить себе жизнь без работы. Они также не могли представить себе жизнь друг без друга. Хотя они оба ревновали. У него было достаточно ухажеров, у нее было достаточно ухажеров. Даже в Ленинграде о Макаровой сплетничали: то она с кем-то, то с кем-то еще. Надо отдать должное Копельяно, он не стал устраивать сцену, называя себя венецианским мавром. С другой стороны, она, если ей что-то «показалось», может даже поцарапать своего мужа. Копелян только пожимает плечами: «Люда, я такой ленивый. Что за флирт?» Он даже спал с Татьяной Дорониной на сцене — пока она не уехала в Москву. И с Зинаидой Шарко. Позже Людмила признается: да, они с мужем все-таки не были «сухими» актерами. И глаза их сияли. А девушки флиртовали вокруг него и засыпали его письмами. Но они так любили друг друга, что никто не мог нарушить их супружеское счастье.
Шанежки и гвозди
В 1960-х годах Копелян и Макарова купили квартиру на Бассейной улице, 47, где их соседями были Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова, Сергей Юрский и Зинаида Шарко, Кирилл Лавров и Валентина Николаева. И в театре им не было скучно — они встречались в своих квартирах, устраивали переодевания, пели и обсуждали спектакли.
В жизни Копеляна и Макаровой не было ничего показного. Они держались вместе, не обсуждали роли и не говорили о творчестве. Но они любили приглашать своих друзей на особенный семейный праздник — Шанежки. Он был застенчив на людях и никогда не проявлял привязанности к своей жене. Когда она забеременела, ему даже было стыдно ходить рядом с ней. Он не любил дарить подарки, он почти умолял: бери, что нужно — покупай, что хочешь. Без нее он не мог даже выбрать галстук. Бывало, Людмила просила: «Фима, свистни гвоздь». Она говорила: «Пойдем». Она бы отдала ее ему. «Принеси молоток». Он приносит его. «Теперь забей», — говорит он, наблюдая, как жена забивает гвоздь. В то же время он был добрым, веселым и ироничным. Его чувство юмора значительно облегчало жизнь супругов.
Судьба насчитала 34 года счастливой, если не сказать беззаботной, жизни. В последние годы Ефим Захарович много работал, чтобы наверстать упущенное в кино — месяцами проводил в поездах и почти не отдыхал. Его сердце не выдержало. В возрасте 62 лет Копелян умер от второго сердечного приступа. В 2005 году ему не исполнилось и 50 лет, его сын погиб после серьезного инцидента, он стал инвалидом. Он не женился и не имел детей. Все было не так. Он не является человеком. Людмила Иосифовна воспринимала это как крест, который она должна нести, потому что считала, что в чем-то согрешила. Но незадолго до смерти она призналась, что все-таки была очень счастлива. Как могла, она выходила на сцену. Даже без ноги, в инвалидном кресле. После потери мужа и сына она жила только воспоминаниями. А представить, что в ее дом вместо любимой Фимочки войдет кто-то другой, она просто не могла. Людмила Макарова пережила Ефима Копеляна на 39 лет. Она умерла в 92 г. И была похоронена рядом с мужем на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
Людмила Макарова — жизнь и творчество актрисы
Последние штрихи к портрету актрисы
Великий возраст и бесконечно молодая душа, неуемная энергия, открытое сердце. Все эти слова — не просто очередная фраза. Эти слова нельзя было не сказать о легендарной актрисе театра и кино Людмиле Макаровой, прекрасной женщине и очень теплом человеке.
Штрих первый. Биография легенды.
Людмила Макарова родилась в Петербурге в неспокойном 1921 году. Ее детская мечта о балете была навсегда разрушена болезнью ног. Ее увлекло не менее интересное занятие — драматический кружок, который располагался в доме учителя. В 17 лет это увлечение переросло в нечто более осознанное — Людмила решила поступать в театральный: в студию при Ленинградском драматическом театре. В это же время известный режиссер Борис Бабоцкин обратил внимание на юную студентку и дал ей первую небольшую роль мальчика в спектакле «Кубинцы».
После окончания театральной студии в 1941 году Макарова становится артисткой Большого театра. В том же году она играет Аню в пьесе Чехова «Вишневый сад». В мае 1941 года Людмила вышла замуж за актера Ефима Копеляна. Но война разрушила все надежды на беспрерывное счастье. Театр был эвакуирован из Ленинграда, мужу приказали служить в народном ополчении. Макарова остается в Ленинграде. Она остается в Ленинграде до конца войны и работает актрисой в Театре Балтийского флота. Она гастролировала с труппой на протяжении всех военных лет, выступая на многих фронтах, в портах, на кораблях и даже на подводных лодках. В блокадном Ленинграде был поставлен не один спектакль с ее участием. Людмила Александровна награждена медалями и орденами.
После окончания войны и до последних дней Людмила Макарова оставалась верна Большому театру. Она жила недалеко от театра. Ее оптимизм и энергия покоряли всех вокруг. Ради шутки ей даже дали невинное имя «Зажигалка». Какую бы роль, какую бы героиню ни играла Макарова, как никто другой, она делала эти роли уникальными.
С 1953 по 1991 год Людмила Макарова была членом Коммунистической партии СССР. В 1957 году Макаровой было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1963 году она получила почетное звание «Народный артист РСФСР», а в 1977 году — звание «Народный артист СССР». В 2002 году она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Она была удостоена многочисленных наград. Носит знак общественного признания «Строителю Санкт-Петербурга».
Среди прочих, обладатель медалей «30-летие Победы 1941-1945 гг.», «100-летие со дня рождения Ленина», «К 300-летию Санкт-Петербурга».
Легендарная актриса скончалась в мае (30) 2014 года в возрасте 93 лет после болезни.
Штрих второй. Театральный роман.
Она снялась в более чем сорока фильмах. Ролей было необычайно много. Все ее героини отличались друг от друга характером и судьбой. Но благодаря таланту Людмилы Макаровой зрители безоговорочно поверили в искренность каждого из них. Она говорила, что нужно вжиться в роль, жить в ней. Тем самым Людмила Макарова открыла миру свой широкий диапазон сатирических высказываний и музыкальный талант в высшем смысле уникального стиля актрисы.
Читайте также: У Ширвинда один сын, но три внука и уже пять правнуков
Макарова уже сыграла много запоминающихся ролей в Большом театре. Однако после назначения замечательного Георгия Товстоногова директором театра, переживавшего сложный период стагнации, Макарова раскрыла свой многогранный и уникальный талант — созданные ею образы навсегда вошли в «золотой фонд» русского театра. Кратко перечислить ее роли просто невозможно. В арсенале Людмилы Макаровой более пяти десятков театральных ролей. Но, как говорят старые театралы: «Не знаешь Хануму — не знаешь Макарова». Эта роль является визитной карточкой знаменитой актрисы. Роль свахи, поскольку Людмила Иосифовна не из простых, принесла актрисе большую популярность. Уже в первые заезды Макарова теряет по несколько килограммов веса за ночь. Но она не объясняла это физической усталостью — это было неописуемое рвение, как вспоминает сама Макарова. Пьеса настолько понравилась зрителям, что была поставлена более 300 раз. И только потому, что актеры, участвовавшие в постановке этой пьесы, стали умирать один за другим, пьеса была снята со сцены.
Фильмы
Дебют актрисы в кино состоялся в 1953 году, в кинодраме Любовь Яровая, в которой у нее была эпизодическая роль воительницы. Всего фильмография Макаровой насчитывает почти 4 десятка фильмов, но в них в основном были небольшие роли. Она не любила кино, и большинство предложений от режиссеров просто отвергала.
Людмила Макарова в фильме «Тайна Снежной королевы».
Единственный фильм, в котором Людмила Иосифовна хотела сняться (об этом она говорила во всех своих интервью), был «Степан Кольчугин» режиссера Тамары Родионовой. Зрители также знают и любят героиню Атаманши в новогоднем фильме Николая Александровича «Тайна Снежной королевы» и служанку Хендрике в фильме «Рембрандт».