Картины О’Киф сопровождаются подборкой фотографий, сделанных ее мужем и покровителем Альфредом Стиглицем, а также его коллегами Анселем Адамсом, Полом Стрэндом и другими. Изображения подчеркивают почти мифическое слияние работы и личности.
Джорджия О`Кифф
Сегодня CB Digest посвящен американской художнице Джорджии О’Киф, которая, наряду с Фридой Кало, является, пожалуй, самой известной художницей 20-го века и первой женщиной американского модернизма.
Джорджия О’Кифф родилась в 1887 году и была в центре тенденций, которые доминировали в мире искусства с 1910-х по 1970-е годы. Она также была пионером феминистского художественного движения 1970-х годов. Желание стать художником возникло у нее еще в детстве, а ее карьера длилась семьдесят лет. Джорджия многому учила, ее первые работы были созданы в 1915 году — она рисовала абстракцию углем, который тогда только входил в моду, а после ее смерти одна из ее картин была продана более чем за 44 миллиона долларов.
5 фактов из жизни и творчества Джорджии
Фирменным знаком» Джорджии О’Кифф были огромные, чувственные цветы, которые она рисовала на протяжении всей своей жизни. Для своих работ художница выбирала нежные и фактурные растения, такие как каллы, ирисы, маки, сирень и петунии, которые сегодня ассоциируются с модерном. Взгляды О’Кифф на абстракцию, форму и цвет, а также, по словам ее мужа Альфреда Стиглица, сложные гендерные образы, телесные пропорции и фрейдистские интерпретации очевидны в этих многослойных картинах. Однако тот самый эротизм, который всегда подчеркивали критики, не имел ничего общего с уязвимостью и смертностью тела. В ее огромных, монументальных цветах можно увидеть всю анатомию, но именно бесконечную, вечную неразрушимость цветочной формы и почти хищные — но совсем не хрупкие, увядшие — ощущения вызывают в нас живые цветы.
Как девочка с фермы стала художницей (никому не известной)
Джорджии повезло родиться в эпоху перемен — в 1887 г. Во многих частях света женщины уже начинали получать высшее образование и завоевывать профессии, ранее для них закрытые. Двадцатый век приближался, как локомотив на вокзале — на каждом шагу. Девочкам уже было разрешено играть в теннис и кататься на велосипедах (в некоторых местах). Студентки художественных училищ Российской империи получали стипендии для поездки в Европу. Женские брюки и гламурные женские карьеры должны были стать обычной частью мира Джорджии, когда она выросла. Правда, до сих пор никто не знал.
Getty Images
Никто в Грузии даже не мечтал о таком будущем. Она родилась и выросла на ферме у людей, чьи предки приехали покорять Америку. Завоевание должно было касаться молочных продуктов, но не всего рынка, а лишь небольшого местного рынка. В доме был порядок, дети (семеро) были хорошо накормлены, их одежда была в хорошем состоянии. Это была простая мечта, ради которой предки Джорджии отправились в Америку.
Кстати, она была названа в честь своего венгерского деда по материнской линии. Семья отца была ирландской.
В возрасте десяти лет Джорджия сказала родителям, что хочет стать художником. Конечно, они не воспринимали ее мечты всерьез. Но когда дело касалось образования, они были готовы вкладывать деньги в своих детей, потому что считали это лучшим вложением. Живопись и музыка придавали невесте больше престижа на свадебном рынке, поэтому родители заплатили местной художнице Саре Манн за уроки акварели. Не только с Джорджией, но и с ее подходящими по возрасту сестрами Идой и Анитой для таких занятий.
Сначала девочка училась в обычной школе, где некоторые ученики приходят в школу босиком и без обеда, и все знают, как выглядят коровы и навоз. Такие школы хорошо описаны в романе Харпер Ли «Убить пересмешника». Но когда Джорджии исполнилось тринадцать лет, возможности школы были исчерпаны, но не родительские амбиции О’Киффов, и пришлось искать другое учебное заведение. Поэтому Джорджия провела год в католической школе-интернате для девочек.
Сотбис
Когда речь заходит о католицизме в Америке, стоит сделать небольшое отступление. В культовом телесериале «Друзья» два героя — католики: Джо, итальянец, и Фиби, француженка. По стандартам того времени, когда вышел сериал, это было сильное стремление к «разнообразию» (включение в сюжет персонажей из малочисленных или неблагополучных социальных групп). До того, как чернокожий Обама стал президентом, Америка добилась значительного прогресса на пути к толерантности с избранием католика Кеннеди — и сейчас все еще кажется более вероятным, что будет второй чернокожий президент, чем второй президент-католик.
В то время человек из католической семьи не занимал высокого положения в большинстве американских городов.
За первой католической школой последовало еще несколько, и дальше — настоящие художественные студии и стипендии, пока, уже будучи взрослой, Джорджия не получила возможность преподавать живопись в колледже для девочек. К этому времени ее семья была почти банкротом — у нее закончилась ферма, и она безуспешно начала новый бизнес. Тем не менее, ее родители не теряли надежды, что их дочь превзойдет их.
Как жизнь одной художницы крушилась, крушилась и крушилась
Пока Джорджия бежала в два раза быстрее, чтобы сделать карьеру художника (или, по словам ее родителей, профессора колледжа), мир вокруг нее начал рушиться. США вступили в Первую мировую войну, и брат Джорджии ушел на фронт. Перед отъездом брата Джорджия навестила его в лагере — и именно там она написала одну из своих самых известных ранних работ «Флаг». Это показывает, насколько беспокойной и напряженной была атмосфера в семьях солдат, если не в американском обществе в целом.
До этого она потеряла работу руководителя рекламного отдела, которую нашла и которая ей так нравилась, и почти потеряла способность рисовать. Дело в том, что О’Киф заболел корью. Сначала он был на грани жизни и смерти, потом обнаружил, что не выносит запаха скипидара. Он не мог писать маслом без скипидара, а если ты не можешь работать маслом — можешь ли ты вообще быть художником? У него еще были уголь, пастель и акварель, и Джорджия позже обучила его этим техникам.
В течение четырех лет казалось, что О’Кифф больше никогда не возьмет в руки палитру с маслом — и все же она почувствовала облегчение. Это было похоже на чудо: осознать, что человек рано отказался от себя.
Ранее тот же крест не приходил в ее жизнь чудесным образом через брюшной тиф. Но, по крайней мере, ее болезни были единичными. У матери О’Кифа, напротив, был диагностирован туберкулез. С каждым годом она становилась все старше и старше, и с каждым годом Джорджии, одной из старших детей, приходилось брать на себя все больше и больше забот о младших детях. Естественно, она впала в депрессию и страдала от тревоги.
Getty Images
В этом контексте Грузия постоянно пыталась научиться чему-то новому. Она познакомилась с широко обсуждаемым японским искусством, попробовала свои силы в абстрактном искусстве, экспериментировала с рисованием без эскизов, в духе известной русской художницы Татьяны Мавриной — она видела и рисовала красками одновременно. Конечно, основную часть ее работ составляли акварель и уголь. Как самые дешевые материалы. И даже рисовала абстрактные работы — углем.
Именно эти угольные рисунки ее подруга, получившая их по почте, отнесла местному галеристу и фотографу Альфреду Стиглицу. Впоследствии фотограф стал легендой американской фотографии — сейчас он был просто знаменит и знал толк в живописи и рисунке. В его галерее выставлялись многие молодые художники. Стиглиц сказал своему другу: «Я никогда не видел ничего столь чистого. Чистый и угольный, это звучит как противоречие в терминах. Но не в искусстве.
Эта встреча — рисунки О’Кифа и взгляд Стиглица — стала судьбоносной для Джорджии.
Цветочная Джорджия
«Визитной карточкой» Джорджии О’Киф были гигантские цветы, которые она рисовала на протяжении всей своей жизни. Для своих картин художница выбрала нежные и фактурные растения, такие как каллы, ирисы, маки, ракитник и петунии. Выставка в Европе представит эти замечательные «цветочные» работы в контексте ее творчества.
Взгляды О’Кифф на абстракцию, форму и цвет, сложные гендерные образы, пропорции тела и фрейдистские интерпретации очевидны в этих многослойных картинах. В 1928 году Альфред Стиглиц продал шесть красавиц, написанных его женой, за фантастическую сумму в 25 000 долларов.
Ландшафтная Джорджия
Вторая «фирменная» тема Джорджии О’Кифф — пейзажи. Впервые она посетила Нью-Мексико в 1917 году; к 1929 году, очарованная ландшафтом и культурой, она жила там регулярно, а через 20 лет поселилась там навсегда. В центре внимания этой ретроспективной выставки в Европе — стилизованные пейзажи Юго-Запада, известные как «Черная месса» и «Белая месса». Картины рассматриваются в связи с американской традицией пейзажной живописи и представляют интерес на фоне зарождающегося абстрактного экспрессионизма и минимализма.