Три года спустя, во время съемок фильма «Пацаны», два актера снова работали вместе, и эта встреча стала судьбоносной для Валерия Приёмыхова и Ольги Машной.
Валерий Приемыхов
Валерий Приемыхов родился 26 декабря 1943 года в Куйбышевке-Восточной (ныне Белогорск). Его отец Михаил Иванович окончил фабрично-заводское училище и уехал на Дальний Восток, который тогда только начинал развиваться, где женился на скромной и тихой девушке Нине, матери будущего художника.
Детство Валерия было беззаботным, он целыми днями играл с соседскими детьми, строил палатки и плоты. Мальчик рано научился читать, и за следующей книгой ему приходилось ехать за несколько километров в ближайший город с библиотекой. Примыхов читал произведения зарубежных классиков, а остальное время посвящал спорту. Мальчик катался на лыжах и велосипеде, а иногда даже принимал участие в охоте на куропаток. Его родители отправили сына в местный хор, из которого он, к сожалению, был исключен, поскольку не отличался вокальными способностями.
Будучи студентом, Валерий был очарован миром кино, но в маленьком городке единственным способом посмотреть фильмы был поход в кинотеатр. Он научился подделывать билеты: наклеивал вырезки и стирал дату лезвием бритвы. Когда он отчаянно нуждался в деньгах, он продал один из этих билетов знакомой девушке. Но он сразу же пожалел о своем поступке, что побудило его написать свой первый роман. Приемыхов отправил свой рассказ в местную газету, где он был опубликован через несколько дней. Однако молодой человек никогда не думал о карьере писателя — он уже решил стать актером, вопреки мнению своего отца.
После школы, поддавшись уговорам Михаила Ивановича, Валерий пытался поступить в авиационный институт, но не выдержал вступительных экзаменов и пошел работать токарем. Вместе со своими друзьями он посещал фольклорную студию, где ребята выступали в местных постановках и спектаклях. Затем будущий актер решил поступить в Дальневосточный педагогический институт искусств во Владивостоке. Сдав вступительные экзамены, Приёмыхов учился до 1966 г. После окончания учебы он был направлен в Русский драматический театр имени Н.К. Крупской. Молодой актер проработал в театре три года, а затем решил отправиться в столицу и освоить профессию сценариста.
В 1969 году Валерий приехал в Москву и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, на курс известного советского сценариста и искусствоведа Иосифа Михайловича Маневича. Институт предоставил парню комнату в общежитии, но Приемыхов все еще нуждался в деньгах. Сначала он работал кочегаром, потом устроился смотрителем в библиотеку и стал жить в комнате смотрителя. Получив диплом сценариста в 1973 году, Приемыхов начал редактировать не совсем удачные работы других писателей, пытаясь найти путь в кино.
Фильмы
Валерий Приемыхов дебютировал как талантливый сценарист. Он потратил некоторое время на доработку чужих сценариев, но в итоге написал свою первую полнометражную пьесу «Иван и Коломбина» в 1975 году. После премьеры фильма режиссеры обратили внимание на талантливого сценариста и позвали его в свои проекты.
В 1978 году актер познакомился с режиссером Динарой Асановой, которая увидела в Приемыхове не только талантливого сценариста, но и перспективного актера. Она пригласила Валерия сняться в его драме «Жена ушла», где актеру сразу же досталась главная роль Александра Михайловича Клюева, вокруг которого развивается весь сюжет фильма. Этот фильм принес актеру успех и подготовил почву для дальнейших проектов. Творческий дуэт Приемховой и Асанова был настолько удачным, что режиссер включал актера практически во все свои работы.
Эта слава и любовь зрителей принесли Приемхову еще один фильм Динары Асановой «Пацаны», рассказывающий о жизни так называемой «проблемной молодежи». Актер сыграл роли наставника мальчиков и частичного начальника лагеря, где разворачивается действие и доски. За работу над этим фильмом Приемыхов был удостоен Государственной премии СССР.
В 1987 году свет увидел фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». «, где актер сыграл роль «Лузги». По мнению кинокритиков, эта роль стала лучшей ролью Приемыхова в кино. Он был признан лучшим актером года по версии журнала «Советский экран» и получил вторую Государственную премию СССР.
В 1988 году Валерий дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Штаны», к которому он также написал сценарий и в котором сыграл роль следователя. Актер вернулся в режиссерское кресло в 1991 году в фильме «Мигранты».
Работа над фильмом «Кто, если не мы» в 1998 году стала одним из его последних крупных проектов. Он не только сыграл роль Геннадия Самохина, но и выступил в качестве режиссера и сценариста фильма. В том же году вышел фильм шведского режиссера Харальда Шварца «Гамильтон», в котором Валерий сыграл эпизодическую роль молдаванина. Он также принимал участие в съемках российского сериала «Каменская».
Усталость от работы
В последние годы жизни он любил одиночество и писал сценарии. У Приемыхова была своя дача в одной из подмосковных деревень, где он хотел провести свою старость. Валерий Михайлович даже планировал построить русскую баню, чтобы залезть в нее с друзьями, но сосредоточился на писательстве.
В конце жизни он работал над съемками последнего фильма в своей творческой биографии «Кто, если не мы». В этом контексте у Приемыхова было много проблем: не хватало средств, он часто ссорился с командой и работал на бешеной скорости без отдыха.
Валерий Приемыхов в фильме «Кто, если не мы?
Вторая жена актера и режиссера, Любовь Шутова, считает, что ее мужу стало плохо в тот момент, потому что он был физически и психически истощен. Нервное перенапряжение отрицательно сказалось на его здоровье.
Валерий Михайлович страдал от невыносимых головных болей. Жена попросила Приемхова поехать в больницу, но он все это время отсутствовал на съемочной площадке.
Фильм «Кто, если не мы» получил множество наград, в том числе иностранные призы и три «Ники».
Страшный диагноз
Головная боль актеров и режиссеров усилилась. В последнее время Валерий Михайлович не мог жить без обезболивающих. В результате Приемыхов обратился к врачу, который ошарашил его страшным диагнозом — опухоль мозга.
Борьба актера с раком продолжалась в течение года. В то время Приемхов работал над сценарием фильма «Князь Владимир, креститель Руси» и был главным редактором киностудии имени Горького. Валерий Михайлович был госпитализирован, где продолжал писать свой сценарий на ноутбуке. Режиссеры, ничего не знавшие о тяжелой болезни Приемхова, приглашали актера сниматься в своих фильмах.
Переехал во Владивосток, чтобы стать актером
Тем не менее, Валерий не отказался от своей мечты стать актером. Когда началась приемная кампания, Валерий отправился во Владивосток, чтобы подать документы в Педагогический институт искусств Дальнего Востока. Молодой человек успешно учился на драматическом факультете, где познакомился с Эллой Красовской. Они стали жить вместе, но не поженились — Приёмхов был против официальных отношений. У пары родилась дочь Нина. Но студенческий союз быстро распался из-за ревности Валерия.
Однажды Приемыхов увидел Эллу, идущую рядом с молодым учителем, и они поссорились. Позже Приемыхов сказал в интервью, что он даже не знал, было ли это свидание или Элла просто общалась с мужчиной.
«Возможно, это было не свидание, а деловой разговор в институте. Я перебежал улицу и ударил этого Эрлена так сильно, что он упал, его очки слетели, а Элла закричала: «Не убивай Эрлена!». Они утащили меня. И Элла взяла его».
Элла больше не могла терпеть вспышки агрессии своего мужа и развелась с ним. Приемыхов покинул Владивосток и выступал в Русском драматическом театре в городе Фрунзе. Актер отработал положенный трехлетний срок и уехал покорять столицу.
«Холодное лето пятьдесят третьего» / Мосфильм.
Приемыхов также пробовал себя в качестве актера: первым фильмом, в котором он снялся, была драма «Жена ушла», в которой актер сыграл главную роль. Валерий работал с режиссером Динарой Асановой, которая известна по фильмам «Не тронь мою голову дятел» и «Ключ без права на проезд». За совместную работу над фильмом «Пацаны» Прияхов получил Государственную премию СССР.
Среди других главных ролей актера — работы в спектаклях «Холодное лето пятьдесят третьего», «Иммигранты», «Мама, не горюй». Критики и зрители считали Приемхову дилетантом, который ходит в кино за подходящим типажом. На самом деле, она просто прекрасно перевоплотилась и «привыкла» к образам. Его родственники вспоминали:
«Он не мог не снимать фильмы, он считал, что они нужны стране. Он был патриотом. У него были строгие принципы — нельзя говорить «эта страна» о своей родине, нельзя плохо отзываться о своей матери….. Он жил тем, чем жили его соотечественники».
«Судьба человека с Борисом Корчевниковым» / Россия 1.
Приемыхов – сценарист и режиссер
Несмотря на главные роли, большую любовь и высокие награды, Валерий считал актерство одним из своих случайных занятий. Он прожил короткую жизнь и не успел использовать все свои таланты, поэтому в его фильмографии всего несколько сценарных и режиссерских проектов. Лучшей из них была мелодрама «Кто, если не мы». Приёмыхов — это три личности одновременно: Режиссер, сценарист и главный герой.
«Who Else But Us» в 1998 году.
Читайте также.
Фильм получил приз «Ника» и специальный приз на Международном кинофестивале в Италии 1999 г. В последний год жизни он написал сценарий для князя Владимира, для «Крещения Руси», который не успел завершить.
Вулкан страстей Валерия Приёмыхова: Почему женщинам было так трудно жить рядом с актёром?
Он снимал фильмы и кино, писал книги и сценарии. Блестящий актер, талантливый писатель и сценарист, сильный режиссер, харизматичный человек — все это о нем: Валерий Приёмыхов. Многие помнят его роли в фильмах «Холодное лето 53-го» и «Парни». Он никогда не испытывал недостатка внимания со стороны женщин, но все его жены, официальные и фактические, отмечали: жить с Валерием Приёмыховым очень сложно.