Эксперимент был спонтанным и долгое время оставался скрытым от общественности, чему способствовал стыд участников за свои действия. В конце 1970-х годов Джонс опубликовал историю этого эксперимента в своем учебнике.
«Третья волна» в США. Как учитель за неделю воспитал из учеников нацистов
Мы твердо верим, что никогда не станем жертвами манипуляций со стороны других людей. И мы тут же попадаемся на скидки в магазинах. Мы убеждены, что ничто не может поколебать наши убеждения. И мы смотрим телевизор каждый день. Сегодня мы сообщаем о реальном психологическом эксперименте, который подтверждает известную, неудобную истину: Люди — удивительно внушаемые существа.
Десять лет назад вышел замечательный немецкий фильм под названием «Эксперимент 2: Волна». Речь шла об учителе, который легко и просто превратил гимназию в маленькое нацистское государство. В основе фильма лежит реальный психологический эксперимент, но проходил он не в Германии, а в гораздо более демократичных Соединенных Штатах. На нем, и он будет говорить — без кинематографических прибамбасов, фантазий и приукрашиваний.
Всем сидеть!
В 1967 году Рон Джонс работал учителем истории в обычной средней школе. Тогда, до бурного роста компьютерной индустрии, Пало-Альто был обычным городом, известным только расположенным неподалеку Стэнфордским университетом.
Сам Рон Джонс во время проведения эксперимента
В апреле у десятиклассников был урок истории, посвященный Второй мировой войне. На одном из уроков ученики были возмущены. Как немцы могли спокойно воспринимать массовое уничтожение людей, ужасающие концентрационные лагеря и другие кошмары нацистской Германии? Народ не мог массово восстать против очевидного безумия и навести порядок в своей стране.
Джонс сказал, что не знает, как ответить на эти вопросы. Вместо того чтобы дать прямые ответы, он решил провести психологический эксперимент с учениками одного из своих классов. По первоначальному плану эксперимент должен был длиться ровно одну неделю. К счастью, преподаватель смог позволить себе такую вольность, поскольку студенты опередили учебную программу ровно на той же неделе.
Эксперимент начался с дисциплины. В понедельник Рон долго и увлекательно рассказывал о радостях дисциплины. Она помогает спортсменам, позволяет им добиться успеха, делает их лучшими людьми и укрепляет их волю. Короче говоря, это легкий способ стать лучше всех.
Класс был полон энтузиазма. На протяжении всего курса Джонс учил студентов принимать правильную позу за рабочим столом: Ноги параллельны друг другу и твердо стоят на полу, лодыжки близко друг к другу, колени согнуты под углом 90 градусов, руки сложены за спиной, позвоночник прямой, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Удивительно, но студентам понравилась эта игра. После 20 минут практики они смогли молча занять свое место в «правильной» позе внимания.
«Меня мучило множество вопросов. Почему студенты подчиняются навязанной им власти? Почему они не удивляются и не сопротивляются этому «военному положению»? Когда и чем все это закончится?»
Рон и сам не мог поверить, что ему удалось так быстро «приручить» учеников. Чтобы поддерживать их интерес, он усложнял «игру» и вводил новые правила. Теперь студенты должны были не только тихо сидеть в определенной позе, но и класть ручку и бумагу на стол, стоять рядом с кафедрой, когда отвечают или задают вопросы, и начинать каждое приветствие профессору со слов «мистер Джонс».
Каждый должен был пройти какое-то испытание. Отвечаете ли вы медленно и неуверенно? Повторяйте процесс до тех пор, пока не выработаете автоматизм, точность и живость. Вас похвалят за ваши усилия. Что-то не работает? Повторяйте до тех пор, пока не выучите его. Авторитарная методология преподавания принесла удивительные дивиденды с первого дня. Повысилась посещаемость занятий, даже среди тех, кто раньше молча ходил на уроки от звонка до звонка.
Салют «Третьей волны»
На следующий день Рон начал всерьез подумывать о том, чтобы закончить эксперимент здесь и сейчас. Поводом для таких мыслей стало начало занятий во вторник. Когда учитель вошел в класс, все ученики сидели в «правильной» позе, почти никто не улыбался, но многие были очень сосредоточены. Вместо обычного шума в классе стояла полная тишина.
Тем не менее, Джонс решил продолжить. На этот раз он сосредоточил урок на концепции сообщества. Он коротко, но страстно говорил о том, как люди могут помочь друг другу не быть одинокими. Затем учитель предложил проверить силу сообщества и придумал девиз: «Сила в дисциплине, сила в сообществе!». Сначала он попросил двух студентов произнести девиз вслух, затем еще одну пару и так далее.
«Студенты стали смотреть друг на друга и почувствовали силу принадлежности к группе. Каждый чувствовал свои способности, и каждый был равен другому. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием в течение всего урока. Мы повторяли девиз гулким хором или произносили его все громче и громче. Мы всегда говорили в унисон и никогда не забывали, как сидеть, стоять и говорить», — вспоминал он позже.
Отрывок из спектакля об истории Третьей волны.
А в конце урока он разработал «Салют третьей волны». Учащиеся класса должны были отдать честь друг другу, согнув правую руку и скрестив руки в форме лодки. Почему «волна»? Потому что рука напоминала Джонсу гребень набегающей волны. А «третья» — потому что для моряков третья — самая большая волна. В общем, и название, и приветствие были придуманы молниеносно и спонтанно.
В последующие дни ученики этого класса приветствовали друг друга «третьей волной» в коридорах и в спортзале, в библиотеке и на улице. Странные жесты были замечены другими студентами. Сначала они были заинтересованы, а потом некоторые стали брать пример с участников эксперимента Рона.
Первый день
Чтобы проиллюстрировать распространение фашизма, учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых простых действий: Он выстроил студентов в соответствии со своим планом и сказал им, что будет следить за нарушением дисциплины, приводя примеры того, как спортсмены, военнослужащие, ученые и все остальные, кто хочет добиться результатов в своей работе, нуждаются в строгой дисциплине.
Студентов попросили внимательно сидеть, а затем провели «упражнение», в ходе которого они должны были бесшумно входить и выходить из класса. Студенты получили массу удовольствия от игры, и даже обычно пассивные студенты присоединились к ней.
Джонс также объявил, что студенты должны быть предельно внимательны, когда задают или отвечают на вопрос. Ответ мог состоять не более чем из трех слов, но даже такое короткое сообщение должно было предваряться словами «Мистер Джонс».
Второй день
Все студенты сидели за своими столами и обнимали друг друга. Некоторые из них улыбались в предвкушении новой игры, но большинство были серьезны и готовы слушать оратора. Это было именно то, что учитель ожидал от эксперимента.
Джонс объяснил студентам силу ассоциации на понятном им уровне. Студенты последовали его примеру, крича с воодушевлением: «Сила дисциплины, сила сообщества!». А затем учитель, чья оценка с каждой минутой становилась все лучше, попросил всех повторить жест приветствия, положив правую руку на плечо и наклонившись вправо (этот жест известен нам по приветствию высокопоставленных чиновников в Третьем рейхе). Джонс назвал это «салютом третьей волны». А с учениками других классов его ученики должны были вести себя как прежде, без приветствий.
Это учение было дружно принято одноклассниками, и они с большой радостью приветствовали друг друга несколько раз в день. Джонс подчеркнул, что студенты должны приветствовать друг друга таким образом и вне занятий.
Википедия:
Нацистское приветствие, приветствие Гитлера, партийное приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе заключалось в поднятии правой руки под углом примерно 45 градусов с вытянутой ладонью (у высших чинов — полувытянутой, у капралов или перед высшими чинами — полностью вытянутой) и приветствии на немецком языке. Хайль Гитлер! — «Да здравствует Гитлер!»
Третий день
Новость об интересном эксперименте и необычном уроке привлекла учеников со всей школы: В класс к 30 студентам добавилось еще 13. Все студенты, включая новичков, продемонстрировали заметное улучшение академических навыков и энтузиазм по отношению к курсу.
В конце курса Джонс торжественно раздал всем карточки участия, и каждый участник получил свое особое задание. Одним из таких заданий, например, был дизайн баннера Третьей волны.
Учитель следил за тем, чтобы его последователи могли привлекать в движение новых людей. Ожидалось, что к концу дня волна будет насчитывать не менее 200 человек. Удивило учителя то, что задание сообщить о несоблюдении «правил игры» на следующий день было инициировано самими учениками. Двадцать человек стали добровольными информаторами.
Три девочки, которые не участвовали в выполнении конкретных заданий, пожаловались родителям, что им «не дали роли». Дома они должны были подробно рассказать о пройденных уроках. Родители, нормальные американцы, воспитанные в демократическом режиме, были расстроены, и Джонсу позвонил местный раввин. Но учитель успокоил его, ответив, что он и группа воссоздают тип личности нацизма, чтобы объяснить ученикам, что происходило до Второй мировой войны и какова была психология простых немцев в момент создания Третьего рейха.
Понедельник
Понедельник был посвящен тому, чтобы объяснить студентам силу дисциплины. Джонс велел всем сесть и принять «смиренную» позу, так как это гораздо больше способствует усвоению знаний. Затем он велел группе встать и сесть в новое положение и несколько раз выйти из класса, затем очень тихо вернуться и занять свои места.
Эта «игра» была забавой для старших учеников, и они с большим удовольствием выполняли «приказы». Когда учитель просил их дать четкие и быстрые ответы на вопросы, они также делали это с интересом, и даже ученики, которые в обычном учебном процессе были пассивны, проявляли инициативу.
Вторник
Во вторник сила единства была объяснена участникам эксперимента, которые, заметьте, вошли в класс в «нормальной» манере — спокойными и собранными. По подсказке лидера студенты хором повторяли: «Сила в единстве, сила в сообществе». Открытый энтузиазм отразился на поведении студентов, когда они поняли, насколько сильна их группа.
В конце урока Джонс продемонстрировал специальное приветствие, которое студенты должны были использовать для приветствия друг друга впредь: Правая рука была согнута в форме волны и поднята на плечо. Этот жест был назван «приветствием третьей волны». В течение следующих нескольких дней ученики снова и снова приветствовали друг друга этим жестом.
Среда
К среде еще тринадцать студентов вызвались принять участие в эксперименте. Учитель решил выдать членские билеты.
Класс был проинформирован о последствиях этого действия. По словам Рона, фрустрация скорее всего будет усвоена при индивидуальном соревновании, но при участии в групповых мероприятиях обучение может быть гораздо более эффективным.
Далее лидер сказал студентам, что они должны разработать проект баннера Третьей волны и объяснить двадцати детям из близлежащей начальной школы, как сидеть спокойно и почему они должны это делать. Молодые люди также должны были назвать другого ученика, которого они хотели бы иметь в своем классе.
Трем студентам было поручено каждый раз докладывать шефу о тех, кто нарушал и критиковал Конституцию Третьей волны, но на практике около двадцати человек шпионили на добровольной основе. А один ученик по имени Роберт, обладавший прекрасным телосложением, но плохими способностями к обучению, заявил Джонсу, что теперь он его телохранитель, после чего стал следовать за шефом по всей школе.
Три самых успевающих ученика в классе, чьи способности не использовались в данных обстоятельствах, сообщили своим родителям об эксперименте. Затем учителю позвонил местный раввин, который был очень спокоен, что ученики изучают немецкий тип личности. Затем раввин пообещал объяснить ситуацию родителям трех учеников. Джонс, с другой стороны, был крайне раздосадован тем, что взрослые тоже не оказывали никакого сопротивления. Что еще хуже, когда директор школы увидел Джонса, он начал приветствовать его «салютом третьей волны».
Психологический эксперимент «третья волна»
Эксперимент был проведен профессором истории Роном Джонсом на учениках Американской средней школы в Пало-Альто в начале апреля 1967 года.
Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кьюбберла в Пало-Альто, Калифорния. Рон Джонс вспоминает: «Мы занимались нацистской Германией, и в середине лекции меня прервали вопросом. Как могли граждане, железнодорожные инспекторы, учителя, врачи делать вид, что не знают о концентрационных лагерях и уничтожении людей? Это был хороший вопрос. Я не знал ответа».
Поскольку класс опережал учебный план, Джонс решил посвятить этому вопросу неделю.
Понедельник
В понедельник он прочитал детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который упорно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-либо виде спорта. О тяжелой работе балерины или актера, чтобы сделать каждое движение совершенным. О терпении ученого, который страстно ищет научную идею.
Джонс попросил студентов сидеть тихо, так как это способствует обучению. Затем он несколько раз дал указание ученикам встать и сесть на новое место и неоднократно просил их выйти из класса, спокойно войти и занять свои места. Студентам понравилась «игра», и они охотно следовали инструкциям.
Джонс просил студентов четко и оживленно отвечать на вопросы, и они с интересом подчинялись, даже обычно пассивные студенты.
Вторник
Во вторник учительница вошла в класс и обнаружила, что все ученики сидят молча, прижавшись друг к другу. Некоторые студенты улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с сосредоточенным выражением лица, их шеи были напряжены, ни малейшего признака улыбки, мысли или даже вопроса. Джонс объяснил классу силу сообщества.
Важно
Он попросил студентов спеть хором: «Сила в дисциплине, сила в сообществе». Студенты действовали с явным энтузиазмом и признавали силу своей группы. В конце урока Джонс показал студентам приветствие, которое они должны использовать при приветствии друг друга — поднятая согнутая правая рука на плече — и назвал этот жест приветствием Третьей волны.
В течение следующих нескольких дней студенты регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
Среда
В среду Джонс раздал всем студентам членские билеты. Ни один человек не хотел покидать зал. Тринадцать студентов оставили другие занятия, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет.
Он поставил галочки на трех карточках и сообщил адресатам, что им было велено доносить на всех, кто не соблюдает правила класса. Однако на практике отчитаться вызвались около 20 человек.
Один из учеников, высокий и не очень способный к обучению, сказал Джонсу, что станет его телохранителем и будет ходить за ним в школу. Три самых успешных ученика в классе, чьи навыки не были востребованы в новых условиях, рассказали об эксперименте своим родителям.
Затем Джонс получил звонок от местного раввина, который был в восторге от того, что класс действительно изучает немецкий тип личности. Раввин пообещал все объяснить родителям учеников. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых; директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
Эксперимент “Третья волна”
Сегодня почти все говорят о влиянии СМИ на сознание людей.
Так было всегда, но сейчас, в период обострения международных отношений, это переросло в так называемую информационную войну — огромный поток информации, включающий дезинформацию, манипуляцию сознанием, пропаганду и создание образа врага! И на фоне реальных боевых действий все доведено до крайности! И самое страшное, что все это происходит между двумя родственными народами, которые настолько близки и смешаны, что иногда их даже нельзя различить — их разрывают на части заживо! Русские обвиняют украинцев в том, что они их угнетают, что они забыли свою историю и что почти все они стали «бандеровцами» и «фашистами»! Украинцы, в свою очередь, обвиняют русских в том, что они отягощены пропагандой путинского Кремля, «Киселёвского ТВ», в империализме, в преклонении перед образом нового «лидера» (Путина), в «ватничестве» и «колорадстве»! Вот и все, машина работает на полную мощность! Такое же обращение и манипулирование гражданами происходит и в Европе, и в США, и почти везде! И это началось не сегодня и не вчера! Я считаю, что она началась в каменном веке, была усовершенствована и достигла своего пика в двадцатом веке! Гитлеровская Германия и СССР на протяжении всего своего существования являются яркими примерами! Пропаганда и манипуляции были просто ошеломляющими! И самое главное и интересное, что люди действительно поверили в это! А тех, кто не верил, буквально выбрасывали на помойку! Как это было возможно, ведь человек — существо мыслящее? К своему стыду, я не знал об интересном и беспрецедентном эксперименте, проведенном в США в 1967 году профессором истории, который называется «Третья волна»! Наверное, многие из наших уважаемых слушателей знакомы с ним, но сейчас его результаты актуальны как никогда! Нечто подобное происходит сейчас в России («Крым наш!», «Путин!»), в Украине («Єдина країна», «Слава Украине!»), во Франции («Я — Шарли!») и в других странах тоже! Давайте подумаем, не попали ли мы в этот эксперимент!
Беспрецедентный образовательный эксперимент Третьей волны
В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кьюбберла в Пало-Альто, штат Калифорния.
Во время изучения Второй мировой войны один из студентов спросил Джонса, как простые немцы могли делать вид, что не знают о концентрационных лагерях и массовых уничтожениях в их стране.
Поскольку класс опережал учебный план, Джонс решил посвятить этому вопросу неделю.
В понедельник он прочитал детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который упорно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-либо виде спорта. О тяжелой работе балерины или актера, чтобы сделать каждое движение совершенным. О терпении ученого, который страстно ищет научную идею.
Что мужчины и женщины должны знать друг о друге — 10 секретов
Джонс попросил студентов сидеть тихо, так как это способствует обучению. Затем он несколько раз дал указание ученикам встать и сесть на новое место и неоднократно просил их выйти из класса, спокойно войти и занять свои места. Студентам понравилась «игра», и они охотно следовали инструкциям.
Джонс просил студентов четко и оживленно отвечать на вопросы, и они с интересом подчинялись, даже обычно пассивные студенты.
Третья волна, или Как за неделю стать фашистом?
Посмотрите на нормальных немцев, мирно пьющих баварское пиво, на детей, радостно играющих на ухоженных улицах, на доброжелательную женщину, идущую в церковь на воскресную молитву.
Вот нормальные немцы — культурные, общительные, религиозные, законопослушные, трудолюбивые, пунктуальные. Конечно, все они разные, но в целом это разумный, цивилизованный европейский народ.
…Теперь давайте перенесемся в начало 1940-х годов. Здесь группа немецких солдат сфотографирована повешенными коммунистами. Здесь они расстреливают комиссаров и евреев. Вот толстые охранники с лающими собаками охраняют очередь перед печами в Освенциме.
Вот хладнокровные помощники доктора Менгеле, которые проводят бесчеловечные эксперименты над людьми. Вот эсэсовцы пытают заключенных, вот сожженные деревни, вот виселицы, вот списки для депортации в Германию…..
Как получилось, что первый и второй абзацы посвящены одним и тем же людям? Если бы вы показали им кадры 1930-х годов, они бы не поверили! Очень трудно поверить, что простые, честные, трудолюбивые, законопослушные, уважаемые, цивилизованные люди могут стать хладнокровными убийцами, садистами, киллерами, бандитами и вандалами. И все это за очень короткое время. Как это возможно?
Третья волна
Для изучения этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Самый масштабный из них был проведен в начале апреля 1967 года Роном Джонсом, профессором истории в колледже Кабберли (Поло Альто, Калифорния). В воспитательных целях он создал среди студентов «Третью волну», целью которой было уничтожение демократии.
Демократия поощряет индивидуализм людей, объяснил Джонс, это ее самый большой недостаток, который необходимо устранить. Новое движение получило лозунг «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» происходит от убеждения, что в серии океанских волн третья является самой сильной.
Поэтому Джонс провел недельный эксперимент на своем уроке истории. Все начиналось достаточно невинно: участникам навязывались правила — дисциплина, сидеть прямо, вставать перед ответом, поднимать руку перед тем, как задать вопрос, обращаться к профессору «сэр». Джонс» и ответьте кратко (не более трех слов).
На следующий день они отработали название движения и его приветствие, которое демонстрировали при встрече друг с другом и с учителем, даже вне урока. Они разработали логотип движения и процедуру привлечения новых членов.
За пределами класса эксперимент начал жить своей собственной жизнью: Сначала в группе было 30 человек, но уже на следующий день их стало 43, а к тому времени, когда Джонс научил их набирать новых членов, их число выросло до более чем двухсот.
Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, и у многих участников резко повысились оценки и успеваемость. Однако, к удивлению Джонса, стали появляться первые информаторы, которые сообщали профессору о случаях нарушения членами Третьей волны установленных им правил.
Члены движения начали рисовать свои логотипы по всему городу. Те студенты, которые не участвовали в движении, подвергались дискриминации со стороны членов движения.
Как школьники на практике изучали поведение немецкого народа при нацизме: Эксперимент «Третья волна»
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Этот исторический проект возник спонтанно. Талантливый американский педагог Рон Джоун провел его со своими учениками в 1967 году, но результаты еженедельных «тренировок» потом не публиковались около 10 лет. Причина такого молчания была довольно проста: участники стыдились того, что видели в себе. Даже учитель и автор уникального эксперимента был потрясен тем, насколько успешным оказался его педагогический опыт.
Однажды апрельским утром на уроке истории в 10-м классе в Калифорнии ученик задал учителю вопрос о простых людях в Германии во время Второй мировой войны. Мальчик не мог понять, почему так много людей закрывали глаза на концентрационные лагеря и массовые зверства. Поскольку занятия шли с большим опережением графика, мистер Джонс решил подойти к делу творчески и посвятить неделю урока этой теме, проведя с учениками психологический эксперимент.
Понедельник
В первый день учитель объяснил детям необходимость дисциплины и привел примеры из истории обществ, где царил порядок. Затем авторитетным голосом он инструктировал детей принять «правильную» позу — руки за спиной, согнуты в талии, ноги стоят на полу, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая. По его команде ученики несколько раз вставали и садились в новую позу, выходили из класса и входили в него тихо и быстро. Учитель также требовал от учеников быстро и четко отвечать на все вопросы, не теряя более трех слов. В конце урока она вспоминала, что была поражена тем, как охотно дети участвовали в этой «игре» и как умело обычно непринужденные американские подростки начали следовать простым и прямым инструкциям. К его удивлению, даже обычно неактивные студенты охотно приняли участие в эксперименте.
Вторник
Когда учительница вошла в класс, она обнаружила, что все ученики по-прежнему сидят точно в той же позе, в которой они учились накануне. Теперь Джонс объяснил им важность командной работы и единства, важность быть сплоченной единицей и действовать как таковая. Дети с энтузиазмом выкрикивали лозунги: «Сила в дисциплине», «Сила в сообществе» Чтобы в будущем иметь возможность отличаться друг от друга, они выучили специальное приветствие в конце урока, которое учитель назвал «Салют третьей волны»: Правая рука была согнута в локте параллельно линии плеча и изогнута волнообразно. Согласно соглашению, этот жест можно было использовать только «среди своего собственного народа». Восторженные ученики провели остаток дня, приветствуя друг друга в коридорах школы и в других классах.
Среда
В этот день 30 ученикам помогали 13 добровольцев из других классов. Джонс объяснил силу действия в этом классе. По его словам, чтобы добиться успеха, недостаточно быть дисциплинированным и добрым. Необходимо, чтобы каждый делал что-то для общего дела. Мальчики согласились начать «молодежную работу» и объяснить младшим ученикам, как важно сидеть на «правильном месте» и быть дисциплинированными. Кроме того, участники эксперимента должны были разработать символ для своей организации и назвать одного человека, достойного стать ее членом. Джонс раздал всем студентам специальные членские билеты. На трех из них были кресты — это означало, что этим «членам организации» разрешалось следить за занятиями и сообщать о любых нарушениях. На практике около 20 человек начали сообщать учителю о нарушениях. Один из учеников, Роберт, очень медлительный ученик, который никогда не хотел и не добивался успеха в классе, вызвался стать «телохранителем» учителя и с тех пор сопровождал его повсюду.