По мнению историков, книга и фильм Шарапова — это собирательный образ. Владимир Чванов также назван одним из авторов. Вместе с Араповым он участвовал в раскрытии дела Ионеса-Мосгаза. Что касается Жеглова, то Георгий Вайнер как-то рассказал о нем журналистам: прототип Высоцкого работал начальником ОБХСС.
Черный полковник: с него писали Жеглова и Шарапова
Глеб Жеглов и Владимир Шарапов из сериала «Место встречи изменить нельзя» — пожалуй, самый известный милицейский дуэт в советском кино. Между тем, у двух бесстрашных борцов с преступниками был настоящий пример для подражания — Владимир Арапов, старший оперуполномоченный Московского уголовного розыска. Ему выпал нелегкий жребий бороться с разгулом грабительского баронства в послевоенной Москве. За время его долгой службы в милиции удалось разогнать банду, ставшую прообразом знаменитой «Черной кошки», арестовать Мосгаз — одного из величайших маньяков в истории СССР — и раскрыть множество других сложных преступлений. «Лента.ру» вспомнила историю легендарного сыщика.
Легендарный старший оперуполномоченный Московского уголовного розыска (МУРа) Владимир Арапов, родившийся в июне 1926 года в столичном роддоме, казалось, должен был стать хорошим инженером. С юных лет Арапов очень интересовался техникой, и после окончания школы в 1941 году он учился в школе машиностроения. Началась Великая Отечественная война, и Владимир, как и большинство его сверстников, отправился в тыл и устроился работать техником на завод «Динамо».
Во время войны ощущалась катастрофическая нехватка мужчин — почти все они ушли на фронт. Это также повлияло на работу полиции, у которой из-за нехватки персонала не хватало времени на борьбу со всеми преступлениями. Молодежь пришла на помощь полиции и сформировала группы молодых работников для оказания помощи правоохранительным органам.
Арапов также вступил в ряды добровольцев. За все годы «службы» он настолько блестяще продемонстрировал свой острый ум, бесстрашие и незаурядную логику, что сразу после войны его пригласили в 37-ю дивизию.
Арапов не сразу принял предложение — он не был уверен, что хочет посвятить свою жизнь борьбе с преступниками всех мастей. Слабое телосложение молодого человека также не давало ему оснований полагать, что он сможет достойно противостоять преступному миру. Однако в конце концов Арапов отбросил все сомнения и в 19 лет стал милиционером. Конечно, новичку не сразу поручали сложные дела: Чтобы улучшить свои навыки детектива, Владимир начал с мелких краж, ограблений и обычной «повседневной жизни». Но раскрывая такие, казалось бы, незначительные преступления, Арапов каждый раз использовал неожиданные для своих коллег приемы.
Например, в одном случае его офис обнаружил кражу детских пальто из гардероба школы на востоке столицы. Надеясь на удачу, Арапов провел несколько дней рядом с местом преступления. Однако офицер быстро понял, что он привлекает внимание как сотрудников школы, так и матерей, которые привели своих детей в школу. Причина этого была проста: в школу приходили в основном только женщины, для которых полицейский был виден издалека.
Молодой полицейский решил прибегнуть к хитрости: Он надел головной платок и женское платье и смешался с посетителями школы. И тут началось: полицейский заметил некую даму, которая некоторое время подозрительно слонялась возле гардероба. Инстинкт Владимира оказался верным — он схватил воровку за руку, когда она взяла пальто и приготовилась покинуть школу.
Легенда о «Черной кошке»
Жестокая банда «Черная кошка» стала чем-то вроде «жупела» для взрослых в советское время. Соседские хулиганы любили использовать его и часто рисовали кошачью мордочку на дверях квартир своих жертв. Последние, в свою очередь, паниковали из-за распространившихся в Москве слухов о «черной кошке» и часто звонили в милицию. Криминальный «сигнал» также использовался мелкими преступниками.
— Когда молодая женщина шла по улице, к ней подошли двое мужчин, подняли руки и сказали: «Черная кошка, снимай серьги!», — так назывались ограбления.
Однако мифическая банда не появилась из ниоткуда — у нее был реальный прототип. В 1950-е годы в столице действовали свирепые бандиты, во главе которых стоял начальник смены оружейного завода № 34 Иван Митин. Митин был высокого роста и имел кустистую белокурую голову, из-за чего получил прозвище «банда высоких блондинов».
23-летний Митин создал их в 1950 году из всякого сброда, хорошо замаскированного под добропорядочных советских граждан. Банда состояла из восьми работников завода имени Зверева в Красногорске, двух курсантов военного училища и студента Московского авиационного института. Организатором банды и правой рукой Митина, вероятно, был его коллега по «Оборонному заводу-500» Петр Болотов. Он был старше и опытнее других бандитов и часто давал советы главарю банды.
Свое первое преступление «банда больших блондинок» совершила незадолго до прихода Арапова в МУР: В начале декабря 1949 года бандиты организовали ограбление продуктового магазина в столичном районе Тушино. Идею заполучить редкие продукты питания Митин почерпнул у одного из рабочих Красногорского завода. Вместе со своими коллегами он в течение нескольких дней наблюдал за помещением магазина и обнаружил, что его охраняет только пожилой охранник.
Во время нападения бандиты не пощадили пенсионера, убив его и забрав столько еды, сколько смогли. При проверке было обнаружено, что похищено значительное количество товаров на сумму 5800 рупий. Местная жительница случайно увидела, как грабители покидают базу, но ее рассказ не помог следствию. Много позже выяснилось, что начальник Красногорской милиции хорошо знал Митина — главарь банды жил в его районе. Но полицейский не мог даже намекнуть, что его уважаемый сосед — главарь банды головорезов.
Тем временем бандиты из банды высоких блондинов продали награбленное через торговцев и, поделив деньги между собой, придумали новое преступление. Часть банды выступала за новые нападения на склады, но Болотов был против: он сказал своим подельникам, что за складами теперь будет пристально следить полиция. «Лучше ограбить продуктовый магазин — но в другом районе», — советует он. Митин последовал совету своего советника.
Кровавый счет
1 февраля 1950 года Митин и его сообщники явились в небольшой магазин в подмосковных Химках. Двое из грабителей остались курить на веранде, некоторые вошли внутрь вместе с боссом: они не собирались сразу грабить, а сначала просто хотели проверить обстановку. Пока Митин, выдавая себя за милиционера, отвлекал продавца, его сообщники осматривали помещение.
Однако все пошло не по плану: как только грабители медленно отступили, в магазин вошли два милиционера — старший милиционер Кочкин и милиционер Филин, совершавшие обход. Продавщица тут же сообщила им о подозрительных посетителях; Кочкин выскочил из магазина, догнал грабителей и попросил у них документы. Один из них сделал вид, что ищет в кармане паспорт, достал револьвер и выстрелил в клерка, который скончался на месте. После этого грабители скрылись.
К тому времени, когда Арапов появился в МУРе, дело дерзкой банды уже считалось приоритетным. Убийство Коцкина не только не остановило членов «банды высоких блондинов», но, наоборот, похоже, подстрекало их: В конце марта того же 1950 года бандиты Митинского, переодетые в сотрудников Министерства государственной безопасности, ограбили магазин на северо-востоке Москвы и похитили 68 000 рублей. Затем шестимесячный перерыв — и в ноябре еще одно ограбление: на этот раз пароходной компании «Канал» на имя Москвы. Спустя месяц от действий банды Митина пострадал торговый центр на улице Кутузовская Слобода: после ограбления этого «контейнера» бандиты пополнили его на 85 тысяч рублей.
В марте 1951 года банда «Высокие блондинки» устроила резню в ресторане «Голубой Дунай». Грабители хотели ограбить кассира, но им неожиданно помешал молодой лейтенант милиции Михаил Бирюков, который обедал в ресторане со своей женой. Бирюков стал второй жертвой в кровавой истории банды Митина. Помимо лейтенанта, шальной пулей был убит и постоянный клиент.
Через две недели злоумышленники убили управляющего магазином в Кунцево, который бесстрашно вступил в рукопашную схватку с бандитами, чтобы защитить товар от грабителей. После этого бандиты скрылись, но 1 ноября 1952 года они снова убили: их жертвой стал полицейский, который пытался арестовать преступников после налета на магазин возле Ботанического сада.
Банда «Чёрная кошка» оставляла «чёрную метку»
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собрали последние научные данные и мнения признанных экспертов в области здравоохранения. Но помните: только врач может поставить диагноз и назначить лечение.
Великая Отечественная война закончилась. Кажется, что все ужасы, смерть и страдания остались позади. Но нет — ужас продолжался. На коммунальных кухнях Москвы люди шепотом рассказывали об ужасах кровавой банды «Черная кошка». Перед ограблением грабители рисовали кошку на двери облюбованной квартиры. Это служило сигналом — подобно тому, как пираты подавали «черный знак». Увеличилось количество грабежей и убийств. Из столицы «мода» распространилась на другие города — теперь и там простые жители дрожали от страха, услышав о «черной кошке». Московская милиция работала день и ночь, чтобы выследить бандитов.
Повсюду царила паника, детям не разрешалось выходить на улицу одним, они боялись открывать дверь при звонке в дверь и выходить из дома в сумерках. Со временем стало ясно, что «Черная кошка» — не единственная хорошо организованная банда преступников. Многие группы, независимо друг от друга, использовали этот знак на дверях и стенах. Любовь к криминальной романтике привела их к тому, что они нарисовали кота — это было модно в то время. Подростки часто рисовали черных кошек, они хотели попасть в мир «блатных». Но были и действительно опасные банды. Один за другим все члены банды были арестованы, некоторые были застрелены во время ареста, а остальные получили приговоры разной продолжительности. Но вся эта история затянулась до 1950-х годов.
Вайнер был свидетелем поимки банды
В 1953 году в одном из московских отделений милиции появился новый следователь. Его звали Аркадий Вайнер. Он собирался стать известным писателем, но потом с затаенным дыханием выслушал невероятные истории, которые его коллеги рассказывали новичку: о грабителях, действовавших под кличкой «Черный кот». История этой банды легла в основу романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», на котором позже был основан фильм «Место встречи изменить нельзя».
За бандитами охотились более трех лет. Первая стычка с ними произошла в феврале 1950 года. Два полицейских, Коцкин и Филен, совершали свое обычное патрулирование в этом районе. В продуктовом магазине они увидели неизвестного молодого человека, который разговаривал с продавцом и выдавал себя за полицейского. Два его спутника курили на веранде. Когда полицейские попросили предъявить документы, человек за стойкой открыл огонь и убил Кочкина, после чего грабители скрылись. Когда агенты прибыли, они были шокированы: Все преступники знали, что убивать «милиционеров» запрещено, это был негласный закон в криминальной среде. И вдруг произошло такое абсурдное, жестокое и наглое убийство.
Шарапов? Нет, Арапов!
Володя Шарапов существовал в реальности. И его тоже звали Владимир. Только писатели добавили букву к его настоящей фамилии — Арапов. Этот следователь поймал страшную банду Ивана Митина. А Арапов также устранил Владимира Ионесяна — сумасшедшего по прозвищу Мосгаз. Его коллеги называли отважного следователя «черным полковником». Однако, судя по рассказам его коллег, Арапов, вероятно, был прототипом Жеглова: он был опытным муровцем, жестким и совсем не сентиментальным, очень похожим на Жеглова с экрана, которого играл Владимир Высоцкий. Но он не был похож на героя: маленький рост, маленькая фигура, мягкий голос. Он работал на Петровке, 38: сначала простым следователем, а затем начальником отдела по тяжким преступлениям. Именно тогда с ним познакомился Аркадий Вайнер. Именно дело митинской банды занимало самое видное место в официальном послужном списке Арапова. Именно эту историю Вайнеры назвали самой блестящей.
С самого начала службы Арапов отличался находчивостью и изобретательностью. Например, расследуя кражу детских пальто из школьной раздевалки, он надел женское платье и накинул на голову платок, чтобы влиться в поток мам и бабушек. Он проник в школу и нашел преступника, которого буквально схватил за руку в момент кражи. Такой ловкий ход удивил и восхитил его коллег и начальство.
Легенда о «Черной кошке»
В советское время жестокая банда «Черная кошка» стала своего рода жупелом для взрослых. Это была любимая тема придворных приспешников: они часто рисовали кошачью морду на дверях граждан, которые им чем-то провинились. Те в свою очередь верили циркулирующим в Москве слухам о «Черной кошке», паниковали и часто звонили в милицию. Мелкие преступники также использовали значок преступника.
— Молодая женщина шла по улице, и к ней подошли двое мужчин, подняли руки и сказали: «Черная кошка». Снимите серьги», — сказал Владимир Арапов в интервью.
Однако мифическая банда не появилась из ниоткуда — у нее был реальный прототип. В 1950-е годы в столице действовали свирепые бандиты, во главе которых стоял начальник смены оружейного завода № 34 Иван Митин. Митин был высокого роста и имел кустистую белокурую голову, из-за чего получил прозвище «банда высоких блондинов».
23-летний Митин создавал их из всевозможных толп, хорошо маскируясь под добропорядочных советских граждан. Банда состояла из восьми работников завода имени Зверева в Красногорске, двух курсантов военного училища и студента Московского авиационного института. Организатором банды и правой рукой Митина, вероятно, был его коллега по «Оборонному заводу-500» Петр Болотов. Он был старше и опытнее других бандитов и часто давал советы главарю банды.
Свое первое преступление «банда больших блондинок» совершила незадолго до прихода Арапова в МУР: В начале декабря 1949 года бандиты организовали ограбление продуктового магазина в столичном районе Тушино. Идею заполучить редкие продукты питания Митин почерпнул у одного из рабочих Красногорского завода. Вместе со своими коллегами он в течение нескольких дней наблюдал за помещением магазина и обнаружил, что его охраняет только пожилой охранник.
Во время нападения бандиты не пощадили пенсионера, убив его и забрав столько еды, сколько смогли. При проверке было обнаружено, что похищено значительное количество товаров на сумму 5800 рупий. Местная жительница случайно увидела, как бандиты покидают базу, но ее рассказ не помог следствию. Много позже выяснилось, что начальник Красногорской милиции хорошо знал Митина — главарь банды жил в его районе. Но охранник не мог даже предположить, что его уважаемый сосед — главарь банды грабителей.
Тем временем бандиты из банды высоких блондинов продали награбленное через торговцев и, поделив деньги между собой, придумали новое преступление. Часть банды выступала за новые нападения на склады, но Болотов был против: он сказал своим подельникам, что за складами теперь будет пристально следить полиция. «Лучше ограбить продуктовый магазин — но в другом районе», — советует он. Митин последовал совету своего советника.
Кровавый счет
1 февраля 1950 года Митин и его сообщники явились в небольшой магазин на окраине Химок. Двое из грабителей остались курить на веранде, несколько вошли внутрь вместе с боссом: у них не было намерения грабить сразу — они решили пока просто разведать обстановку. Пока Митин, выдавая себя за милиционера, отвлекал продавца, его сообщники осматривали помещение.
Но все пошло не по плану: как только грабители беспечно удалились, в магазин вошли два сотрудника милиции — старший милиционер Кочкин и сержант Филин совершили обход помещений. Продавщица тут же сообщила им о подозрительных посетителях; Кочкин выскочил из магазина, догнал грабителей и попросил у них документы. Один из них сделал вид, что ищет в кармане паспорт, достал револьвер и выстрелил в клерка, который скончался на месте. После этого грабители скрылись.
К тому времени, когда Арапов появился в МУРе, дело дерзкой банды уже считалось приоритетным. Убийство Коцкина не только не остановило членов «банды высоких блондинов», но, наоборот, похоже, раззадорило их: В конце марта того же 1950 года бандиты Митинского, переодетые в сотрудников Министерства государственной безопасности, ограбили магазин на северо-востоке Москвы и похитили 68 000 рублей. Затем шестимесячный перерыв — и в ноябре еще одно ограбление: на этот раз магазина Московского судоходного канала. Через месяц от действий банды Митина пострадал торговый центр на улице Кутузовская Слобода: после ограбления этого бандитского «контейнера» он пополнился на 85 тысяч рублей.
В марте 1951 года банда «Высокие блондинки» устроила резню в ресторане «Голубой Дунай». Грабители хотели ограбить кассира, но им неожиданно помешал молодой лейтенант милиции Михаил Бирюков, который обедал в ресторане со своей женой. Бирюков стал второй жертвой в кровавой истории банды Митина. Помимо лейтенанта, шальной пулей был убит один из посетителей ресторана.
Через две недели злоумышленники убили управляющего магазином в Кунцево, который бесстрашно вступил в рукопашную схватку с бандитами, чтобы защитить товар от грабителей. После этого бандиты скрылись, но 1 ноября 1952 года они снова убили: их жертвой стал полицейский, который пытался арестовать преступников после налета на магазин возле Ботанического сада.
По следам высокого блондина
Лучшие агенты уголовного розыска боролись с неуловимой бандой, но Арапов оказался самым ловким. Однако прежде чем внимание было привлечено к этой, казалось бы, незначительной детали, грабителям буквально удалось скрыться от полиции: Сотрудники заметили Митина с одним из его сообщников на станции Удельная и попытались арестовать его, но безуспешно — ни одна из выпущенных в преступников полицейских пуль не достигла цели. Грабители скрылись.
В январе 1953 года «банда высоких блондинов» все же допустила ошибку во время ограбления сберкассы в Мытищах. Один из сотрудников успел нажать тревожную кнопку, и вскоре зазвонил телефон — дежурный полицейского участка решил проверить сигнал. Один из грабителей поднял трубку телефона и услышал вопрос: «Это сберегательная касса?». «Нет, это стадион», — ответил грабитель и положил трубку.
Когда полиция прибыла на место происшествия, грабители уже давно исчезли. Но Арапов, на которого ссылается милиционер, позвонивший в банк, сразу же проникся словами грабителя и задался вопросом: почему стадион? Сначала агент предположил, что члены банды были спортсменами. Арапов решил понаблюдать за окрестностями больших стадионов.
Интуиция Владимира оказалась верной: вскоре ему сообщили об «аттракционе невиданной щедрости», который наблюдался возле красногорского стадиона: студент авиационного института купил целую бочку пива и угощал всех прохожих. Арапов выяснил, кто такой «меценат», преодолел скептические мнения коллег — мол, при чем здесь будущий летчик — и взял человека под наблюдение. Чем больше времени проходило, тем яснее полицейскому становилось, что он на правильном пути.
Когда Арапов представил рапорт командованию, в кабинете воцарилась тишина: Трудно было поверить, что порядочные на первый взгляд люди оказываются очень опасными преступниками. Но доказательства детектива были неопровержимы. Вскоре после этого лидер банды Митин был арестован и приговорен к смертной казни, а вскоре после этого другие члены банды получили тюремные сроки до 25 лет. Благодаря работе Владимира Арапова и его соратников была раскрыта банда «Большой блондинки», которую многие москвичи помнят как «Черную кошку».