«Пять лет назад Дали все еще неустанно работал во дворце Пуболя, в студии в невообразимом беспорядке, где повсюду валялись чучело льва, странные раковины, краски, кисти, холсты, тяжелые листы бумаги. Он часто писал несколько картин одновременно, переходя от одной к другой, делая точные и мягкие мазки.
Русские музы знаменитых художников
Кто знает, кем бы были знаменитые художники XX века и каких высот они достигли бы, не будь рядом этих женщин. Сальвадор Дали, Анри Матисс, Пабло Пикассо и Амадео Монтеллиани были вдохновлены русскими женщинами. Давайте посмотрим, что привлекало этих гениев и как с ними общаться.
Ненасытная Галочка
- Имя: Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова.
- Псевдоним: Гала.
- Место рождения: Казань.
- Первая работа: учитель.
- Годы жизни: 1894 — 1982.
- Муж: Сальвадор Дали.
- Брак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)
- Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944 — 1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т.д.
С русской музой и женой Еленой Дьяконовой — Гала — Сальвадор Дали женился 8 августа 1958 года, через 29 лет после их знакомства. В 1934 году они официально поженились — строгая юридическая процедура в мэрии Парижа, без свадебной церемонии. Католическая церковь разрешает повторный брак только тогда, когда «смерть» разлучает их с бывшим партнером. Эти неслыханные, очень сложные отношения были запечатлены перед Богом только после смерти первого мужа Галы, поэта Поля Элюара.
Отправиться на свадьбу в конце лет, после всех безумств, которым влюбленные потакали друг другу, — скорее всего, идея принадлежала Гале. Ей было 65 лет (или 66, или даже 67-68 — уроженка Казани скрыла свой возраст и другие подробности биографии). Сальвадору Дали, который привык беспрекословно подчиняться своей музе, в мае 1958 года исполнилось 53 года.
Но даже на седьмом десятке лет жизни Гала может дать молодым людям фору. В окружении молодых влюбленных, подарки даривала. «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься сексом с пятью мужчинами одновременно», — жаловалась ненасытная Галочка. Она любила устраивать шоу: публично совокупляться с одним или несколькими мужчинами, пока Сальвадор наблюдал и занимался «самоэротизмом» — онанизмом.
Дали утверждал, что Елена Дьяконова, которую он впервые увидел в возрасте 36 лет, была его первой женой. И это возможно, потому что в юности он был крайне неуверен в собственной сексуальной привлекательности. В школе он любил сравнивать свой пенис с одноклассниками, называя свой собственный «маленьким, жалким и мягким». Будучи подростком, он наткнулся на медицинскую книгу о венерических заболеваниях и, впечатленный видом гниющих гениталий, надолго отказался от мысли о сексе.
После того, как с ней связалась Гала, артистка обрадовалась, что больше не может рожать. «Один из сыновей Пикассо разгуливает по Парижу полуголым и полусумасшедшим. Если у гениального Пикассо был такой сумасшедший сын, представляю, кто бы у меня был!». — Дали писал.
Прозвище Сальвадора Дали было Avida Dollars, что означает «страстно влюбленный в доллары». Он придумал логотип «Чупа-чупс». Но детям они не нравились, и он любил дразнить их: он облизывал леденец у всех на глазах и бросал его в грязь.
Ольга — королева танца
- Имя: Ольга Степановна Хохлова.
- Место рождения: Нежин.
- Годы жизни: 1891 — 1955.
- Профессия: балетная танцовщица.
- Муж: Пабло Пикассо.
- Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально).
- Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919).
Когда он встретил Ольгу Хохлову, самый дорогой и экстравагантный художник в истории уже был известным педагогом и знаменитым покорителем женских сердец. Он узнал об удовольствиях секса в возрасте 13 лет, когда стал постоянным клиентом местного борделя.
Пикассо привык к тому, что женщины готовы удовлетворить любой его каприз. Поэтому он, несомненно, определил тех, кто полностью растворится в нем.
— Для меня существует только два типа женщин: Богини и шлюхи, — говорит художник.
В 1917 году он отправился в Рим, где по приглашению Сергея Дягилева расписал занавес и декорации для постановки «Русского балета».
— У меня 60 танцоров. Я поздно ложусь спать. Я знаю всех женщин Рима», — хвастался 36-летний Пикассо в письме к своей давней подруге Гертруде Стайн.
Внезапно он забывает о балеринах и сосредотачивается на 26-летней Ольге Хохловой, дочери офицера царской армии, которая является членом труппы. Она отдает.
— Берегись, тебе придется жениться на русской, — смеясь, предупреждает Дягилева мачо-испанец.
У него нет времени оглянуться назад, когда он стоит перед алтарем православного Александро-Невского собора в Париже. Во время медового месяца молодожены не покидают постель. Поначалу Пабло в восторге от всего: русская жена, настоящая семья, дом — полная чаша, приемы, танцы. В 1921 году рождается их сын Пауло, но на этом все и заканчивается. Женщина и ее ребенок интересуют художника только как модель для картины. Пикассо скрывает свои приключения от жены, пока не замечает новую страсть в парижской толпе. Жена его раздражает. Он рисует ее то в виде старухи, то в виде лошади. Или он рисует ее в абстрактном стиле, который Ольга так ненавидела. Наконец она не выдержала и ушла. Пабло не хотел разводиться с ней — чтобы не делить картины. Она оставалась официальной женой Пикассо до самой смерти.
Когда родился Пабло Пикассо, акушерка считала его мертворожденным. Его спас дядя, который закурил сигару и выпустил дым в лицо лежащему на столе ребенку, после чего Пабло яростно закричал.
Ранние годы
Модель, галерист и арт-агент Гала Дали (Елена Дьяконова) родилась в Казани 26 августа 1894 года. Ее отец, Иван Дьяконов, служащий Министерства сельского хозяйства, умер в 1905 году, оставив мать Антонину одну с четырьмя детьми после смерти мужа. Вскоре после этого она вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга и вместе с наследниками переехала в Москву. Кстати, именно Антонина назвала свою дочь Галой, а не Еленой, почему-то. Отношения между девочкой и ее отчимом были настолько хорошими, что окружающие считали их кровными родственниками.
О происхождении Галы известно с ее собственных слов — информация о том, что она родилась в столице Татарстана, может не соответствовать действительности. Известно, что в переданных по наследству записных книжках не упоминаются ее отец и отчим, которые живут в Казани. В 2003 году испанские кинематографисты снимали фильм к 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали и приехали в Казань. В Национальном архиве Татарстана не найдено документов, подтверждающих дату и место рождения Елены.
Во время учебы в Московской женской гимназии Гала дружила с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Учеба давалась ей легко. Уже в юном возрасте Дьяконова обладала сильным характером, интересом к искусству и хорошим чувством юмора. В своих воспоминаниях Анастасия Цветаева рассказала о своей дружбе с Галой:
«Один из типичных персонажей, которых я встречал. Взгляд ее узких, пленительных глаз, движение волевого рта — и она была прекраснее, нужнее всех, кто смотрел на меня с восхищением. Все предметы были одинаковыми».
Поэт Марина Цветаева посвятила своей подруге стихотворение «Мама в саду», напечатанное в ее первом сборнике.
Сальвадор Дали и Гала, 1941 год.
Мэри Эванс/ Global Look Press
Первые возлюбленные Галы
В 1912 году Дьяконова отправилась в швейцарский санаторий Клавадель, чтобы вылечиться от туберкулеза. Там у нее начался роман с богатым торговцем недвижимостью Полем Элюаром. Он называл свою возлюбленную Гала — с ударением на последний слог, на французский манер. Девушка вдохновила его обратиться к любовной поэзии. После встречи с уроженкой Казани он написал более ста сборников стихов.
Через пять лет после знакомства они поженились, и в 1918 году у пары родилась дочь Сесил. К этому времени Гала навсегда покинула Россию и поселилась в Париже. В 1921 году она познакомилась со скульптором Максом Эрнстом и согласилась позировать ему. Не расставаясь с Элюаром, Гала стала любовницей Эрнста. Год спустя художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уаз во Франции. Почти три года они жили как одна семья и не скрывали своего любовного треугольника. Также говорят, что у женщины были отношения с поэтом Луи Арагоном и писателем Анри Бретоном.
Роман с Дали
В 1929 году Гала и ее муж посетили молодого и обедневшего художника Сальвадора Дали в Кадакесе после того, как она вернулась из Парижа и закончила монтаж фильма «Андалузский пес». Ему было 25 лет, а Гале — 35. Они сразу полюбили друг друга и поженились в 1934 г. Художник очень тепло отзывался о своей возлюбленной в автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали», описывая ее:
Ее тело было нежным, как у ребенка». Линия плеч — почти идеально круглая, а мышцы талии, явно хрупкие, были атлетически напряжены, как у подростка. Но изгиб поясницы был по-настоящему женственным. Изящное сочетание стройного, энергичного торса, возбужденной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной.
Ради Дали женщина оставила не только мужа, но и свою 11-летнюю дочь Сесиль. Ранее она мало общалась со своей наследницей, доверив ее воспитание другим. «Я не особо заботилась о детях», — сказала Гала.
Она стала второй натурщицей Дали после его младшей сестры. Художник постоянно восхвалял свою хозяйку и черпал в ней вдохновение. Взамен Гала взяла на себя финансовые дела мужа и помогла ему заработать приличный доход. Они задокументировали свой брак 50 раз в каждой стране, которую посетили.
«Я люблю Галу больше, чем свою мать, больше, чем отца, больше, чем Пикассо, и даже больше, чем деньги», — говорил Дали о своей жене.
Художник посвятил Гале десятки картин, в том числе «Мадонну из Порт-Льигата», «Тайную вечерю», «Галарину», «Христа Галу» и «Атомную Леду». На всех картинах она изображена в прямой позе, с суровым взглядом и легкой улыбкой. Автор часто изображал Галу в центре религиозных мотивов — критики объясняют это фанатичным отношением Дали к своей жене.
Сальвадор Дали и Гала во время вечеринки, 1941 год
«Галатея в момент творения»
В 1929 году Сальвадор Дали находился на пороге карьерного прорыва. Он выпустил сюрреалистический фильм «Андалузский пес», который продюсировал вместе с Луисом Бунюэлем. Художник подружился с ним во время учебы в Академии изящных искусств в Мадриде. Дали молод, красив и харизматичен: он одевается как настоящий парень, носит тщательно уложенные волосы и поддерживает элегантную прическу на лице. Вот только с личной жизнью у него не все в порядке: ходят слухи, что в свои 25 лет он ни разу не был с женщиной, и все, что он делает, это регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсии Лорки.
Дали приглашает Поля Элюара, его жену и 11-летнюю дочь погостить у него в Кадакесе, в составе настоящей богемной толпы, которая приземляется вместе с Рене Магриттом и Луисом Бунюэлем. Художник встретил поэта в парижском ночном клубе и не подозревал, что визит нового знакомого навсегда изменит его жизнь. Он вспоминает неоднозначное первое впечатление, которое он произвел на свою 35-летнюю посетительницу: «Она призналась мне, что считает меня некрасивым, неправдоподобным человеком, потому что со своими блестящими волосами я выглядел как профессиональный танцор аргентинского танго….. Я всегда был голым в своей комнате, но когда мне нужно было ехать в деревню, мне требовался час, чтобы одеться. На мне были безупречные белые брюки, модные сандалии, шелковая рубашка, ожерелье с фальшивым жемчугом и браслет на запястье.
Но один важный фактор оказался решающим: Гала обладала безупречным чутьем, которое позволило ей распознать в этом странном «парне» потенциал для реализации всех ее амбиций: «Я сразу поняла, что он гений», — вспоминает она. «Он начал видеть во мне гения, — повторял Дали, — полусумасшедшего, но с большой интеллектуальной силой». Она ожидала чего-то — воплощения своих собственных мифов. Она подумала, что, возможно, я мог бы стать этим воплощением.
Портрет Сальвадора Дали работы Поля Элюара, 1929 год.
Они больше никогда не расставались. Они вместе гуляли по окрестностям Кадакеса, и каждый из них чувствовал все большее влечение к другому. Гала немедленно решила отречься и от мужа, и от дочери, и Дали не придумал ничего лучше, чем написать портрет Поля Элюара в качестве моральной компенсации: «Я считал своим долгом запечатлеть лицо поэта, с Олимпа я украл одну из Муз».
«Мадонна Порт-Льигата»
Начало их совместной жизни стало настоящим испытанием для пары. Дали еще не был высокооплачиваемым художником, у Галы не было собственного дохода. В довершение всего произошел скандал с одной из картин, на которой Дали оставил надпись, что «иногда с удовольствием плюет в портрет моей матери», после чего его отец прервал все контакты с сыном на пятнадцать лет и скрывал от него содержание картины.
Гнев родителя зашел так далеко, что он публично отказался от сына и призвал всех жителей Кадакеса и Фигераса также бойкотировать Дали. Многие прислушались к призыву уважаемого местного нотариуса и отказались предоставить Сальвадору кров и арендную плату. Была только одна вдова рыбака, некая Лидия Сабана де Коста, которая знала его с детства и всегда верила в его талант. Она продала супругам хижину в отдаленном месте недалеко от Кадакеса, в Порт Ллигат, где они хранили свое рыболовное оборудование, причем почти даром. Там Сальвадор и Гала установили свою небесную хижину.
Комната площадью 16 квадратных метров служила гостиной, спальней и студией. На ужин они иногда делились фруктами. Время, проведенное с Дали в почти нищенских условиях, не соответствует образу жадной и эгоистичной женщины, ведь ее предыдущая жизнь в прекрасных парижских квартирах с Полем Элюаром была гораздо более комфортной. Но те, кто хочет видеть в нем лишь холодный расчет, все равно списывают этот эпизод на дар предвестия грядущего богатства перспективного художника.
Сальвадор Дали Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало, 1960 год
Чтобы продать несколько картин и собрать деньги на ремонт своего ветхого дома, они отправляются в Париж, где Элюар предоставляет им одну из своих квартир. Дали продолжал рисовать, а Гала с утра до вечера стекался в каждую столичную галерею с конвертом, полным рисунков, предлагая свои работы на продажу. Когда он приходил домой, он занимался домашними делами и выполнял всю работу по дому.
По воспоминаниям одного из гостей, образ жизни пары в то время не был особенно эксцентричным — они просто не могли себе этого позволить: «Гала считала каждую копейку и всегда была в поиске самых дешевых продуктов. Пара ладила со всеми в мире. У Дали были очаровательные манеры, он был хорошо воспитан, как и Гала. Без нее он, возможно, и предавался бы некоторым эскападам, но она понимала важность встреч, ценность человеческих отношений и все способы их поддержать. Гала отвечала за отношения с внешним миром.
Самым большим успехом этого периода стал контракт на проведение персональной выставки в галерее Пьера Коля в июне 1931 года. 24 работы, показанные публике, наконец, принесли Дали первый успех у критиков и покупателей. Центральной темой мероприятия стала «Постоянная память». Художник отдал должное своей возлюбленной, которая сделала все возможное, чтобы этот успех стал реальностью: теперь он подписывал свои картины именем Гала-Дали.
«Галарина»
Постепенно финансовое положение пары улучшилось. В 1934 году они предприняли поездку, которая окончательно их утвердила, — в Соединенные Штаты. Но перед этим они должны были официально оформить свои отношения. Гала не делала этого до тех пор, пока ее первый муж не женился во второй раз, хотя сам Элюар неоднократно убеждал ее выйти замуж за Дали. Ее бывший любовник был обеспокоен тем, что Гала может остаться ни с чем, если ее отношения с художником закончатся или с ним произойдет несчастный случай.
Во время своей первой поездки в Америку семейный тандем смог привлечь к себе большое внимание, которое очень хорошо переводилось в доллары. Но прежде чем она покинула дом, произошел скандал — случайный или преднамеренный, — который навсегда создал Гале репутацию жестокой и циничной женщины.
На «Прощальном балу галлюцинаций», организованном с большой помпой ее мужем, она появилась в наряде, увенчанном куклой в виде мертвого ребенка в шляпе. Пресса увидела в этом признак нового преступления: похищение и убийство сына Линдберга, первого авиатора, пересекшего Атлантику. Несмотря на заверения Дали, что костюм Галы — это не трагедия, а аллюзия на психоаналитические теории кумира Фрейда, общественность, убежденная в жестокости и злых намерениях его жены, не была переубеждена.
Тем временем привязанность Дали к Гале, или, скорее, его одержимость ею, росла. Он считал ее причиной всего хорошего, что происходило только с ним, и не стеснялся прилагательных: «Я сразу почувствовал себя спокойным и уравновешенным, я почувствовал, что моя жизнь течет гладко и регулярно. Я могу сказать, что моей жене было заказано достаточно для того, чтобы получить представление о моей параноидально-критической деятельности … Все разрозненные, раздутые, доминирующие элементы моей жизни превратились в архитектурную форму.
Гала преклоняется перед ним в равной степени. Когда ее дочь Сесиль была вынуждена продать некоторые работы Дали, чтобы свести концы с концами во время Второй мировой войны, мать не смогла ее простить. Более того, она отречется от своей Сесиль из-за этого инцидента. Дали написал на одной из картин признание: «Я люблю Галу больше, чем мою мать, больше, чем моего отца, больше, чем Пикассо и даже больше денег.