Если на фотографии из вашего семейного архива нет фона (задника), но есть занавески, перила, стул или кресло, дамы в кринолинах и джентльмены в туфлях с длинными носками, то можно предположить, что это фотография 1850-1860-х годов.
Почему люди так странно выглядели на портретах раньше
Если вам кажется, что вы плохо выглядите на фото, представьте, каково было женщинам в прошлом. Никаких эффектов или ретуши, только попытка выглядеть хорошо и художница со своим собственным представлением о красоте. И эта идея менялась от сезона к сезону.
Художники не старались писать реалистично, для них было гораздо важнее, чтобы образ на картине соответствовал существующему идеалу. При этом создатели порой ориентировались на совершенно нереалистичные модели, и их совершенно не заботили индивидуальные черты лиц сидящих. Мы изучили картины прошлого и нашли их интересными.
Суровое Средневековье
Работы средневековых художников создают впечатление, что женщины того времени никогда не улыбались. Образ бледной, исхудавшей, истощенной девушки был главной тенденцией того времени.
Правила жизни в средневековой Европе, даже стандарты красоты, были продиктованы церковью. Привлекательная внешность, рыжие волосы и пятна на печени считались грехом, за который можно было запросто угодить на кол. Косметика была запрещена, а личная гигиена считалась непристойной.
Художники старались показать скромность и сдержанность чувств, а девочек тем временем воспитывали передавать скромность и застенчивость в каждом жесте и слове. Девушку также оберегали от переедания и недосыпания, поэтому она была слабой, бледной и усталой и походила на чахлое растение.
Волосы под запретом
В Средние века выходить из дома с непокрытой головой считалось неприличным, а украшения для волос и прически считались грехом. По этой причине волосы прятали под шляпой или матерчатым плащом. В романский период головные уборы были скромными, но в готический период воображение получило свободу. Накрахмаленная ткань использовалась для целых композиций, но лицо было обязательным. Лицо приобрело модную в то время форму правильного овала. Брови не считались красивыми, поэтому их не изображали на идеально бледном лице.
Никто так не любил женский лоб, как средневековые художники. Они старались всячески подчеркнуть лоб. Чтобы увеличить высоту, они сбрили волосы от линии роста до кончика. Таким же образом удлиняли затылок, удаляя волосы до середины затылка.
Многие вошли в моду из-за облысения, другим нужно было избавиться от нежелательных волос. После болезненной эпиляции наносились препараты, предотвращающие отрастание новых волос.
Почему люди не улыбаются на старых фотографиях и картинах
Если вы посетите выставку фотографий 19 века, вы заметите, что люди на снимках не улыбаются, а иногда даже выглядят запуганными. Типичным примером этой эпохи стала выставка «Образы империи», проходившая в Санкт-Петербурге в выставочном зале «Росфото». Фотографии жителей Российской империи были сделаны между 1865 и 1867 годами для «Российской этнографической выставки». Впервые фотографии заняли половину экспозиции; их было полторы тысячи. Конечно, сегодняшняя выставка — это лишь часть того, что было выставлено тогда — всего сто фотографий людей разных национальностей из разных уголков страны. Все фотографии имеют одну общую черту. Посмотрите на них.
Вот женщина из села Безводное.
Или 19-летняя крестьянка из Архангельской губернии.
Посмотрите на лица супружеской пары, ему 39 лет, ей 33, они крестьяне.
На старых фотографиях люди выглядят старше своих лет, возможно, из-за условий жизни, но жизнь в то время нельзя назвать приятной. Люди девятнадцатого века быстро старели, их молодость была быстротечной. Но когда я переходил от фотографии к фотографии, мне пришло в голову, что фотограф изображает людей непреклонных, несгибаемых, а иногда даже озлобленных. Показывая сегодня такие фотографии публике, мы создаем ложное впечатление о жизни в те давние времена.
На одной фотографии ребенок из советской эпохи большими буквами написал что-то о своей неудовлетворенности жизнью. Суровому человеку повезло: в его руках оказался чистый плакат с буквами. Надпись позднего периода, очень современная, и отсутствие штампов говорит само за себя. Однако она написана чернилами, поэтому датируется периодом после революции и до Второй мировой войны или чуть позже. К сожалению, фотографировать на выставке не разрешили, поэтому нам придется обойтись без этой иллюстрации.
Тест Mercedes-Benz GLB. Компактный кроссовер для семьи
Mercedes-Benz GLB — новый кроссовер немецкого автопроизводителя и первый представитель класса компактных автомобилей с трехспицевой звездой и семиместным салоном.
Увеличьте время автономной работы смарт-часов Samsung Gear S3 Frontier, установив аккумулятор нового поколения.
Особый контраст можно увидеть в кадре, где жених и невеста стоят у стены и смотрят прямо в камеру, как будто их не фотографируют, а ставят перед расстрельной командой, и это последние минуты их жизни. Зажигательная свадьба, хорошие шутки, и молодые люди «счастливы» от происходящего.
Отсутствие улыбок не связано напрямую с процессом съемки, потому что дагерротипы требовали, чтобы объекты съемки оставались неподвижными в течение примерно десяти минут. Студии даже использовали специальные кожухи, чтобы обеспечить правильное положение головы и тела объекта съемки. Технические ограничения, конечно, сыграли свою роль, но когда вы посмотрите на количество фотографий викторианской Англии с улыбками и без них, вы вдруг поймете, что последние составляют подавляющее большинство. Но есть и те, кто улыбается со старых фотографий.
Чтобы понять отсутствие улыбок, нужно посмотреть на контекст, на портреты прошлого, потому что подавляющее число людей не улыбаются, а серьезно смотрят на зрителя. Причина такой серьезности в том, что портрет — это событие в жизни человека, которое случается раз в жизни, но для многих оно так и не произошло. Это было очень дорогое удовольствие, которое могли позволить себе лишь немногие, о чем мы рассказывали в другой статье.
Цена фотографии в XIX веке. Заказать портрет художнику или сделать фотографию?
Сколько стоила фотография в 19 веке и кто мог ее купить — сравниваем цены в России и Австралии.
Парадный портрет не предполагает эмоций, они не могут существовать в такой «картине». Для портретиста не составляло труда изобразить улыбающееся лицо, но в Средние века все строилось на аллегориях, улыбка часто имела дополнительный смысл и не просто отражала эмоцию. Контекст, в котором мы видим работу, всегда важен. Наверняка вы помните «Мону Лизу» Леонардо, миф о загадочной улыбке воспроизведен в бесчисленных источниках. На наших предков производил впечатление любой намек на эмоции; это был инструмент, который еще не был покорен.
В двадцатом веке существует множество картин, на которых изображены улыбающиеся нам люди, но по сравнению с общим количеством портретов их очень мало.
В Альте Галери в Мюнхене есть картина Рубенса «Два сатира» (1619), которая находится в боковом коридоре напротив окна и часто освещается солнцем так, что глаза сатира начинают светиться. Репродукции не могут передать гипнотический взгляд сатира и то, как он играет своей улыбкой. Одна из картин, которая всегда завораживала меня и заставляла замирать перед ней, что для меня большая редкость — большинство картин не вызывают ничего, кроме узнавания и, возможно, скуки.
Это еще один пример использования улыбки, здесь мы видим мифологическую фигуру, и настроение соответствующее. Люди на картинах не улыбались. Та же серьезность была перенесена на фотографию, люди на снимках серьезны, даже печальны. Причина точно такая же — фотография была уникальным событием.
Если вы хотите узнать, как развивалась улыбка в живописи и почему в Древнем Риме существовало только одно слово для обозначения этой эмоции и смеха, вам стоит прочитать этот текст.
Вернемся к этнографическим зарисовкам России в 1865 г. Фотография была доступна только высшему обществу, людям с деньгами. Экспедиция, путешествовавшая по стране, пыталась сфотографировать обычных людей, но люди, которых фотографировали, не имели подобного опыта. С них не писали картин и не делали фотографий. Фотографам приходилось платить за то, чтобы позировать людям, потому что на протяжении веков почти не было желающих сфотографироваться. Люди сторонились фотографии; для них сама фотография была непостижимой и загадочной. Как и во всем мире, возникли предрассудки, что изображения могут лишить человека души или чего-то важного, например, свободы воли. Вспомните многочисленные магические ритуалы с использованием карт с картинками в конце 19 века, а также гадания, которые были в свободном доступе для всех.
Странно, но времена меняются, а городские мифы остаются прежними. Некоторые считают, что, сдавая отпечатки пальцев, они теряют контроль над своей жизнью и финансами. Есть и такие, кто верит в распознавание лиц на улице и считает, что с «украденными» лицами можно совершать незаконные действия. Это убеждение не отличается от восприятия наших предков, столкнувшихся с новой для них технологией.
На снимках отчетливо виден страх фотографируемых людей. Бедный дворянин пытается принять расслабленную позу в своем кресле, но вы можете видеть, насколько жестким является его тело, он напряжен. Девушка смотрит в камеру не мигая, она застыла и старается не показать своего волнения. Типичные снимки того времени.
Спрятанные матери
У многих детей не было снимков, потому что было трудно заставить ребенка сидеть и не двигаться. А выдержки в то время были очень высокими. Когда нужно было сфотографировать ребенка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой прием. Мать сидела на стуле, и они тщательно укрывали ее, покрывая руки, лицо и ноги, как будто она была предметом мебели. Ребенок был помещен на руки матери, где он мог некоторое время вести себя хорошо. С точки зрения фотографа, казалось, что на снимке нет никого, кроме ребенка.
Правда в том, что эти фотографии, если присмотреться, вызывают жуткое чувство. Вы видите, что под одеялом в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрет ничего не подозревающего, невинного ребенка.
Викторианский фотошоп
23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэль Кей Балбирни из Брайтона (Сассекс, Великобритания) опубликовал в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и положило начало целому жанру обработки изображений. Там было написано: «Фотографии призраков: Леди и джентльмены на фотографиях летали по воздуху вместе со столами, стульями и музыкальными инструментами! Фотографии без головы: Леди и джентльмены на фотографиях держали голову в руках! Картинки с карликами и великанами: это действительно смешно!».
В Брайтоне было много фотографов, и Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. Поэтому он разработал метод обработки фотографий, основанный на объединении нескольких негативов. По сути, это был предшественник современного Photoshop. По иронии судьбы, идея Балбирни не увенчалась успехом. Жители Брайтона, привыкшие к традиционной фотографии, неохотно соглашались фотографироваться без головы или в полете. Через два года фотограф закрыл студию и ушел служить военным врачом.
Но, как ни удивительно, его дело продолжалось. Те немногие фотографии, которые сделал Балбирни, были распространены не только в частных альбомах его клиентов, но и в газетах. В результате десятки фотографов в Англии и за ее пределами освоили простые манипуляции с негативами. «Портреты без головы» стали популярным жанром фотографии и оставались в моде до 1910-х годов.
Кстати, маловероятно, что Балбирни был изобретателем этой технологии. По крайней мере, одна «фотография без головы» была сделана в 1875 году, до открытия студии, другим брайтонским учителем, Уильямом Генри Уилером, который держал фотосалон на Хай-стрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не был пионером новой тенденции.
Взрывающийся мул
Самая известная фотография без головы принадлежит не человеку, а мулу. У мула нет головы! Снимок был сделан британским фотографом Чарльзом Харпером Беннетом 6 июня 1881 года в чисто научных целях.
Беннет был сыном морского капитана из Суррея, но в 1870-х годах он решил заняться продажей фотооборудования. В 1878 году, когда он искал способ сократить выдержку, он обнаружил, что нет способа ускорить коллодионный процесс и что для прямой фиксации изображения необходим принципиально новый состав эмульсии. К этому времени другой фотограф, английский врач Ричард Мэддокс, уже добился успеха в этой области, заменив коллодион желатином. Но даже он не смог добиться достаточной скорости, поскольку желатин имел очень высокое содержание жидкости. Беннетт взялся за усовершенствование метода Мэддокса, чего он быстро добился. Ему удалось сократить время экспозиции с нескольких секунд до 1/25 секунды.
Первой задачей Беннета было продемонстрировать технологию военным — американским, а не британским — и ему нужен был эффектный, но эффективный эксперимент. Он выбрал особый способ демонстрации: привязал динамит к шее мула, установил камеру на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эббота и еще нескольких солдат из Уиллетс-Пойнта, штат Нью-Йорк. Он выстрелил, когда голова взорвалась, но тело мула устояло на ногах, не успев упасть. Это показывает, насколько быстрой была съемка.
Описание эксперимента и результаты Беннета были опубликованы в журнале Scientific American. Технология была успешно применена, Беннетт получил патент и заработал деньги на своем изобретении. Но пресса обрушила на него горы критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты использовали выражение «безумный как шляпник» из «Алисы в стране чудес».
Используйте ретушь
Стремление фотографов удовлетворить вкусы своих клиентов привело к использованию ретуши. Стеклянные негативы, с которых печатались фотографии методом контактной печати с середины 19-го до середины 20-го века (пленочные негативы использовались с конца 19-го века и далее), почти всегда были отретушированы. На портрете можно было «удалить» родинки или пигментные пятна и «подправить» овал лица. Часто встречаются отпечатки, на которых нарисованы украшения, платье покрашено или ученики перекрашены.
Возьмите в руки какой-нибудь предмет, если нервничаете
Люди, которых редко фотографировали в студии — бедные крестьяне, малообеспеченные работники — и которые не имели постоянного опыта позирования или не «привыкли» к изящным позам официальных музейных портретов, стояли перед камерой связанными и недостаточно контролировали свои руки, потому что не знали, как их расположить. Фотографам часто приходилось давать застенчивым посетителям книги, альбомы, искусственные цветы и другие предметы, чтобы они могли держать руки перед собой.
Вот как описывал свою работу с клиентами в начале ХХ века известный фотограф Николай Свищов, владелец «Студии Паола»: «Перед съемкой нужно было знать, как клиент хочет быть сфотографированным: нужно было поговорить с ним о костюме, позе, повороте головы, выбрать подходящий фон и аксессуары. Следующим шагом было изучение лица и силуэта модели и направление композиции фотографа на съемочной площадке. Он продумал каждую деталь — вплоть до расположения складок на платьях.
Используйте тантамарески
В конце 19-го и начале 20-го веков в фотографии были модны палаточные маски, то есть фотографии с отверстиями. В студиях создавались изображения театральных лож, лодок, а позже автомобилей и самолетов, которые рисовались красками на фанере или холсте. Их можно использовать одновременно с фоном. Тантамареки также использовались фотографами для пленэрных снимков.