По-видимому, также жена художника. О его отношениях ходили легенды: Он был влюблен в Аллу Ларионову, затем в Татьяну Доронину. У Луспекаевой всегда был роман с поклонником. — Инночка у меня святая, — сказал Павел, вернувшись с очередной попойки. Прошло некоторое время, и он снова исчез из семьи.
Луспекаев, Павел Борисович
Павел родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северного Кавказа (ныне в Ростовской области). Его отец происходил из нахичеванских армян (из села Большие Салы) и работал мясником, мать была донской казачкой. В начале 1940-х годов Павел учился в ремесленном училище в Луганске, а затем переехал во Фрунзе, где работал слесарем.
В 1943 году, будучи пятнадцатилетним подростком, он добровольцем ушел на фронт. Он присоединился к одному из партизанских отрядов и принял участие в нескольких боевых операциях в составе партизанской разведывательной группы («Оперативная группа 00134»). Во время одного из боев Павел был тяжело ранен в руку разрывным снарядом, сломав локтевой сустав. 3 Он был доставлен в военный госпиталь в Саратове, где его срочно готовили к ампутации. Невообразимым усилием воли Паша потерял сознание и не позволял хирургу прикасаться к своей руке, пока не поклялся избежать ампутации. 4 Рука была спасена. После выздоровления о. Луспекаев был направлен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. После демобилизации из армии Павел в 1944 году переехал в Ворошиловград (нынешний Луганск).
Творческие годы
В 1946 году Луспекаев поступил в театральный техникум имени М.С. Шепкина (курс К.А. Зубова). Он выделялся среди своих одноклассников; по предмету «актерское мастерство» учителя неизменно ставили ему оценку «отлично».
Во время учебы Павел познакомился с Инной Александровной Кирилловой, студенткой на два года старше его. Вскоре они поженились, и родилась их дочь Лариса.
После окончания Щепкинского училища в 1950 году Павел с семьей переехал в Тбилиси. В 1957 году Луспекаевы переехали в Киев, а через два года, в 1959 году, поселились в Ленинграде.
В 1962 году, вскоре после съемок фильма «Капроновые сети», актер был госпитализирован. Во время войны Павел был вынужден четыре часа стоять в снегу во время разведывательного рейда и получил сильное обморожение ног 4. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и в возрасте 26 лет у Луспекаевой развился атеросклероз сосудов ног. Теперь старая болезнь обострилась. Он перенес две операции: сначала в носоглотке, а затем на ногах — некоторые кости пальцев были ампутированы.
В 1966 году, во время съемок фильма «Республика ШКИД», болезнь Луспекаева снова обострилась. Актер был снова госпитализирован. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это означало бы конец Луспекаева как актера. Только когда стало ясно, что выхода нет и отсрочка означает смерть, Луспекаев согласился на опасный компромисс — ампутацию ноги. Вскоре Павлу Борисовичу пришлось ампутировать вторую ногу. После этого он начал страдать от невыносимой воображаемой боли. По совету врачей он начал принимать сильное обезболивающее средство — пантопон.5 Когда доза достигла шестнадцати ампул в день, Павел Борисович твердо решил избавиться от этой страшной зависимости. Чтобы как-то отвлечься, Луспекаев попросил жену принести ему пакет семечек. Однако это помогло незначительно. В течение недели актер лежал в полубессознательном состоянии и отказывался от еды. Большую помощь Павлу Борисовичу оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до нее дошли слухи о страдающем от болей актере-самородке, который, тем не менее, снимается в кино, министр распорядилась доставить Луспекаеву необходимые лекарства за границу, а также протезы из Франции. 5 В своем дневнике актер скрупулезно записывал часы, а затем и дни, которые он прожил без наркотиков. Когда Луспекаев наконец почувствовал, что освободился от наркотической зависимости, первое, что он сделал, это начал рисовать эскизы своих протезов. 6
Творческая деятельность
В 1944 году Павел поступил в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. За два года, проведенных там, он сыграл различные роли, самыми значительными из которых были Алешка («На дне» М. Горького) и Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова).
С 1950 по 1957 год Павел Борисович выступал на сцене Государственного русского драматического театра в Тбилиси имени Гримбоедова. Его первое появление на сцене театра Луспекаева состоялось 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща». Одна роль следовала за другой. Репертуар молодого актера был уже значительным и необычайно разнообразным. Степанова), Хлестаков («Ревизор», Гоголь, 1952), Тригорин («Чайка», Антон Чехов), Алексей («Оптимистическая трагедия», В. Вишневский, 1953), Шок («В лилейном саду», Солодарский, 1955).
В 1954 году актер дебютировал в кино. Он сыграл Бориса в фильме «Они пришли с гор» режиссера Н. Санишвили. А в 1955 году Луспекаев снялся в фильме «Тайна двух океанов» режиссера К. Пипинашвили. Но хотя фильм имел большой успех у публики, роль Карцева, которую красочно сыграл Луспекаев, осталась незамеченной.
С 1957 по 1959 год П. Луспекаев в течение 8 лет работал в Киеве в Русском драматическом театре под именем Леси Украинки по приглашению Л. В. Варпаховского. Там он успешно дебютировал в команде A. Спектакль «Второе дыхание» Крона в роли Баклановой. Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актер был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики были в восторге от его игры.
Павел Луспекаев в роли Ноздрева в «Мертвых душах» (телеспектакль, 1969)
В 1959 году по совету К. Г. Лаврова он приехал в Ленинград и был усыновлен А. А.. В Большой драматический театр в Ленинграде он пришел по протекции А. Товстоногова, который был назначен в Большой драматический театр 9. Павел Луспекаев дебютировал на сцене Большого драматического театра в роли Егора Черкуна в спектакле М. Горького «Варвары». Своей игрой он завоевал большую симпатию ленинградцев. Наиболее заметными были роли Галлена («Не склоняй головы», 1961), Бонара («Четвертый», 1961), Нагульнова («Поднятая целина», 1964). В 1965 году Луспекаев покинул балет из-за разногласий с руководством чего?
В 1962 году Луспекаев снялся в роли шофера Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелии «Капроновые сети». Эта роль помогла Павлу Борисовичу полностью раскрыть свой талант. Поскольку актер был госпитализирован сразу после завершения съемок, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» досталась Леониду Галлису.
В 1966 году актер сыграл роль Косталмеда в фильме Полоцкого «Республика ШКИД». Первоначально две серии пришлось снять, и Луспекаеву была отведена одна из главных ролей. Его герою предстоит пережить множество различных историй, включая тайную любовь к учительнице ЭлАнЛум, трогательную дружбу с шкидовцем Савушку. Однако болезнь не позволила Луспекаеву завершить роль, он остался буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный критиками и зрителями к фильму «КостАлМед» на Всесоюзном кинофестивале 1968 года в Ленинграде, был неожиданным для Павла Борисовича.
Память
- Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой актёра и приезжают туда в день своего профессионального праздника. 3
- С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии». 10
- В 2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин». Таможенный патрульный корабль назван в честь персонажа фильма «Белое солнце пустыни». Участие в подъёме флага приняли создатели фильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.
- В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный фильм о Павле Луспекаеве — «Павел Луспекаев. Эта жестокая „госпожа удача“». Фильм рассказывает о трагической судьбе актёра, знакомит зрителей со страницами из его дневников. 11
- Летом 2008 года в Москве планировалось открыть памятник Павлу Верещагину, который стал бы одновременно и памятником Павлу Луспекаеву. Заказ на установление памятника поступил из таможенной службы РФ. 12
- После визита в Ленинград британский актёр театра и кино Лоуренс Оливье так отзывался о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно». 4
- Песня про «девять граммов в сердце», которую напевал Верещагин, ставшая визитной карточкой картины «Белое солнце пустыни», записана с двух попыток под аккомпанемент двух разных гитаристов. 313
- Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости. 14
- В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба. 15
- В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил. 16
- В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения. 17
- В 2011 году в Луганске установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованной меди. Его автором стал скульптор Виктор Закалюкин. 18
- В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева.
- В апреле 2012 года на здании Луганского академического областного русского драматического театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В торжественном открытии принял участие Народный артист России Георгий Штиль.
- В 2012 году Луганский академический областной русский драматический театр учредил и провел 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров из Украины, России и Белоруссии.
Театр и фильмы
Фильмография актера не очень обширна. Павел Борисович работал в основном как театральный актер.
За годы учебы в столичном университете Луспекаев так и не избавился от южного обвинения и после окончания учебы поступил в Тбилисский русский драматический театр имени Александра Гримбоедова, где работал в 1950-1957 годах.
В это же время актер попробовал себя и в кино, дебютировав в роли второго плана в фильме грузинского производства «Они спустились с гор».
У Луспекаева и тбилисского театрального режиссера Леонида Варпаховского были прекрасные профессиональные отношения. Перед отъездом в Киев Леонид Викторович предложил Павлу Борисовичу службу в русском театре Леси Украинки. Актер проработал в этом театре всего два года, но полюбился зрителям с первого своего появления — он воплотил матроса Бакланова во «Втором дыхании».
Он снялся в приключенческом фильме «Голубая стрела» режиссера Леонида Эстрина на киностудии имени Довженко, который сделал Луспекаева знаменитым на весь СССР. Фильм был выпущен в 1959 году и достиг 3-го места в прокате.
В том же году произошло еще одно судьбоносное для актера событие: на сцене Киевского драматического театра его увидел Кирилл Лавров, актер Ленинградского театра имени Максима Горького. Он рассказал о своем таланте Георгию Товстоногову, директору Большого драматического театра, и Луспекаев получил предложение поехать в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
Весь город на Неве пришел посмотреть, как Павел Борисович целует актрису Татьяну Доронину на сцене спектакля «Варвары». Зрителям также запомнились выступления актера в фильмах «Поднятая целина» и «Горе от ума».
Его выступление произвело впечатление не только на местную публику. Известный английский актер, режиссер театра и кино Лоуренс Оливье сказал о Луспекаеве:
«В России есть актер — абсолютный гений! Только его фамилию невозможно произнести».
Несмотря на успех на сцене, у Павла Борисовича были эпизоды и в кино. Его первая главная роль была в фильме «Капроновые сети». Сразу после окончания съемок Луспекаев был госпитализирован, и его роль в фильме озвучил Леонид Галис. Последствия военных травм постоянно мучили актера, и в 1962 году его состояние ухудшилось настолько, что ему пришлось спасать ногу, которая была под угрозой ампутации. Тогда врачи и актер смогли вернуться на сцену и экран после лечения.
Среди самых известных его ролей в кино — помещик Ноздрев в «Мертвых душах» и учитель Косталмед в «Республике ШКИД». Во время съемок фильма «Республика» состояние актера ухудшилось, и врачи ампутировали ему обе ноги. Министр культуры Екатерина Фурцева заказала для Луспекаева редкие зарубежные лекарства и протезы. Последовали улучшения, но актеру было трудно двигаться, и в 1965 году он покинул БДТ.
В 1968 году режиссер Владимир Мотыль, не зная, что у актера нет ног, предложил ему роль харизматичного таможенника в драме «Белое солнце пустыни». Позже они хотели переписать сценарий, чтобы сделать героя героем Первой мировой войны на костылях. Но артист сказал, что сыграет калеку в другом фильме.
Он снимал Павла Борисовича, который ходит на костылях, отказывается от костылей и двоится. Под впечатлением от его игры создатели фильма переименовали Верещагина в Павла и увеличили количество сцен с ним.
Песня «Твоя доброта, богиня удачи» в исполнении Павла Борисовича стала хитом, фильм — кассовым успехом, а персонаж Луспекаева — символом несокрушимого слуги. После съемок фильма артист, который несколькими годами ранее вышел на пенсию, получил шквал заманчивых предложений. Планы были сорваны из-за смерти звезды.
Личная жизнь
Чтобы облегчить ужасную боль, которую испытывает Павел Борисович после нескольких ампутаций, врачи прописывают ему препарат Пантопон, вызывающий привыкание. Когда Луспекаев, почитатель Бахуса и постоянный курильщик, осознал, что стал зависимым, он испугался и после мучительной ломки сумел освободиться от своей зависимости. Из-за большого веса актера его протезы ног натерлись кровью. В своем дневнике он писал о своих чувствах, страданиях и борьбе с болезнью.
Несмотря на болезнь, личная жизнь Павла Луспекаева была насыщенной. Актер был вовлечен в драки и скандалы: После замечания в ресторане он чуть не зарезал Олега Басилашвили, во время съемок фильма «Белое солнце» подрался в пабе и появился в кадре с настоящей раной на лице. После того как мужчина протрезвел, он раскаялся и трогательно попросил прощения.
Он много раз каялся перед своей женой, которую считал святой. Через месяц после свадьбы Луспекаев встретился на неделю со старым другом из Ростова. Затем были романы с Аллой Ларионовой и коллегой по БДТ Татьяной Ткач, сыгравшей роль главной женщины в гареме в «Белом солнце».
Инна Александровна, талантливая и красивая актриса, пожертвовала карьерой, посвятила свою жизнь любимому мужу и родила Павлу дочь Ларису. Раиса Куркина, сыгравшая жену Верещагина, в своей роли многое почерпнула из отношений между Луспекаевыми.
Смерть
Павел Луспекаев умер в Москве за три дня до своего 43-летия. Причиной его преждевременной смерти стал разрыв сердца.
Через пять дней страна отмечала 100-летие со дня рождения Владимира Ленина, и организовать праздник для актера в городе, названном в честь вождя революции, оказалось непросто. БДТ и Ленинградский Дом актера отказались от организации похорон. Его похороны состоялись на «Ленфильме».
Луспекаев был похоронен на Северном кладбище на окраине северной столицы в деревне Парголово. За могилой «несокрушимого Верещагина» следит Северо-Западное таможенное управление.
Через 27 лет после смерти актер был посмертно удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства за художественный фильм «Белое солнце пустыни».
В 2005 году о его биографии был снят документальный фильм, а в Москве и Луганске ему были установлены памятники.
Как болезнь помешала успешной карьере
Уже в молодости у Луспекаева развилось тяжелое сосудистое заболевание ног, которое сопровождалось нарушением кровообращения. Возможно, это было связано с длительным переохлаждением, которое актер перенес во время войны. С годами болезнь прогрессировала и причиняла Павлу невыносимые страдания. Он часто лежал в больнице, что также повлияло на его театральную деятельность.
Непросто было и с кино: кинематографисты видели Луспекаева прежде всего как театрального актера, а также слышали о его проблемах со здоровьем. К сожалению, их опасения оправдались … Например, когда режиссер Геннадий Полока пригласил Павла сыграть роль учителя физкультуры в фильме «Республика студентов», по сценарию это была одна из главных ролей.
Но в связи с ухудшением состояния здоровья Луспекаева пришлось снова госпитализировать, а его роль сократить почти наполовину. Фильм вышел на экраны в 1966 году и был очень хорошо принят зрителями, которые также обратили внимание на впечатляющий образ Медникова в роли учителя гимнастики. В конце 1960-х годов актер снялся еще в нескольких фильмах: «Три толстяка» (1966), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1967), «Зависть» (1967) и так далее, но они не были значимыми для творчества Павла.
На что пошел актер ради профессии
Когда в начале лета 1968 года режиссер Владимир Мотыль предложил Луспекаеву роль таможенника в военно-приключенческом фильме «Белое солнце пустыни». Актер уже был инвалидом: У него были отняты обе ноги. В 1965 году он ушел из театра, потому что больше не мог долго находиться на сцене. Но кино все же дало ему некоторые возможности благодаря коротким сценам и крупным планам. Несколько лет назад врачи настояли на ампутации обеих ног до колена, но для Павла это означало полную потерю любимой профессии. Поэтому он сначала согласился на ампутацию пальцев ног, потом одной ноги, потом другой… Но даже эти меры не смогли избавить актера от мучений — его мучила воображаемая боль. Только очень сильные лекарства (фактически — наркотики) позволили Павлу на некоторое время избавиться от боли. Однако когда он понял, что становится зависимым, он перестал принимать наркотики и смог преодолеть свою зависимость. Такая сила воли достойна восхищения!
Актер с радостью принял роль Верещагина. Учитывая состояние Павла Борисовича, Владимир Мотыль был готов изменить сценарий, чтобы актер мог сниматься на костылях. Но Луспекаев отклонил его предложение, сказав, что «он успеет уехать на костылях». Для стрельбы были разработаны специальные ботинки, чтобы хотя бы частично облегчить ходьбу.
Съемки начались в августе в Дагестане, на одиноком побережье Каспийского моря. Жара и раскаленный песок стали настоящим испытанием для всех участников съемок, не говоря уже о Луспекаеве, который только что перенес еще одну серьезную операцию на ноге! Всей съемочной группе приходилось ежедневно проходить около мили до места съемок и обратно. Когда снимались сцены с лодкой, был уже октябрь и дул сильный ледяной ветер.
Для всех было загадкой, как Павлу Борисовичу удавалось держаться на качающейся палубе, где даже великие актеры с трудом удерживались в вертикальном положении. По его просьбе все боевые сцены были сняты без дубляжа, кроме сцены, где Верещагин выбрасывает бандитов за борт. Вода была настолько холодной, что актеры пили алкоголь после съемок.
А теперь немного веселья. Большинство из нас помнит сцену, где Верещагин с отвращением ест черную икру большой ложкой из глубокой деревянной миски. На самом деле там был только один килограмм икры, и только сверху, а остальная часть миски была заполнена вареным рисом. Павел Борисович съел его с большим удовольствием….
Изначально роль Верещагина была не столь важна — по сценарию таможенник погиб, не ввязавшись в драку, но задуманное оказалось слишком узким для масштаба Луспекаева. Кстати, имя Верещагина — Александр — было изменено на Павел: Вот насколько сильно актер слился со своим персонажем. Были добавлены сцены, добавлены диалоги, и так роль таможенника стала одной из главных и, я думаю, одной из лучших ролей. Этот фильм сделал актера знаменитым, но Павел Борисович недолго пользовался заслуженной славой… Знаменитыми были и другие ведущие актеры: Анатолий Кузнецов, сыгравший Сухова, Спартак Мишулин (Саид) и Николай Годовиков (Петрука).
Как Брежнев помог выходу картины на экран
Трудно поверить, что этот невероятный фильм так и не увидел свет: Ни директор студии Григорий Чухрай, ни директор «Мосфильма» Владимир Сурин, от которых зависел выход фильма на большой экран. Что бы ни изменил Владимир Мотыль в этой истории, удовлетворить их было невозможно. Фильм был близок к завершению. Спасибо Леониду Ильичу Брежневу — генсек любил смотреть новые фильмы, которых еще не было в кинотеатрах. А если говорить о жанрах, то он предпочитал зарубежные боевики и вестерны. Брежневу и его семье фильм очень понравился, поэтому он прямо спросил Сурина, почему «Белое солнце пустыни» еще не вышел в прокат… Премьера состоялась 30 марта 1970 года.
У Павла Луспекаева была только одна женщина — актриса Инесса Александровна Кириллова, с которой они познакомились и поженились, когда еще были студентами «Шепки».
От этого брака родилась их дочь Лариса. Восточный темперамент не раз бросал актера в объятия других женщин, но Инесса Александровна прощала неверность мужа. Она поддерживала Пола на всех трудных этапах его жизни, а также сопровождала его во время съемок фильма «Белое солнце пустыни».
Павел был очень эмоциональным человеком: он легко выходил из себя, мог грубить и даже спорить. Но если он осознает, что был не прав, то искренне попросит прощения. Он мог рассказать своим друзьям по телефону в пять утра любую идею, пришедшую в голову, а люди прощали ему грубость и другие недостатки характера. У Луспекаева было всего несколько настоящих друзей — актеры Евгений Весник, Владимир Татосов, Михаил Козаков, с которыми Павел дружил долгие годы.