Эти несколько дней без тебя тянутся как десять лет. Когда я покину тебя, знает только Бог! Я с трудом переношу эти мучения, и путешествие становится для меня настоящим бедствием.
Как жил известный музыкант Никколо Паганини помешанный на скрипке
Музыкант Николо Паганини вовсе не был красавцем. Даже почитатели его таланта резко отзывались о его внешности: Он был худой, курчавый, сутулый, с узкими губами и крючковатым подбородком. Он шел под углом и размахивал руками, которые были непропорционально длинными. Но это не беспокоило дам. Они нашли в лице Паганини редкую султаншу и жадно упали в его объятия. Конечно, ходило много слухов о мистических способностях музыканта: говорили, что он был учеником дьявола и околдовывал женщин своей музыкой.
- 1 Ранняя биография
- 1.1 Учеба у Джакомо Косты
- 1.2 Учеба в Парме
- 1.3 Начало карьеры
- 1.3.1 Начало концертной деятельности
- 1.3.2 Каприччо великого маэстро
- 7.1 Память
- 10.1 Сын Ахилл
- 10.2 Внуки
Ранняя биография
Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе, которая в то время была столицей Генуэзской республики. Его отец Антонио Паганини был не очень успешным брокером в судоходстве. Его матерью была Тереза Боккардо. Они оба были музыкантами-любителями.
Никколо родился третьим из шести детей и был крещен 28 октября в церкви Сан-Сальваторе на площади Сарзано. Среди его оставшихся в живых братьев и сестер — Бьяджо и Карло Паганини, Тереза Бонати; о других его детях ничего не известно.
Антонио Паганини играл на мандолине в местном оркестре. Он быстро распознал потенциал Никколо и начал обучать его игре на инструменте, как только ему исполнилось пять с половиной лет. Его мать, хотя и неграмотная, поощряла талант сына, как могла.
Когда Николо было семь лет, отец начал обучать его игре на скрипке. Когда он играл на мандолине, ему нечего было предложить гению. Поэтому он отправил его на дальнейшие уроки к скрипачу местного оркестра Джованни Серветто.
Учеба у Джакомо Косты
Очень скоро Черветто понял, что его музыкальных знаний недостаточно для обучения такого одаренного ребенка. Поэтому он отправил его к Франческо Гнекко, который, в свою очередь, отправил его к своему собственному учителю Джакомо Косте.
В 1793 году он дал Никколо тридцать уроков за шесть месяцев. Удовлетворенный успехами своего ученика, Коста пригласил его играть в различных церквях Генуи. Первое записанное публичное выступление Никколо Паганини состоялось 26 мая 1794 года в церкви Сан-Филиппо Нери.
Второй раз он появился 1 декабря 1794 года в соборе Ностра Синьора делле Винье по случаю дня святого Ильи. По этой причине он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.
В мае 1795 года Паганини снова выступил в церкви Сан-Филиппо Нери и снова был упомянут в газете Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, господина Николо Паганини, ученика профессора Джакомо Коста, вызвал всеобщее восхищение и одобрение».
По мере распространения его славы отец становился все более строгим, заставляя сына заниматься по 15 часов в день. Если Антонио считал, что он тренируется недостаточно усердно, он заставлял его тренироваться больше и лишал его еды. Таким образом, Николо подвергался физическому и психическому насилию.
Учеба в Парме
В начале 1795 года Николо Паганини зарекомендовал себя как известный музыкант в своем родном городе, исполняя на концертах в основном собственные сочинения. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Когда его отец понял это, он решил отвести его к Алессандро Ролле в Парму.
Чтобы остаться в Парме, им нужны были деньги, а их у семьи не было. Поэтому отец заставил его заниматься еще больше, чтобы собрать достаточно денег для благотворительного концерта, который состоялся в июле 1795 года в театре Сант-Агостино. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Николо Паганини отправиться в Парму в 1796 году.
Тайны и загадки Паганини
Музыкант часто говорил о некоторых секретах своего исполнения, которые он раскроет только в конце своей карьеры. Это объясняется его нежеланием публиковать собственные сочинения, так как это раскрыло бы его секреты. Некоторые особо нетерпеливые зрители видели Сатану на плече музыканта во время выступления, другие — летящим по небу в карете со своей свитой.
Он был первым, кто играл на скрипке на концертах сердцем, а не по нотам. Постоянное изучение музыкальных инструментов позволило ему развить небывалую силу мышц запястья, поэтому Паганини мог легко разбить фарфоровую тарелку двумя пальцами.
Никколо был виртуозным художником. Однажды он блестяще дирижировал оперой, играя на двухструнной скрипке. А на другом празднике в честь дня рождения Наполеона он сыграл одноименную сонату в одиночку на четвертой струне. Согласно D. Ф. Ойстрах, феномен Паганини заключается в необычном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, что позволило ему максимально использовать свои психофизиологические качества.
После его смерти церковь отказалась похоронить останки музыканта на христианском кладбище, потому что он отказался от причастия. Причина действий Паганини была ясна — он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.
Кажется, дышит
В биографии Паганини действительно много странных, почти мистических моментов. Он родился в Генуе, в одном из самых бедных районов, в переулке под названием Черная кошка. Все его детство было сопряжено с неудачами и несчастьями. В возрасте четырех лет он тяжело заболел краснухой, но у семьи не было денег, чтобы вызвать врача или купить лекарства. Его родители надеялись на чудо, но приготовились к худшему и соорудили гроб. Однажды отец Николо Антонио наклонился и замер: его сын был неподвижен и бездыханен. Антонио завернул своего ребенка в саван и положил его в гроб. Он вытер слезы, закрыл гроб крышкой и взял гвозди и молоток. — Подожди!» — крикнула мать Николо. «Я думаю, он дышит. Мальчик ожил и начал дышать.
Несмотря на свою бедность, Антонио Паганини обучал музыке детей. Но не по культуре: в бедной Италии это был социальный лифт, который работал, выход из бедности. «Сын станет знаменитым и богатым и вытащит нас всех из Аллеи черных кошек», — так рассуждал Антонио. Он больше надеялся на старшего, Карло, потому что Николо был слишком болен, чтобы умереть. Но однажды мать мальчика увидела пророческий сон: ангел сел ей на подголовник и сказал, что мальчик станет великим музыкантом. Карло был освобожден от уроков музыки — родители Никколо заставляли его играть на скрипке по несколько часов в день. Это была скрипка для взрослых, а для ребенка она была слишком тяжелой! Ребенку приходилось держать одно плечо выше другого и раз за разом вытягивать одну руку, отсюда и его изгиб.
Воспитание музыканта было суровым: родители запирали его в чулане на 15 часов и заставляли играть там, запрещая ему играть с другими детьми: «Тренируйся! Его строго наказывали за малейшее отклонение от курса. В нем был уничтожен ребенок, человек — остался только музыкант. Вокруг Николо не было любви, и он влюбился в музыку. Все в его жизни было ужасно, казалось, что весь мир ненавидит его. Только музыка была прекрасной. Он отдавал всего себя без остатка. Антонио просчитался — когда молодой человек стал богатым и знаменитым, он даже не вспомнил о своем отце-садисте. Он был рад забыть его.
Может стать счастливым человек, который вырос без любви родителей?
Странная история
Свой первый концерт Никколо дал в возрасте 12 лет. Свою первую скрипичную сонату он написал в возрасте восьми лет. Он сразу же стал востребованным исполнителем. Антонио возил его в города по всей Италии, а расписание его концертов было расписано на месяцы вперед. Но Никколо уехал из дома, как только смог. Ему предложили хорошую работу, он получил деньги и стал независимым. Все крупные города Италии рукоплескали молодому скрипачу. Он был всего в полушаге от мировой славы. А потом что-то случилось, этот момент в биографии музыканта.
Он исчез на три года: не давал концертов и не писал музыки.
Слухи говорили, что у него роман с женщиной, но все слухи были противоречивы: то говорили, что Никколо сидит в тюрьме за убийство любовницы, то говорили, что у него роман с контрабандистами. В целом, ничего хорошего сказано не было.
Элиза
Никколо было 23 года, когда его попросили поработать дирижером в местном оркестре в Лукке. Именно в это время начались его отношения с сестрой Наполеона Элизой. Она была известна как Белая Роза. Она была красивой, умной, богатой и влиятельной. Позже у него был роман с другой сестрой, Красной Розой. В целом, он быстро менял любовниц на протяжении всей своей жизни, никому не открывая свою душу.
Паганини был придворным музыкантом Элизы в течение девяти лет. Она была его покровителем, его музой, он стал немного тише, много путешествовал и редко болел. Он написал для нее «любовную сцену» для двух струнных, а когда она со смехом спросила его, не может ли он придумать что-нибудь для струнного исполнителя, он написал военную сонату «Наполеон». Это было совершенно бессмысленно — в стране ходили слухи, что Паганини давно заключил договор с дьяволом и что его скрипка покрыта сатанинскими письменами. Они говорили, что мужчина не может так играть, это должно быть волшебство! «Никто не смог выразить словами очарование его благородной игры. Никто и мечтать не смел, что можно услышать такое. Когда вы смотрите на него, когда вы слышите его, вы невольно плачете или смеетесь, вы невольно думаете о чем-то сверхчеловеческом. Единственное, что у него есть общего с другими скрипачами, — это скрипка и смычок».
С годами Паганини устал от авторитарной Элоизы и однажды просто ушел от нее. Сначала это было трудно — ведь он был известен только в Италии и был виртуозом по соседству. Но потом на его концерте побывал немецкий журналист, и слава Паганини покорила всю Европу. Он был на грани того, чтобы снова стать всемирно известным.
С чувствами женщин Паганини играл не хуже, чем на скрипке
Он был по ту сторону жизни, хотя и не помнил этого. Такие «путешествия» всегда формируют личность человека, лишая одних ума, а в других открывая непонятные таланты. Никколо было 4 года, когда он заболел краснухой, болезнью, от которой в конце восемнадцатого века умирал каждый второй ребенок. Донья Тереза, мать мальчика, сделала все возможное, чтобы вытащить сына, но перспектив на улучшение не было. Когда мальчик перестал дышать, бедная женщина, вытирая слезы, позвала гробовщика, чтобы тот снял мерки. В этот момент ребенок зашевелился, гробовщик чуть не потерял сознание от испуга, а донна Тереза была счастлива — Господь спас ее ангела. Ей пришлось бы заботиться о Никколо, у которого до конца жизни не будет хорошего здоровья. Сегодня врачи попытаются восстановить историю болезни Паганини, используя документы в архивах, генетический материал и внешность дирижера. Они придут к выводу, что, помимо ревматизма и диабета, он, очевидно, страдал от синдрома Марфана.
Синдром Марфана — это наследственное заболевание соединительной ткани. Люди, страдающие этим синдромом, имеют высокий рост, удлиненные конечности, удлиненные пальцы, недоразвитую жировую ткань, проблемы со зрением и сердечно-сосудистые заболевания. Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен и Сергей Рахманинов страдали синдромом Марфана. Великий американский пловец Майкл Фелпс был единственным человеком в истории спорта, который 23 раза становился олимпийским чемпионом и 26 раз чемпионом мира.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Паганини действительно отличался высоким ростом и болезненной худобой. А его необычайно длинные пальцы и, конечно, огромная музыкальность сделали Паганини виртуозом на скрипке, мандолине и гитаре в такой степени, которую, вероятно, никто не превзошел до сих пор. Инструменты, которые он держал в руках, звучали как пение птиц или женское пение, как флейта, труба или рог, как крик ребенка, мяуканье кошки или скрип повозки. Он мог играть не только на обычной четырехструнной скрипке, но даже на однострунной.
Он интерпретировал любовную сцену, посвященную сестре Наполеона Элизе Бакоки, с двумя струнами, в то время как посвящение самому императору имело одну струну. На его концертах зрители плакали от радости, женщины падали в обморок, а верующие проклинали его как еретика, продавшего душу дьяволу за свой талант. Действительно, он любил окружать свою жизнь завесой тайны и наваждения. Но это было больше похоже на создание сценической персоны и завоевание популярности, чем на жизнь в реальности.
Но была одна загадка, которая мучила Паганини всю его жизнь: почему женщины любили его — за его музыку или за его мужскую харизму? И только теперь, изучив жизнь и творческий путь Никколо, мы можем с уверенностью сказать: дамы, очарованные его музыкой, передавали свой восторг музыканту. Но страсти было больше — с обеих сторон. Он был огненным и горячим, вспыхивал мгновенно, но также быстро снова гас.
МЕЖДУ РОЗАМИ
Имя первой возлюбленной Паганини не сохранилось. Ему было 19 лет, когда знатная дама пригласила его, уже известного музыканта, в свое поместье в Тоскане, где он провел почти три года. Он практически забросил скрипку — и обратился к науке любви, которую изучал с тем же рвением, с каким незадолго до этого постигал премудрости музыки. В свободное время Никколо занимался сельским хозяйством, а затем пристрастился к игре в карты, проиграв все до последнего пенни. Позже он отметил в своем дневнике: «Только искусство могло спасти меня». Так и случилось: он расстался и с возлюбленной, и с картами.
Слава Паганини быстро распространилась по всей Италии. Когда сестра Наполеона Бонапарта, Элиза, приобрела Тоскану, она пригласила Николо стать ее «придворным виртуозом» и главой ее телохранителей, чтобы он мог присутствовать на придворных приемах. А также в ее спальне. Элизу прозвали «Белой розой» из-за ее сурового нрава и холодности, что делало ее похожей на старшего брата. Но она простужалась везде, кроме своих комнат. Сначала Паганини наслаждался этой привязанностью, но вскоре устал от своей зависимости от герцогини. Возможно, даже сама герцогиня, слишком претендующая на его свободу.
Паганини покинул Тоскану и путешествовал по стране, давая концерты, пока не приехал в Турин, где царствовала другая сестра Наполеона, Полина Бонапарт. Она была красивее Элизы и славилась своим энтузиазмом, за что ее прозвали Красной Розой. Паганини провел некоторое время при ее дворе и в ее спальне, но его стремление к свободе оказалось сильнее очарования Полины. «Мне нужно не эротическое мурлыканье, а уважение и свобода. Свобода — это высшее счастье для человека», — писал он в то время. Возможно, возлюбленные Николо разделили бы его мнение и не настаивали на продолжении отношений.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В 1824 году великий музыкант встретил в Милане начинающую певицу Антонию Бьянку. Она была бы очарована его музыкой, а он — ее молодостью. Новость о том, что Антония беременна, обеспокоила Паганини. Ровно десять лет назад дочь портного, Анджелина Кавано, с которой он путешествовал по стране, родила ему ребенка, но младенец умер. На этот раз, хотя и не сразу, предстоящее отцовство сделает музыканта счастливым. Он станет сумасшедшим отцом, но сведет Антонию с ума, выкупит у нее права на их сына и забудет ее навсегда. И тогда сын не будет спрашивать о матери, а скажет Ахиллу, что она продала его за тридцать сребреников. Паганини будет работать как одержимый, лишь бы оставить своему сыну достойное наследство. Он не только сколотит состояние, но и получит титул барона — теперь никто не посмеет назвать Ахилла внуком генуэзского лавочника. Последний концерт дирижера состоялся в Генуе в 1839 году. Паганини появился на сцене, с трудом передвигая распухшие ноги, глубоко поклонился публике и попросил прощения.
В мае 1840 года он умер в Ницце от сердечной недостаточности — как это часто бывает при синдроме Марфана. Архиепископ Ниццы отказался проводить заупокойную службу и не разрешил похоронить его на кладбище. Сначала останки были тайно захоронены в стене местной мельницы, затем перенесены к подножию башни Сарацинов на мысе Сент-Хоспис и, наконец, в Геную. В 1997 году по распоряжению Папы Римского великий музыкант был похоронен на кладбище в Парме. Любимой скрипке Паганини Гварнери, которую он завещал своему родному городу Генуе, будет присвоено имя «Вдова Паганини».
Учеба в Парме
В начале 1795 года Николо Паганини зарекомендовал себя как известный музыкант в своем родном городе, исполняя на концертах в основном собственные сочинения. Местным музыкантам больше нечему было его научить. Когда его отец понял это, он решил отвести его к Алессандро Ролле в Парму.
Чтобы остаться в Парме, им нужны были деньги, а их у семьи не было. Поэтому отец заставил его заниматься еще больше, чтобы собрать достаточно денег для благотворительного концерта, который состоялся в июле 1795 года в театре Сант-Агостино. Выступление прошло успешно, что позволило Антонио и Николо Паганини отправиться в Парму в 1796 году.
Когда они прибыли в дом Роллы, то обнаружили, что тот лежит в постели больной. Ожидая его, мальчик заметил лежащий рядом музыкальный инструмент и композицию. Николо Паганини взял скрипку и начал играть. Ролла, хотя и очень больной, был поражен его игрой и сказал подростку, что ему нечего предложить. Однако он давал ему уроки в течение нескольких месяцев, а затем предложил ему изучать композицию у Фердинандо Паера и контрапункт у Гаспаро Гиретти.
Никколо учился шесть месяцев. Вместе с Паэром он написал 24 пьесы для четырех рук, а во время обучения у Гиретти сочинил большое количество органной музыки. Никколо также давал много концертов, как в Парме, так и в Колорно, приобретая славу и деньги.
Начало карьеры
Паганини вернулся в Геную в конце 1796 года. К этому времени город находился под контролем Франции, и семья переехала в Ромайрон. Паганини был вынужден вести тихую жизнь, сочиняя музыку и исполняя ее в местных церквях. Она была настолько сложной, что только он мог ее выполнить.
Это также был период в биографии Паганини, когда он начал практиковаться в игре на гитаре, предпочитая играть на инструменте в небольших комнатах, а не на публике. В 1797 году музыкант совершил свое первое турне, дав около десяти концертов в Милане, Болонье, Флоренции, Пизе и Ливорно.
Несмотря на его успех, отец продолжал контролировать его жизнь железной рукой, заставляя его заниматься своими композициями часто по десять часов в день. Очень скоро Паганини захотел стать свободным. Одна из таких возможностей представилась, когда он посетил Лукку в 1801 году, на этот раз вместе со своим старшим братом Карло.
Первая скрипка
В Лукке он успешно выступил на фестивале Санта-Кроче 14 сентября 1801 года. Он поселился там и в следующем году был назначен первым скрипачом Луккской республики. В то же время он продолжал участвовать в концертах, зарабатывая неплохие деньги.
Паганини продолжал сочинять и начал работу над своими «24 каприсами для скрипки соло» около 1802 года. Однако, несмотря на родительский контроль, у него появилось множество пороков — музыкант проводил свободное время за азартными играми, выпивкой и женщинами. Считается, что именно в это время Паганини пережил свой первый алкогольный срыв, который потребовал медицинской помощи.
В 1805 году сестра Наполеона Мария Анна Элиза Бонапарт стала герцогиней Лукки. В том же году она назначила Никколо Паганини скрипачом Второго двора и скрипичным мастером своего мужа Феличе Паскуале Бакокки Левой.
Под покровительством принцессы Лукки он написал много камерной музыки. Самыми известными его произведениями были сонаты, особенно соната «Наполеон». Он также написал квартеты для струнных и гитары. Другим важным произведением этого периода является «Дуэт аморозо».
В 1807 году, когда Мария Анна стала Великой герцогиней Тосканы, она перевезла свой двор во Флоренцию. Паганини также переехал в город, где прожил около двух лет в качестве придворного скрипача.