Профессия стилиста-имиджмейкера: где и как на нее учиться?
Стилист-имиджмейкер — это профессионал, который активно взаимодействует с клиентом в процессе создания индивидуального образа. Первоначально специалист проводит беседу, в ходе которой изучает фотографии и видеоизображения клиента, чтобы собрать как объективные, так и субъективные характеристики. К объективным данным относятся возраст, тип фигуры, форма лица, привычный образ жизни и сфера деятельности, тогда как к субъективным характеристикам относятся хобби, увлечения, мировоззрение и личные цели индивидуума.
Вместе с клиентом стилист-имиджмейкер разрабатывает различные образы на каждый случай жизни: для работы, отдыха, общественных мероприятий, занятий спортом и домашнего уюта. Каждый образ создается с учетом желаний и потребностей клиента, а также должен быть для него комфортным и естественным.
Специалист предоставляет рекомендации по поддержанию созданного образа, объясняет, какие фасоны, цветовые палитры, стили причесок и макияжа наиболее актуальны для клиента, а также как следить за современными трендами и корректировать визуальные аспекты стиля в зависимости от поведения человека.
Стилист-имиджмейкер также анализирует текущий гардероб клиента, изымая ненужные вещи, которые не гармонируют с новым образом, устарели или пришли в негодность. Исходя из оставшейся одежды, обуви и аксессуаров, он помогает создать стильные комплекты.
Специалист проводит шопинг-сопровождение: помогает клиенту в выборе одежды в магазинах, что позволяет развеять многолетние стереотипы и попробовать те модели, цвета и фасоны, которые ранее не рассматривались. Чтобы завершить образ, стилист-имиджмейкер помогает подбором прически и обучением правильной техники нанесения макияжа. Часто эта работа выполняется в сотрудничестве с парикмахерами и визажистами.
Образование стилиста-имиджмейкера
Для будущих стилистов-имиджмейкеров, у которых еще нет высшего образования, оптимальным вариантом будет обучение в вузе. Процесс обучения занимает от 4 до 6 лет в зависимости от программы (бакалавриат или магистратура). Однако специализированных учебных программ для стилистов-имиджмейкеров в российских вузах нет, поэтому следует выбирать смежные направления в области дизайна, после чего можно будет пройти дополнительные курсы повышения квалификации. Образование в университете дает прочную базу знаний, что важно для работодателей и клиентов, но такие учебные планы обновляются редко, что делает их недостаточно актуальными. Также стоит отметить, что в вузах может не хватать практического опыта.
Колледж или техникум
Программы среднего профессионального образования имеют более прикладной подход в сравнении с вузовскими, что позволяет более эффективно обучать стилю и имиджу. Например, в колледжах можно найти направления, такие как «Стилист в рекламе и шоу-бизнесе». Плюсы такого обучения заключаются в том, что поступить можно даже после 9 класса, обучение занимает от 3 до 4 лет, а практическим занятиям уделяется значительное внимание. Однако стоит учесть, что программа обучения не всегда обладает таким же глубоким содержанием, как в вузах, и может содержать устаревшие элементы.
Короткие программы и курсы повышения квалификации
Эти курсы предназначены для тех, кто уже имеет квалификацию стилиста-имиджмейкера и желает обновить свои знания и навыки. Каждая программа направлена на изучение определенной темы, такой как история костюма или рисование быстрых набросков.
Курсы обучения с нуля
Это программы переобучения, которые длятся от 3 месяцев до 1-1.5 лет. Они предназначены для людей с высшим образованием, которые хотят сменить профессию и изучить новый аспект деятельности — стилистику и имиджмейкинг. Эти курсы насыщены практическими занятиями, а общеобразовательные дисциплины в них отсутствуют. Часто такие программы предлагаются в дистанционном формате, что позволяет совмещать обучение с работой и личными делами. Выполненные практические работы могут быть использованы для формирования портфолио, облегчая путь к началу карьеры.
Это также подходящий вариант для тех, кто просто хочет познакомиться с профилем работы, и для тех, кто располагает большим количеством свободного времени. В интернете доступно множество материалов по стилю и имиджу: учебники, статьи, видео. Однако самообразование требует значительных временных затрат, и может стать трудным без четкого контроля знаний и поддержки преподавателей. Кроме того, отсутствие официального удостоверения о полученном образовании может стать препятствием при поиске клиентов и работе. Способ выбора подходящей формы обучения должен зависеть от конкретной ситуации. Если вы находитесь на стадии получения первого профессионального образования, стоит ориентироваться на вуз, колледж или техникум. А если цель — смена профессии, то более целесообразным будет прохождение курсов переподготовки.
Выбор образовательной программы зависит от обстоятельств. Например, если вы завершили 9 классов и стремитесь быстрее обрести специальность, стоит поступить в колледж или техникум. Если же у вас уже есть среднее или высшее образование и желание изучить новую профессию, выбор будет заключаться в курсах.
Особенности профессии
Эту профессию часто путают с профессией стилиста в традиционном понимании, однако стилист-имиджмейкер имеет широкий спектр задач. В отличие от обычного модного стилиста, который обычно работает только с одеждой, имиджмейкер обращает внимание на комплексный подход, включая манеру общения клиента, прическу и создание целостного образа, который также охватывает интерьер дома, увлечения, гардероб и многие другие аспекты.
В России профессия стилиста-имиджмейкера обрела популярность в 1990-е годы, когда услуги подобного рода стали востребованы среди представителей власти и известных медийных личностей. Основная задача персонального помощника в вопросах стиля и имиджа заключается в помощи клиенту в формировании правильного восприятия себя среди широкой аудитории. На сегодняшний день услуги имиджмейкеров востребованы не только у знаменитостей и политиков, но и среди тех, кто стремится найти работу мечты, соответствовать корпоративным стандартам, повысить уверенность в себе или решить личные проблемы.
- анализ окружения и задач клиента;
- изучение модных трендов;
- определение сильных и слабых сторон личной жизни клиента;
- создание образа с учетом изученных аспектов;
- реализация сформированного имиджа в жизнь (при необходимости с привлечением других специалистов: визажистов, парикмахеров, диетологов, дизайнеров и т.д.).
Таким образом, стилист-имиджмейкер — это человек, в котором совмещены роли психолога, бренд-менеджера и индивидуального стилиста. Обращаясь к его услугам, клиент получает не просто готовое решение — он обучается тому, как правильно и эффективно представлять себя в различных жизненных ситуациях.
Важные качества
Успех работы стилиста-имиджмейкера во многом зависит от способности расположить к себе клиента. Поэтому основными качествами, необходимыми в этой профессии, являются коммуникабельность и дружелюбие.
Кроме того, стилисту-имиджмейкеру требуются следующие навыки:
- художественный вкус и чуткость к эстетике;
- пространственное воображение;
- аналитическое мышление;
- организационные навыки;
- прекрасная образная память;
- креативность;
- строгая самооценка;
- устойчивость к стрессовым ситуациям;
- внимание к деталям;
- умение убеждать и идти на контакт.
Чем отличается стилист от имиджмейкера?
Стилист занимается созданием образа для конкретного мероприятия, выбирая стиль одежды, цветовую гамму с учетом внешности, а также подходящие прически и бижутерию.
Имиджмейкер же выполняет более комплексную задачу — формирует целостный образ в зависимости от целей клиента. Например, если руководитель крупной компании хочет участвовать в выборах, ему необходимо создать образ, внушающий доверие. В этой ситуации не только выбирается соответствующий наряд, но и проводятся тренинги по поведению на публике, подготовке к выступлениям и общению в социальных ситуациях.
Рассмотрим различия между работой стилиста и имиджмейкера на конкретных примерах:
Когда нужен стилист?
- Для организации фотосессий в различных образах.
- При подборе личного гардероба.
- Если вы хотите обновить свой стиль, сделать его более современным.
- Чтобы выбрать одежду и причёску для важного события.
- Для получения рекомендаций о том, что вам идет и что лучше не носить.
Когда необходим имиджмейкер?
- Когда требуется создать новый образ для реализации конкретных целей (например, карьерного роста или успешной избирательной кампании).
- Если у вас изменился статус, и вам нужно адаптировать имидж: например, после получения новой должности требуется выглядеть соответствующе.
- Когда вы хотите визуально выглядеть моложе или старше.
- Для выбора гардероба, который будет корректировать особенности фигуры.
Плюсы и минусы профессии
Профессия стилиста-имиджмейкера имеет свои преимущества и недостатки:
- Интересная работа для тех, кто увлечен модой.
- Возможность освоения профессии самостоятельно, в том числе через курсы.
- Высокий потенциал дохода.
- Творческий аспект работы с минимальной рутинной деятельностью.
- Имя стилиста всегда ассоциируется с модой и стилем.
- Возможность удаленной работы и консультирования через интернет.
- Выстраивание полезных связей в индустрии.
- Индивидуальные скидки в магазинах и бутиках.
- Для стабильного дохода необходимо наращивание постоянной клиентской базы.
- Нередко наличие ненормированного рабочего времени. Например, шопинг-сопровождения часто требуют заказа на выходные дни.
- Услуги стилистов-имиджмейкеров более востребованы в крупных городах.
- Клиенты могут быть требовательными и предъявлять высокие требования.
- Начинающему специалисту бывает трудно стартовать в карьере, но решительность и настойчивость помогут справиться с возникшими трудностями.
Заработок в этой профессии существенно варьируется в зависимости от опыта, известности и количества постоянных клиентов. Зарплата старшего стилиста, работающего в шоу-руме или бутике, может достигать 80-100 тысяч рублей в месяц, в то время как доход консультанта начинается от 50 тысяч рублей в месяц. Множество специалистов работают на себя, предлагая свои услуги как фрилансеры, помогая клиентам в составлении гардероба, подборе образов и многих других аспектах.
В таблице ниже представлена информация о стоимости услуг частных стилистов:
Консультация по имиджу: 1-2 часа
Анализ гардероба клиента: 3-5 часов
Сопровождение клиента при покупке одежды, обуви и аксессуаров: 6-8 часов
Проведение мастер-классов и вебинаров по имиджу: 40,000-70,000 рублей (за группу)
Все указанные расценки являются ориентировочными и могут варьироваться в зависимости от конкретного консультанта.
Кто такой стилист-имиджмейкер и чем он занимается
Стилист-имиджмейкер — это специалист, который помогает клиенту формировать образ в соответствии с заданными требованиями: подбор одежды, аксессуаров, стиля прически и макияжа. Он объясняет клиенту, как правильно сочетать различные элементы гардероба и акцентировать внимание на особенностях внешности.
Какими личными качествами должен обладать стилист-имиджмейкер
- Эстетический вкус и достаточная насмотренность;
- Доброжелательность, тактичность и общительность;
- Способность понимать потребности людей;
- Стремление к постоянному саморазвитию и интерес к модным тенденциям;
- Отсутствие страха перед новыми экспериментами и готовность избегать клише;
- Организационные способности.
Обязанности стилиста-имиджмейкера
- Изучение запросов от клиента;
- Анализ типа фигуры, цветотипа, образа жизни, профессии клиента и других значимых факторов для разработки индивидуального стиля;
- Разбор существующего гардероба клиента;
- Разработка концепции нового образа;
- Сопровождение клиента при осуществлении покупок;
- Обучение клиентов, как сочетать разные элементы одежды и подбирать соответствующие образы для различных случаев;
- Подбор прически и макияжа (часто в сотрудничестве с парикмахерами и визажистами).
Как получить образование стилиста-имиджмейкера
Стилист-имиджмейкер — креативная профессия, однако наличия хорошего вкуса недостаточно для успешной работы. Специалист должен разбираться в цветах, стилях одежды и фасонах. Получить образование в этой области можно через вузы, колледжи, самообразование или курсы дополнительного обучения.
Самообразование. Освоить основы профессии можно самостоятельно, используя доступные в интернете учебные материалы. Этот вариант подходит тем, кто хочет ознакомиться с профессией и оценить свои силы. Однако следует учитывать, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию, может стать препятствием при трудоустройстве или поиске клиентов.
Вуз. Если вы еще не получили высшее образование и важно иметь диплом, целесообразно поступить в университет. В российских вузах нет программ непосредственно для стилистов-имиджмейкеров, поэтому стоит рассмотреть возможность поступления на факультет дизайна, а затем дополнительно проходить курсы повышения квалификации. Программа бакалавриата длится 4 года, магистратуры — 2 года.
Колледж. В средних специальных учебных заведениях есть программы более узкой направленности, например, «Технологии индустрии красоты». Поступить можно после 9 или 11 класса. Обучение занимает от 2.5 до 4 лет. В таких заведениях, как правило, больше практических занятий, но возможно, что знания не будут такими глубокими, как в вузах.
Онлайн-курсы. Возможность обучения дистанционно на курсах дополнительного образования. Эти программы ориентированы на практику и не включают общеобразовательные дисциплины, как в вузах и ссузах. Онлайн-обучение позволяет совмещать занятия с другими делами и проходить обучение из любой точки мира.
Востребованность профессии
На данный момент профессию имиджмейкера сложно назвать широко востребованной в России.
На сайте hh.ru на момент написания статьи можно было найти только 8 вакансий для имиджмейкеров. Аналогично на других ресурсах для поиска работы ситуация была похожей — количество вакансий составляет всего 2-3.
Тем не менее, стоит отметить, что иногда таких специалистов ищут через сарафанное радио или с помощью специализированных агентств.
В настоящее время эта профессия только начинает набирать популярность в России. Услугами таких специалистов пользуются артисты, политики и крупные бизнесмены. Однако использование имиджмейкеров для продвижения брендов пока не получило распространения — эту роль чаще исполняют бренд-менеджеры, маркетологи и арт-директоры. Но в будущем ситуация несомненно изменится.
С учетом того, что в современном мире особое значение придается внешнему виду, самопрезентации и уникальности, спрос на услуги имиджмейкеров будет расти как со стороны частных клиентов, так и со стороны организаций.
Как стать имиджмейкером
К сожалению, возможность получить специальность имиджмейкера в российских вузах отсутствует — такой специальности в списке программ высшего образования нет. Однако вы можете пойти в университет на одну из смежных специальностей, таких как PR, дизайн одежды, реклама, социология или психология.
После этого можно пройти обучение на курсах. Существует множество школ, предлагающих краткосрочные курсы по имиджмейкингу, как в оффлайн-, так и в онлайн формате. Длительность таких курсов, как правило, составляет от 3 до 6 месяцев.
Вообще, школы чаще предлагают курсы по профессии стилист-имиджмейкер с акцентом на моду и стиль. Однако курсы исключительно для будущих имиджмейкеров найти довольно проблематично.