Как немцы должны были вести себя с русскими женщинами на оккупированных территориях. Как пытали русских женщин немцы.
Генрих Гиммлер, один из ключевых идеологов Третьего рейха, в 1939 году издал указ, согласно которому близкие отношения между представителями СС и полиции и особями низшей неарийской расы считались преступлением против чистоты немецкой крови.
Трудно осознать, как жестоко немцы обошлись с русскими женщинами во время Второй мировой войны. Нацисты отличались беспримерной жестокостью, которую диктовали их идеологические убеждения. Основой идеологии сторонников Гитлера было утверждение о превосходстве над другими нациями, что сподвигало их считать, что они имеют полное моральное право подвергать представителей других народов всевозможным пыткам лишь на основании принадлежности к «высшей» нации.
Лидеры Третьего рейха и их последовательные сторонники были уверены в своём заведомом превосходстве над всеми другими народами. В соответствии с их идеологическими убеждениями, другие народы расценивались не только как неполноценные, но и как такие, что не имеют права на существование. В результате, во время войны они предавались различным изощренным пыткам, в то время как мужчины могли встретить свои мучения с относительным достоинством, судьба женщин оказалась значительно более ужасной.
Для пыток женщин, включая русских, нацисты использовали не только физическое насилие, но и моральные унижения. Нанося ущерб телам своих жертв, они одновременно причиняли им и душевные страдания. Что касается морального унижения, это, вероятно, служило для удовлетворения их потребности в самоутверждении за счёт тех, кого они считали ниже себя, и для того, чтобы доказать своё превосходство на глазах общества.
Часто пытки, которым подвергались женщины, были абсолютно бесчеловечными. Примером такого ужасного исхода стала судьба известной комсомольской диверсантки Зои Космодемьянской. Согласно историческим исследованиям, Зоя мужественно приняла свою участь, однако ужасной была не только сама казнь — ее держали обнаженной на морозе в течение нескольких часов перед расстрелом.
Жители Воронежской области также могут вспомнить аналогичный случай. В 1943 году нацисты вывели на улицу обнаженную женщину и расстреляли ее на глазах у публики. Самым страшным в этом было то, что перед казнью ее подвергли ужасным пыткам, и тело было обезображено до неузнаваемости. При казни ее было очень трудно опознать, и только самые близкие смогли узнать ее.
Читать еще: На кассах огромные очереди. IKEA начала финальную распродажу. Магазины, закрывшиеся в России.
Женщины-солдаты в плену у нацистов
Советские солдаты часто попадали в плен к нацистским войскам. Среди военнопленных были и женщины, которые также служили в армии. Все плененные бойцы подвергались отбору нацистами. Раненых или тех, кто выглядел слабым и хрупким, расстреливали, в то время как остальных отправляли в концентрационные лагеря, где им предстояло выполнять каторжные работы.
С женщинами, попавшими в плен, нацисты могли делать все, что угодно, не сразу казня их. Наиболее распространенной участью для них было изнасилование. По приказу Гитлера солдатам запрещалось вступать в отношения с русскими женщинами, однако это правило часто нарушалось, и весь процесс происходил в тайне. Привлекательных девушек часто использовали в качестве служанок, с которыми злоумышленники могли делать все, что им вздумается.
Для солдат и командиров, находившихся непосредственно на фронте, это действие было легче контролировать, ведь там никто не следил за действиями военных. Судьба женщин в такой ситуации действительно могла быть обременительна и трагична, так как в изнасиловании могли участвовать более одного солдата, и в результате этого девушка могла и не выжить. Если же она выживала, то ее расстреливали, так как они больше не были нужными.
Трагическая судьба женщин-медиков
Военно-медицинская служба Красной Армии в основном состояла из женщин. После прохождения курсов медсестер, патриотки отправлялись в народное ополчение или на фронт. Однако гуманность их профессии не помогала им избежать жестокого обращения со стороны противника. Если медсестры и санитарки попадали в плен, им грозили гораздо более ужасные скорби, чем мужчинам.
Нацисты не ограничивались лишь избиением женщин. Плененные медработницы подвергались страшным ужасам. Воспоминая о войне, очевидцы рассказывали, как находили расстрелянных медсестер на поле боя. Их изувеченные и обнаженные тела свидетельствовали о зверствах, которые они пережили. В одном из случаев двое красноармейцев наткнулись на окоченевший труп молодой медсестры, у которой выколоты глаза и отрезана грудь, а волосы побелели от страха и переживаний перед смертью.
Женщины-снайперы не сдавались в плен
Снайперы были незаметными мстителями Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны они вселяли страх в сердца противника. Перед отправкой на фронт снайперы проходили специальную подготовку в Центральной женской школе снайперской подготовки. Женщины-стрелки уничтожали на поле боя противника с таким же мастерством, как и их коллеги-мужчины. Фашисты называли женщин-снайперов «невидимым ужасом».
Возможно именно поэтому гендерный аспект не играл решающей роли, если нацистам удавалось пленить красноармейку. Женщины заранее знали, чем грозит им плен, и, поэтому в арсенале каждой снайперши помимо огнестрельного оружия были и гранаты. Если они попадали в окружение, они использовали их, чтобы покончить с собой. Красноармейка, которая не могла сделать этого, сталкивалась с ужасной участью.
Герой Советского Союза Татьяна Барамзина не имела удачи. Она прикрывала отступление своих товарищей и, будучи тяжело раненной, была схвачена немцами. Ей выкололи глаза, а затем расстреляли из противотанкового ружья прямо в голову. Другая снайперша по имени Анна Соколова тоже стала жертвой пыток и была повешена. Неприятель делал попытки завербовать советских женщин-снайперов. Однако известны случаи, когда красноармейки, пережившие ужасы концлагерей, не распространялись о своих страданиях и не делились опытом.
Обезвоживание
В 1944 году, в лагере Дахау, доктор Ганс Эппингер проводил эксперимент, направленный на изучение способов превращения морской воды в питьевую. Целью было найти решение проблемы, как напоить солдат вермахта, когда в условиях отсутствия пресной воды.
В рамках исследований группа почти из ста цыган подвергалась жестоким испытаниям, получая вместо еды и воды лишь фильтрованную морскую воду.
Позже выживший узник Дахау Йозеф Чофениг вспоминал, как жертвы эксперимента страдали от обезвоживания и испытывали ужасное желание пить, ищя любые способы удовлетворить свою жажду.
Некоторые из них даже лизали только что вымытые полы или сосали половые тряпки, пытаясь отжать хоть каплю жидкости.
Сшивание близнецов и эксперименты с цветом глаз
В концлагерях проводились эксперименты, целью которых было увеличение рождаемости среди немецкого населения, и значительное внимание уделяли близнецам. Руководил исследованием доктор Йозеф Менгеле, известный позже как «Ангел Смерти». С 1943 по 1944 год он провел опыты над 1500 парами близнецов, которые находились в лагере Освенцим. Только около 200 человек выжили после этих зверств.
Операции на близнецах были разнообразными: врач пытался изменять радужку их глаз, вводя красители для изменения цвета с карего на голубой. Также Менгеле стремился создать сиамских близнецов, сшивая их между собой. Все подвергшиеся данной процедуре близнецы страдали от гангрены и в итоге умирали.
Некоторым из близнецов проводили эксперименты только на одном из них, например, заражая инфекцией. Через некоторый срок оба близнеца убивались, а затем их органы сравнивались при вскрытии: органы здорового близнеца с органами зараженного.
Насилие, издевательства, пытки, мучительные казни советских женщин в плену у фашистов
Жестокость, издевательства, мучительные казни – такова была судьба многих пленённых советских женщин-военнослужащих: медицинских сестёр, связисток, разведчиков. Только немногие из них оказывались в лагерях военнопленных, и даже там их положения часто оказывались намного хуже, чем у мужчин-красноармейцев.
В рядах Красной Армии во время Великой Отечественной войны сражалось более 800 тысяч женщин. Нацистские власти приравнивали советских медсестер, разведчиц и снайперов к партизанам, не воспринимая их как военнослужащих. Следовательно, германское командование не распространяло даже те немногочисленные международные правила обращения с военнопленными, которые действовали по отношению к советским солдатам-мужчинам.
Советская фронтовая медсестра
В материалах Нюрнбергского процесса сохранился приказ, действовавший на протяжении всей войны, который предписывал расстреливать всех комиссаров, отличающихся по советской звезде на рукаве, и русских женщин в форме.
Расстрел часто завершал продолжительную череду издевательств: женщин избивали, жестоко насиловали, на их телах вырезали оскорбительные слова. Тела жертв нередко оставались обнаженными и бросались, даже без малейшей мысли о погребении. В книге Арона Шнеера приводится свидетельство немецкого солдата Ганса Рудгофа, который в 1942 году увидел мертвых советских санитарок: «Их расстреляли и оставили на дороге. Они лежали обнаженные.»
Светлана Алексиевич в своей книге «У войны не женское лицо» цитирует воспоминания одной из женщин-военнослужащих. Она говорила, что они всегда держали для себя два патрона, чтобы застрелиться, если попадут в плен, а второй патрон оставляли на случай осечки. Эта же участница войны упомянула о судьбе девятнадцатилетней медсестры, которую нашли с отрезанной грудью и выколотыми глазами: «Ей посадили на кол… Мороз, и она белая-белая, а волосы у нее все седые. В рюкзаке у погибшей нашли письма из дому и детскую игрушку.»
Советские военнопленные
Обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн, славившийся своей жестокостью, приравнивал женщин к комиссарам и евреям. Согласно его распоряжению, всех их следовало допрашивать с особой жестокостью, а затем расстреливать.
Женщины-военнослужащие в лагерях
Тех женщин, которым удалось избежать расстрела, отправляли в лагеря. Там их ожидало почти постоянное насилие. Особенно жестоки были полицаи и те военнопленные-мужчины, которые согласились работать на фашистов и стали охранниками лагеря. Женщин часто передавали им в качестве награды за службу.
В лагерях зачастую не было элементарных бытовых удобств. Узницы концлагеря Равенсбрюк пытались облегчить свою жизнь: мыли головы, используя ersatz-кофе, и тайно вытачивали расчески.
Согласно нормам международного права, военнопленных нельзя было заставлять работать на военных заводах, однако для женщин это правило не применялось. В 1943 году, когда попавшая в плен Елизавета Клемм попыталась от имени группы заключенных обжаловать решение немецкого командования отправить советских женщин на завод, в ответ на это власти сначала избили всех, а затем загнали в тесное помещение, где практически невозможно было даже двигаться.
Три пленные советские женщины
В Равенсбрюке женщины-военнопленные шили обмундирование для немецких солдат и работали в лазарете. В апреле 1943 года там произошел знаменитый марш протеста: лагерное начальство намеревалось наказать непокорных, которые упоминали Женевскую Конвенцию и требовали обращения с ними как с военнослужащими, попавшими в плен.
Женщин обязали маршировать по территории лагеря. И они маршировали не с обреченным выражением, а чеканя шаг, как на параде, стройной колонной, вместе с песней «Священная война». Эффект от наказания стал обратным — вместо унижения они продемонстрировали свою стойкость и силу духа.
Советские женщины в концентрационном лагере смерти
Только в 1944 году вышел специальный циркуляр от начальника полиции безопасности и СД, касающийся обращения с женщинами-военнопленными. Их, как и других советских военнопленных, должны были подвергнуть полицейской проверке. Если выяснялось, что женщина оказывается политически неблагонадежной, то статус военнопленной с нее снимали, и ее передавали полиции безопасности. Все остальные направлялись в концлагеря.
Фактически, это был первый документ, в котором женщин, служивших в советской армии, уравнивали с мужчинами-военнопленными.
Неблагонадежные после допросов отправляли на казнь. Один из таких случаев произошел в 1944 году, когда в концлагерь Штуттгоф привезли женщину-майора. Даже в крематории над ней продолжали издеваться, пока она не плюнула немцу в лицо. После этого ее живьем затолкали в топку.
Советские женщины в колонне военнопленных
Некоторым женщинам удавалось вырваться из плена и даже вернуться к своим частям. Однако пребывание в плену необратимо их меняло. Валентина Костромитина, служившая санинструктором, вспоминала о своей подруге Мусе, которая побывала в плену. Она ужасно боялась отправиться в десант, потому что испытала унижения в плену.
Рассказы подруги производили настолько сильное впечатление, что Костромитина начала бояться плена даже больше, чем авиационных налетов.
Страшная судьба разведчиц
Бесстрашные женщины, участвовавшие в борьбе, написали множество героических страниц в истории Великой Отечественной войны. Зоя Космодемьянская ушла на фронт сразу после окончания средней школы. Она служила в разведывательно-диверсионном подразделении Западного фронта. Осенью 1941 года девушка была отправлена на вражескую территорию с заданием уничтожить важные стратегические объекты в Московской области. С этого задания Зоя не вернулась. Советская разведчица попала в плен.
Фашистские захватчики подвергли девушку жестокому допросу. Свидетели допроса были потрясены стойкостью красноармейки. Она не показывала ни малейших признаков слабости, стойко переносила пытки и отказывалась выдавать какую-либо информацию. Немцы устроили показательное повешение в деревне Петрищево, куда собрали местных жителей. Восемнадцатилетняя диверсантка перед смертью произнесла пламенную речь. Немцы, стремясь запугать местное население, держали ее тело повешенным в течение месяца, высмеивая окоченевший труп.
Боец диверсионной группы Вера Волошина также погибла в тот же период, что и Зоя Космодемьянская. 22-летняя девушка попала в плен неподалеку от совхоза Головково. Избитая до полусмерти, истекающая кровью, она с гордостью проходила к виселице, поя «Интернационал».
Причины ненависти немцев к советским женщинам-военнопленным
Фашисты часто устраивали в концлагерях постановочные видеосъемки и фотосессии. Реальные военнопленные почти никогда не участвовали в съемках, так как выглядели слишком иссушенными и изможденными. Советские женщины проявляли удивительное мужество и героизм не только на фронте, но и в плену, что вызывало ненависть у надзирателей и комендантов лагерей.
Все вновь прибывшие женщины проходили обязательный осмотр гинеколога на предмет венерических болезней. Лагерные врачи с удивлением обнаруживали, что большинство незамужних советских девушек были девственницами. Эти данные резко контрастировали с подобной статистикой Западной Европы. Медицинские отчеты показывали, что войны не оказали негативного влияния на высокие моральные качества женщин СССР. Будучи в окружении солдат-соратников, красноармейки сохраняли свою нравственность и целомудрие.
В концлагерях женщины-военнопленные проявляли невероятную стойкость. Узницы жили в антисанитарных условиях, очень тяжело работали и подвергались постоянному сексуальному насилию. Немцы ненавидели пленённых красноармеек за проявленное упрямство. Так, в концлагере Равенсбрюк русские женщины устроили бунт: они отказались выходить на работу и объявили голодовку, требуя соблюдения норм Женевской конвенции. Наказанием за это стало многочасовое марширующее наказание по плацу. Непокорные пленницы маршировали с песней «Священная война» — можно себе представить, что чувствовали фашисты, когда изможденные женщины грозно наступали с текстами «Вставай, страна огромная…»