Два года спустя, в октябре, известного режиссера госпитализировали с диагнозом «сердечная недостаточность». Спустя три дня, 5 октября 2014 года, на 97-м году жизни он скончался. Его последним пристанищем стало Донское кладбище, где он был похоронен в могиле № 15, неподалеку от мест упокоения своих родителей и старшего брата.
Юрий Любимов
Юрий Любимов, ставший лауреатом Сталинской премии, народным артистом России, многогранным актером и режиссером, реформатором и патриархом русского театра, а также дирижером, пользовался одновременно восхищением и страхом коммуникации из-за своего сложного и противоречивого характера. Изгнанный из Советского Союза, он приобрел признание в Америке и Европе, где руководил театральными и оперными постановками в знаменитых театрах, таких как Ла Скала, Ковент-Гарден и Гранд Опера. На протяжении всей своей долгой карьеры, продлившейся до достижения позднего возраста в 97 лет, он возвращался как герой-триумфатор, вновь создавая выдающиеся произведения.
Будущий актер и режиссер увидел свет в революционном Ярославле в 1917 году, в купеческой семье. Его родители, Петр Захарович и Анна Александровна, воспитывали троих детей, среди которых первая была Ирина, ушедшая из жизни в раннем возрасте.
Отец Юрия происходил из обеспеченной семьи бывших крепостных крестьян и вызвал недовольство деда, соединившись узами брака с дочерью оседлого цыгана. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. В период НЭПа купец Петр Любимов содержал магазин на Охотном ряду, где реализовывал шотландскую селедку и квашеные овощи.
Родители Юрия были хорошо образованными людьми: отец учился в коммерческой школе, а мать окончила педагогическое училище и работала учительницей в начальной школе. У них была обширная библиотека, и любовь к театру была щедро передана детям. Юрий запомнил, как в детстве посетил спектакль МХАТа, поставленный Константином Станиславским; этот опыт остался в его памяти на всю жизнь, пробудив в нем страсть к сцене.
Во второй половине 1920-х годов его отец был лишен гражданских прав и стал жить на нетрудовые доходы. Как результат, Юрия дважды арестовывали, как и его жену. Чтобы защитить свою семью, Петр Захарович развелся, однако семья продолжала сражаться за выживание, получая помощь от многочисленных родственников, которые не отвернулись от них в сложные времена.
Юрий Любимов окончил семилетнюю школу, однако его не взяли в старшие классы из-за его происхождения. Он поступил в фабрично-заводское училище обучаться на электрика и параллельно посещал хореографическое училище.
По окончании училища и получения удостоверения ремесленника, Юрий планировал поступить в Институт электроэнергетики, чтобы стать инженером-электриком. Однако, увидев объявление о наборе в театральную студию Второго МХАТа, он коренным образом изменил свои планы. В 1934 году в газете даже сообщили о том, как «бывший электрик оказался настолько грамотным», что поступил в школу при Втором МХАТе.
Театр
Творческий путь Любимова начался в 1935 году, когда восемнадцатилетний Юрий впервые появился на сцене в эпизодической роли в спектакле «Зов жизни». В 1936 году Второй МХАТ был закрыт, однако Юрий Любимов уже не представлял себе жизни без театра. Он продолжил обучение в театральном училище имени Бориса Щукина, которое было основано при Театре имени Вахтангова. Молодой актер активно участвовал в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего». Вскоре его талант заметили, и он исполнил небольшие роли в спектаклях «Принцесса Турандот» и «Дорога к победе».
Пребывание в Театре имени Вахтангова продолжилось с дипломным спектаклем «Мещане», и в 1939 году он был принят в труппу. Однако его актерская деятельность была прервана призывом в армию. С 1940 года он служил в корпусе железнодорожного сопровождения, а в следующем году был призван в водевильную группу, созданную НКВД, чтобы поднять боевой дух солдат на фронте. Юрий проявил себя как артист и активно участвовал во всех интермедиях.
После возвращения из армии в 1946 году, актер вновь начал выступать на сцене театра Вахтангова и вскоре стал одним из его ведущих артистов. На сцене он пародировал таких персонажей как Олег Кошевой в «Молодой гвардии» и Криса в «Все мои сыновья». В 1950-е годы его карьера набирает обороты:Любимов играет главные роли в спектаклях «Много шума из ничего» и «Чайка».
Дебютом режиссера стал спектакль «Один человек берет слишком много» в 1959 году. Его пригласили преподавать в «Щуку», где он собрал вокруг себя группу студентов-драматургов и поставил пьесу «Добрый человек из Чечуани». Эта пьеса стала настоящей революцией на театральной сцене, и без покровительства мощных людей её бы быстро запретили.
С предложением возглавить столичный театр драмы и комедии на Таганской площади, который в то время находился в упадке, к нему обратились власти. За два года он сумел кардинально изменить ситуацию и сделать Театр на Таганке, как его стали называть зрители, одним из ведущих театров столицы. Первой пьесой, которую Юрий Петроич сразу стал реализовывать, стал «Добрый человек из Чечуани», и его премьера состоялась 23 апреля 1964 года.
На протяжении первых двух-трех лет в репертуаре шли классические пьесы, переосмысленные через призму новой dramaturgy, затем режиссер стал включать в программу и произведения современных авторов. Он поставил «Жизнь Галилея» Бертольта Брехта, «Гамлета» Уильяма Шекспира, а также современные поэтические работы «Послушайте!» и «Товарищ, верьте!». В Европе о спектаклях Любимова говорили и считали Театр на Таганке «островком свободы» в Советском Союзе. Группа театра показала «Преступление и наказание», а затем гастролировала в Лондоне, где в 1983 году была удостоена премии.
Разнообразный талант режиссера проявился и в его работах для оперных театров. Его дебютом стал новаторский спектакль «Под жарким солнцем любви», поставленный в Ла Скала в середине 1970-х. Вскоре последовали постановки «Дон Жуан», «Пиковая дама» и «Набукко».
В 1980-е годы Любимов столкнулся с множеством трудностей. Умер Владимир Высоцкий, актер театра на Таганке, и власти не простили режиссеру, когда его поклонники, пришедшие проститься со своим кумиром, выкрикивали слова «фашисты», в попытке разогнать толпу и смыть цветы с асфальта разбрызгивателями. Фотографии этого столкновения облетели всю планету.
Спектакль в честь Высоцкого был почти что запрещен, и пьеса «Борис Годунов» также была признана революционной и подлежала запрету.
Актер
Цветные киноповествования (1941)
Только в середине 1930-х годов жизнь Юрия Любимова начала постепенно стабилизироваться, и он нашел время для своего личного развития, активно посещая школу-студию при МХАТе-2.
Однако театр и студия прекратили существование через короткое время, и талантливого ученика перевели в «Щуку». Параллельно с учебой Юрий начал выступать в более значительных ролях, чем прежде.
С началом войны, в 1941 году Любимова призвали в армию, однако он не смог отправиться на фронт. В то время было решено создать отряд при НКВД, который выезжал на фронт для поднятия боевого духа солдат, и в этом отряде также находился Юрий.
Балерина
С Юрием в ансамбле работала очаровательная балерина Ольга Ковалева. В те суровые годы романы вспыхнули между молодыми людьми, и вскоре они поженились, создав семью. В этом браке Ольга стала матерью первенца Никиты.
Даже в мирное время, когда Юрий оставался востребованным актером в Театре имени Вахтангова, его жена ощущала всю силу обаяния и привлекательности мужа. Женщины обожали Юрия Петровича, часто следуя за ним.
Несмотря на это, балерина никогда не делала публичных заявлений о причинах, приведших к их разделению, словно даже самой себе не признавала конкретных обстоятельств, вынудивших ее уйти. Вдруг она собрала вещи Никиты и уехала в Абхазию, так и не вернувшись в семью.
После разлуки мать и сын, Никита, остались вместе, и вскоре после этого Ольга вышла замуж за дирижера Юрия Силадьева. Говорили, что отчима не хватало, чтобы заменить Любимова. Тем не менее, Юрий все же оставался важной фигурой в жизни Никиты.
Мальчик рос, всерьез углубившись в идеи русского православия. Вместо общего школьного образования, он окончил духовную семинарию, хотя так и не стал священником. С раннего возраста Никита проявил интерес к литературной деятельности, и одна из его пьес была поставлена в Театре на Таганке, основанном и руководимом его отцом, Юрием Любимовым.
Юрий Любимов и Каталин Кунц: гениальный отец «Таганки» и «злой гений», подаривший ему почти 40 лет счастья
Следите за нашими публикациями и получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик ежедневно. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Юрий Любимов прошел через четыре брака, каждый из которых сопровождался частыми изменениями в личной жизни. Однако с 1976 года до самой своей смерти рядом с ним была венгерская журналистка Каталин Кунц. Она подвергалась критике за то, что слишком сильно влияла на мужа, якобы разлучая его с актерами Театра на Таганке, создавая напряженность и недовольство. Но в то же время не могло возникнуть сомнений, что она была идеальной супругой для Юрия, помогая ему дожить до преклонного возраста.
Внезапная любовь
Судьбоносная встреча пары состоялась в 1976 году в Будапеште, куда Театр на Таганке отправился на гастроли. Режиссер представил две свои лучшие постановки: «Десять дней, которые потрясли мир» и «Гамлет» с Высоцким в главной роли.
Работая в Обществе дружбы между СССР и Венгрией, Каталин сопровождала известного режиссера в качестве переводчика и личного помощника. Согласно её воспоминаниям, между ними с первого взгляда вспыхнула страсть. Удивительное обаяние Юрия сразу привлекло её, хотя и она, и он были в браке. Оба были заняты работой, поэтому у них оставалось лишь время для тайных встреч и знойных взглядов.
Во время одной из встреч дома у режиссера находилась девушка, в которую он также увлекся. На ужине был и её муж, который все понимал, но надеялся, что она уйдет, когда Юрий уедет. Ей нужно было просто переждать ситуацию, как простуду, но этого не произошло.
После того, как Юрий уехал, Каталин ждала его звонков и не отходила от телефона, стремясь к каждой новой встрече, которая становилась для них настоящей неожиданностью. Оба осознали, что они не могут жить друг без друга.
Дружественная Москва
Переехав в Москву в 1978 году как корреспондент журнала «Кино, театр и музыка», Каталин встретила не слишком теплый прием столицы. Встречаясь с людьми, она сталкивалась с угрозами и требованиями оставить Юрия в покое и уехать из города. Однако любовь давала ей силы, а Юрию — вдохновение. Они поженились в Будапеште в 1978 году, и уже через год у них появился на свет сын Петр.
Существует мнение, что Каталин невольно стала причиной высылки Юрия Любимова из страны и лишения его гражданства. Это произошло после того, как режиссер был потрясен смертью Владимира Высоцкого. В его настоянии похороны любимца народа прошли с полными почестями. Следом за этим спектакль, посвященный памяти Высоцкого, оказался под запретом, что стало причиной закрытия следующих постановок, таких как «Борис Годунов» и «Театральные танцы» по Булгакову.
«Антимиры», 1965
Постановка по стихам Андрея Вознесенского, на основе которой был создан Театр поэзии на Таганке. В этом проекте принимали участие актеры, которые одинаково одеты читали стихи и исполняли песни под аккомпанемент гитары, возвращая зрителей к традициям поэтического театра «Синяя блуза» 1930-х годов. Музыку к «Антимиру» написали Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Владимир Высоцкий. Спектакль начинался в десять часов вечера и завершался в полночь. К концу 1979 года он был представлен более 700 раз.
Из воспоминаний Юрия Любимова («Рассказы старого странника»): «Я предложил Андрею: Давай устроим поэтический вечер. Он начал: «Театр и поэт» — сначала читал, а потом с ними выступал. Потом, конечно, он ушел. А мы сделали «Антимеры», которые нам очень помогли. В то время нам нужно было много работать, так как у нас был огромный долг перед государством — долг старого театра — и мы играли по 500 спектаклей в год. Эта пьеса была короткой, и мы ставили её после вечерних спектаклей. Иногда, по воскресеньям, мы играли по четыре спектакля в день. Это было тяжело. Но мы были молоды, и нам нужно было жить.
Там были отличные стихи молодого Андрея. И эта работа имела огромный успех. В спектакле много танцев, пантомимы. Они все играли: Владимир, Смехов, Золотукин, Славина, Демидова — весь состав. Это нравилось зрителям. Он ушел… 400 болели, 500 болели, 600 болели. По-моему, даже 700″.
Александр Гладштейн/РИА Новости
«Жизнь Галилея», 1966
«Жизнь Галилея» – это второй опыт Любимова с драматургией Бертольта Брехта после «Доброго человека из Чечуани». Высоцкий исполнил роль Галилео Галилея, не используя грим и парик, хотя его персонаж значительно старел на протяжении пьесы: от 46 лет в начале до 70 в финале. Кроме этого, в спектакле принимали участие Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Дальвин Щербаков, Зинаида Славина, Рамзес Джабраилов и Готлиб Ронинсо.
На сцене оказались огромные ворота, украшенные яичными коробками, которые открывали и закрывали сцену. Потолок зала преобразился в купол со звездным небом, а вспышки для телескопов озаряли «свет новых истин» зрителям. Хор детей в белых кружевных воротничках выступал против консервативных монахов. Дети, одетые в красные галстуки, под звуки музыки Шостаковича выполняли танцевальные номера, доказывая всем, что Земля действительно вращается.
Музыку к псалмам составили Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Тексты интерполяций были написаны Наумом Коржавиным и Давидом Самойловым.
Первое исполнение спектакля произошло 17 мая 1966 года.
Из воспоминаний Юрия Любимова («Сказки старого болтуна»): «Я хотел вернуться к Брехту через несколько лет, чтобы проверить, насколько он актуален в театре – как это звучит в настоящее время. Мне казалось, что ситуация в мире обострилась, страх перед ядерными испытаниями, громкие взрывы, когда столкнулся Сахаров и Хрущев, когда они взорвали огромную водородную бомбу… И Сахаров умолял меня не делать этого. И я начал ставить «Галилео». Но это было связано не столько с внешними событиями… Это вновь была моя интуиция. Она говорила мне, что это необходимо: мир все больше погружается в ужас, и нам нужны какие-то клятвы – как клятва врачей, так и клятва ученых.» Так что это произведение о клятве ученых.
Анатолий Гаранин/РИА Новости
Рекламная пауза
Юрий Петрович, безусловно, был человеком скромным. Неудивительно, что его характеризуют как диктаторствующего режиссера. Во время репетиций он мог резко высказать своё недовольство, если что-то шло не так. В интервью он часто повторял, что актеры — это всего лишь инструменты в руках режиссера.
Любимов однажды заметил: «Не стоит забывать, что актеры принимают указания режиссера добровольно. Каждый из них может уйти, если ему не устраивает распределение ролей. Конечно, иногда я прибегаю к грубости, но это просто форма, а не суть».
Удивительно, но его дебют в режиссуре состоялся только в 42 года, когда он поставил пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо». В 47 лет он стал директором театра «Таганка». В 1964 году новый храм Мельпомены открыли пьесой Брехта «Добрый человек из Чечуани». Интересно, что кто-то из зрителей может вспомнить, каким был театр драмы и комедии до прихода Любимова?
Любимов: «Станиславский утверждал, что зрелый режиссер начинается в 45 лет, когда он увидел все аспекты жизни. Я не считаю, что начал заниматься своим ремеслом слишком поздно.
— Существуют сведения о том, что театр постоянно находился в конфликте с властями. Им запрещали почти все ваши постановки. Неужели вы не испытывали разочарование? Пережить потерю работы — это все равно что потерять своего ребенка…
Любимов: «Или как потерять ухо. Или как потерять палец. У них это легко получалось. Да, у меня был срыв. Я установил для себя границы: что я могу удалить, а за что я готов бороться. Если цензура становится слишком жесткой, я говорю: «Все, остановите шоу».
— Я также слышал, что власти намеревались решить проблему радикально и просто сносить здание театра.
Любимов: «Гришин (первый секретарь Московского горкома партии в те годы) хотел нас уничтожить – как будто он собирался расширить дорогу к этому месту. Когда он пришел ко мне в кабинет, я показал ему стены, которые уже были исписаны автографами, объяснил: «Это подписал Лоуренс Оливье, здесь написан Артур Миллер, здесь все члены Политбюро Итальянской коммунистической партии». Он внимательно посмотрел и покивал: «Да, вы не можете это сломать».
— Ваш театр раньше называли «островом свободы». Как бы вы охарактеризовали его на сегодняшний день?
Любимов: «Все говорят «остров свободы». Мне это кажется, мягко говоря, глупым. Как мы должны себя называть? Никак, мне это не важно. Я не хочу показаться самодовольным, но Театр на Таганке – известная труппа. Помните, что сказал Форд о своей компании? «Наша труппа не нуждается в рекламе».
— Но вы читаете рецензии на свои спектакли? Это важно для вас?
Любимов: «Я их читаю. Это как у Чехова: «Когда хвалят, это приятно, а когда ругают – два дня чувствуешь себя плохо». Однако в настоящее время редко кого ругают даже профессионально — это просто высказывается в воздух. Поэтому, когда критик, вдруг, говорит что-то, что половина зала даже не поняла, я, разумеется, чувствую к нему глубокое уважение.»
— Вы уже задумываетесь о своих преемниках?
Любимов: «Позвольте мне рассказать одну историю. Когда Вахтангов ушел, он вышел на сцену во время спектакля «Летучая мышь» и сказал: «Несколько минут назад умер великий режиссер Вахтангов». Из зала раздался голос: «Ничего, мы его заменим». «Жаль, что вы не заменили его минуты назад,» — был ответ.
Наказание без преступления
Ситуация вокруг Театра на Таганке достигла критической точки в начале 1980-х. Когда Юрий отправился в Англию для постановки «Преступления и наказания», его коварно сняли с поста художественного руководителя. В этот же день он лишился советского гражданства. Об этом дне режиссер позже писал в своих записках сыну:
«1984 год, 16 июля. В этот день, Петя, я стал апатридом. Итальянская полиция сообщила, что советский консул в Турине настойчиво добивается моей встречи. Он холодно и твердо сообщил мне об указе о лишении гражданства СССР. Он попросил встретиться, чтобы я передал ему свой паспорт. Я хотел оставить его в качестве памяти, чтобы посмотреть, что будет через год или два. Он спросил, что я из себя представляю: грузин, таджик, француз? Я как был русским, так им и остался. После смерти Андропова они вышли из под контроля. «В России нет закона, есть столп, и на столпе корона». Так закончилась моя 20-летняя борьба против застоявшегося советского правительства.
Я начал писать мемуары, чтобы иметь возможность рассказать сыну о важных событиях из своей жизни – ведь Петр появился на свет, когда мне было уже шестьдесят два года. «Я не думал, что проживу так долго. Я постоянно искал какую-либо книгу, которую ребенок мог бы прочитать. Мне хотелось, чтобы он помнил своего отца хотя бы через эти записи», — пояснил Юрий свое решение вести дневник.
Сегодня его сыну уже двадцать пять лет. Только в прошлом году он снова отправился жить в Россию.
— В 1989 году вы получили приглашение вернуться в театр своей родины. Почему ваша семья не вернулась с вами?
Любимов: «Тогда они поехали со мной. Но вскоре начался горбачевский период, потом хаос царя Бориса, и все эти глупые страсти начали разрывать театр. Поэтому я сам сказал Катерине и сыну: «Вам лучше уехать». Тот же согласился. Катерина пришла ко мне, когда ситуация уже не была такой критической. Петр ждал дольше…»
— Что заставило его вернуться в Москву?
Любимов: «Конечно, первые три месяца ему было трудно – он вырос в совершенно другой среде, учился в Англии, а затем на какое-то время переехал в Италию. Но я ему сказал: «Привыкай жить в экстремальных условиях». Петр свободно говорит и читает на русском, английском, венгерском, итальянском и иврите. Знание пяти языков и высшее образование очень помогли ему, поскольку у него был хороший фундамент.»
— Чем занимается Петр?
Любимов: «Маркетингом, кажется. Или чем-то в этом духе, не помню точно. Короче говоря, он работает в иностранной компании».
— А чем занимается его жена Каталин?
Любимов: «Она помогает мне здесь, в театре – я называю её своим «министром иностранных дел». Кроме того, Катя владеет несколькими иностранными языками. Однако имейте в виду, что за свою работу она не берет ни копейки. Конечно, она может обидеться, но я не изменю своему принципу.»
— Почему вы так к ней относитесь?
Любимов: «Я не хочу, чтобы это обсуждали: Жена работает в театре и получает зарплату от других артистов. Хотя многие бизнесмены поступают точно так же. Пусть думают, что я старомоден, но я все делаю по-своему».
— О каких обязанностях идет речь, когда вы говорите о том, что Каталин исполняет в театре роль «министра иностранных дел»?
Любимов: «Например, когда Владимир Путин посещал наш театр, она готовила все блюда и накрывала на стол.»
Возвращение. Новое творчество
В 1988 году актер вновь приехал в Москву и был встречен как победитель. Спустя год Любимов получил гражданство и немедленно вернулся к работе в Театре на Таганке. Он продолжал ставить спектакли в театре своей родины, а также работал за рубежом. В 2000-х годах, находясь в преклонном возрасте, Юрий продолжал ставить интересные пьесы, среди которых «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума — горе уму», «Замок» и «Арабеск».
После конфликта с театральной труппой в 2011 году Юрий Любимов подал в отставку, добровольно освободив себя от обязанностей директора. В 2012 году он представил собственную интерпретацию «Одержимого» Достоевского в Театре имени Вахтангова, которая была встречена с энтузиазмом.
Личная жизнь Юрия Любимова
Юрий Петрович большую часть своей жизни прожил в браке с венгерской переводчицей и журналисткой Каталин Кунц, с которой у него родился сын по имени Петр.
Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После интенсивного лечения он впал в кому, однако проснулся через день. Летним образом 2013 года Юрий восстановился и начал готовиться к новому театральному сезону. Осенью он анонсировал новую оперную работу в Италии, где также отметил свой день рождения. В следующую весну в Москве состоялась премьера «Школы мужей» по комедии Мольера, также поставленной Любимовым.
2 октября 2014 года Юрий Любимов вновь был доставлен в больницу в критическом состоянии, врачи диагностировали острое сердечное заболевание. Через три дня, 5 октября, он ушел из жизни.
Церемония прощания с ним состоялась в Театре имени Горького. Юрий Любимов был похоронен на Донском кладбище 8 октября 2014 года.
Новые встречи
Народный артист России Евгений Миронов — о поиске творчества, терпении режиссера, высокой планке и человеческих открытиях.
101 день рождения Юрия Любимова стал поводом для одних вновь обратиться к его спектаклям, которые до сих пор идут в репертуаре Театра на Таганке, а для других — увидеть их впервые. Конечно, без его личного присмотра они находятся не в самом лучшем состоянии. Само его появление в зрительном зале всегда становилось спектаклем внутри спектакля. На мой взгляд, я не знаю другого режиссера, который бы присутствовал на почти каждом спектакле. Он обычно заходил в зал после третьего звонка, облеченный в улыбку и излучая свое обаяние. Его появление сопровождалось бурными аплодисментами. Любимов занимал место за режиссерским столом, интересуясь у техников и актеров, готовы ли они, и только потом спектакль начинал. Его появление задавало темп, как дирижерская палочка. Он ушел, не оставив преемника своему театру. Когда его спрашивали о преемниках, он с сдержанным раздражением отвечал, что это просто невозможно при таком уникальном игровом искусстве. Но печально запомнится не то, что он не оставил наследника (как, например, Олег Табаков — Владимиру Машкова для своей «Табакерки»). Печально то, что его больше нет.
Юрий Любимов (слева) репетирует сцену из «Бориса Годунова» в Московском театре драмы и комедии на Таганке, 1988 год.
Я вспоминаю разговор с Кшиштофом Занусси о Папе Римском Иоанне Павле II двадцать лет назад. Знаменитый режиссер заметил: «Ранее Папа брал на себя роль отца, что создавало конфликты, сейчас же он как дедушка, что невероятно увлекательно, особенно для молодежи. Человечество жаждет деда. Молодые люди нуждаются в нем. Дедушка – это символ доброты, третий арбитр.»
Российский народный артист Сергей Безруков – о воспитании новых зрителей, финансировании региональных театров и использовании спецэффектов на сцене.
Такого мудрого судьи, как Юрий Петрович, уже не хватает — человека, который своим словом мог произнести заключение на любую жизненную тему. Кстати, в Театре на Таганке, где почти у всех народу были невинные псевдонимы, Любимова в разговоре за глаза называли Боссом, Петровичем, ЮП, а последние 15 лет — Дедушкой или Дедом.
Память ждет
Этот юбилей стал также поводом для серьезной размышления о памяти о нём. «Я бы назвала Театр на Таганке уже не Театром на Таганке, а Театром Любимова. Он этого заслуживает», — выразила мнения в радиоинтервью в день смерти Юрия Петровича Алла Демидова, народная артистка России и одна из звезд театра в его «золотую эпоху». Назвать театр именем Товстоногова, конечно, можно, как показывает пример Санкт-Петербургского театра балета имени Г. Товстоногова. Но будет ли рад этому Юрий Товстоногов? Его разрыв с артистами в 2011 году был крайне болезненным: «Мы расстаемся с труппой без малейшего сожаления. И делаем это навсегда.» Театр на Таганке, основанный Юрием Петровичем, «умер», – это отмечала Каталин. Крюков поддержал её слова: «Что только не бывает на свете, и супруги разводятся. Я свободный человек. А с Танганьикой покончено».
Юрий Любимов, основатель и художественный руководитель Московского театра на Таганке, на вечере, посвященном 45-летию театра.
Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина, рассуждает о модном театре, PR-технологиях и недостоверном бла-бла-бла.
Любимов даже хотел лишить Театр на Таганке репертуара и запретить ему постановку собственных спектаклей, но, к счастью, этого не произошло. В любом случае, после переименования театр по привычке будет называться Театром на Таганке. «Я бы ориентировался на название улицы, мне бы это понравилось больше всего», — выступает Марк Захаров. Однако, как известно, согласно московскому законодательству, «присвоение имен известных жителей Москвы, граждан Российской Федерации и иностранных граждан возможно только новым улицам или по истечении десяти лет после смерти указанных лиц, за исключением случаев, когда такое присвоение предложено Президентом Российской Федерации и (или) Мэром Москвы». Сергей Собянин поддержал общественную инициативу по присвоению имени Любимова улице всего через несколько дней после его смерти: «Я дал соответствующие указания по этому вопросу. Прошло четыре года, но о судьбе будущей улицы имени Любимова ничего не известно. Это шанс напомнить об этом местной администрации.
Художественный руководитель Музыкального театра Михаил Швыдкой делится суждением о миссии искусства, рэп-опере на старый сюжет и обстановке его дебюта.
Также Алексей Бородин подметил, что «в театре кто-то должен нести ответственность за все». Художественный руководитель Русского драматического театра делает акцент на личной ответственности, брауновском движении и инновационной энергии нового поколения режиссеров.