Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах и пел соло. Любительские концерты и спектакли были очень популярны в то время. Иван Иванович выступал с самодеятельным ансамблем, а для соседей семья устраивала представления во дворе, в которых участвовали и дети. Маленькая Клава также была увлеченной певицей и актрисой.
«Передайте товарищу Сталину, что у меня выходной!» Какой была легендарная Клавдия Шульженко
В годы войны ее песни стали символом грядущей победы. Она пела на лучших сценах Советского Союза, на заполненных стадионах, но нигде ее песни не были так ценимы и слышны, как в наполненных дымом и порохом солдатских бункерах, в палатах госпиталей и в цехах ленинградских заводов.
Сегодня, 24 марта, исполняется 115 лет со дня рождения Клавдии Ивановны Шульженко, всенародной любимицы, легенды советской сцены. Ее кристально чистый голос, звучавший как колокольчик, тихая, нежная грация и удивительный артистический талант очаровывали всех без исключения — от простых крестьян, солдат и рабочих до кремлевских небожителей. Она пела о простых вещах, понятных каждому, и именно поэтому казалась такой близкой и знакомой. Хотя Шульженко, в отличие от не менее популярной Лидии Руслановой, работала в жанре эстрадной песни, она всегда оставалась истинно народной певицей.
Но, несмотря на оглушительную славу, ее жизнь была полна трудностей и трагедий, и хотя ее любили миллионы, она так и не обрела счастья, о котором мечтала в личной жизни. Вот история о том, как Клавдия Шульженко потеряла голос, ушла со сцены, оскорбила сына Сталина и вспомнила человека, которого видела в свои последние годы.
«И охота вам петь про кирпичный завод?»
Клавдия Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железных дорог. При всей серьезности своей профессии, Иван Иванович Шульженко был очень творческой личностью: он играл на духовых инструментах, прекрасно пел и даже был членом кружка художественной самодеятельности. С ранних лет маленькая Клава принимала участие в любительских спектаклях, которые ее семья ставила для соседей и друзей на хуторе. Но в школе девочка полюбила не музыку, а литературу: она с увлечением читала стихи русских поэтов и мечтала о театре.
И все же талант девушки к пению нельзя было не заметить. Талант Клавы не ускользнул от зоркого глаза ее учителя, Никиты Леонидовича Чемезова, профессора Харьковской консерватории. Говорят, что он убедил юную Шульженко, что пение — это ее призвание. Однако Клава начала петь в четыре года, и консерватория лишь помогла ей «обрезать» этот невероятный голос, данный ей природой.
Но желание стать актрисой не покидало девушку. В возрасте 17 лет Клава пришла на прослушивание в Харьковский драматический театр под руководством Николая Синельникова. Вместе с другом они исполнили несколько песен и разыграли небольшую сценку. Девушкам аккомпанировал композитор Исаак Дунаевский, который в то время был еще очень молод и малоизвестен. Синельников оценил способности Шульженко и принял ее в труппу. Молодая актриса брала небольшие эпизодические роли в театре, но участвовала во всех развлекательных мероприятиях, а также выступала в рабочих клубах и харьковских павильонах. В 1923 году состоялся певческий дебют Шульженко: она исполнила романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь».
Но и консерваторию он не бросил: После утренних репетиций в театре он спешил в класс, где занимался пением, музыкой и танцами, изучал хореографию балета. А вечером он спешил в театр, чтобы посетить следующее представление. Кстати, именно Синельников научил Шульженко «играть» каждую исполняемую ею композицию. «Вы должны играть песню и играть все ее части», — говорил он. Шульженко хорошо усвоила урок и в дальнейшем, сосредоточившись на карьере певицы, не переставала быть актрисой. Наделенная невероятной пластичностью, она тщательно подбирала свои жесты к каждой строчке, к каждому слову. Для каждой песни у нее был готов свой тон и образ, будь то знаменитый синий платочек в руке или элегантно свернутая сигарета.
Первые ступеньки популярности Шульженко появились с так называемыми «дворовыми» песнями. Благодаря знакомству с композитором Павлом Германом в ее репертуаре появились такие песни, как «Записка», «Шахта №3», «Не жалею» и, конечно же, знаменитая «Кирпичи» («Песня о кирпичном заводе»). Последняя впоследствии стала своего рода «шаблоном» для многих городских баллад. Кстати, с этой песней связана и история знакомства Клавдии Шульженко с ее первым женихом — поэтом Иваном Григорьевым. Эту историю рассказал Михаил Куницын, режиссер и биограф Клавдии Шульженко:
«Все началось с того, что Григорьев подарил ей первый в ее жизни букет цветов (в то время у Шульженко не было поклонников). Но слова его были не очень лестными: «И зачем тебе петь о кирпичном заводе? Тогда Клавдия бросила букет в стоящую перед ним урну, что только раззадорило Григорьева. И он делал все возможное, чтобы доставить ей удовольствие. Григорьев был типичным типом 1920-х годов: он носил клетчатый пиджак и любил все оригинальное. Конечно, условно его называли поэтом. Он что-то сочинил и несколько раз появлялся в клубе. Он проповедовал Клаевой идеи Александры Коллонтай: любви нет, есть только физическое влечение. Однако мать Клявы была строгой женщиной, она не могла командовать Коллондай, не допускала свободной любви и заставила ее отложить свадьбу на год. Этот год оказался роковым для Григорьева.
«Передайте товарищу Сталину, что у меня выходной!»
Брак Шульженко распался из-за другого молодого человека, который впоследствии стал не только ее мужем, но и импресарио или, как бы мы сказали сегодня, «пиар-менеджером». Молодой артист, танцор чечетки и куплетов Владимир Корали покорил ее сердце. Они познакомились в Ленинграде, куда Клавдия приехала в 1928 году. Северная столица приняла ее довольно прохладно: если в Харькове люди стекались, чтобы увидеть Сульзенко, то в Ленинграде ее никогда не слышали. Но бойкую Клаву это не обескуражило.
В мае она впервые выступила на сцене Мариинского театра, а в 1929 году стала членом Ленгосэстрады. В октябре 1931 года она дебютировала в Ленинградском концертном зале с исполнением «Условно убитого», музыку к которому написал Дмитрий Шостакович. Эта работа вновь свела ее с Исааком Дунаевским, который дирижировал оркестром. Именно здесь, в музыкальном центре, она встретила своего будущего мужа.
Коралли решил сделать из Шульженко звезду и с энтузиазмом принялся за работу. Но без связей было практически невозможно пробиться на радио малоизвестному певцу, а организовать концерт было еще сложнее. Тогда Коралли нашел нестандартное решение.
«Мы должны были делать только одно: петь перед сеансами в кинотеатрах, день за днем. Доходило до того, что люди приходили в кинотеатр послушать Шульженко, а половина зрителей не шла на сеанс. Они получили билеты только на две или три ее песни. Тем не менее, это был всего лишь локальный хит. Но у семьи уже были деньги, — говорит Михаил Куницын.
В 1932 году у Клавы и Владимира родился сын Игорь. Шульженко всегда называла его «самым важным человеком» в своей жизни. Семье выделили две скромные комнаты в коммунальной квартире, но она хотела жить красиво. Она никогда не училась экономить деньги или вести домашнее хозяйство — это было не для нее. Но в отсутствии вкуса у женщины не было ничего плохого: Ее концертные (и повседневные) платья вызывали зависть и восхищение соседей, а дорогие украшения в ее комнатах приводили их в восторг. Она любила вещи с историей: ходили слухи, что купленный ею предмет мебели когда-то принадлежал одной из фрейлин царицы Александры Федоровны, а серебряные ложки — самому Михаилу Кутузову.
Кинокарьера Шульженко не была столь успешной, как ее театральная карьера, но в ее арсенале все же есть несколько кинопроектов. Ее дебютом стал немой фильм «Кто твой друг?» режиссера Михаила Авербаха 1934 г. В том же году певица получила еще более заманчивое предложение: ее пригласили сняться в первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята». И снова ей помогла дружба с Исааком Дунаевским, который написал музыку к этому легендарному фильму. Композитор рекомендовал Шульженко на роль Анюты, Леонид Утесов также высказался за ее кандидатуру. Но режиссер Григорий Александров вынес суровый приговор: «Она не подходит!». И ей досталась главная роль его жены Любови Орловой. В дальнейшем Шульженко редко появлялась на экране, но зрители могли слышать ее голос — она часто участвовала в дубляже фильмов.
В 1936 году были выпущены первые пластинки с песнями Клавдии Шульженко. А в 1938 году молодой композитор Илья Жак написал для Шульженко песню «Андрюша» — это был ее первый хит. Песня стала настолько популярной, что люди стали называть всех мальчиков, родившихся в то время, Андрюшами. Воодушевленный ее успехом, Коралли продолжал продвигать свою жену везде, где только мог. В 1939 году он уговорил Клавдию принять участие в Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады. На самом деле, певица очень нервничала перед выходом на сцену и смогла занять только четвертое место. Но это пошло ей на пользу: Шульженко смогла записываться в большой студии, и ее альбомы стали расходиться по всему Советскому Союзу.